Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Звезда Героя Советского Союза

Шилов Михаил Ильич

М.И.Шилов.

Родился 21 Сентября 1921 года в деревне Кобяки, ныне Родниковсного района Ивановской области, в семье крестьянина. Закончил 7 классов в селе Филосово и школу ФЗУ при фабрике имени В. П. Ногина в городе Вичуге, работал ткачом на текстильной фабрике. В 1938 году по путёвке комсомола был направлен в лётную школу в городе Великие Луки, а оттуда - в 1-е Чкаловское военное авиационное училище. В Октябре 1939 года получил звание Младшего лейтенанта.

С Июля 1941 года в действующей армии. За период с 20 Августа по 23 Сентября 1941 года он 75 раз вылетал на выполнение боевых заданий, из которых на штурмовку - 43, на разведку - 12, участвовал в 31 воздушном бою, сбил 1 самолёт.

23 Сентября 1941 года лётчик 69-го истребительного авиационного полка (Одесская Приморская армия) Лейтенант М. И. Шилов в районе Одессы один вступил в бой с 5 истребителями противника, отвлекая их от наших самолётов, штурмовавших вражескую пехоту. В этом бою погиб.

Всего совершил 164 боевых вылета, в которых проявил себя бесстрашным воздушным бойцом. Произвёл 64 штурмовки живой силы, позиций и техники врага, выполнил 22 полёта на разведку и провёл 41 воздушный бой, в котором лично сбил 4 и в группе с товарищами 2 самолёта противника.

За отличное выполнение боевых заданий, доблесть и геройство Михаил Ильич Шилов 10 Февраля 1924 года посмертно удостоен звания Героя Советского Союза в числе первых 12-ти Героев полка. Награждён орденом Ленина.

Память о Герое увековечена надгробной плитой у могилы Неизвестного солдата в городе Одесса. Его имя носили пионерские дружины в городах Вичуга и Родники.

*     *     *

Прибывшего в 69-й авиаполк Михаила Шилова определили в 4-ю ночную эскадрилью. Он был одним из молодых по возрасту лётчиков, но так настойчиво стремился совершенствовать навыки, что уже к лету 1940 года стал одним из лучших воздушных снайперов полка.

В один из Майских дней 1941 года ему пришлось вылететь на учебный бой с опытным пилотом полка - комиссаром эскадрильи Ф. Н. Дубковским. С земли видели, как молодой лётчик смело пошёл навстречу "противнику" и завязал с ним "бой". Стараясь зайти в хвост самолёту Дубковского, Шилов набрал высоту и пошёл на него в атаку. Но "противник" ушёл от удара и в свою очередь с боевого разворота атаковал Шилова. Тот увернулся, а затем вновь ринулся и попытался взять Дубковского в прицел. И так несколько раз, пока не убедился, что Дубковский всё же "поймал" его первым.

- Молодому лётчику Шилову, - отметил на разборе командир, - сегодня не удалось одолеть комиссара Дубковского, но он показал знание маневра, техники воздушного боя, а главное - проявил настойчивое стремление к победе...

В то лето к Шилову с первыми успехами в овладении высотами пришла и радость первой любви. Он строил планы на будущее, радовался мирным, счастливым дням.

...Лёгкий вечерний бриз, приглушённый гул затихающей портовой Одессы. То ли с Ланжерона, то ли от Аркадии доносятся звуки далёкого оркестра.

- Улыбнулись нам с тобой, Миша, субботние танцы, произнёс один из Младших лейтенантов.

- Не горюй, - в тон ему ответил Шилов. - Танцы от нас не уйдут. Может, ещё сегодня в небе напляшемся.

Командир части Майор Л. Л. Шестаков последнее время налегал на отработку ночных полётов.

- Истребитель должен уметь летать ночью не хуже, чем днём, - часто повторял он.

Полагая, что ночью возможны ученья, молодые лётчики не особенно тревожились по поводу отмены увольнительных. Здоровые ребята - они быстро заснули после отбоя. Никто из них не знал, что воинские части, расположенные на побережье Чёрного моря, переведены с вечера 21 Июня на положение боевой готовности "номер один".

Не удивило их и то, что ночью прозвучал сигнал боевой тревоги. Служба есть служба. Затемнённый город, лучи прожекторов, шарящие по небу, - всё это так обычно при учебных занятиях. Настораживал только гул каких-то неизвестных самолётов и уханье взорвавшихся где-то бомб.

Война, внезапно опалившая своим дыханием родную землю, нарушила мир и покой.

Уже на 3-й день Шилову пришлось участвовать в воздушном бою с врагом. Тогда 15 И-16 атаковали 18 фашистских бомбардировщиков, пытавшихся нанести удар по важным наземным объектам. "Юнкерсы" шли немного ниже и по курсу правее и были ещё на значительном расстоянии, когда Майор Л. Л. Шестаков повёл группу истребителей навстречу им, набирая высоту. Шилов держался своего места в строю и боялся лишь одного, как признался он после боевого вылета - не упустить момента атаки. И чуть было не упустил, хорошо, что заметил, как опустил нос самолёта для перехода в атаку шедший рядом пилот. Мгновенно последовал его примеру. Все самолёты группы атаковали бомбардировщиков сверху слева. Затем развернулись и повторили атаку справа, но уже по изменившим курс и удалявшимся от станции Раздельной бомбардировщикам.

Шилов обратил внимание, что, собирая группу для второй атаки, Шестаков переложил свой самолёт с крыла на крыло и подал сигнал подойти к нему поближе. Атакуя "Юнкерсы", Михаил увидел чётко выделявшиеся на их плоскостях чёрные кресты и, держа их в перекрестии прицела, открыл огонь. Когда проскочили под строй "Юнкерсов", он изготовился к следующей атаке, но команда "следовать домой" остановила его.

На разборе командир отметил Шилова в числе тех, кто чётко держался строя и прицельно вёл огонь. Он сделал заключение, что, благодаря таким действиям, лётчикам группы удалось заставить самолёты противника повернусь на север и тем самым предотвратить налёт на Одессу.

В этом полёте Михаил впервые увидел, как падал сбитый звеном Шестакова вражеский бомбардировщик. Однополчане помнят, что, возвратившись с задания, Шилов собрал лётчиков своего звена и всех тех, кто на земле готовил для них самолёты к бою, и стал воодушевленно рассказывать о мастерстве их командира.

Первый успешный бой с противником придал Шилову уверенность в своих силах. Как бы там ни было, а уверенность - качество для лётчика отнюдь не последнее. При всех прочих равных условиях оно может сыграть решающую роль в бою. В этом Михаил убедился в своих последующих вылетах. Ко дню создания Одесского оборонительного района Шилов уже имел немалый опыт ведения воздушных боёв и нанесения штурмовых ударов по фашистским войскам. Будучи командиром звена, он чувствовал свою ответственность не только перед командованием полка, эскадрильи, но и перед своими лётчиками, и в каждом боевом вылете старался действовать на пределе возможностей. Впрочем, и обстановка побуждала к этому.

6 Августа Шилов в составе группы из 14 И-16 участвовал в штурмовке скопления живой силы противника в районе Соше - Островское, танковых колонн на дорогах Павловка - Кассель и Павловка - Гросулово.

И-16 из состава 69-го ИАП.

2 дня спустя Михаил а группе из 15 самолётов И-16 вновь атаковал живую силу противника, помогая частям 25-й дивизии вести оборону.

А наутро перед строем эскадрилий были зачитаны 2 телеграммы. В одной Генерал И. Е. Петров благодарил авиаторов за отличную работу 8 Августа, во второй командование полка ставило в пример всем эскадрильям в числе других боевую работу Младшего лейтенанта Шилова, отлично действовавшего в вылетах на штурмовку вражеских войск.

*     *     *

В румынском порту Констанца находилась перевалочная база снабжения немецкой армии. Соединение наших самолётов получило приказ атаковать её. Вражеские зенитчики, не рассчитывая на столь быстрый ответный удар советской авиации, растерялись. Они начали стрелять, притом беспорядочно, лишь после того, как запылал первый танкер с нефтью. Шилову была дана задача - следить за безопасностью наших бомбардировщиков. Советские истребители встретили группу Ме-109, когда весь боевой груз был уже сброшен на цели, и вся прибрежная часть Констанцы была окутана клубами огня и дыма. В скоротечном бою немцы потеряли 2 машины и, не выдержав, постарались скрыться. За этот ночной бой Михаил был представлен к ордену Красного Знамени.

Редко, очень редко выдавались у молодого лётчика свободные минуты, но всё же он успел написать своей матери в село Кобяки Родниковского района:

"Милая мама !   У меня сегодня счастливый день. Церед строем зачитали Указ Президиума Верховного Совета СССР, подписанный Калининым, о награждении лётчиков нашего отряда. В их числе и мне дан орден. Ведь в этой награде и частица твоего труда. Мы поклялись беспощадно бить фашистов... Целую сестрёнок и братишку. Где воюет отец - за станками или на фронте ?"

*     *     *

Многие из ветеранов полка вспоминают Шилова как мастера крутого пикирования и превосходного воздушного снайпера. Он умел выводить самолёт из пике в самый последний момент, каким-то особым чутьём определяя критическое расстояние, отделявшее его от земли. В эти секунды снизу обычно с тревогой следили, как группа Шилова выходила из пикирования и как затем в самый нужный момент наносила разящий удар но цели.

- Я всегда вижу и чувствую землю, - объяснял Михаил командиру полка, - и прекращаю штурмовку только тогда, когда убеждаюсь, что враг накрыт.

Особенно яростно штурмовал Михаил зенитки, видя в них главное препятствие выполнению штурмовок позиций противника. Вывести из строя зенитную батарею было делом сложным и опасным. Однако Шилов смело шёл на её огонь и часто добивался успеха.

Он пользовался любовью всего полка. Особенно привлекали в нём отзывчнвость, душевный такт, добрый нрав. Техники знали его как человека, который бережно относится к своему самолёту и уважительно - к их труду.

Часто бывало так. Вернувшись с задания, Михаил не торопясь вылезал из кабины, снимал парашют, укладывал его на плоскость самолёта, благодарил их за то, что "мотор работает как часы", оружейников - за безотказные действия вооружения, а потом начинал описывать подробности боя.

В его рассказах о боевых вылетах всегда звучала хвала самолёту, о котором Шилов говорил как о живом существе. Он восхищался вёрткостью и лёгкостью машины в воздухе - качествами, которые всегда помогали ему в трудных ситуациях.

В общем-то, он имел основания восхищаться своим "ишачком" под номером "9". К 20 Сентября он совершил на нём свыше 160 полетов, уничтожил вместе с Череватенко орудие вражеской дальнобойной артиллерии, обстреливавшей аэродром. Часто он оказывался в труднейших ситуациях. Прилетал с повреждёнными плоскостями и фюзеляжем, но всегда верный "ишачок" не подводил, дотягивал до своего аэродрома.

*     *     *

В воскресенье 21 Сентября, в день своего рождения, Михаил Шилов трижды вылетал на боевые задания. В 3-м полёте в составе 9 И-16 и 3 Ил-2 Шилов штурмовал пехоту противника и миномётные батареи в лощине. При выходе из 8-й атаки наши самолёты вели бой с 8 PZL P-24.  (Самолёты польского производства. После падения Польши в 1939 году переданы ВВС Румынии, использовались в боевых действиях в начальный период войны)  В том бою 3 самолёта противника были подбиты нашими истребителями. Один из них упал в район Лилиенталя "и горел свечой, - по выражению Рыкачева, - в честь именинника", 2 других со снижением ушли в западном направлении.

Самолёт PZL P-24C.

Ему только что исполнилось 20 лет. И жить бы ему да жить, но война была неумолима, и в этот последний в своей жизни день рождения Михаил Шилов, подчиняясь се законам, сражался с врагом своей Отчизны, с врагом, посягнувшим на его молодость и счастье.

В первый день нового, 21-го года своей жизни Михаил Шилов участвовал в знаменательном в истории полка штурмовом налёте на аэродромы Бадей и Зельцы, разделив с боевыми товарищами радость одержанной победы. А ещё через день его не стало...

23 Сентября 1941 года, "...11 И-16 и 2 Ил-2, получив задачу нанести удар по скоплению войск противника в районе Выгоды, штурмовали пехоту противника, были обстреляны сильным огнём зенитной артиллерии, - читаем в оперативной сводке штаба полка, - вели бой с 10 ПЗЛ-24 и 5 Ме-109. Лейтенант Шилов погиб..."

Скупые строчки боевого донесения. А сколько за этим мужества и отваги. Михаил Шилов решил отвлечь на себя "Мессеров". И ему это удалось, рассказывают лётчики. 5 фашистских машин устремились за ним. Связав их боем, Шилов дал возможность остальным нашим истребителям нанести ещё удар по станции и эшелонам на её путях.

Продолжая неравный бой, Шилов искусно пользовался маневренными возможностями своего И-16. В какой-то момент он резко сбавил газ и перевёл свой "ястребок" на скольжение, чтобы увернуться от наседавшей пятёрки "Мессеров". Погнавшийся за ним Ме-109 проскочил мимо на большой скорости, и Шилов меткой очередью зажёг его. Оставшаяся четвёрка Ме-109 продолжила преследовать Шилова, стараясь зайти ему в хвост. Одному из вражеских лётчиков удалось это сделать. 3 "Мессера" кружились с Шиловым в карусели, а четвёртый подобрался снизу и дал по И-16 длинную очередь...

Наши лётчики видели, как самолёт Михаила, потеряв управление, начал резко снижаться, а затем перешёл в беспорядочное падение. Когда Шилову всё же удалось вывести истребитель в планирование, то у его товарищей появился луч надежды: может быть, он дотянет до своей территории. Но горящий самолёт врезался в землю.

М.И.Шилов.

Так погиб Михаил Шилов, мужественно и самоотверженно сражавшийся с врагом до последнего дыхания, погиб как герой.

В день гибели, 23 Сентября 1941 года, Михаил Шилов был представлен к званию Героя Советского Союза.

Ещё шла война, а в родных Рудниках и Вычуге земляков Михаила Шилова его имя и героические подвиги вдохновляли на доблестный труд, приближавший победу над немецко - фашистскими захватчиками. Пионерские отряды приняли имя своего Героя, а текстильщики Ногинской фабрики в Вычуге собрали 150 тысяч рублей на строительство звена самолётов его имени.

В начале 1942 года на имя Ильи Кузьмича Шилова пришло письмо, подписанное командиром 9-го Гвардейского истребительного Краснознамённого авиационного полка Майором Л. Л. Шестаковым:

"Ваш сын, Михаил Ильич Шилов, пал смертью героя при защите города Одессы. Этот город, давший своему народу таких людей, как лейтенант Шмидт, матрос Матюшенко - герой броненосца "Потёмкин", славный герой гражданской войны Григорий Котовский и другие, в ряд с этими бесстрашными именами поставил имя Вашего сына - достойного сына русского народа Героя Советского Союза Михаила Ильича Шилова.

Его могучая грудь, в которой билось прекрасное русское сердце, при жизни не украсилась Золотой Звездой, тем знаком, которым наш народ выделяет лучших из лучших своих сыновей, героев из героев нашего народа. Однако сердце храброго воина Михаила Шилова будет светить и указывать путь к бесстрашным подвигам нашей молодёжи, будет увеличивать славу советского оружия".

Илья Кузьмич пришёл с этим письмом в райвоенкомат и потребовал, чтобы его немедленно отправили в армию - он должен отомстить за сына.

Недолгую, но яркую жизнь прожил Михаил. Детство своё он провёл среди полей и лугов близ села Филисово. Поступил учиться в вичугскую школу ФЗУ. У молодого парня было столько энергии, что он стал одновременно постоянным слушателем школы районного Осоавиахима. Способный юноша привлёк внимание инструктора, и вскоре его рекомендовали в Оренбургское лётное училище.

"Какое счастье учиться там, где учился сам Чкалов", - писал он матери. - "Поздравь меня. Я сдал все испытания на аэродроме и получил отметку "отлично". Мне присвоено звание Младшего лейтенанта".

Затем - Одесса, полк истребительной авиации, отработка современных приёмов воздушного боя. И яркий финал - воздушный бой с 5 Ме-109...

В Родниках и Вичуге ещё во время войны некоторые пионерские отряды приняли имя своего земляка - героя. И сегодня, в частях Военно - Воздушных Сил России честно несёт службу немало юношей, которые давали торжественное пионерское обещание служить Родине так же верно, как их земляк Михаил Ильич Шилов.

Имя Героя начертано на мемориальной доске в сквере у Одесского академического театра. Его имя носит одна из улиц города, и останки его покоятся на Аллее Славы под неугасимым пламенем Вечного огня.

(Из книги Дмитрия Яковлевича Зильмановича - "На крыльях Родины".  Алма - Ата, 1985 год.)

Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz