Токарев Моисей Степанович - советский военный летчик Герой Советского Союза - Красные соколы: советские асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Звезда Героя Советского Союза

Токарев Моисей Степанович

М.С.Токарев

Родился 9 Ноября 1913 года в посёлке Юзовка, ныне город Донецкой области, в семье рабочего. Окончил неполную среднюю школу и фабрично - заводское училище. С 1933 года Моисей Токарев в рядах Красной Армии. В 1936 году окончил Харьковскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в Особой Краснознамённой Дальневосточной армии.

Участник Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов, награждён медалью "За отвагу".

С Июня 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны. По Май 1942 года служил в 131-м ИАП, летал на И-16 и ЛаГГ-3; по Декабрь 1942 года - в 862-м ИАП, летад на ЛаГГ-3; по Июль 1943 года - в 40-м ГвИАП, летал на Ла-5. Сражался на Воронежском, Южном, Северо - Кавказском и Закавказском фронтах. Участвовал в сражениях под Сталинградом, на Кубани и Курской дуге.

К Сентябрю 1942 года командир 862-го истребительного авиационного полка  (217-я истребительная авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия, Закавказский фронт)  Майор М. С. Токарев совершил 160 боевых вылетов на штурмовку скоплений войск врага, в 32 воздушных боях сбил лично 10 и в группе 2 самолёта противника. 13 Декабря 1942 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

8 Июля 1943 года погиб в воздушном бою в районе города Старый Оскол (Белгородская область), где и похоронен. Награждён орденами Ленина (дважды), Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, медалью "За отвагу". Его именем названы улица в городе Донецке, улица и школа № 2 в городе Старый Оскол.

*     *     *

Счёт своих побед Моисей Токарев открыл 23 Июня 1941 года, сбив на И-16 истребитель Ме-109 и бомбардировщик Ju-88. 27 Июля 1941 года сбил ещё 2 самолёта Ме-109, однако и сам был подбит, был вынужден воспользоваться парашютом. К концу 1941 года выполнил 105 боевых вылетов, был награждён орденами Ленина и Красного Знамени.

В 1942 году получил назначение в 862-й ИАП под Москвой, который только что был перевооружён самолётами ЛаГГ-3. В Июле участвовал в боях в составе этого полка. Затем воевал на Северо - Кавказском фронте, где принял командование полком.

К Сентябрю 1942 года командир 862-го истребительного авиационного полка Майор М. С. Токарев совершил 160 боевых вылетов, в 32 воздушных боях сбил лично 10 и в группе 2 самолёта противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 Декабря 1942 года отважному лётчику было присвоено звание Героя Советского Союза. А вскоре он принял командование 40-м Гвардейским авиаполком.

ЛаГГ-3

ЛаГГ-3 одного из истребительных авиаполков Южного фронта.  Лето - осень 1942 года.

Самоотверженно сражался Гвардии майор М. С. Токарев и в дальнейшем. К концу боёв на на Кубани он сбил уже 14 вражеских самолётов. В первые дни оборонительного сражения под Курском увеличил счёт сбитых самолётов противника.

Вспоминая о летних боях 1943 года Генерал - лейтенант авиации в отставке С. Н. Ромазанов пишет:

М.С.Токарев

"Говоря о мастерстве наших истребителей, невольно вспоминаешь одного за другим прекрасных людей, каждый день поднимавших в воздух свои стремительные истребители с красными звёздочками на фюзеляжах - знаками многочисленных побед в воздушных поединках. Время не способно затушевать образы этих людей, скромных в поведении, бескорыстных в дружбе, беззаветно отважных в бою.

Помню, в одной дивизии я встретил командира истребительного полка Героя Советского Союза майора М. С. Токарева, человека богатырского сложения. В обращении с товарищами, и особенно со старшими, Майор был до застенчивости скромен. Увидев на фюзеляже его самолёта 14 звёздочек, я спросил:

- Наверное, не все помечены ?

Майор стушевался и ничего не ответил. Мне же было известно, что, кроме 14 самолётов, сбитых Токаревым в предыдущих боях и прежде всего на Кубани, откуда прибыл его полк, он уже и на Курском плацдарме сбил несколько самолётов.

Майор Токарев умело водил группы истребителей и в воздушных боях неизменно показывал образцы мужества и мастерства. Однажды группа, ведомая им, встретила в воздухе численно превосходящего противника. В процессе боя Майор оказался в кругу 10 вражеских истребителей. Бойцы наших наземных подразделений видели, как он сбил 4 вражеских истребителя. Но силы были слишком неравны. У советского лётчика кончился боекомплект. Самолёт его был подбит и летел до самой земли неуправляемым".

8 Июля 1943 года командир 40-го Гвардейского истребительного авиационного полка (5-й истребительный авиационный корпус, 2-я Воздушная армия)  Гвардии майор М. С. Токарев вылетел с группой истребителей на прикрытие войск и не вернулся. По официальным источникам, в воздушном бою с превосходящим противником ему пришлось сражаться с большой группой вражеских истребителей, но герой не дрогнул. В этом бою он сбил 4 самолёта. Когда кончился боекомплект, Токарев пытался выйти из боя, но был сбит противником и погиб. Произошло это в районе города Старый Оскол Белгородской области, где его и похоронили.

В боевом формуляре полка есть такие данные:

"С 1 Января по 1 Марта 1943 года полк под командованием Героя Советского Союза Гвардии майора Токарева М. С., преследуя отступающего противника, прошёл путь от г. Моздока до ст. Днепропетровская Краснодарского края. Во время Белгородской операции полк провёл 33 групповых воздушных боя. В ожесточённых воздушных боях, в которых участвовало до 100 и более самолётов с обеих сторон, особенно отличился павший смертью храбрых командир полка Герой Советского Союза Гвардии майор Токарев М. С, лично сбивший 6 самолётов противника..."

М.С.Токарев

Справедливости ради, следует привести и комментарий Михаила Быкова к вышеописываемым событияи:

"Согласно оперативным документам 8-й ГвИАД, самолёт командира 40-го ГвИАП майора Токарема, чья пара шла замыкающей в восьмёрке Ла-5, был сбит при возвращении с боевого задания парой немецких истребителей - охотников внезапной атакой сверху - сзади со стороны солнца. Воздушного боя не было: немецкие самолёты покинули район столкновения... "Легенда" о тяжёлом воздушном бое и большом количестве вражеских самолётов, сбитых Токаревым в последнем вылете, была придумана позже, очевидно, для оправдания перед командованием за потерю командира полка".

К тому времени Гвардии майор М. С. Токарев совершил более 200 боевых вылетов и, проведя 41 воздушный бой, довёл число своих побед до 22.

*     *     *

Список известных побед Гвардии майора М. С. Токарева:
(Из книги М. Ю. Быкова "Асы Великой Отечественной".  Изд. "ЯУЗА" - "ЭКСМО", 2007 г.)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
110.07.1941 г.1  Ме-109Бендеры - БульбокаИ-16, ЛаГГ-3, Ла-5.
21  Ju-88Кишинёв
311.07.1941 г.2  Ме-109аэр. Славяносербка
423.07.1941 г.1  Ме-109Белая Церковь
528.09.1941 г.1  Hs-126вост. Елизаветовка
621.10.1941 г.1  Ме-109сев. Голубов
726.08.1942 г.1  Ме-109  (в группе)Стодольский
830.08.1942 г.1  Ме-109Ищерская
904.09.1942 г.1  Ме-109Моздок
1009.09.1942 г.1  Ме-109Вознесенская
1108.12.1942 г.2  Ме-109Чикола

       Всего сбитых самолётов - 14 + 2  [ 12 + 1 ];  боевых вылетов - более 200.

*     *     *

М. С Токарев глазами авиационного техника.

12 Апреля 1940 года начал формироваться 131-й истребительный авиаполк. И нас после выпуска отправили туда мотористами. Я не знаю, по какому принципу меня выбрал комиссар эскадрильи Моисей Степанович Токарев. Я не был единственным евреем в выпуске - было много и неевреев, но он выбрал меня, и почему - я не знаю. Потом я много над этим думал и нашёл ответ, когда вспомнил, как он подходил к решению национального вопроса. "Я знаю две национальности, - говорил Токарев. - Люди порядочные и люди непорядочные. Других национальностей на свете нет". Вот такой он был человек.

В.М.Синайский.
В. М. Синайский.

Я попал в полк, когда туда доставили с завода и выгружали из эшелона новенькие И-16. Чеканя шаг, я подошёл к командиру, который там командовал, представился, сказал, что мне нужен комиссар Токарев. Старший техник - лейтенант сказал: "Я инженер эскадрильи. А Токарев вон в ватнике, такой большой, самолёт тянет. Иди к нему". Я пошёл. Комиссар эскадрильи, старший политрук: у нас начальник школы был старший политрук, какой - нибудь комвзвода был уже большой начальник, и при виде его трепетали, а тут комиссар эскадрильи. Токарев с интересом смотрел, как я чеканил шаг. Я подошёл, представился. Он подал мне руку, поздоровался. Я был удивлён. Сам комиссар эскадрильи здоровается со мной за руку. "Я знаю, что ты Синайский. Я же тебя сам выбрал. Видишь, крупный блондин - это мой механик Гармаш. Иди к нему, он тебе скажет, что делать". И крикнул: "Гармашидзе, вот к тебе идёт помощник".

Я пошёл к механику. Крепкий, широкоплечий блондин, наверное, лет 40, с внушительной внешностью, посмотрел на меня и сказал: "Что вы в шинели будете тут делать. Сейчас мы уже заканчиваем, отправляйтесь получать рабочий комбинезон, обмундирование. На сегодня всё, а завтра с утра сюда".

Помню, как первый раз мне пришлось принимать участие в выпуске самолёта в воздух. Для меня, авиамоделиста и новичка, участвовать в выпуске самолёта в воздух, на котором полетит сам комиссар Токарев, было чрезвычайно важное, ответственное и незабываемое дело. Ощущения были примерно такие же, как во время своего первого полёта на самолёте - тогда мне было 12 лет, и меня покатали на У-2.

Когда мы выпускали Токарева в воздух, Гармаш с улыбкой посмотрел на меня: "Что ты волнуешься ?   Всё в порядке - мы же всё проверили. Всё хорошо". Токарев слетал, вернулся. Сказал: "Отличная машина. Всё хорошо". И так началась моя служба.

К Токареву после первых же дней нашей совместной работы я проникся необыкновенным уважением. И я видел, что Токарев пользуется всеобщим уважением не только в эскадрильи, но и в полку. Я бы сказал, что он был душой эскадрильи. Он действительно был отцом родным. К тому же он был великолепным рассказчиком.

В мирное время в Запорожье мы выполняли боевую задачу, осуществляли прикрытие района Днепрогэса и Кривого Рога. Дежурства были ежедневные. Полёты были рано утром, с рассвета, с 5 часов утра, если только эскадрилья не дежурила. А когда у эскадрильи было дежурство, то полёты были не утром, а вечером. Дежурство осуществлялось по форме № 2 и форме № 1. Положение № 1 - это пилот в кабине, всё подключено, сигнальная ракета, и он идёт в воздух. Форма № 2 - это все под самолётом, можно отдыхать, наготове, 2 часа у нас перерыв. Потом опять по форме № 1. Когда мы переходили к дежурству по форме № 2, то уходили курить и все группировались вокруг Токарева. Он обычно начинал какую то беседу, ловко подкидывал какую - нибудь тему. Выслушивал или рассказывал сам, а потом мы все обсуждали. Я уже потом, намного позже понял, как ловко он всё это делал, как он нас воспитывал, но настолько деликатно, что мы не догадывались, что он нас воспитывает.

Бывало и так, что утром Токарев приходил, Гармаш докладывал: "Товарищ комиссар, самолёт к полёту готов". "Знаю, знаю. Давайте отдыхать. Мы через 2 часа заступаем на дежурство". Мы стелили чехол, он ложился, мы ложились рядом, укрывались его регланом, он нам что нибудь рассказывал, беседовал, иногда просто отдыхали. Часто, лёжа под самолётом, я слушал его рассказы. Он был очень интересный мужчина.

Но в двух вопросах он был очень твёрд и жесток, особенно если начиналась дискуссия. Это вопрос национальный - он никогда не терпел, если кто нибудь "заикался" по этому поводу. И второй - это женский вопрос. Он не терпел, когда, особенно молодые лётчики, начинали хвастаться своими успехами у женщин. сам Токарев был рослый, крупный, своеобразной красоты, могучий человек, и потому, что мы наблюдали в гарнизоне, женщины были от него без ума. Но он никогда никаких разговоров на эту тему не вёл. Никогда не хвастался и не обсуждал. Мог рассказать какую - нибудь историю, не называя имён, не упоминая место, и можно было лишь догадываться, было это с ним или с кем-то из его знакомых.

Однажды мы были в курилке. Полк сформировался из 2-х эскадрилий, воевавших в Финляндии, и получил пополнение молодым лётным составом. Технический состав был тоже пополнен. Лётный состав пришёл из Качи - это были молодые пилоты истребители. Все они очень кичились званием "Сталинского сокола". Фуражка с "капустой", форма. И вот сидим мы в курилке, а молодые лётчики, вернувшиеся накануне из отпуска в город, обсуждали, кто как проводил время. Один начал хвастаться, как он пользовался успехом у одной девицы: он покормил её мороженым, они гуляли, потом он повел её в кусты, там ею овладел, и всё это он рассказывал во всех подробностях.

Я сидел и думал о том, что сейчас будет интересная сценка. Я понимал, что Токарев этого так не оставит. Все молчали, с интересом слушали. Вдруг рассказчик замолчал, когда увидел взгляд Токарева. "Товарищ комиссар, что вы на меня так странно смотрите ?   Какой-то у вас странный взгляд. Я что, невразумительно рассказал ?" - "Да нет, рассказал ты вразумительно. Я только не могу решить, ты кто - подлец или дурак". - "Как, товарищ комиссар ?" - "Если ты пришёл в парк в форме, ты же лётчик истребитель, герой, "Сталинский сокол", недурён собой. И какая-то милая девушка по простоте душевной поверила, что, помимо того, что ты красавец, ты ещё порядочный человек. А ты её здесь позоришь. Ты кто ?   Ты - явный подлец !   А если это была не порядочная девушка, а шлюха, а ты с ней связался, тогда ты дурак. Посмотрим, не прихватил ли ты что-то на свой конец, а то пойдёшь под трибунал. Так что, брат, я не знаю, кто ты - дурак или подлец".

Командиром эскадрильи был капитан Сенин, который воевал на Халхин - Голе и в Китае.  [ Сенин Александр Дмитриевич, Капитан. Воевал в составе 131-го ИАП. Выполнил более 100 боевых вылетов, в воздушных боях лично сбил 3 самолёта. Погиб в конце 1941 года. Примечание - М. Ю. Быкова. ]  Он занимался только с лётным составом, а за технический состав и бытовые вопросы отвечал Токарев.

Среди молодых лётчиков были хорошие пилоты, но многие не понимали серьёзности положения. Помню, как после одного воздушного боя Старший лейтенант Щербинин в приангарном здании, где висели силуэты самолётов вероятного противника, это были немецкие самолёты, глядя на Ме-109 сказал: "Я бы схватился с ним. Я бы ему показал !"

Я посмотрел на Токарева. Его лицо, обычно доброжелательное, стало суровым, он перебил Щербинина и сказал: "Что вы "Мессеру" ?!   Что вы можете ему противопоставить ?   Вы виражите в лучшем случае на тройку. А стреляете ?   Как вы стреляете ?   Норматив на 120 патронов - 3 попадания по конусу - удовлетворительно, до 10 - хорошо, свыше 10 - отлично. Вы же из 10 не выходите !   Если бы вы стреляли, как Сигов  (а Сигов делал до 60 пробоин), вот тогда вы могли бы говорить. Да научитесь ещё виражить, как Сигов. Что вы можете противопоставить "Мессеру" ?   У "Мессера" пушка и крупнокалиберные пулемёты, "Мессер" бронирован, он не легко уязвим, скорость его на 100 километров больше, чем у И-16. Что вы ему противопоставите ?

Бросьте вы это самохвальство !   Меня возмущает вся эта трепотня по радио и в кино. Война - это не игрушка. Будем бить малой кровью !   Посмотрим, какая будет малая кровь. Надо учиться воевать... Вот мы столкнулись с Финляндией. Вы знаете, что мы не смогли сбить "Бристоль - Бленхейм" ?   Вы что думаете, что вы легко собьёте "Юнкерс" или "Хейнкель" ?   Что там сидят дураки ?!   Вы знаете, что немецкие пилоты, пожалуй, лучшие в мире. Они уже имеют военный опыт в Испании. Что вы можете им противопоставить ?   Бросьте вы эту похвальбу !"

И, обращаясь к молодым, сказал: "И вы, особенно молодые, не увлекайтесь. Вы смотрите, вам есть у кого учиться. Учитесь у Сигова. Вы знаете, что Сигов на Халхин - Голе сбил 5 японских самолётов, а одного японского истребителя пригнал на свой аэродром и посадил. Вот вам пример !   А вы из десятки не выходите".

Вскоре действительно молодые ребята во многом преуспели. А положение было напряжённым, хотя в печати всё время говорилось о хороших взаимоотношениях с Германией, о том, что Германия не нарушает пунктов договора, что всё идёт нормально. В это не верилось как-то...

Токарев и Гармаш жили отдельно - в деревне, а мы все жили в палатках рядом с аэродромом. 22 Июня шёл небольшой дождик. Ночью было тихо. Мы спали в палатках под шум дождя. Вскоре после рассвета вдруг раздался воющий звук сирены. Мы все заворчали: "Что это батя в воскресенье не даст отдохнуть ?!   Только 3 дня назад мы отражали румынский десант. Вот опять тревога !".

Д.И.Сигов.
Д. И. Сигов.

Так для нас началась война...

Первый вражеский самолёт был сбит, как и следовало ожидать, Сиговым. [ Сигов Дмитрий Иванович, Капитан. Воевал в составе 131-го ИАП. Выполнил 123 боевых вылета, в воздушных боях сбил 9 самолётов лично и 6 в группе. Погиб в воздушном бою 26 Октября 1942 года. Герой Советского Союза, посмертно. Примечание - М. Ю. Быкова ]

Сбитый им самолёт упал на нашей территории. И к нему мы ходили целой экскурсией. Это было очень убедительно - оказывается, немецкие самолёты можно сбивать. Молодые лётчики после первых столкновений с бомбардировщиками убедились, что пулемёты ШКАС калибра 7,62-мм малоэффективны. Честно говоря, мы ударились в пессимизм. Что же это такое, стреляют, стреляют, а никакого результата нет. А Сигов показал, что надо уметь стрелять - не просто стрелять, а стрелять по уязвимым местам самолётов противника.

А потом, когда завязались воздушные бои над мостом "Бендеры - Тирасполь", опытные лётчики: Давидков, Токарев, Сигов и другие показали, что на И-16 можно успешно бороться и с "Мессерами", и с бомбардировщиками противника. Даже группой в 2 раза меньше, чем противник, наши лётчики успешно отражали их налёты. Бои шли на нашей территории, поэтому, как правило, мы их видели. И результаты были хорошо известны, зафиксированы землёй.

Этот мост немцы разбомбить так и не смогли. Примерно через 10 дней, проведённых в районе Тирасполя, нас перебросили под Первомайск. Потом мы вели бои в разных пунктах - на юге Украины, под Первомайском, под Запорожьем, под Мариуполем и так далее. К осени подошли к Ростову. С боями отступали. Никакой техники мы не получали. Подбитые И-16 мы ремонтировали сами.

В Июле был сбит Токарев. К тому времени на его счету числилось 6 - 7 самолётов противника. А теперь сам был сбит. Не вернулся с задания. Его ведомый был убит. Они прикрывали штурмовиков или СБ, довели их благополучно, но сами пострадали. Через несколько часов раненого Токарева привезли на "эмке". Я подбежал к нему, когда он помахал мне. Он вынул из кармана большой складной нож на цепочке, который всегда брал с собой, и показал его мне. Этот нож ему подарил отец. Токарев с ним не расставался, верил, что этот нож спасёт ему жизнь. И он угадал. Пуля крупнокалиберного пулемёта ударила в нож, выбила часть стального корпуса, изменила направление, поэтому пробила только мякоть бедра. Если бы не нож, то пуля пошла бы через таз, и возможно, это было бы смертельное ранение. Так действительно нож спас Токареву жизнь.

После ранения Токарев стал командиром другого полка. Потом он вернулся в наш полк, был при Давидкове какое-то время штурманом, а когда Давидков ушёл в академию, Токарев стал командиром полка.

Летом 1943 года наш полк участвовал в отражении очень крупного налёта вражеской авиации на Курск.

Утром по тревоге подняли нашу эскадрилью для отражения налёта на аэродром - пришла группа из 18 пикирующих Ju-87. Ребята быстро 2-х сбили   (Семенюк сбил одного, а Китаев другого), остальных разогнали. Они ушли на КП, а я принялся готовить самолёт. Закрываю последний капот, останавливается "ЗИС-101", из него высовывается Токарев. Я обращаюсь к нему - доложить. С Токаревым у меня приятельские отношения, я к нему ходил на КП полка просто пообщаться. Токарев мне: "В машину !"   Я сажусь. Спрашиваю: "А самолёт ?" - "Без тебя сделают. Садись". Мчимся к городу. Я спрашиваю: "Товарищ командир, что случилось ?"   Он мне говорит: "Синайский, ты должен выручить". - "Что такое ?" - "Когда утром Китаев докладывал, что сбил, ему из штаба дивизии сообщили, что если земля подтвердит, мы запишем. Китаев им сказал, что в следующий раз пригоню и собью у штаба дивизии. Этих немцев, что Китаев сбил, привезли в штаб дивизии, а переводчика нет".

Д.П.Галунов.
Д. П. Галунов.

Токарев знал, что я в мирное время учил немецкий язык. Приезжаем на КП дивизии, там командир дивизии Генерал Д. П. Галунов, офицеры штаба. Токарев им говорит: "Вот, он сможет".  [ Галунов Дмитрий Павлович, Генерал - майор авиации. Начал войну командиром 21-й САД, далее командовал 174-й ИАД. С 18 МАя 1943 года - командир 8-й ГвИАД  (217-я ИАД). С 5 Июля 1943 года - командующий 5-м ИАК. Примечание М. Ю. Быкова. ]

Приводят здорового немца, под 2 метра. Блондин, красавец. Дают мне его лётную книжку. Галунов говорит: "Быстро: откуда летел, какое задание на день ?"   Я перевожу. Он начинает мне рассказывать. Говорит: "Я офицер немецкой армии, я родине не изменяю. Вот если вы мне гарантируете хорошее обращение, то после того, как мы, немцы, победим, я постараюсь за вас заступиться в Германии". Я перевожу Галунову. Он хватает табуретку - "...а, твою мать !   Сволочь такая !   Рядом дома, которые ты разрушил. Из-под развалин женщины вытаскивают детей - погибших".   Как даст ему !   Потом Галунов говорит: "Спроси, будет говорить ?" и вынимает пистолет.

Я спрашиваю немца: "Вы зачем прыгали с парашютом ?" - "Как зачем - жизнь спасал". - "Вы, что, думаете, с вами здесь будут играть ?   Спасайте и дальше". Галунов направил на него пистолет...

Немец говорит: "Мы летели с тяжёлыми бомбами, 500-кг бросали, они должны были разбомбить нашу взлётную полосу, чтобы мы не смогли взлететь. Летел из Харькова". - "Какое боевое задание на день ?"   Он посмотрел на часы. "Через 20 минут пойдёт 500 самолётов на Курск, будет звёздный налёт. Через вас пойдут 200 бомбардировщиков. А остальные пойдут с севера и запада". Я перевожу. Галунов говорит: "Повтори !"   Он повторяет: "Через 18 минут тут будет 200 бомбардировщиков". Галунов говорит: "Увести. Всех офицеров связи немедленно сюда. По всем частям - боевая тревога. Полная готовность всех частей - и дивизий, и корпуса. Немедленно сообщить в штаб фронта. Сообщить выше, сообщить в Москву. Курск под угрозой".

Мы должны с Токаревым были уехать. В этот момент раздаётся сильный гул, и из-за горизонта выползает колонна. Красиво идут, как на параде, все серебристые. Смотрим - всё ближе, ближе, конца не видно - 200 машин !   А впереди летит чёрный бомбардировщик. Токарев говорит: "Смотри, ночника используют, значит, уже дневных не хватает". Они всё ближе, ближе. Мы видим, что взлетают наши и 88-й полк. Видим, наши набирают высоту. В этот момент залп зениток сбивает флагмана. А следом наши пошли в атаку. Зенитки прекратили огонь, а наши лётчики как начали хлестать. Смотрим, один горит, второй горит, третий горит - валятся. И 41-й полк тут взлетел, смотрим, хлещут их почём зря. Строй рассыпался, и самолёты стали разворачиваться. Какой Курск - дай бог ноги унести !   Наши их вдогонку ещё лупят. "Мессеров" было штук 18 - покрутились, ничего сделать не могут, и тоже улепётывать. Хорошее зрелище.

И тут на нас 2 "Мессера" выходят, а за ними 2 Ла-5, но почему-то не стреляют. Галунов спрашивает: "Кто в воздухе ?   Что за цирк ?"   Ему отвечают: "Товарищ Генерал, это Китаев". - "А что он за цирк устроил ?" - "Гонит "Мессеров" к штабу дивизии". - "Ну, если, подлец, упустит, отдам под суд !"

Куда там упустит !   Николай Трофимович был хозяином положения. Один "Мессер" попробовал уйти - Китаев с ходу врезал, тот загорелся и упал. А другого гонят всё ближе и ближе. Уже почти над штабом дивизии, "Мессер" прямо в отвесное пикирование вошёл - и к линии фронта на бреющем. Китаев начал планировать и, догнав его, сбил. Это был удачный бой. А в боях на Курской дуге мы потеряли не так много людей, но очень много машин. За 3 дня боёв в полку осталось не более 10 самолётов.

Про Токарева тогда написали: во главе восьмёрки атаковал группу из 12 "Мессеров", 4 сбил. И всё. Здрасьте, я ваша тётя !   Разве в этом его заслуга ?   Токарева погубил новый командир дивизии - такой засранец - заместитель Галунова по строевой Ларушкин. Всё ходил, гонял нас, что плохо ходим строем. Когда Галунова сделали командиром корпуса, на дивизию поставили Ларушкина. Ларушкин посылал восьмёрку прикрывать передний край, а приходили группы по 60 - 70 самолётов, а что могла сделать восьмёрка ?!   Какие-то немцы прорывались.

М.С.Токарев.
М. С. Токарев.

Ларушкин приехал вечером 7-го, устроил Токареву разнос. 8-го числа Токарев полетел сам, повёл восьмёрку. Вели бой, но все вернулись. Мой самолёт тоже летал. Я его подготовил к следующему вылету и пошёл на КП полка к Токареву. Я знал, что Токарев летал в первый вылет. Я ему говорю: "Как?" - "Плохо. Приходят по 60 - 70 штук, что мы восьмёркой можем сделать".

Я был у Токарева в штабе полка, когда прилетел Ларушкин на УТ-1. Он небольшого роста, полный, в комбинезоне. Токарев вздохнул: "Сейчас будет". Мы отошли в сторону. Ларушкин подошёл. Слышали, как он ругал Токарева. У Токарева была Золотая Звезда на груди. Ларушкин сказал: "А это и снять можно". Протянул руку. Токарев отодвинул руку. Я помню, он сказал: "Не выдавали, не вы и снимать будете". Ларушкин, разъярённый, улетел. В это время пришел приказ - лететь нашим. Должна была лететь восьмёрка, на которой Токарев уже не должен был лететь. Я побежал сразу к себе на стоянку, потому что надо было выпускать самолёт.

6 машин вылетели сразу, потом ещё вылетела пара. Через какое-то время вернулось только 7 самолётов...

"Кто не вернулся ?" - "Командир полка. Токарев". - "Как ?   Он не должен был лететь ?"   Он в последний момент отставил молодого из пары, решил полететь сам. Тот, кто с ним летел, рассказал, что они прошли линию фронта. Увидели, что вся шестёрка связана боем с "Мессерами", которых немцы выслали для расчистки неба, ниже их шла группа из 60 самолётов Ju-87. Токарев парой атаковал эту армаду, которую к тому же прикрывали 12 Ме-109. Он 4 самолёта сбил и не пропустил бомбардировщиков. В этом бою он был ранен, посадил самолёт в расположении танкистов, вылез из самолёта и умер. Всё это мы узнали на следующий день.

Мы ночью уехали в Старый Оскол, и утром туда приехала машина. Полковник, танкист, начальник политотдела привёз гроб с телом Токарева. И привёз грамоту, где всё было описано. Вот почему погиб Токарев.

(Из воспоминаний бывшего техника авиаполка Синайского Виктора Михайловича.)

Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz