Сомов Иван Константинович - советский военный летчик Герой Советского Союза - Красные соколы: советские асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая Звезда Героя Советского Союза

Сомов Иван Константинович

Сомов Иван Константинович

Родился 20 сентября 1921 года в селе Староликеево Нижегородской губернии  (ныне Кстовского района Горьковской области), в семье крестьянина. Окончил 3 курса Горьковского коммунально - строительного техникума. С 1940 года Иван Сомов в рядах Красной Армии. В 1941 году окончил Энгельсскую военную авиационную школу пилотов.

С февраля 1942 года сержант И. К. Сомов в действующей армии. Первые 166 боевых вылетов выполнил на самолёте У-2, как пилот лёгкобомбардировочной авиации, позже добился перевода в истребители.

С июня по сентябрь 1942 года служил в 744-м ИАП; по ноябрь 1942 года - в 161-м ИАП; по январь 1943 года - в 21-м Гвардейском ИАП; затем, до конца войны, в 744-м ИАП  (86-м Гвардейском ИАП).

Сражался на Западном, Северо - Западном, Ленинградском, Калининском, 3-м и 1-м Белорусских фронтах. В боях был ранен и контужен.

К октябрю 1943 года заместитель командира эскадрильи 86-го Гвардейского истребительного авиационного полка  (240-я истребительная авиационная дивизия, 3-я Воздушная армия, Калининский фронт)  Гвардии лейтенант И. К. Сомов совершил 276 боевых вылетов, из них 110 - на истребителе, в 35 воздушных боях лично сбил 16 и в составе группы 3 самолёта противника.

4 февраля 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Командир эскадрильи 86-го Гвардейского ИАП Гвардии капитан И. К. Сомов произвёл 399 успешных боевых вылетов  (включая 166 на У-2), в 71 воздушном бою лично сбил 24 самолёта противника и 4 в группе. Последний боевой вылет сделал 28 апреля 1945 года в небе Берлина.

После войны продолжал служить в ВВС. В 1950 году окончил Военно - Воздушную аадемию. Освоил многие типы реактивных самолётов. Гвардии полковник И. К. Сомов демобилизовался после отстранения от лётной работы в 1976 году. Живя в Киеве, работал начальником отдела Госкомсельхозтехники УССР.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  (дважды), Богдана Хмельницкого 3-й степени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды  (трижды), "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени; медалями.

*     *     *

Приближение военной грозы курсанты Энгельсской школы чувствовали, что называется, не по дням, а по часам. Учеба шла по ускоренной программе с повышенной нагрузкой. Но никто не ныл, понимали: обстановка очень напряжённая. И когда война началась, многие тут же написали рапорты с просьбой немедленно направить их на фронт. Страстно хотел сразиться с врагом и курсант из города Горького Иван Сомов. Однако нетерпеливым сказали, как отрезали:

- Всему свой черёд.

Учёба продолжалась более быстрыми темпами. Вставали в 4 утра и завершали полёты только вечером. В августе 1941 года лучших курсантов, в том числе и сержанта Сомова, направили инструкторами - пилотами во вновь формируемые школы первоначального обучения лётчиков.

Позже Иван попал в полк лёгких ночных бомбардировщиков. Почти месяц тренировок - и на фронт, под Москву. Бомбили по ночам вражеские позиции и железнодорожные станции, укреплённые узлы обороны, разбрасывали пропагандистские листовки. С декабря 1941 по апрель 1942 года И. К. Сомов совершил 166 боевых вылетов на самолёте У-2  (с 1944 года - По-2), за что его грудь украсила первая награда - орден Красной Звезды.

Самолёт У-2 (По-2)

Надо сказать, полки "небесных тихоходов" стояли совсем близко от фронта, в 10 - 30 километрах. Отлетавшись ночью, днём Иван часто смотрел, как летают другие. Особенно истребители. И так хотелось самому встретиться с врагом лицом к лицу. Знал, что об этом же мечтают и его товарищи Виктор Усов и Николай Куликов.

- Так в чём же дело ? - решился Иван. - Давайте подадим рапорт о переводе в истребители ?

- А если упекут в запасной полк ?

- Ну, вряд ли. А попробовать следует.

Однако прошло полмесяца, а ответа на рапорты не последовало.

- Видать, не судьба, - сокрушался Сомов.

И вдруг всех троих вызывает командующий ВВС 1-й Ударной армии Северо - Западного фронта генерал - майор авиации Нестерцев. Встретил приветливо, поинтересовался:

- На каких типах истребителей хотите летать ?

И услышал дружное:

- Только на "Яковлевых" !

- Ну, хорошо. Ждите распоряжения.

Но сесть за штурвалы "ястребков" они смогли только через 2 недели: всё это время на У-2 в составе полка помогали войскам, окружавшим немецкую группировку 16-й армии в районе Демянска, в обеспечении боеприпасами, питанием и всем необходимым.

Боевое крещение как лётчик - истребитель старшина Сомов принял довольно неожиданно. Сел в самолёт, чтобы потренироваться  (набирался опыта и сноровки), когда взвилась красная ракета - в небе противник !   В общем-то, сигнал тревоги предназначался не для Сомова: он перед этим уже сделал 2 вылета.

- Давай взлетай ! - закричал кто-то из техников.

Иван запустил двигатель, начал выруливать.

Бой уже кипел вовсю. Навстречу Сомову ринулся немецкий Ме-109. Завязалась карусель. На помощь вражескому истребителю пришёл ещё один. Но Сомов не растерялся. Удачным маневром ему удалось зайти в хвост "Мессеру" и выпустить добрую порцию пушечных и пулётных очередей. Словно наскочив на препятствие, Ме-109 на мгновение застыл на месте, а затем, оставляя полосу дыма, пошёл вниз. Иван бросился на второго "Мессера". Тот сделал резкое пике и поспешил удрать. Покружившись ещё немного, Сомов пошёл на посадку.

Его окружили товарищи, тормошили, поздравляли:

- Первая схватка, и первый сбитый самолёт !   Ну, брат, и повезло тебе. Нечасто так бывает...

После этого боя тренировочных полётов Сомову больше не давали. Он стал регулярно летать на задания: прикрывал войска, вёл воздушную разведку, сопровождал бомбардировщиков и штурмовиков. Делал своё дело уверенно и надёжно: за 4 сбитых вражеских самолёта на груди засиял второй орден Красной Звезды.

А когда выпадало свободное время, любил он с товарищами пойти на рыбалку или на прогулку в лес. Как было не вспомнить речку Кудьму и деревню Старое Ликеево Кстовского района, до боли родные места !   И ещё он любил хорошую песню. Любил, когда после очередного вылета командир эскадрильи капитан И. Ф. Мотуз выводил своим сильным, красивым голосом: "Бьётся в тесной печурке огонь, на поленьях смола, как слеза..."

А как начнёт "Распрягайте, хлопцы, коней" или "Нич, яка, ниченька..." - не хочешь, да подтянешь. И светлело на душе у каждого, и бить заклятого врага хотелось ещё беспощаднее.

...март 1943 года. По приказу Главного маршала авиации А. А. Новикова 240-я истребительная авиационная дивизия под командованием полковника Г. В. Зимина направляется в помощь ВВС Ленинграда для прикрытия от налётов противника войск и объектов, главным образом Волховской гидроэлектростанции и железнодорожного моста через реку Волхов. Доблестно сражались лётчики - истребители, и среди них младший лейтенант Сомов из 744-го авиаполка, впоследствии переименованного в 86-й Гвардейский ИАП. Вот лишь один эпизод.

Командир полка подполковник Найденов передал по рации:

- Атаковать группу противника в направлении... Курс... Высота...

- Вас понял. Набираю высоту, иду на сближение.

6 Як-7Б, возглавляемая Сомовым, пошли навстречу врагу. На приборах - 5400 метров. Вскоре впереди показываются вражеские бомбардировщики под сильным прикрытием истребителей.

- Внимание ! - приказывает Сомов. - Атакуем первую, ведущую группу бомбардировщиков.

Сделав правый доворот, "Яки" устремились на врагов. С первой же атаки 2 "Хейнкеля" врезались в землю.

- Делаем повторный заход !

Однако немецкие истребители уже пришли в себя от дерзкого налёта советских соколов и сами пошли в атаку. Завязался такой бой, что определить с земли, где свои, где чужие, временами было невозможно. В небе стоял надрывный гул моторов, глуховатый перестук авиационных пушек и трескотня пулемётов.

И всё же группе Сомова удалось нанести повторную атаку. Ещё один "Хейнкель" нашёл бесславный конец. Боевой порядок немцев рассеялся, они вынуждены были сбросить бомбовый груз, не доходя до цели.

Свою задачу наши лётчики выполнили. Но спокойно уйти на аэродром не удалось: вражеские истребители, имея значительное количественное преимущество, вновь сумели навязать бой. Пришлось принять его. В завязавшейся схватке советские лётчики уничтожили ещё 2 FW-190, однако и сами потеряли один самолёт. Остальные, в том числе и командир группы, с трудом дотянули до аэродрома: в баках не оставалось горючего.

За хорошую боевую работу всему лётному составу командир дивизии объявил благодарность, а младший лейтенант И. К. Сомов, лично сбивший 2 самолёта противника, был представлен к ордену Красного Знамени.

И снова упорные бои, уже на Калининском фронте. Теперь на счету лейтенанта И. К. Сомова  (очередное звание он получил за бои под Ленинградом)  - 9 сбитых немецких самолётов. Увереннее стал его лётный почерк, зорче глаз, твёрже рука. Так было и на этот раз. Его четвёрка, облетая район боевых действий, встретили 2 "Мессера".

- Разойтись парами, - приказал Сомов. - Быть предельно внимательными.

Предостережение оказалось не напрасным. Оба "Мессера", набирая высоту, разворачивались в его сторону. Заметив, однако, что вторая пара "Яков" может атаковать их, начали уходить вправо. Так "уходили", что оказались в прицеле Сомова, немедленно открывшего пушечный огонь. Машина врага на глазах стала разваливаться на части. Второй "Мессер" постарался убраться восвояси.

Когда четвёрка Сомова приземлилась, заместитель комдива полковник Николаев передал подполковнику Найденову на НП полка:

- Стою у сбитого Сомовым самолёта. Оказывается, это ас. С пиковым тузом на фюзеляже. Поздравьте его от моего имени.

Было бы неверно думать, что боевая жизнь Ивана Сомова складывалась легко и просто. Попадал и он в такие переделки, которые оставили память и на теле, и в сердце.

...Это случилось ещё в сентябре 1942-го, над новгородскими болотами Невий Мох. Немцы зажали Сомова в клещи и подбили. Загорелся двигатель. Иван выровнял самолет, и тут в машину впилась ещё одна очередь. Его "Як" резко пошёл вниз. Лётчик попытался выброситься из кабины, но зацепился за какой-то выступ. Что было потом, Иван Константинович и спустя 40 с лишним лет вспомнить не может. Он пришёл в сознание через полчаса после катастрофы висящим... на вершине огромной сосны. Нащупал в кармане компас : куда идти ?   Решил - на северо - запад. Но ведь он висит на стропах парашюта !   С трудом стащил его вниз, свернул и пошёл.

Сначала была густая трава, затем потянулась полоса горелого леса, густой кустарник. Несколько раз проваливался по пояс в болото, но выручил парашют, ставший для него своеобразным плотом - опорой. Часов через 8 вышел на дорогу, сел под дерево отдохнуть... А подняться сил не было.

Видит - прямо на него бежит овчарка. Сомов вытащил пистолет, взвёл курок. В это время из-за поворота показались двое верховых. Остановились метрах в 30 от него.

- Кто такой ?

- Лётчик. А самолёт мой нашли ?

- Давай, садись на лошадь. Мы тебя давно ищем. А самолёт твой утонул в болоте. А ты как шёл ?   Покажи.

Сомов стал объяснять по карте.

- И через горелый лес шёл ?   Так он же тот заминирован !   Ну, брат, считай, что в рубашке родился...

И ещё один раз он был на волосок от смерти, на 1-м Прибалтийском фронте. В октябре 1943 года Сомов вылетал на прикрытие наших войск в районе Сельково - Невель. Встретился с фашистами. Один FW-190 сбил, затем зашёл в хвост "Юнкерсу", искал момент, чтобы ударить наверняка, и в это время в его "Як" попал зенитный снаряд противника. Тут же другой снаряд повредил руль поворота и левую часть руля глубины. С величайшим трудом Сомов перевёл самолёт в горизонтальное положение и, как поётся в песне, "на честном слове и на одном крыле" повёл его на свой аэродром. Ещё труднее было посадить самолёт: сделал несколько "козлов", остановился в конце поля.

Как бы там ни было, Иван Сомов продолжал летать и сбил ещё не один вражеский самолёт. Об этом свидетельствует и выписка из его "Личной лётной книжки":

"С 14 марта по 12 ноября 1943 года в составе 86-го Гвардейского ИАП совершено 70 боевых вылетов. Из них: на разведку - 5, на сопровождение своих бомбардировщиков и штурмовиков - 17, на штурмовку войск противника - 1, на прикрытие своих наземных войск - 33, на перехват бомбардировщиков противника - 14. Одиночно и в группе провёл 31 воздушный бой. Лично сбил 19 самолётов противника. Из них: бомбардировщиков - 5, истребителей - 14".

Что и говорить, Иван Сомов показывал достойный пример того, как должен разить врага каждый воздушный солдат, как должен выполнять приказ Родины каждый патриот !

Многие учились у него умению проявлять инициативу в бою, военную хитрость, при любых обстоятельствах сохранять самообладание и волю к победе. И слово своё Гвардеец держал крепко, как штурвал самолёта.

...В середине ноября 1943 года Сомова срочно вызвали в штаб, к командиру полка подполковнику Чистякову.

- Собирайтесь, - сказал он. - Вас направляют на Полтавские высшие офицерские курсы усовершенствования.

...Поезд стучал на стыках рельсов, отмеряя километр за километром к Уралу, лейтенант наслаждался тишиной и покоем и не знал, не ведал он, что на него, Сомова, заполнен наградной лист к присвоению звания Героя. Что командир 240-й Невельской истребительной авиационной дивизии Гвардии полковник Зимин уже поддержал ходатайство командования полка, что заключение Военного совета 3-й Воздушной армии было положительным: "Достоин награждения высшей правительственной наградой..."

Шёл 4-й месяц пребывания Ивана Константиновича на курсах. И вдруг дежурный по учебному корпусу вызвал его к начальнику училища. Навстречу Сомову поднялся генерал - майор авиации Прокофьев, протянул руку:

- Товарищ лейтенант, поздравляю вас с присвоением высокого звания Героя Советского Союза. Собирайтесь в Москву, поедете в Кремль для получения награды.

- Большое спасибо, товарищ генерал, - только и смог сказать растерявшийся от радости Иван. - Может быть, произошла ошибка ?

- Исключено. Я звонил в Москву, там всё подтвердили. Так что не мешкайте, поезжайте.

...После окончания Полтавской высшей офицерской школы штурманов Иван Сомов возвращается в родной полк. И снова - работа в небе, теперь уже в качестве заместителя командира эскадрильи. Он участвует в прорыве сильно укреплённой полосы немцев на Оршанско - Витебском направлении: сопровождает штурмовики и бомбардировщики, по заданию армейского и фронтового командования ведёт разведку глубокого тыла противника, причём с максимальным радиусом действия, участвует в воздушных боях и лично сбивает ещё один "Фоккер". Группе Сомова 5 раз объявлялась благодарность от командования, а сам Иван Константинович был представлен к ордену Александра Невского.

Поединок Р-39 и FW-190.

С осени 1944 года лётчики 86-го ГвИАП много времени уделяли "свободной охоте". Так 18 ноября пара охотников - Гвардии капитаны И. К. Сомов и А. С. Королёв - остановили на перегоне эшелон из 30 вагонов. Паровоз был выведен из строя. Лётчики произвели 2 атаки по вагонам, из которых во все стороны стали разбегаться вражеские солдаты...

В один из дней Висло - Одерской операции Герой Советского Союза капитан И. К. Сомов вместе со своим ведомым вылетели на разведку противника. В воздухе Сомов принял приказание по радио с КП прикрыть от ударов с воздуха наземные войска на одном из участков фронта. В указанном районе лётчики обнаружили 10 FW-190 и атаковали их, открыв огонь с дистанции 100 - 50 метров. Немецкие лётчики пришли в замешательство. Строй их рассыпался. Используя запас скорости, наша пара боевым разворотом вышла из первой атаки. Оправившись от первого удара, вражеские истребители попытались атаковать пару Сомова снизу. Но, сохраняя за собой инициативу боя, Сомов вновь повторил атаку. В это время он заметил, что 2 FW-190 пытаются перейти на бреющий полёт и выйти из боя. Советские лётчики атаковали эту пару "Фоккеров" сверху и сбили оба самолёта. После этого противник, беспорядочно сбросив бомбы частично на свои же войска, покинул поле боя. Так 2 советских лётчика в бою против 10 фашистских истребителей одержали победу.

1945 год Иван Сомов встретил уже опытным командиром. Его повысили в звании, он получил повышение по службе. Как мастеру воздушного боя, в равной мере владеющему искусством маневра и искусством прицельного огня, обладающему отличной техникой пилотирования, штурману полка Гвардии капитану Сомову доверяют самые трудные, самые ответственные задания. Однажды в полк поступило боевое распоряжение. В нём говорилось, что противник подтягивае к фронту крупные силы танков и самоходных орудий. Надо было узнать, в каком именно районе враг сосредоточивает машины, сколько их ?

Командир полка Чистяков вызвал на КП капитана Сомова. Развернул карту, объяснил обстановку и решительно заключил:

- На войне лёгких заданий не бывает, вы это знаете. Но сегодняшний полёт - повышенной трудности. Постарайтесь выполнить его любой ценой !

Как лучше выполнить задание ?   Сомов решил пойти на хитрость: набрать высоту, зайти в глубь территории, занятой противником, а затем "змейкой" идти к линии фронта в поисках танков противника. Так вместе с ведомым и сделали. Безрезультатно. Следов техники - никаких. Повернули назад. Но и обратная "змейка" ничего не дала. Сделали разворот, и вдруг в длинной балке Сомов заметил несколько танков, замаскированных недостаточно тщательно. Снизившись, насколько было возможно, Иван повёл "Як" над балкой и стал считать танки.

Но их заметили. В дело вступили "эрликоны", всё вокруг покрылось облачками разрывов. Зенитный снаряд угодил в самолёт Сомова. Лётчик почувствовал, как машина дрогнула и начала терять скорость и высоту. В кабине появился пар и капли масла. Иван поспешно открыл фонарь кабины, передал по радио ведомому:

- Повреждён двигатель. Иду на вынужденную. Проследи как пройдёт посадка. Доложи на аэродром, что обнаружено около 40 танков.

С трудом Сомову удалось перетянуть через линию фронта. Нашёл подходящую площадку, но сесть помешали телеграфные провода. Добавил обороты двигателя, взял штурвал на себя, обрадовался: "Ещё работает !   Не заклинило !"

При посадке самолёт тряхнуло: оказалось, приземлился рядом с КП какой-то части и задел винтом армейскую связь. Только успел выбраться из кабины, подбежал Полковник, набросился сердито:

- Ты зачем связь порвал ?   В трибунал захотел ?

Но тут подошёл генерал:

- Он ведь не нарочно, полковник, видите, самолёт повреждён.

Повернулся к Сомову:

- Рассказывайте, капитан.

Иван Константинович назвал позывной, попросил вызвать штаб армии. А через некоторое время уже на месте докладывал командиру полка о результатах полёта...

На следующий день в расположение полка прилетел командир дивизии Гвардии полковник Зимин. Всех, кто был свободен от службы, построили. К Сомову подошёл член Военного совета.

И.К.Сомов

- Товарищ капитан, за умелое ведение разведки и проявленное при этом мужество командующий 3-м Белорусским фронтом награждает вас орденом Богдана Хмельницкого. Поздравляю !

...Свой последний боевой вылет Гвардии капитан И. К. Сомов совершил 28 апреля 1945 года над Берлином. Он мог быть довольным собой: за 4 года войны лично сбил 24 фашистских самолёта и 4 - в составе группы.   [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает только на 24 личные победы лётчика. ]

Впоследствии Иван Константинович окончил Военно - Воздушную Краснознамённую академию им. Ю. А. Гагарина, стал полковником. В связи с 20-летнем Победы над фашистской Германией ЦК КПСС и Советское правительство наградили его золотыми часами, а за достигнутые успехи в боевой и политической подготовке, освоение новой сложной техники  (за время летной работы он освоил 12 типов самолётов)  удостоен ордена "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени.

Годы и пережитое дают о себе звать. Пришлось Гвардии полковнику И. К. Сомову скрепя сердце уйти из авиации, сейчас он живёт и работает в Киеве. Иван Константинович часто встречается с молодёжью, выступает с воспоминаниями на заводах и в школах. Его большая работа по военно - патриотическому воспитанию отмечена Почётными грамотами ЦК ВЛКСМ и ЦК ЛКСМ Грузии, значком почётного комсомольца.

...Сейчас в штатском костюме Иван Константинович Сомов, пожалуй, ничем не отличается от других. Кажется, привык он и к гражданской жизни. Однако стоит ему услышать над собой гул пролетающего реактивного истребителя, и словно что-то обрывается в груди, и непременно хочется узнать: "Как там, в небе ?"

Автор статьи: Е. ПЛОТНИКОВ.

(Информация с сайта - "Военно - Исторический портал посвящённый Второй Мировой войне".)

*     *     *

Список всех известных побед Гвардии капитана И. К. Сомова:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
122.08.1942 г.1  Ме-109сев - зап. ЩегловоЯк-1, Як-7,

Як-9, Як-3.

230.12.1942 г.1  Ме-109Туганово
314.03.1943 г.1  FW-190сев - зап. Юрьево
426.05.1943 г.1  Ме-109Шлиссельбург
527.05.1943 г.1  Не-111зап. Олешня
630.05.1943 г.1  Не-111сев. острова Большой
71  FW-190Осиновец
808.06.1943 г.1  Не-111юго - зап. Глажево
91  FW-190юж. озера Тонегожское
1021.06.1943 г.1  FW-190Заднее
1128.08.1943 г.1  FW-190Понизовье
1204.09.1943 г.1  FW-190Ярцево
1305.09.1943 г.1  FW-190юж. Пологи
141  Не-111Ярцево
1506.09.1943 г.1  FW-190Воротышкино
1607.09.1943 г.1  Ju-88юж. Духовщина
171  FW-190зап. Овчиннино
1815.09.1943 г.1  FW-190зап. Духовщина
1907.10.1943 г.1  Ju-87юж. озера Сенница
2009.10.1943 г.1  Ju-88Хвошно
2113.10.1943 г.1  FW-190Луговская
221  FW-190юж. Стеревнево
2326.06.1944 г.1  FW-190юж. Бобры
241  FW-190юж. Будково

      Всего сбитых самолётов - 24 + 0;  боевых вылетов - 399;   воздушных боёв - 71.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz