Михайлов Михаил Яковлевич - советский военный летчик - Красные соколы: советские асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

Михайлов Михаил Яковлевич

Михаил Михайлов родился в 1919 году. После окончания военной авиационной школы пилотов служил в строевых частях ВВС. С Мая 1942 года Младший лейтенант М. Я. Михайлов на фронтах Великой Отечественной войны. Сражался в составе 14-го Гвардейского ИАП, летал на "Яках".

Летом 1943 года, по инициативе корреспондента фронтовой газеты "На страже Родины" Владимира Смолина, была напечатана серия статей Гвардии старшего лейтенанта М. Я. Михайлова "Год в воздушных боях  (записки лётчика - истребителя)".

Ленинградцу, потерявшему во время блокады родителей, Михаилу Михайлову были свойственны жгучая ненависть к врагу, жажда победы, растущее боевое умение. Он обладал способностью анализировать свои действия и не допускать повторения допущенных ранее ошибок. В то время Михайлов уже нарисовал на своём "Яке", который был подарен ему Саратовскими колхозниками, более 10 маленьких звёзд - по числу сбитых им вражеских самолётов.

"Минувший год был для меня и моих товарищей, - писал он, - большим воздушным университетом. Совершенствуясь в боях, мы непрерывно ощущали свой рост. Этому, конечно, способствовало то, что мы воевали на первоклассных истребителях конструкции Героя Социалистического Труда А. С. Яковлева. Летая на них, мы чувствовали своё превосходство, диктовали врагу свою волю и побеждали".

В.Смолин (слева).

Владимир Смолин  (слева)  был хорошо известен авиаторам.

Газета сопроводила заключительный очерк молодого авиатора следующим примечанием: "Путь Михайлова - это путь десятков молодых пилотов. Успех лётчика в бою основывается на широкой и разносторонней лётно - тактичеокой и технической подготовке, основа которой закладывается ещё в авиаучилище. Но весь комплекс знаний и практических навыков, необходимых для успешной боевой работы, лётчик получает уже в части. Ни на один день пилот не должен забывать о своём совершенствовании. Об этом говорит опыт Михайлова. Частая смена тактических приёмов борьбы в воздухе, превосходные качества нашей материальной части требуют от него постоянной тренировки и учёбы".

14 Февраля 1943 года 14-й Гвардейский ИАП, имея в полной боевой готовности 24 экипажа, приступил к систематической боевой деятельности по сопровождению штурмовиков и бомбардировщиков. Истребители в этот период действовали по коммуникациям немцев, мешая им подтягивать резервы к Ленинградскому фронту, а также подавляли тяжёлую артиллерию противника, обстреливающую Ленинград и наступающие части Красной Армии.

19 Марта группа наших истребителей на самолётах Як-1 вылетела на разведку поля боя в район Красный Бор, Саблино, Ульяновка, Чёрная речка. В районе Новое Лисино 14 истребителей противника атаковали группу Филипповского, завязался бой. Самого Филипповского зажала в кольцо четвёрка истребителей противника. Самолет командира подбили. Филипповский выпрыгнул и, раскрыв парашют, стал спускаться на территорию, занятую противником. Напряжение боя росло. Атаки наших лётчиков были стремительны и точны. Первый самолёт противника был сбит Гвардии капитаном М. Лобановым, второй сбил И. Дубовик, а третий - Гвардии старший лейтенант М. Михайлов. В этом бою, который длился несколько минут, кроме Филипповского был сбит и Гвардии старший лейтенант А. Севрюков.

Весной 1944 года большой успех одержала группа командира 2-й эскадрильи Гвардии капитана Н. Зеленова. 9 Марта в первом же бою Гвардейцы встретили 40 самолётов противника. Гвардии старший лейтенант М. Михайлов и лётчик Хайдин сковали боем немецких истребителей, а Зеленов с тремя остальными лётчиками врезался в строй бомбардировщиков. Зеленов и Камеко сбили по 2 Ju-87, всего же в воздушном бою было сбито 6 самолётов противника без потерь со своей стороны  (один Ju-87 - на счету М. Я. Михайлова). В этот день эскадрилья сбила 14 истребителей и бомбардировщиков противника, но погиб Младший лейтенант Павел Пономарёв, у которого не раскрылся парашют.

К Маю 1945 года Гвардии капитан М. Я. Михайлов выполнил 251 боевой вылет. Проведя 30 воздушных боёв, сбил 13 самолётов противника.   [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 9 личных и 4 групповые победы лётчика. ]

Награждён орденами: Красного Знамени, Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды; медалями.

*     *     *

Некоторую информацию о М. Я. Михайлове можно найти и в воспоминаниях Героя Советского Союза А. К. Ткаченко - "Записки воздушного разведчика":

"Прорвав кольцо блокады, советские войска закрепились на отвоёванном участке и прочно удерживали занятые позиции. Но положение на Ленинградском фронте оставалось напряжённым. Гитлеровские генералы не хотели примириться с поражением, пытались перейти в контрнаступление и вновь замкнуть кольцо.

Расчленить оборону наших войск немцы намеревались в районе Отрадное - Антропшино. Их целью было отрезать плацдарм у Невской Дубровки и выйти на Уткину заводь.

Установить концентрацию вражеских войск в районе Антропшина удалось с помощью воздушной разведки. Наши самолёты здесь встречал не только плотный зенитный огонь, - в воздухе постоянно патрулировали "Мессершмитты". Это вызывало подозрение. Решено было во что бы то ни стало разведать этот район.

На задание послали Владимира Матвеева. Ему удалось избежать встреч с "Мессерами". Прорвавшись сквозь сплошную завесу огня, Матвеев на высоте 600 метров пронёсся над вражеской территорией и заснял весь участок. Дешифровка показала: у Антропшина скопление танков и пехоты.

Массированный удар нашей авиации по этому району сорвал планы гитлеровцев. Владимир Матвеев за блестящее осуществление разведывательного полёта в чрезвычайно трудных условиях был представлен к ордену.

Летал Владимир много и хорошо. Не раз попадал в трудное положение и всегда благополучно возвращался домой, Но однажды ему не повезло...

Вылетел он в паре с Петром Комаровым на разведку в район Ульяновка - Тосно. Выполнив задание, лётчики взяли курс на свой аэродром. И тут они заметили чуть в стороне вражеский аэростат, с которого гитлеровцы корректировали стрельбу дальнобойной артиллерии по Ленинграду.

Развернувшись, И-16 пошли в атаку. Лётчики увлеклись и не заметили, как со стороны солнца к ним устремились "Мессеры". Цель разведчики успели поразить, но и сами попали под огонь немецких истребителей. Длинная пушечно - пулемётная очередь прошила машину Матвеева. Истребитель клюнул носом и пошёл к земле. С трудом удалось выровнять самолёт и посадить его в поле "на брюхо". Комаров отбился от немцев и вернулся домой. Как садился Матвеев, он в пылу боя не заметил.

Судьба Владимира волновала всех. На 3-й день Матвеев вернулся в полк.

На И-16 он больше не сел. Полк получил новые машины. Як-9 имел приличную скорость, мощное вооружение.

- Ну, попадись мне теперь этот "Пиковый туз", - говорил Владимир.

Дело в том, что сбил Матвеева, как потом выяснилось, фашистский ас. Комаров и сам Матвеев заметили, что на фюзеляже "Мессершмитта" нарисован пиковый туз.

- Не твоя это забота, - пытался охладить пыл Матвеева Пётр Комаров. - С ним рассчитаются наши соседи.

Комаров имел в виду лётчиков 14-го Гвардейского истребительного полка. Так оно и случилось.

В одном из полётов жертвой гитлеровца стал опытный лётчик - истребитель М. Я. Михайлов. Он подвергся нападению, возвращаясь с задания на повреждённой машине. Немец внезапно атаковал его и поджег самолёт. К счастью, это случилось над нашей территорией. Михайлов спасся на парашюте.

Получив новую машину, Михайлов в паре с другим лётчиком несколько дней искал встречи в воздухе с гитлеровским асом. Она состоялась. "Мессершмитт" с пиковым тузом на фюзеляже был сбит, немецкий лётчик оказался в плену. На допросе он заявил, что за годы войны в Европе сбил более 200 самолётов. Так ли это было или нет, но под Ленинградом карьера его закончилась..."

*     *     *

Список всех известных побед Гвардии капитана М. Я. Михайлова:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
119.03.1943 г.1  FW-190ПушкинЯк-1, Як-7, Як-9.
223.03.1943 г.1  Ме-109  (в группе - 1 / 4)Федоровское
303.04.1943 г.1  FW-190  (в группе - 1 / 5)Синявино
41  FW-190  (в группе - 1 / 5)зап. Апраксин Городок
51  FW-190  (в группе - 1 / 5)Березовка
608.04.1943 г.1  FW-190сев - вост. Петергоф
709.05.1943 г.1  FW-190Рождественское
809.06.1943 г.1  FW-190вост. Манушкино
918.06.1943 г.1  FW-190юго - зап. Волхов
1021.06.1943 г.1  FW-190зап. Большая
1130.09.1943 г.1  Ме-109Ново - Паново
1209.03.1944 г.1  Ju-87Вивикона
1326.03.1944 г.1  Ме-109сев - вост. ст. Вайвара

      Всего сбитых самолётов - 9 + 4.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz