Потапов Сергей Иванович - советский военный летчик Герой Советского Союза - Красные соколы: советские асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Звезда Героя Советского Союза

Потапов Сергей Иванович

Потапов С.И.

Родился 23 Сентября 1920 года в деревне Слободка, ныне Козельского района Калужской области, в семье служащего. Жил в городе Владимир. В 1939 году окончил 10 классов средней школы и аэроклуб. С 1940 года Сергей Потапов в Красной Армии. В 1941 году окончил Балашовскую военную авиационную школу пилотов. Служил в запасном авиационном полку, где освоил штурмовик Ил-2.

С Июля 1943 года в действующей армии. Был старшим лётчиком, командиром звена, заместителем и командиром эскадрильи. Воевал на Ленинградском и 3-м Белорусском фронтах. Участвовал в обороне Ленинграда, в боях по снятию блокады Ленинграда, в освобождении Ленинградской области, в боях на Карельском перешейке, в Эстонии и в Восточной Пруссии.

К Октябрю 1944 года командир звена 15-го Гвардейского Невского штурмового авиационного полка  (277-я Гвардейская штурмовая авиационная дивизия, 13-я Воздушная армия, Ленинградский фронт)  Гвардии лейтенант С. И. Потапов совершил 146 боевых вылетов, из них: на штурмовку огневых позиций и оборонительных сооружений - 69, автотранспорта и эшелонов - 25, артиллерийских батарей, обстреливающих Ленинград - 20, на разведку и свободную "охоту" - 31.

В результате штурмовых атак им лично повреждено и уничтожено: 7 танков, 2 бронетранспортёра, 2 паровоза, 16 железнодорожных вагонов, 1 артиллерийский железнодорожный транспортёр, 13 полевых орудий, 32 автомашины, 3 склада с боеприпасами, 8 зданий, превращённых в оборонительные сооружения, 18 орудий зенитной артиллерии, 25 миномётных точек, 5 пулемётных гнёзд, 3 дзота, 14 повозок и до 500 солдат и офицеров противника. Кроме этого в группе с товарищами сбил 8 самолётов в воздушных боях и 15 уничтожил на земле.

19 Апреля 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

К Апрелю 1945 года совершил 186 успешных боевых вылетов. Боевой путь закончил в Восточной Пруссии.

После войны продолжал службу в ВВС. В 1945 году окончил Высшие лётно - тактические курсы усовершенствования офицерского состава. В 1955 году окончил Военно - Воздушную академию. Служил в 159-м Гвардейском штурмовом авиационном полку Одесского военного округа заместителем и командиром полка.

С 1957 года Гвардии полковник С. И. Потапов - в запасе. В 1964 году окончил Одесский государственный университет. Работал старшим диспетчером службы движения авиапредприятия. Жил в городе Одессе.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  (трижды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени  (дважды), Отечественной войны 2-й степени; медалями: "За боевые заслуги", "За оборону Ленинграда", "За победу над Германией".

*     *     *

Освоив штурмовик Ил-2, 29 Июля 1943 года сержант Потапов прибыл в 15-й Гвардейский штурмовой авиационный полк, несущий боевую вахту в небе Ленинграда. Здесь он сразу же показал себя мужественным воином. Лётчики - штурмовики совершали полёты на самых малых высотах и могли быть сбитыми не только самолётами и зенитками, но и из обычного стрелкового оружия. Однако, невзирая на такую огромную опасность, Потапов смело атаковал немецкие войска, прорываясь через смертельный огонь. Были дни, когда он по 2 - 3 раза поднимал в воздух свой Ил-2. Вскоре Потапов стал Гвардии младшим лейтенантом, ведущим пары штурмовиков.

17 Октября 1943 года, выполняя боевое задание по разведке железнодорожного перегона Стекольное - Нижнее Лисино, Потапов с ведомым обнаружили 2 эшелона. Несмотря на заградительный огонь зениток и спустившиеся сумерки, лётчики атаковали эшелоны и один подожгли.

В Январе 1944 года Ленинградский фронт перешёл в наступление. В нём участвовал и Гвардии младший лейтенант Потапов, произведя 29 боевых вылетов. Успешные действия по сопровождению танковых групп и подавление штурмовиками противотанковых и артиллерийских средств обеспечили продвижение наземных частей, овладение ими рядом населённых пунктов. Блокада Ленинграда была окончательно снята. Вот несколько эпизодов боевой работы Гвардии лейтенанта Потапова, награждённого орденом Красного Знамени и ставшего в апреле командиром звена штурмовиков.

18 Февраля 1944 года выполняя боевое задание по сопровождению наших войск в районе станции Удриа, самолёт Потапова получил повреждение от огня зениток. На плохо управляемой машине лётчик сделал 8 заходов на цель, чем обеспечил продвижение наших войск. После удачного возвращения на свой аэродром Потапов получил благодарность от командира 30-го Гвардейского стрелкового корпуса.

26 Марта 1944 года во время упорных боёв за мощный узел обороны противника в районе Кирикула - Рандикула на Нарвском направлении Потапов совершил в течение дня 3 боевых вылета, делая по 3 - 4 захода на цель, чем обеспечил занятие нашими войсками этих опорных пунктов.

4 Апреля 1944 года в группе из 6 Ил-2 Потапов участвовал в штурмовом налёте на опорный пункт обороны противника, в результате чего им лично был уничтожен 1 танк, 2 бронетранспортёра с живой силой и в группе взорваны 3 склада с боеприпасами.

В Мае - Июне 1944 года в период подготовки к операции на Карельском перешейке Гвардии лейтенант Потапов произвёл более 10 боевых вылетов на перспективное фотографирование оборонительной линии финнов. Все полёты происходили при сильном противодействии зенитной артиллерии противника. Фотоснимки, сделанные Потаповым, были размножены и разосланы вплоть до командиров рот стрелковых подразделений.

Ил-2 одного из ГвШАП.

В Июне 1944 года его звено участвовало в штурме города Выборг. Всего в ходе боёв на Карельском перешейке Потапов совершил 52 боевых вылета, за что был награждён орденами Отечественной войны 1-й степени и Красного Знамени.

Ещё один орден Красного Знамени Гвардии лейтенант Потапов получил за освобождение Эстонии, в небе которой он совершил 28 боевых вылетов. В Октябре 1944 года за 146 успешных боевых вылетов Гвардии лейтенант С. И. Потапов был представлен к званию Героя Советского Союза.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 Апреля 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко - фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм Гвардии лейтенанту Потапову Сергею Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  (№ 6225).

После освобождения Эстонии 15-й Гвардейский штурмовой авиаполк был передан в состав 1-й Воздушной армии 3-го Белорусского фронта. Началась боевая работа в небе Восточной Пруссии.

18 Октября 1944 года в группе 6 Ил-2 Потапов вылетел на штурмовку живой силы и техники противника в район населённого пункта Поджонен. Тремя заходами на цель им было уничтожено 6 автомашин, 4 повозки, зенитная батарея и истреблено более 40 солдат. От прямого попадания зенитного снаряда самолёт Потапова почти лишился управления. Благодаря отличной технике пилотирования, Потапов привёл израненный самолёт на свой аэродром и произвёл посадку.

23 Октября 1944 года, командуя четвёркой Ил-2, Потапов вылетел на штурмовку контратакующего противника в район населённого пункта Гавойтен. Там он в разрывах зениток совершил несколько заходов, уничтожив танк, самоходку и 2 автомобиля с мотопехотой.

В Январе - Апреле 1945 года ставший командиром эскадрильи Гвардии старший лейтенант Потапов участвовал в штурме Кёнигсберга и остатков фашистских войск на Земландском полуострове, за что был награждён орденами Отечественной войны 2-й степени и Александра Невского.

К концу войны Герой Советского Союза С. И. Потапов совершил на штурмовике Ил-2 186 успешных боевых вылетов и нанёс врагу огромный урон.

После войны Потапов продолжил службу в ВВС, окончил Военно - Воздушную академию, командовал авиационным полком в Одесском военном округе. Выйдя в запас, в Одессе и поселился. Окончив государственный университет, до выхода на пенсию работал диспетчером в Гражданской авиации.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz