Алексей Маланов - Красные соколы: советские асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Звезда Героя Советского Союза

Маланов Алексей Алексеевич

А.А.Маланов.

Родился 30 Августа 1917 года в городе Ярославле в семье потомственных текстильщиков. Закончил 7 классов средней школы. В 18 лет Алексей Маланов по комсомольской путёвке был направлен в Одесскую военную школу лётчиков. Был назначен в 6-ю шестаковскую авиационную эскадрилью 3-й авиационной армии особого назначения.

С формированием 69-го ИАП вся 6-я истребительная эскадрилья вошла в его состав.

В составе 69-го А. Маланов вступил в Великую Отечественную войну и с Августа 1941 года участвовал в героической обороне Одессы.

Совершил 168 боевых вылетов, в том числе 67 на штурмовку позиций, боевой техники и аэродромов румыно - немецких войск. Провёл более 40 воздушных боёв, в которых сбил лично 3 и в групповых боях 2 самолёта противника.

5 Ноября 1941 года постановлением военного совета Южного фронта награждён орденом Красного Знамени  (посмертно).

Удостоен звания Героя Советского Союза Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 Февраля 1942 года  (посмертно).

*     *     *

Красавица Одесса, где Маланов обрёл крылья, Одесса, воспетая Пушкиным и взрастившая потёмкинцев, была окружена фашистскими полчищами, а за черноморской жемчужиной - вся страна, его, Маланова, Родина. Об этом он говорил на митинге эскадрильи в тот самый день - 3 Июля 1941 грда, когда Родина призвала отстаивать каждую пядь советской земли, драться до последней капли крови за наши советские города, сёла.

Быстрое приближение румынских войск к Одессе ставило перед полком особые, не свойственные истребителям задачи - штурмовыми ударами по врагу помочь наземным войскам сдержать натиск захватчиков.

Как добиться максимального эффекта штурмовой атаки ?   Мысль эта не давала покоя Маланову в те дни. Вылетая на задания, он не только мысленно "прослеживал" возможный вариант штурмовки позиций противника, но и сам проверял на практике жизнеспособность и целесообразность задуманного маневра, в основе которого было изменение угла пикирования во время атаки вражеских наземных целей.

С первых же вылетов на штурмовку противника Маланов действовал дерзко и решительно, порой даже рискованно, словно испытывал самого себя. Мало кто в полку мог совершать такое крутое и длительное по времени пике, как Алексей. Эффект от увеличения угла пикирования, безусловно, был немалый, но и риск - тоже.

Выпустив эресы, Маланов несколько секунд наблюдал за ними, потом делал новый заход для сброса бомб. И так несколько раз вводил и выводил свой И-16 из одной атаки в другую, то почти касаясь земли во время крутого пике, то резко взмывая вверх, пока не убеждался, что цель уничтожена.

Так Маланов действовал и 22 Июля, когда 6 И-16 нанесли мощный удар по вражеской коннице в районе Балаклея. Тогда наши лётчики не смогли назвать начальнику штаба полка точную цифру уничтоженных конников: эффект удара был максимальный.

*     *     *

К тому времени налёты вражеской авиации на Одессу участились. Несмотря на мужественное сопротивление наших лётчиков, город всё-таки серьёзно страдал от бомбардировок. Трудно было противостоять массированным налётам фашистов, слишком малочисленными были наши авиационные силы в начальный период войны.

"Алексей мучительно переносил каждый налёт гитлеровцев на город, - вспоминала впоследствии жена Маланова Варвара Ивановна. - Как-то раз он забежал поздно вечером домой после налёта 3-х самолётов противника, сбросивших бомбы на город и дома начсостава авиагородка. Дочурка уже спала, Алексей, нагнувшись к ней, взволнованно сказал: "За тебя, за наш город, нашу Родину и народ не ждать фашистам пощады от меня..."   Когда он участвовал в отражении налёта противника, то себя не жалел, думал только о городе, о тех людях, которые в нём остались".

На помощь осаждённой Одессе прилетели группы бомбардировщиков ДБ-3 и СБ из авиачастей Севастополя. Прикрывали их во время боевой работы истребители 69-го ИАП.

1 Августа 1941 года 9 самолётов под командованием Подполковника А. Н. Марьинского поднялась в назначенное время в воздух, чтобы прикрыть боевую работу группы СБ 70-й авиационной эскадрильи в районе Дубоссар. И-16 шли за группой СБ немного выше их. При подходе их к цели самолёты были встречены и атакованы 4 Ме-109, которые старались прорваться к СБ. Связать боем "Мессеров", чтобы дать возможность нашим СБ отбомбиться и под защитой истребителей возвратиться на свой аэродром, было главной задачей наших лётчиков. Но истребители врага в бой с И-16 не вступали, а пытались нанести удар по бомбардировщикам.

Вот тогда и проявился характер Маланова и его лётчиков. Хотя строй СБ рассыпался, не затрудняло действия наших истребителей, Маланов так закрутил "Мессеров", что им было уже не до наших бомбардировщиков. Алексей и его ведомый заставили Ме-109 перейти в оборону. На помощь пришла вторая пара И-16.

Бой затянулся, горючего у наших лётчиков оставалось совсем мало. Но они твёрдо придерживались правила сопровождать СБ к месту посадки. Звену Марьинского пришлось садиться на дозаправку в Выгоде, а звену Маланова - на аэродроме Цебриково. Действия Алексея в бою были поставлены в пример всему лётному составу полка.

Когда девятка наших истребителей перелетела на свой аэродром, техники принялись накладывать заплаты на повреждённую в бою обшивку почти у всех самолётов. А через час эти 9 машин вылетели на новое, боевое задание.

*     *     *

В начале Августа 1941 года Маланов стал заместителем командира 3-й эскадрильи. Теперь ему приходилось водить в бой не только одно - два звена, но и всю эскадрилью.

Лётчики полка добывали немалую информацию о противнике, которая была очень нужной командованию Одесского оборонительного района. Маланов нередко участвовал в таких разведывательных полётах, относился к ним чрезвычайно серьёзно, зная, что от результата воздушной разведки может зависеть многое.

13 Августа 1941 года 4 И-16 под командованием Маланова, производя разведку, установили следующее: многие дороги, ведущие к Одессе, забиты вражескими войсками и техникой. Это свидетельствовало о том, что гитлеровцы стремятся во что бы то ни стало овладеть городом, причём в максимально короткие сроки, не считаясь с собственными потерями. Настораживал тот факт, что противник сосредоточил в районе, прилегающем к городу, огромное количество артиллерии и танков, видимо, планируя массированный удар по важному стратегическому пункту.

Ведя разведку, Маланов не переставал следить за воздухом. И когда в районе железнодорожной станции Кримидовки появился вражеский самолёт, он был атакован Малановым и пошёл на вынужденную посадку. Проследив за его посадкой в открытом поле, Маланов снизился до бреющего и дал по нему очередь. Наши лётчики видели, как вражеский самолёт вспыхнул и экипаж его бросился в разные стороны.

"В другой раз, - писали в те дни политработники полка Б. Гловацкий, К. Пирогов, А. Ванеев, - Маланов повёл краснокрылые истребители на разведку в тыл противника. Возвращаясь с задания, они встретили группу из 17 фашистских истребителей. Отважные советские лётчики приняли бой с численно превосходящим противником в его глубоком тылу. Гитлеровцам так и не удалось сбить ни одного советского самолёта".

Обстоятельные и достоверные сведения, полученные воздушной разведкой, давали возможность принять необходимые решения, чтобы сорвать коварные замыслы врага, сжимавшего кольцо вокруг города.

Всё ожесточённее становились бои за Одессу, и от каждого вылета наших авиаторов требовалась максимальная эффективность и самоотверженность: только таким образом можно было противостоять огромным по численности силам гитлеровцев.

В середине Августа 1941 года Алексей Маланов был представлен к награждению орденом Красного Знамени. 20 Августа командующий Приморской армией объявил благодарность 15 особо отличившимся бойцам и командирам 69-го авиаполка. В их числе был и Алексей Маланов, получивший в качестве подарка наручные часы.

В аттестации, представленной на Алексея Маланова, командование полка писало, что он "в борьбе с германскими фашистами проявил себя как бесстрашный лётчик... по своим деловым качествам, проявленному героизму и бесстрашию в борьбе с врагом достоин внеочередного присвоения звания - Старший лейтенант".

К тому времени на счету Алексея было уже более 100 боевых вылетов.

Возобновив во второй половине Августа наступление в южном секторе обороны, в направлении местечка Фрейденталь и села Дальник, противник поставил перед собой задачу отрезать советские войска в этом секторе от основных сил оборонительного района, а также получить возможность обстреливать Одессу из дальнобойных орудий с юга.

В последних числах Августа Маланов вновь участвовал в разведывательном полёте. На этот раз он летел в группе под командованием Шестакова. Группа вступила в схватку с 3 Me-109 и 4 PZL-24. В горячке боя Алексей не заметил, как был ранен. Уже возвращаясь с задания, обратил внимание на острую боль в ноге. Выбраться самому из кабины самолёта не хватило сил. Механики с большой осторожностью отнесли его на руках в лазарет.

Доктор Шаньков принял меры первой необходимости и, уступая настоянию Маланова, не отправил его в госпиталь. Через несколько дней Маланов снова участвовал в боевых вылетах.

21 Сентября в связи с подготовкой морской десантной операции Маланов получил задание уточнить полученные от попавшего в плен румынского лётчика сведения о противнике в районе Баден и Зельцы. Его звено сумело скрыто подойти к вражеским аэродромам, расположенным в этом районе, и произвести разведку сил гитлеровцев. Было обнаружено, что здесь сосредоточено большое количество самолётов типа PZL P-24 и Henschel Hs-126.

Решили нанести одновременный удар двумя группами. Основную из них поручили вести Шестакову, вторую - Рыкачеву. Маланов вёл своё звено в составе шестаковской группы. Задание было выполнено успешно. Маланов оказался среди тех, кто был отмечен командованием как особо отличившийся в бою.

В конце Сентября в связи с осложнившейся обстановкой в городе командование оборонительного района решило использовать уходящие из Одессы корабли для эвакуации семей её защитников. На одном из пароходов в тыл страны Алексей Маланов отправил в те дни жену Варвару Ивановну с маленькой дочкой.

Когда 4 Октября румынские дивизии снова двинулись в наступление, нанося главный удар на Дальний, лётчики 69-го полка, взаимодействуя со своими наземными войсками, штурмовали сухопутные части противника, летали на разведку и прикрывали с воздуха Одессу. В 9:00 в составе 6 И-16 на штурмовку пехоты противника в районе Дальника вылетел Алексей Маланов. Видимость в связи с задымленностью района была плохая. При подходе к цели наши истребители были обстреляны огнём зенитной артиллерии противника. Но ничто не могло остановить лётчиков. 5 раз атаковали они врага в районе высот 68,8 и 22,7. Когда же вышли из последней атаки, то вынуждены были вступить в бой с 6 Ме-109. Возвратилась на аэродром 5 И-16. Алексей Маланов не вернулся с боевого задания.

В приказе командующего войсками Южного фронта указывалось, что при штуруовке вражеских войск в районе Дальника Одесской области Старший лейтенант А. А. Маланов, будучи раненым, врезался в гущу вражеских войск на повреждённом в бою самолёте.

Имя А. Маланова увековечено в городе - герое Одессе. Именем Алексея Маланова названа одна из улиц в Ярославле. Многим из его юных земляков оно открыли путь в небо - в авиацию, а бывшая работница того же, что и Маланов, коллектива комбината "Красный Перекоп" Валентина Терешкова шагнула в космос. Там же, в Ярославле, живёт его вдова Варвара Ивановна. Она поддерживает тесную связь с ветеранами полка. Стала специалистом его дочь, растёт внук, названный в честь деда Алексеем.

(Из книги Дмитрия Яковлевича Зильмановича - "На крыльях Родины".  Алма - Ата, 1985 год.)

Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz