Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая Звезда Героя Советского Союза

Тимофеенко Иван Васильевич

Тимофеенко Иван Васильевич

Родился 25 декабря 1918 года в селе Савинцы Харьковской губернии   (ныне посёлок Балаклейского района Харьковской области), в семье крестьянина. Окончил среднюю школу и школу ФЗУ. В 1937 году по путёвке Харьковского обкома комсомола, по специальному набору был зачислен курсантом Сталинградской военной авиационной школы лётчиков. В 1940 году начал службу в 168-м резервном авиационном полку Дальневосточного военного округа.

С июля 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны. По август 1941 года служил в 6-м ИАП, летал на И-16 и И-153; с ноября 1941 года по июнь 1942 года - в 92-м ИАП, летал на ЛаГГ-3; по январь 1943 года - в 8-м ОРАП; по март 1945 года - в 9-м Гвардейском ИАП, летал на Як-1, "Аэрокобре", Ла-7.

К февралю 1944 года старший лётчик 9-го Гвардейского истребительного авиационного полка  (6-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 8-я Воздушная армия, 4-й Украинский фронт)  Гвардии старший лейтенант И. В. Тимофеенко совершил 336 боевых вылетов, в 76 воздушных боях сбил 15 самолётов противника лично и 6 в группе.

1 июля 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Всего выполнил 436 успешных боевых вылетов, в 107 воздушных боях сбил лично 21 и в составе группы 6 самолётов противника.

26 марта 1945 года получил направление на лётно - испытательную работу. В 1955 году окончил Военно - Воздушную академию. С 1972 года Гвардии полковник И. В. Тимофеенко - в запасе. Жил в городе Щёлково Московской области.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  (четырежды), Отечественной войны 1-й степени  (дважды), Красной Звезды, "Знак Почёта"; медалями.

*     *     *

Иван Тимофеенко покоя в жизни не искал: не за этим идут люди в авиацию.

- Когда почувствовал себя лётчиком ? - с улыбкой потвечает он. - Конечно, как и все мальчишки - курсанты, сразу же, как в 1937 году переступил порог Сталинградского военного авиационного училища. А что ?   Форма лётная, девушки пилотом признают, осталась самая малость - подняться в небо. Это потом понял: учиться ещё и учиться !   Инструктор мой, лейтенант Уколкин, после первого самостоятельного полёта похвалил: "Из вас, курсант Тимофеенко, получится хороший лётчик !"

Науку побеждать осваивал Тимофеенко на Дальнем Востоке, в 168-м резервном авиационном полку, среди лётчиков, прошедших боевое крещение на Халхин - Голе. А перед самой Великой Отечественной войной, 5 июня 1941 года, вступил в свой первый воздушный бой.

...Японского разведчика Р-96 он успел перехватить над нашей территорией. Сигналу идти на посадку "японец" не подчинился и, сделав разворот, попытался уйти. Тимофеенко, преграждая ему путь, дал несколько предупредительных очередей и повторил сигнал. Разведчик ответил огнём. Ясно, у них задача - любой ценой доставить фотоснимки укреплённого района. А у Тимофеенко приказа вступать в бой не было. Только принудить к посадке, "не отвечая на провокации". Уходит разведчик, уходит... Вот уже скоро граница. Решай, истребитель !

Разведчик, увидев, что советский лётчик атакует, заметался, но уйти не сумел. Члены экипажа покинули горящий самолёт и после приземления были задержаны нашими пограничниками.

В тот же день отличившийся в воздушном бою Тимофеенко был отправлен в Хабаровск... на гауптвахту. А через несколько суток, когда инцидент был улажен, за находчивость и отвагу, проявленные при охране Государственной границы СССР, командующий ВВС Дальневосточного фронта Герой Советского Союза комкор А. Сенаторов наградил молодого лётчика золотыми именными часами. Но главные испытания в жизни Ивана Васильевича были ещё впереди.

Уже в июле он вступил в бой над горящей родной Украиной. В воздухе шли такие бои, из которых мало кто вышел целым и невредимым. Падали на землю "Мессеры" и "Юнкерсы", но и "Ишачков" - И-16 - взлетало с каждым днём всё меньше.

На поиск фашистской танковой колонны, "пропавшей" в районе Балаклеи, городе комсомольской юности, где на местном заводе Иван Тимофеенко учился в школе ФЗУ, он вылетел без прикрытия. Вот и Северский Донец, куда бегал с товарищами купаться. Раньше ему уже приходилось видеть с воздуха на просёлочных дорогах следы танковых гусениц, поэтому обнаружил их быстро. Теперь - догнать колонну, определить направление её движения и число танков. В одном из населённых пунктов следы пропали. Найти !   Разведчик всё должен видеть сам, даже рискуя жизнью. Ниже, ещё ниже !   Ещё... Вот они, замаскированные танки !

Фашисты не выдержали и открыли ураганный огонь. Самолёт затрясло, а Иван почувствовал обжигающую боль в ноге. Потом увидел струйки бензина, ползущие по обшивке из пробитого бензобака. Он понимал, что машина может вспыхнуть в любой момент, но взял курс на аэродром только тогда, когда уточнил все данные. Самолёт, будто понимая, какую ценную информацию они добыли, держался до конца и загорелся лишь после касания полосы полевого аэродрома у села Левковки, под Изюмом. Тимофеенко успел освободить полосу для взлетавших товарищей. Только он выбрался из самолёта и, превозмогая боль, отбежал на несколько метров, как прогремел взрыв.

Лечился в полку, ведь на счету был каждый лётчик. Пока не затянулась рана, летал на У-2, выполняя задания по связи и разведке.

Полк перебазировался на восток. В один из дней к аэродрому неожиданно прорвались фашистские танки, а там оставались ещё 5 авиационных специалистов и Тимофеенко со своим У-2. О том, чтобы улететь одному, Иван и не думал, но как спасти людей ?   Машина могла поднять груз до 300 килограммов, и то на специальных подвесках, а тут... Есть поступки, на которые можно решиться только однажды. Два техника поместились во вторую кабину, два сели на плоскости. Пятый примостился на ось шасси, намертво вцепившись в стойки. И ведь долетели !

Истребитель И-153 'Чайка', 1941 год.

Снова боевые вылеты, теперь уже на "Чайке" - биплане И-153, снова воздушные бои, разведка и штурмовка вражеских колонн. Он провёл рекордное число штурмовок на истребителе И-153 "Чайка". Штурмовая работа, когда для нанесения прицельного удара на ничем не защищённом перкалево - деревянном самолёте необходимо опуститься до высоты нескольких десятков метров и стать уязвимым даже для стрелкового оружия, по мнению большинства лётчиков - истребителей, является опаснейшим боевым заданием.

Новое ранение - и опять Тимофеенко остаётся в строю. Вот сбит и первый фашистский самолёт...

Очень трудный боевой вылет выполнил Тимофеенко в один из мартовских дней 1942 года в небе под городом Балаклея на Харьковщине. Необходимо было разгромить колонну вражеских войск. Штурмовиков же на этом участке не оказалось. Тогда задание получила группа наших истребителей. Когда советские самолёты появились над вражеской колонной, немцы открыли по ним сильный зенитный огонь. В одной из атак Иван Тимофеенко спикировал, чтобы нанести по колонне более точный удар. Но тут змейка вражеских пуль прошила его самолёт. Пробило бензобак, одна из пуль задела ногу. Управлять самолётом стало трудно. Но из боя Тимофеенко не вышел. Только когда колонна противника была разгромлена, он сообщил товарищам, что ранен, а его самолёт может в любой момент вспыхнуть, так как из пробитого бака непрерывно подтекает бензин. Боевые друзья посоветовали ему приготовиться к прыжку на парашюте на случай, если загорится машина, а сами охраняли повреждённый самолёт от вражеских истребителей. Тимофеенко набрал высоту и лёг на обратный курс.

Когда показались очертания нашего аэродрома у села Левковка около Изюма, лётчик с облегчением вздохнул и повёл машину на посадку. Но как только самолёт коснулся посадочной полосы, он загорелся. Нужно было немедленно оставить машину, пока не взорвался бензобак. Но Тимофеенко не сделал этого. Горящий самолёт занимал посадочную полосу и мешал приземлению других машин. Иван Тимофеенко решил любой ценой вывести самолёт из полосы. Воспользовавшись тем, что двигатель ещё работал, он отрулил горящий самолёт в сторону и успел выскочить из него на какое-то мгновение раньше, чем произошёл взрыв. Ранение и контузия от взрыва, к счастью, оказались не тяжёлыми, и лётчик остался лечиться в части.

Дни выздоровления тянулись мучительно долго. Времени было много, и мысли его все чащё возвращались к пережитому. Вспомнились родные места, школа в посёлке Савинцы, рабфак в Лозовой, учёба в Сталинградском авиационном училище, куда он пришёл по комсомольской путёвке. Навсегда запомнился первый воздушный бой в районе Кременчуга 1 июля 1941 года, бои за Полтаву, над родным Харьковом.

На Сталинградский фронт летом 1942 года Иван Васильевич прибыл, уже переучившись на новый Як-1. Вскоре он был зачислен в 9-й Гвардейский Краснознамённый ордена Суворова истребительный авиационный полк. С этой прославленной частью, вошедшей в историю советских Военно - Воздушных Сил как полк асов, связана вся его дальнейшая фронтовая биография. В небе над Волгой он провёл более 20 боёв, в которых лично уничтожил 6 самолётов противника.

За мужество и отвагу, проявленные в Сталинградской битве, он был награждён орденом Красного Знамени.

Вскоре Тимофеенко на своём истребителе снова громил врага. На этот раз - в небе Крыма. В одном из боев он уничтожил 2 Ме-109, за что был удостоен второго ордена Красного Знамени.

Иван Тимофеенко учился бить врага у прославленных лётчиков - однополчан дважды Героев Советского Союза Алексея Алелюхина и Владимира Лавриненкова. Часто летал с ними крыло в крыло на боевые задания.

Свой 8 самолёт, это был "Мессершмитт", Гвардии лейтенант И. В. Тимофеенко сбил, прикрывая бомбардировщиков, наносивших удар по станции Матвеев Курган. 9 и 10-й, "Хейнкели", - в октябре 1943 года в районе Мелитополя. Сбил мастерски, с первой атаки.

Воевал Тимофеенко у Ростова, Таганрога, в Литве, сражался в небе Донбасса и Мелитополя. Водил в бой звено, а затем эскадрилью истребителей.

К февралю 1944 года старший лётчик 9-го Гвардейского истребительного авиационного полка  (6-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 8-я Воздушная армия, 4-й Украинский фронт)  Гвардии старший лейтенант И. В. Тимофеенко совершил 336 боевых вылетов, в 76 воздушных боях на Як-1 и "Аэрокобре" сбил 15 самолётов противника лично и 6 в группе.

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1944 года Тимофеенко Иван Васильевич удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  (№ 3907).

Воодушевлённый высокой наградой, он с ещё большей самоотверженностью громил фашистов.

В начале мая 1944 года Тимофеенко в составе группы прикрывал бомбардировщиков, получивших приказ подавить сопротивление фашистских войск на Сапун - горе, закрывавшей путь к Севастополю. Бомбардировщики, успешно выполнив задачу, с истребителями непосредственного сопровождения ушли на свой аэродром. А между 12 самолётами группы прикрытия и 20 появившимися FW-190 завязался воздушный бой.

"Мы победили тогда врага своим мастерством, - вспоминал Иван Васильевич. - Проявляя взаимную выручку, умело используя радиосвязь и лётно - тактические преимущества самолётов, навязали ему групповой бой на вертикалях. Мы это уже умели делать хорошо. Атаковали противника непрерывно и всё время висели у него над головой. Наносили удары стремительно, после атаки набирали высоту и прикрывали товарищей. Потом - снова в атаку, не давая противнику опомниться. Немцы не были готовы к такой карусели и, несмотря на почти двойное превосходство, потерпели поражение. Наши лётчики, не потеряв ни одной машины, уничтожили 10 вражеских, 2 из них пришлись на мою долю".

После боёв в Крыму уже Гвардии капитан И. Тимофеенко был назначен командиром "красноносых" - 1-й эскадрильи и, сражаясь в Прибалтике и Восточной Пруссии, одержал 5 побед на новеньком Ла-7.

Гвардии майор И. Тимофеенко воевал до 26 марта 1945 года. Меньше 4 лет прошло после первого боя с японским разведчиком, а, казалось, за это время прожита не одна жизнь. Когда он был переведён на испытательскую работу, в его лётной книжке значились 436 боевых вылетов и 107 воздушных схваток с врагом, 21 сбитый самолёт лично и 6 - в составе группы. [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 19 личных и 6 групповых побед лётчика ]  В боях был дважды ранен. Он умел летать, знал, что нужно для победы, и умел побеждать, несмотря ни на что. Именно такие лётчики, как И. Тимофеенко, дважды Герой Советского Союза Амет-Хан Султан, Герои Советского Союза И. Дзюба, В. Масич, могли испытывать новые, перспективные машины.

И снова многое заново. Ведь испытательская работа - работа особая. Одно из первых заданий - проверить штопорные характеристики истребителя Ла-11. В нём размещался очень большой запас топлива, что вызывало резко отличавшееся от обычного распределение масс вдоль фюзеляжа и по крылу. Как это сказалось на лётных качествах самолёта ?

Истребитель Ла-11

Иван Васильевич привычно ввёл машину в штопор. Одий виток, второй... Всё как обычно. Но на 3-м витке лётчик обратил внимание на сильно увеличившуюся инерционность самолёта. 4-й, 5-й... После 6-го витка испытатель поставил рули на вывод из штопора. Машина не реагировала. Он повторил свои действия, и снова Ла-11 не подчинился. 7-й, 8-й витки... Высота стремительно уменьшалась. Надо было любой ценой спасти самолёт. Он дал полный газ, потом форсаж. Самолёт вздрогнул, как бы очнувшись от беспамятства, начал постепенно замедлять вращение, а затем перешёл в крутое пикирование. Чтобы не врезаться в землю на выводе из пике и опять не попасть в штопор, Тимофеенко, умело маневрируя ручкой управления, вывел машину в горизонтальный полёт и благополучно совершил посадку. Впоследствии самолёт был доработан и служил в строевых частях ещё несколько лет до замены на реактивные машины.

И снова полёты. В одном из них при проверке вооружения на опытном самолёте на точность стрельбы по наземным и воздушным целям перед выходом из пикирования, когда высота была минимальной, на вращавшемся диске пропеллера произошла вспышка. Машину затрясло, из разрушенных трубопроводов в кабину под давлением начали пробиваться струйки бензина и масла. Как тогда, над Балаклеей... Нет, хуже !   Самолёт очень вяло, с натугой, полез вверх и затем загорелся.

Руководитель полётов скомандовал: "Набери высоту, прыгай !"   Огонь уже жёг лицо, руки, ноги, когда лётчик на высоте около 15 метров выполнил разворот на 180° и, не выпуская шасси, посадил машину на грунтовую полосу аэродрома.

И.В.Тимофеенко

Уже в госпитале Иван Васильевич узнал, что кто-то "сэкономил", зарядив пушку старыми боеприпасами, что привело к нарушению синхронизации стрельбы. В результате снаряд попал в лопасть и разбил её.

Всего за время испытательской работы он освоил около 70 типов самолётов, сначала поршневых, а потом реактивных.

В 1955 году Гвардии подполковник И. В. Тимофеенко с отличием окончил Военно - Воздушную академию в подмосковном Монино, руководил различными коллективами испытателей. Он принимал участие в создании учебного фильма для строевых частей ВВС, рассказывающего о боевом применении реактивных самолётов на малых высотах, передавал свой опыт молодым лётчикам - испытателям, успел подготовить к полёту первых космонавтов. А самому слетать в космос не удалось, хоть и очень хотелось. Что поделать - возраст...

- Жаль, короток век пилота, - с грустью говорил Иван Васильевич, - не налетался. Давно уже "слез с коня", а как увижу в небе самолёт, так и тянет на аэродром. Потому и живу рядом с ним. Лётчик - это не профессия, это - образ жизни...

Выйдя в запас И. В. Тимофеенко жил в посёлке Чкаловский   (в черте города Щёлково)  Московской области. Умер 7 октября 1986 года. Похоронен в городе Щёлково на Гребенском кладбище. В посёлке Чкаловский   (улица Ленина, дом 12, в котором в 1970 - 1986 годах жил Герой), установлена мемориальная доска.

*     *     *

Список известных побед Гвардии майора И. В. Тимофеенко:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
109.05.1943 г.1  FW-189ЯншицкийИ-153, ЛаГГ-3, Як-1,

"Аэрокобра", Ла-7.
222.06.1943 г.1  Ju-88Рубашкино
326.06.1943 г.1  Ме-109северо - западнее Самбек
415.07.1943 г.1  FW-189севернее Матвеев Курган
517.07.1943 г.1  Ju-88западнее Ясиновский
61  Ju-88Мариновка
719.07.1943 г.1  Ме-109Амвросиевка
820.08.1943 г.1  Не-111Калиновка - Н. Александровка
922.08.1943 г.1  Не-111севернее Колпаковка
1001.10.1943 г.1  Не-111севернее Михайловка
1105.11.1943 г.1  Ме-109южнее Армянск
1223.01.1944 г.1  FW-189севернее Раденское
1312.02.1944 г.1  FW-189восточнее Крещенка
1425.02.1944 г.1  Ju-87северо - западнее Томашевка  (Сиваш)
1517.01.1945 г.1  Ме-109восточная окраина Гумбиннен
1618.01.1945 г.1  FW-190северо - восточнее Гумбиннен
171  FW-190западнее Маллвишкен
1815.02.1945 г.1  FW-190восточнее Бальга

      Всего сбитых самолётов - 19 + 6  [ 18 + 0 ];  боевых вылетов - 435;  воздушных боёв - 105.




Дополнительная информация о И. В. Тимофеенко.

Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz