Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая Звезда Героя Советского Союза

Баршт Абрек Аркадьевич

Баршт Абрек Аркадьевич

Родился 2 декабря 1919 года в селе Старая Збруевка, ныне Голопристанского района Херсонской области, в семье служащего. Окончил среднюю школу во Владивостоке. С 1938 года в Красной Армии. В 1940 году Абрек Баршт окончил Батайскую военную авиационную школу лётчиков.

С апреля 1942 года на фронтах Великой Отечественной войны.

К апрелю 1945 года командир эскадрильи 118-го отдельного разведывательно - корректировочного авиационного полка (2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт) майор А. А. Баршт совершил 365 успешных боевых вылетов, в воздушных боях лично сбил 4 самолёта противника.

10 апреля 1945 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Всего выполнил 390 успешных боевых вылетов (из них 240 - на разведку).

После войны продолжил службу в ВВС. В 1949 году окончил Военно-Воздушную академию. Военный лётчик 1-го класса. С 1978 года полковник А. А. Баршт - в запасе.

Был начальником учебно-лётной базы Российского государственного гидрометеорологического университета. Вице-президент Северо-Западного регионального управления Федерации любителей авиации России. Член Совета ветеранов 6-й армии ВВС и ПВО. Умер 21 Марта 2006 года. Его имя носит средняя школа № 1 во Владивостоке.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (дважды), Отечественной войны 1-й и 2-й степеней, Красной Звезды (дважды); 15 медалями, в том числе "За боевые заслуги" и "За освобождение Украины".

*     *     *

21 марта 2006 года после тяжёлой непродолжительной болезни на 87-м году жизни скончался известный фронтовик, Герой Советского Союза, полковник в отставке Баршт Абрек Аркадьевич.

С детства он увлёкся боксом - начал заниматься в 1934 году в Воронеже, затем во Владивостоке. С 1937 года занятия боксом совмещал с занятиями в местном аэроклубе и далее в Читинской авиационной школе пилотов. С 1938 года на службе в рядах Красной Армии. Был победителем первенств военных училищ Северо-Кавказского военного округа 1939 - 1940 годов в полулёгком весе. Мечта о крыльях привлекла юношу в Батайскую военную авиашколу.

В действующей армии с 1942 года. Был командиром эскадрильи 118-го отдельного корректировочно-разведывательного авиаполка. Фронтовик-новатор внедрил ряд более совершенных способов использования самолётов-истребителей для наведения и корректировки действий ударных сил фронта.

Абрек Аркадьевич, опытнейший пилот и воздушный разведчик, комановал эскадрильей летающей на "Яках". Несмотря на то, что при разведке и корректировке запрещено вступать в воздушный бой, ситуация иногда вынуждает принимать вызов или обороняться. На Як-9, с изображением пасти акулы на капоте, ему удалось сбить один самолёт. Это был ведущий большой многоярусной группы "Фоккеров" - FW-190D-9 из VI./SG 77 в районе Ужгорода, южнее Львова, недалеко от Станислава. Герой-лётчик вспоминает этот вылет:

А.А.Баршт.

"Поздней осенью 1944 года группа самолётов 118-го ОКРАП была переброшена на Южный фронт 1-го Украинского фронта в районе западноукраинского города Чортково. Расположившись близ села Глыбоке Място, лежавшее внизу между возвышенностями, мы приступили к полётам в этом районе.

В один из ясных дней декабря 1944 года, уже совершив 2 боевых вылета, я получил задание на сопровождение 3-х Ил-2-фоторазведчиков в район Станислава (ныне Ивано-Франковск). Это было сложное задание. Дело в том, что фотографирование производилось с высоты 2000 метров, а Ил-2 на такие высоты не рассчитаны - снизу они беззащитны. Да ещё на боевом курсе звено размыкалось по фронту, чтобы с одного захода заснять пошире.

Вылетев четвёркой на это ответственное задание, я постоянно думал о ненадёжности прикрытия двумя парами. Боевой порядок в этой ситуации мы построили таким образом: пара - старший лейтенант Матосов с ведомым Любимовым - непосредственное прикрытие ("вратари" на нашем жаргоне), а я с ведомым Серёжей Гордадзе - верхний эшелон. Мы держались выше метров 500 - 800, маневрируя, чтобы сохранить скорость с фланга на фланг. Погода была ясной. В середине дня солнце было на юге, а маршрут "Илов" над целью шёл с юга на север. Поэтому мы старались держаться так, чтобы внезапная атака со стороны солнца была исключена.

Вот мы подошли к развороту "Илов" на боевой курс - "Илы" начали размыкание. И вдруг...

Влево, градусов на 30 я увидел 12 истребителей, идущих со стороны противника на встречном курсе. Строй противника - колонна четвёрок с небольшим пеленгом с 2-х сторон от первого звена и небольшим превышением каждой группы, идущей левее и правее. Идут чуть ниже нас. Нас они, видимо, ещё не заметили. "А когда заметят, то вряд ли кто - нибудь из нас уйдёт...", - подумалось мне в те секунды. Я командую: "Борис (Матосов) - остаёшься с "Илами", а я - атакую фрицев!"

Як-9 А.А.Баршта.

Пользуясь моментом слепоты противника (у меня солнце сзади) на встречном курсе атакую ведущее звено. Газ полный и с небольшим снижением, поэтому скорость хорошая. Сразу видно, что противник не очень опытный. Ведущее звено, резко маневрируя, стало разбегаться кто куда, ведомые звенья также потеряли строй, а мы с Серёжей за счёт скорости сделали боевой разворот и оказались сзади и выше чёрт знает какой "каши", состоящей из "Фоккеров"...

"Илы" ушли на свой маршрут незамеченные немцами, а мы повторили атаку по подходящему верхнему FW-190. Однако я не смог вывернуться на него - слишком круто, а Серёжа, поскольку шёл сзади, сумел обстрелять его и, по - моему, удачно, а затем пошёл за мной. Ниже я увидел длинноносого FW-190D, с жёлтым коком и угольником на борту и сверху под ракурсом 1/4 слева с дистанции 200 метров открыл по нему непрерывный огонь. "Фоккер" беспорядочно кувыркаясь, стал падать со шлейфом дыма...

Оглянувшись, я не увидел Гордадзе. Позднее выяснилось, что я слишком резко выполнил маневр и Сергей не удержал строй, потеряв меня. Он прошёл, разыскивая меня, на север, затем вернулся к "Илам", проводил их до базы вместе с парой Бориса. "Илы" задачу свою выполнили.

Наверное, в нашем районе ещё шёл воздушный бой, потому что ко мне вдруг пристроился одинокий Ла-5 с красным коком. Ниже нашей, внезапно созданной пары, я увидел звено Ме-109 и пошёл в атаку сзади - сверху на параллельном курсе. Эти ребята оказались грамотными: они пошли со снижением и пары разомкнулись метров на 200 (я, допустим, атакую правую - так меня бьёт левая, или наоборот). По привычке оглянувшись на ведомого, я увидел, что он круто уходит от меня. Чем-то, видимо, я ему не понравился. А может своих увидел - не знаю.

Истребитель FW-190D-9.

Истребитель Як-9 капитана А.А.Баршта.

Однако пока я соображал, обстановка слегка переменилась: за это время "худые" сделали крутые горки и теперь уже они оказались надо мной и немедленно с двух сторон атаковали, поджидая удобного момента вползания в прицел.

Я никогда не проигрывал для себя такой вариант боя, но поступил по-своему правильно, резко убрал газ и облегчил винт, одновременно делая переворот. Но ручку на себя подтягивать не стал и вверх колёсами шёл прямо со снижением и обратной перегрузкой. Фрицы, наверное, развернулись, желая найти меня после переворота "пo-правилам". Я их больше не видел.

Через несколько секунд, оказавшись в отвесном пикировании я глянул на показатель скорости - 750 км/час! Я ужаснулся: сейчас должна оторваться обшивка на крыльях! Боясь создать разрушающую перегрузку ручкой, я осторожно стал выбирать триммер. Самолёт потихоньку стал выходить на горизонт. Очень переживал за двигатель - выдержит ли раскрутку в этом диком пике. Но матчасть работала исправно, до самого аэродрома..."

Вполне возможно, Абрек Аркадьевич, как и многие ветераны, в своих рассказах, делает обычную ошибку: считает противника слабым, забыв, что тот мог увидеть рисунок аса на капоте - акулью пасть, a у ведомого - серебряную молнию и надписи на фюзеляже. Немца знали, что эти рисунки отважится рисовать не каждый и вполне возможно, это на них произвело впечатление.

К апрелю 1945 года майор А. А. Баршт совершил 365 успешных боевых вылетов, которые способствовали нанесению большого ущерба противнику. В воздушных боях лично сбил 4 самолёта противника. 10 апреля 1945 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 5997).

К концу войны А. А. Баршт, ставший одним из основателей метода корректировки артогня с истребителя - 28 корректировок, совершил 369 боевых вылетов (из них 240 - на разведку и корректировку), в воздушных боях одержал 8 побед [М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 2 личные и 3 групповые победы], на земле уничтожил 6 артиллерийских батарей, 50 танков, до батальона пехоты противника.

После окончания войны Абрек Аркадьевич продолжил службу в ВВС. В 1949 году окончил Военно-Воздушную академию и командовал истребительным авиаполком МиГ-17 в составе Морской авиации Тихоокеанского флота. В дальнейшем образцово служил старшим инспектором авиации в армии ПВО в Ленинграде. С 1965 года полковник А. А. Баршт в запасе. Работал начальником Гражданской обороны крупного ленинградского завода, возглавлял планерный клуб. Много души и сил вложено им в активную военно - патриотическую работу. В 1990-е годы с его участием создан общественный фонд "Победа 1945 года", который и сегодня оказывает содействие ветеранам и семьям погибших фронтовиков.




"Самолёт - это мои крылья."

Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz