Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Звезда Героя Советского Союза

Пирожков Борис Григорьевич

Пирожков Б.Г.

Родился 17 Июля 1917 года в Перми, в семье рабочего. Окончил 7 классов и школу ФЗУ, работал фрезеровщиком на машиностроительном заводе. Учился в аэроклубе. С 1937 года в Красной Армии. В 1939 году Борис Пирожков окончил Пермскую военную авиационную школу пилотов.

С Июня 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны. К 4 Сентября 1942 года командир эскадрильи 787-го истребительного авиационного полка   (125-я истребительная авиационная дивизия, Войска ПВО территории страны)  Старший лейтенант Б. Г. Пирожков совершил 242 боевых вылета, в воздушных боях сбил 5 самолётов противника  (4 лично и 1 в группе), 2 из них - тараном. В последнем бою был тяжело ранен, но сумел привести самолёт на свой аэродром и посадить его, после чего скончался.

14 Февраля 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. Награждён орденами Ленина (дважды).

Похоронен в городе Тула, где его имя помещено на стеле - памятнике Героям. В Перми его именем названа улица, на зданиях школы и аэроклуба, где он учился, установлены мемориальные доски.

*     *     *

Среди тех, кто в первый, труднейший период Великой Отечественной войны защищал небо Москвы, был лётчик - истребитель Борис Пирожков. Окончив лётную школу, Младший лейтенант Пирожков в Июне 1940 года прибыл в 124-й истребительный авиационный полк. Отсюда на рассвете 22 Июня 1941 года он совершил свой первый, боевой вылет, которых потом было немало.

В один из Сентябрьских дней 1941 года на южных подступах к Москве был обнаружен фашистский бомбардировщик, который шёл курсом на столицу. На перехват разведчика поднялись 2 МиГ-3, пилотируемые Младшими лейтенантами Пирожковым и Довгим. Заметив советских истребителей, фашист повернул назад. Наши лётчики атаковали его. Прикрываемый ведомым, Пирожков зашёл вражескому разведчику в хвост и открыл огонь. Тот ответил тем же.

Маневрируя по высоте и курсу, фашист пытался уйти. Пирожков не упускал его из виду. Фашист, безусловно, был бы сбит, но вдруг при нажатии на гашетку Пирожков не услышал выстрелов пулемётов. Мгновенно вспомнились слова однополчанина лётчика Кокарева, совершившего один из первых в истории Великой Отечественной войны таранов: "Не надо бояться тарана... Не уничтожил врага огнём, бей его своим самолётом... Враг не должен уйти".

- Иду на таран ! - передал Младший лейтенант на командный пункт полка.

Увеличив скорость, отважный лётчик ринулся на врага. Когда до бомбардировщика оставалось 2 метра, Пирожков отдал ручку управления от себя и винтом своего самолёта ударил по хвостовому оперению бомбардировщика. Несмотря на повреждение стабилизатора и руля высоты, фашистский самолёт продолжал полёт. Тогда Довгий винтом своего истребителя отсёк у вражеской машины хвостовое оперение. Немецкий разведчик резко накренился и вошёл в своё последнее пике. А советские лётчики благополучно вернулись на аэродром, где их горячо поздравили боевые друзья с победой.

Истребитель МиГ-3.

В один из дней Сентября 1941 года Пирожков опять вылетел на перехват вражеского самолёта. На командный пункт полка поступили данные: с того же южного направления к Москве на большой высоте, летит вражеский самолёт - разведчик.

- "Пирожкову - взлёт !" - передал дежурный телефонист. Секунды - и истребитель в небе. Когда вражеский лётчик увидел его, то стал набирать высоту, забираясь всё выше и выше. Набирал высоту и советский истребитель: 4000, 5000, 6000 метров... Фашистский разведчик продолжал подниматься.

"Помните, что самое дорогое, самое святое для советского человека - Родина, её честь, её независимость. Поэтому обнаруженный вражеский самолёт должен быть уничтожен любой ценой", - так напутствовал командир полка Пирожкова и его товарищей перед заступлением на боевое дежурство.

Пирожков, надев кислородную маску, также набирал высоту. Фашистский самолёт он настиг на высоте 10000 метров. Подойдя к нему ближе, Пирожков открыл огонь. "Юнкерс" начал маневрировать, ведя беспорядочный ответный огонь. Вот у него задымил левый мотор, но он продолжал полёт. Ещё одна атака советского лётчика - и немецкий самолёт, окутанный дымом и пламенем, стал падать.

Пирожков Б.Г.

Бой, проведённый советским лётчиком на высоте 10000 метров, стал, как писала в Сентябре 1941 года газета "Правда", выдающимся событием в истории советской авиации.

Любое задание командования Пирожков воспринимал как приказ Родины. Он храбро сражался с воздушным и наземным врагом. В тревожные осенние дни 1941 года часто вылетал на штурмовку вражеских войск.

В один из Ноябрьских дней Лейтенант Б. Г. Пирожков получил задание разведать сосредоточение немецких войск на Волоколамском направлении. Следуя по указанному маршруту, он обнаружил группу танков противника, замаскированных в кустарнике. Затем увидел, что к этому же лесу направлялась ещё одна колонна фашистских танков. Тут же в район сосредоточения вражеских войск были направлены наши бомбардировщики, которые уничтожили много техники и живой силы противника.

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, и отвагу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 Марта 1942 года Борис Григорьевич Пирожков удостоился ордена Ленина. Получив награду, он обратился с письмом на имя Верховного Главнокомандующего. В нём отважный командир эскадрильи писал: "Коль враг лезет сломя голову, мы, лётчики - истребители, будем уничтожать его ещё яростнее, ещё беспощаднее".

Горячая любовь к Родине, жгучая ненависть к врагу, смелость и храбрость - вот качества, отличавшие Бориса Пирожкова.

4 Сентября 1942 года на дальних подступах к Москве была обнаружена группа бомбардировщиков врага. Несколько выше, летели сопровождавшие их истребители Ме-109.

Б.Г.Пирожков у своего МиГ-3.

Подав команду "Атакуем !", Пирожков, возглавлявший эскадрилью, первым ринулся на врага и несколькими очередями поджёг ведущего "Хейнкеля-111". Затем, сманеврировав, устремился на другой вражеский бомбардировщик, который летел под прикрытием 6 "Мессеров". Поймав врага в прицел, советский лётчик выпустил 2 длинные очереди. Но и самолёт Пирожкова попал под вражеский огонь: вышла из строя пушка. Тогда Пирожков, дав газ, винтом своего истребителя ударил по "Хейнкелю". МиГ-3 стремительно понёсся к земле. Пирожков, получив тяжёлые ранения, потерял сознание. Когда до земли оставалось метров 100, сознание вернулось к лётчику. Он выровнял машину и, превозмогая боль, привёл её на свой аэродром.

Пирожков Б.Г.

Когда боевые друзья подбежали к кабине комэска, он был ещё жив. Отважный сын Родины до конца выполнил свой воинский долг.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 Февраля 1943 года Пирожкову Борису Григорьевичу посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

Наш народ помнит и чтит память тех, кто не вернулся с полей сражений, кто за счастье ныне живущих шёл в пекло боя и вырывал у врага победу. Помнит и Лейтенанта Бориса Пирожкова. На здании школы № 51, которую он окончил, и на здании аэроклуба, где учился, а впоследствии обучал курсантов, установлены мемориальные доски в честь Героя. Имя бесстрашного лётчика носит одна из улиц Перми - города его детства.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz