Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая Звезда Героя Советского Союза

Токаренко Михаил Кузьмич

Токаренко Михаил Кузьмич.

Родился 4 февраля 1919 года в селе Белый Колодезь, ныне посёлок городского типа Волчанского района Харьковской области  (Украина), в семье служащего. Окончил 7 классов и аэроклуб в Ашхабаде  (Туркмения). С 1939 года Михаил Токаренко в рядах Красной Армии. В 1941 году окончил Балашовскую военно авиационную школу пилотов.

С августа 1941 года в действующей армии. Воевал в лёгкобомбардировочной авиации, выполнил 85 боевых вылетов на самолёте Р-5. К лету 1942 года переучился на лётчика - истребителя.

К январю 1945 года штурман 153-го Гвардейского истребительного авиационного полка  (12-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 1-й Гвардейский штурмовой авиационный корпус, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт)  Гвардии капитан М. К. Токаренко совершил 332 боевых вылета на штурмовку скоплений войск врага, в 47 воздушных боях сбил 18 самолётов противника.

10 апреля 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны продолжал службу в ВВС. В 1952 году окончил Высшие лётно - тактические КУОС. С 1963 года генерал - майор авиации М. К. Токаренко - в запасе. Жил в Днепропетровске. Умер 3 марта 1984 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  (трижды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды   (дважды); медалями.

*     *     *

Он родился 4 февраля 1919 года в селе Белый Колодезь, ныне посёлок городского типа Волчанского района Харьковской области Украины, в семье служащего. С 1930-х годов жил в городе Ашхабаде. Здесь окончил 7 классов и поступил работать в Ашхабадскую машинно - тракторную мастерскую в качестве ученика.

С детства Михаил мечтал стать моряком. Ему грезились океанские просторы... Но в жизни молодого человека часто бывает, что первое увлечение уступает место иному. Так произошло и с Михаилом Токаренко. Моря поблизости не было, а аэроклуб, в котором он как-то побывал, стал его притягивать, как магнит. Прыжки с вышки, полёты на планере и самолёте понравились ему, и он почувствовал, что авиация - его призвание. Вскоре комсомольца Токаренко как одного из лучших выпускников назначили инструктором в том же аэроклубе.

В 1936 году по разнарядке ЦК ЛКСМ Туркменистана он был послан на учёбу в Балашовскую школу Гражданского Воздушного Флота, которая в 1939 году была преобразована в военную. По окончании учёбы был оставлен в ней лётчиком - инструктором. Здесь и встретил начало Великой Отечественной войны.

В августе 1941 года был направлен в действующую армию, в полк лёгких ночных бомбардировщиков. На биплане Р-5 младший лейтенант М. З. Токаренко совершил 85 боевых вылетов на бомбардировку врага. Его имя не раз появлялось на страницах фронтовых газет.

Самолёт Р-5

Лёгкий ночной бомбардировщик Р-5 одного из авиационных полков ВВС РККА.

Однажды во время бомбардировки фашистского аэродрома машина М. К. Токаренко была подбита. Лётчик, раненный в лицо, грудь и руки, с трудом привёл искалеченную машину к своим.

В 1942 году он добился перевода в истребительную авиацию, за короткий срок освоил самолёт Як-1 и в декабре 1942 года уже воевал на истребителе.

...Шестёрка истребителей приближалась к Ржеву, чтобы встретить вражеских бомбардировщиков. Вдруг появились 4 Ме-109. Ведущий Михаил Токаренко понял: они попытаются навязать бой нашим истребителям, чтобы открыть путь своим бомбардировщикам.

- Следить за "Мессерами", в бой не вступать ! - приказал ведущий.

Через несколько минут появились 30 немецких бомбардировщиков под прикрытием 16 истребителей. Ведущий приказал атаковать фашистскую армаду, а сам избрал для нападения головную немецкую машину. После его атаки "Хейнкель-111" клюнул носом и штопором пошёл к земле. По примеру командира лётчики стремительно атаковали вражеские самолёты, разбили их строй и заставили сбросить смертоносный груз на территорию, занятую фашистами. Боевая шестёрка сбила 8 фашистских бомбардировщиков. Остальные машины повернули назад.

С 1943 года сражался уже в составе 516-го истребительного авиационного полка  (5 февраля 1944 года преобразован в 153-й Гвардейский ИАП)  203-й истребительной авиационной дивизии 1-го штурмового авиационного корпуса, летая на Як-1. Отличился в дни напряжённых боёв под Курском.

7 июля 1943 года, младший лейтенант М. Токаренко сопровождал штурмовиков, которые действовали по войскам противника в районе Черкасское. В воздушном бою с 12 истребителями противника он сбил 2 FW-190. Израсходовав все патроны, Токаренко делал ложные атаки, отгоняя вражеских истребителей от своих штурмовиков. Благодаря его умелым действиям штурмовики успешно выполнили задание и без потерь возвратились на свой аэродром. За самоотверженность и героизм, проявленные в этом бою, Михаил Токаренко был представлен к правительственной награде.

Позднее он ещё сотни раз сопровождал штурмовиков во время битвы за Днепр, при освобождении Правобережной Украины, Молдавии и Польши. Принимал участие Корсунь - Шевченковской и Ясско - Кишинёвской операциях, сражался на Львовском и Сандомирском направлениях. Стал мастером прикрытия штурмовиков. В самых сложных ситуациях помогал им возвратиться на свой аэродром.

Однажды, под Яссами, Михаил Токаренко с группой истребителей вылетел на сопровождение штурмовиков. Эскадрилью "Илов" вёл будущий дважды Герой Советского Союза Талгат Бегельдинов. Штурмовики атаковали намеченные цели, сбросили бомбы, выпустили реактивные снаряды и начали разворот для второго захода. В это время зенитный снаряд разорвался рядом с машиной ведущего группы. Удар взрывной волны бал так силён, что Ил-2 подбросило вверх метров на 40 !   Осколками пробило баки, масло снизу струей ударило в лицо пилоту. А он, как на грех, летел без очков... Глаза ему плотно залепило. Бегельдинов, передав управление группой, продолжал полёт вслепую, выполняя команды воздушного стрелка. Но на душе его было неспокойно: много ли нужно, чтобы машина, управляемая слепым пилотом, сорвалась в штопор !..

В это время он услышал в шлемофоне незнакомый голос:

- Ручку на себя. "13-й", ручку на себя !

Бегельдинов выполнил команду. И вновь услышал тот же голос:

- "13-й", держи так. Не бойся дотянем...

Прошло несколько минут полёта. Бегельдинов послушно выполнял все команды незнакомца. И лишь, когда машина вышла на свою территорию, он вынул платок, кое - как протёр глаза и осмотрелся. Рядом с ним летел "Як" командира эскадрильи прикрытия старшего лейтенанта Токаренко. Поняв, что пилот "Ила" попал в беду, он передал командование истребителями своему заместителю  (благо, воздух был чист)  и поспешил на выручку товарищу. Встав рядом с повреждённым самолётом Михаил, командуя по радио, вёл пилота штурмовика, как слепца...

За годы войны он был 5 раз сбит, 5 раз ранен. Ему приходилось и покидать горящий самолёт в воздухе, и на повреждённой машине добираться к своему аэродрому. Однажды его Як-1 был подбит. Фашисты это заметили и пристроились к советскому самолёту, чтобы привести его на свой аэродром. Но тяжелораненый пилот сумел оторваться от преследователей, посадить горящую машину неподалёку от наших артиллерийских позиций. Командир эскадрильи старший лейтенант Павел Цыганов, понимая, что может случиться непоправимое, сразу же приземлился рядом, открыл фонарь пылавшей машины и вытащил из кабины потерявшего сознание лётчика. А через минуту самолёт взорвался.

На всю жизнь Михаил Токаренко запомнил воздушный бой с врагом над своим родным селом Белый Колодезь. 12 штурмовиков получили задание нанести удар по резервам противника, сосредоточившимся в районе Мерефы. Их прикрывала шестёрка истребителей, которую возглавлял Михаил Токаренко. Когда штурмовики, успешно выполнив задание, взяли курс на свой аэродром, он, как заранее было условлено, передал группу прикрытия своему заместителю, ныне Герою Советского Союза Ивану Гнездилову, а сам с ведомым Ильей Костенко повернул на Белый Колодец, который тогда ещё был занят оккупантами.

Сначала наших лётчиков встретили огнём вражеские зенитки. Затем откуда-то взялись немецкие истребители: 4, а потом 8 Ме-109 атаковали советских пилотов. Но они не растерялись и смело вступили в бой. Вот в прицел Токаренко попал один из "Мессеров". Длинная очередь - и тот упал на землю.

Пролетая над родной улицей, Михаил успел открыть фонарь кабины и выбросить привязанную к камню записку землякам: "Ждите, дорогие, наши скоро придут !". Но как раз в этот момент была подбита машина Костенко. Токаренко передал ведомому по радио:

- Илюша, выходи из боя, я тебя прикрою.

- Я вас не брошу одного, - ответил Костенко.

Ведущий повторил приказ, и Костенко, видя, что его машина начала гореть, под прикрытием друга успел посадить её на нейтральной полосе. Это был первый воздушный бой молодого лётчика - истребителя. Ведущий вдруг заметил, что 2 фашистские машины атакуют приземлившийся самолёт, бросился ему на помощь. Одного "Мессера" ему удалось прошить пулемётной очередью, второй удрал.

Только тогда ведущий увидел, что самолёт Костенко взорвался, а лётчик катается по земле, пытаясь сбить с себя пламя. Токаренко вышел из боя, прилетел на свой аэродром, пересел на машину По-2 и немедля вернулся назад. Он приземлился около обломков сгоревшей машины, взял боевого друга на борт самолёта и благополучно прибыл к своим.

Як-3 из состава 153-го ГвИАП. 1945 г.

К январю 1945 года штурман 153-го Гвардейского истребительного авиационного полка Гвардии капитан М. К. Токаренко совершил 332 боевых вылета на штурмовку войск скоплений войск врага, сопровождение наших бомбардировщиков и штурмовиков, "свободную охоту" и разведку  (из них 117 как лётчик - истребитель). В 47 воздушных боях сбил 18 самолётов противника.

Могила М.К.Токаренко

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 апреля 1945 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и отвагу в боях с немецко - фашистскими захватчиками Гвардии капитану Токаренко Михаилу Кузьмичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  (№ 6086).

Всего к маю 1945 года произвёл 465 успешных боевых вылетов, в 50 воздушных боях сбил 20 самолётов противника  (1 Hе-111, 2 Ju-88, 1 FW-189, 1 Ju-87, 6 Ме-109, 9 FW-190), потопил фашистский корабль, уничтожил много другой боевой техники и живой силы противника.

После войны кавалер 17 правительственных наград ещё долго оставался в строю военных лётчиков, летал на реактивных самолётах. Ушёл в отставку в 1963 году в звании генерал - майора.

Михаил Кузьмич поселился в Днепропетровске, работал управляющим треста зелёных насаждений. Он принимал активное участие в военно - патриотическом воспитании молодёжи, часто выступал перед школьниками. За плодотворную работу по воспитанию подрастающего поколения на примерах мужества и героизма советских лётчиков в годы войны Главный маршал авиации К. А. Вершинин наградил генерал - майора авиации в запасе М. К. Токаренко Почётной грамотой.

Скончался 3 марта 1984 года. Похоронен в Днепропетровске на Аллее Героев Запорожского кладбища.

*     *     *

КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ЛИЧНОГО БОЕВОГО ПОДВИГА

За 4 лично сбитых самолёта противника, за 8 успешных боевых вылетов тов. Токаренко награждён орденом Красного Знамени. За 3 лично сбитых самолёта противника и 39 успешных боевых вылетов награждён орденом Отечественной войны 1-й степени. За 100 успешных боевых вылетов и 5 лично сбитых самолётов противника награждён орденом Красного Знамени.

Тов. Токаренко в воздушных схватках с врагом показал себя храбрым и умелым воздушным бойцом, отличным командиром - лётчиком. Он заслуженно пользуется в полку и в дивизии славой одного из лучших воздушных штурмовиков. Не было случая, чтобы штурмовики, прикрываемые группой Токаренко, имели потери от вражеских истребителей.

Дерзкий и смелый в бою, серьёзный и вдумчивый офицер, Гвардии капитан Токаренко за период пребывания на фронтах Отечественной войны с 10 Августа 1941 года проявил себя как достойный сын нашей Родины.

В боях с фашистскими стервятниками тов. Токаренко проявлял подлинный героизм; благодаря умению, храбрости и беззаветной преданности Родине, всегда остается победителем, смело и уверенно ведёт он свою машину туда, где показывается враг, его не страшит численное превосходство противника.

Так, например, прикрывая боевые порядки наших войск 17 декабря 1942 года, тов. Токаренко, будучи ведущим 6 "Яков", заметил группу в 30 Не-111 под прикрытием 16 Ме-109 и FW-190, идущие бомбить наши позиции. Быстро собрав группу, он смело ринулся навстречу врагу. В неравном бою группа тов. Токаренко сбила 8 самолётов противника; один He-111 лично сбил тов. Токаренко. Поспешно сбросив бомбы на свои войска, уцелевшие фашистские стервятники покинули поле боя.

В первые дни немецкого наступления на Белгородском и Харьковском направлениях 7 июля 1943 года тов. Токаренко вылетел в сопровождении 6 штурмовиков Ил-2. Над целью наши самолёты были атакованы 18 FW-190. Героически защищали тов. Токаренко и его ведомый штурмовиков. В неравном бою был сбит ведомый. Тов. Токаренко один бился с 18 истребителями противника. Меткими очередями он сбил 2-х стервятников. Когда кончились боеприпасы, на помощь пришла русская смекалка. Ложными атаками он отбивал наседавших "Фокке - Вульфов". Бой длился 45 минут. Задача по прикрытию штурмовиков была выполнена. Все "Илы" благополучно вернулись на свой аэродром.

Особенно мужественным, отважным и умелым воздушным бойцом проявил себя тов. Токаренко в Львовской, Висленской, Сандомирской операциях, где он, летая ведущим группы истребителей по прикрытию "Илов", отлично защищал штурмовиков от истребительной авиации противника, давил пулемётно - пушечным огнём истребителей противника, чем обеспечивал штурмовикам отличное выполнение боевых заданий.

В период ожесточённых и напряжённых боев, тов. Токаренко умело обеспечивал успешную боевую работу истребителей по сопровождению и прикрытию штурмовиков, а также разведку и штурмовку живой силы и техники противника. Лично сам он произвёл 19 боевых вылетов, из которых 11 - штурмовкой и бомбометанием.

М.К.Токаренко

Только в боях за освобождение Украины, Молдавии и Польши лётчики его эскадрильи с 5 июля 1943 года по 13 августа 1944 года произвели ряд успешных боевых вылетов на сопровождение и прикрытие штурмовиков, провели 76 воздушных боёв, в результате которых сбили 64 самолёта противника.

За период Отечественной войны с 10 августа 1941 года по 6 января 1945 года тов. Токаренко участвовал в Ржевско - Сычевской, Белгородско - Харьковской, Красноградской, Полтавской, Кременчугской операциях, а боях за Днепр и освобождение правобережной Украины, в освобождении ряда городов, в осуществлении окружения и уничтожения Корсунь - Шевченковской группировки немцев, в боях на Уманьском, Ясском, Львовском, Висленском, Сандомирском и Кросненском направлениях. За это время он произвёл 417 успешных боевых вылетов на сопровождение и прикрытие штурмовиков, провёл 47 воздушных боёв, сбил 18 самолётов противника.

*     *     *

Список всех известных побед Гвардии капитана М. К. Токаренко:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
105.07.1943 г.1  FW-190ТомаровкаЯк-1, Як-3.
207.07.1943 г.1  Ju-88Короча
307.07.1943 г.2  FW-190Быковка
405.09.1943 г.1  Ме-109Миргород
506.09.1943 г.1  FW-190Рябухино
607.09.1943 г.1  Ме-109Зелёный Уголок
716.10.1943 г.1  FW-189Бовино
816.10.1943 г.1  FW-190сев. Оситная
901.02.1944 г.1  Ме-109Новая Рославка
1025.02.1944 г.1  Ме-109Радчиха
1113.03.1944 г.1  Ju-87юж. Бандурово
1230.05.1944 г.1  FW-190Чужа Вода
1315.07.1944 г.1  FW-190Хмелёво
1404.08.1944 г.1  Ме-109Карзелки
1503.03.1945 г.1  Ме-109юж. Штених

       Всего сбитых самолётов - 18 + 1  [ 16 + 0 ];  боевых вылетов - 380;  воздушных боёв - 47.




Один бой Михаила Токаренко.

Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz