Васильев Борис Андреевич - советский военный летчик Герой Советского Союза - Красные соколы: советские асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

Васильев Борис Андреевич

Б.А.Васильев.

Родился 12 Февраля 1915 года в городе Кутаиси. Окончил военную авиационную школу пилотов. Борис Васильев служил в Московском военном округе.

Участник Великой Отечественной войны с Июня 1941 года. Служил в составе 11-го истребительного авиационного полка (6-й истребительный авиационный корпус, Московская зона ПВО).

В ночь на 25 Июля 1941 года заместитель командира эскадрильи Лейтенант Б. А. Васильев патрулировал на самолёте Як-1 в районе аэродрома у станции Дорохово (Московская область). Когда дежурство уже подходило к концу, с земли поступила команда перехватить группу вражеских бомбардировщиков, следующих севернее зоны патрулирования на высоте 5000 метров. Васильев увеличил скорость и, развернувшись с набором высоты, прямо перед собой обнаружил тройку бомбардировщиков Ju-88. Он направил свой истребитель в их сторону. Разгорелся воздушный бой. В одной из атак Васильеву удалось поджечь один из двигателей самолёта ведущего. Но вскоре патроны кончились и Васильев уничтожил врага таранным ударом.

За этот подвиг указом Президиума Верховного Совета СССР Лейтенант Б. А. Васильев награждён орденом Ленина.

24 Октября 1941 года погиб в воздушном бою в районе Тучково.

*     *     *

Июль 1941 года. MиГ-З лётчика Бориса Васильева, сверкая на солнце, кружил в районе одного из подмосковных аэродромов. Небо прозрачно, чист горизонт. Сквозь фильтры защитных очrов Васильев зорко смотрел на запад. Никого. Всё спокойно. Лётчик поглядел на восток, провожая взглядом извилистую ленту реки Москвы, исчезающую в синей дымке. Там столица. Она насторожилась, приготовилась к испытаниям, выпавшим на её долю.

Вчера в полку был митинг, посвящённый успешному отражению ночного налёта врага на Москву. Выступали лётчики, техники, младшие авиационные специалисты. Выступал и Борис Васильев. С характерным акцентом горца он говорил:

- Я родился в Осетии. Но Советский Союз - родина всего советского народа. Родина меня вырастила, сделала лётчиком, дала мне в руки штурвал умной и грозной машины. Я молод как человек, как лётчик, как коммунист, мне, как и каждому, хочется жить, но если потребуется отдать жизнь во имя Родины, я отдам её не колеблясь.

Может, и не точно так он говорил, немного проще, но думал-то именно так. И это была его клятва биться с врагом не на жизнь, а на смерть, до последнего вздоха.

Посмотрев на часы, лётчик направил машину к земле: время барражирования истекло, надо идти на посадку. И вдруг команда:

- "Двадцать четвертый" !   Севернее зоны - группа бомбардировщиков противника, курс 90, высота 5000. Перехватить !

Не выходя из угла снижения, Васильев разогнал скорость и, развернувшись с набором высоты, прямо перед собой увидел 3 "Юнкерса". Они шли в плотном строю, и Васильев это сразу отметил, потому что такое расположение самолётов обеспечивает хорошее огневое взаимодействие в группе.

Чтобы нанести внезапный удар, надо было зайти со стороны солнца, но этот маневр требовал времени и горючего. Ни тем, ни другим Васильев не располагал, поэтому сразу пошёл в атаку. "В первую очередь надо ударить по флагману", - подумал он, зная из опыта старших товарищей, что гибель ведущего всегда деморализует ведомых и с ними можно расправиться поодиночке.

Атака нашего истребителя для фашистов оказалась внезапной, ошеломила их. На какое-то время боевой порядок нарушился. Но видя, что истребитель один, они снова быстро сомкнулись, открыли огонь. Бой разгорелся.

Сверкающим мечом носился истребитель Васильева около группы бомбардировщиков, атакуя то справа, то слева, посылая огонь, от которого невозможно уйти, увернуться. Вот, уже задымил один из моторов ведущего. Ещё атака, и с ним будет покончено. Но... у Васильева кончился боезапас.

Что делать ?   В такой обстановке лётчик может закончить бой и формально будет прав: пулемёты молчат, вот - вот заглохнет мотор, бензина остались капли. Но может ли он оставить врата недобитым, пропустить его к столице ?   Нет, он должен уничтожить его любой ценой. Даже ценой собственной жизни.

Мысли проносятся одна за другой. План продуман, решение принято: таранить. Но это не просто. Ведомые могут сбить его раньше, чем он подойдёт к машине ведущего, раньше, чем он нанесёт удар. Здесь нужен какой-то иной, молниеносный маневр. Скорее всего, это должна быть скоростная атака. Но завершать её придётся не огнём бортового оружия, а ударом машины.

Васильев отходит вправо вверх, затем, идя параллельно курсу фашистов, начинает снижаться, разгонять самолёт. Скорость растёт, дистанция сокращается, превышения над вражеским строем уже нет. Пора !   Небольшой доворот в центр боевого порядка, в хвост машины ведущего.

Б.А.Васильев.

Лётчик не видел огненных трасс, рассекавших пространство, не чувствовал, как вздрагивал его самолёт под ударами раскалённого металла. Устремившись вперёд, он видел только врага - флагманский "Юнкерс". С боков промелькнули тени его ведомых и сразу отстали. Теперь он боялся лишь одного - что враг увернётся, в самый последний момент бросится в сторону. И тот действительно бросился. Но это спасло не его, а Васильева. Он не столкнулся с врагом всей массой своего самолёта, не превратил в обломки обе машины, он только задел крылом оперение вражеского самолёта.

По немецким данным он таранил Ju-88A-5   (F6+AO, W.Nr.0453)  из состава 122-й разведывательной группы. Экипаж по сей день числится пропавшим без вести.

Силой удара истребитель бросило вверх, перевернуло. Когда в кабине рассеялся дым, лётчик увидел, что самолёт беспорядочно падает. Первая мысль - выпрыгнуть с парашютом. Но высоты пока что было достаточно, и лётчик, взяв себя в руки, оценил обстановку. Мотор не работал, но самолёт не горел, вроде бы был исправным и, когда Васильев попробовал рули управления, послушно вышел из крена. Впереди оказалось большое и ровное, будто аэродром, колхозное поле. Лётчик слегка довернул самолёт и пошёл по прямой - на посадку...

Указом Президиума Верховного Совета СССР лётчик 11-го полка ПВО Лейтенант Борис Андреевич Васильев за совершённый подвиг был награждён орденом Ленина.

К сожалению его военная судьба оказалась недолгой и 24 Октября 1941 года он погиб в воздушном бою в районе Тучково.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz