Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

Бугаев Тимофей Георгиевич

Фото Бугаева Тимофея Георгиевича

Родился 6 Июня 1918 года в деревне Волоконовке, ныне Волоконовского района Курской области. Окончил 2-ю Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков имени В. П. Чкалова.

С Июня 1941 года Младший лейтенант Т. Г. Бугаев на фронтах Великой Отечественной войны. По Ноябрь 1942 года служил в составе 43-го ИАП; по Май 1945 года - 237-го ИАП  (54-го Гвардейского ИАП).

Ранним утром 13 Июня 1942 года пост ВНОС сообщил о появлении над Иловлей двух девяток Ju-88. По приказу командира 43-го ИАП Н. Т. Сюсюкалова с ведущим Лейтенантом Т. Г. Бугаевым взлетели Афимченко, Мамка и Костин. Пошли наперерез "Юнкерсам". Атаковали их сверху, потом снизу. Мамка поджег одного, Бугаев сбил 2-х  (они подорвались на своих бомбах), но на 3-й атаке попал под огонь врага. Тотчас брызнули струи: масло и вода обливали фонарь кабины.

Бугаев всё же успел дать длинную очередь. Оба подбитых самолёта были вынуждены садиться. Они приземлились в степи почти рядом. Это произошло в тылу советских войск. Бугаев первый выскочил из кабины и, освободившись на ходу от парашюта, бросился к "Юнкерсу". Ему удалось захватить в плен одного из членов экипажа, остальных поймали местные колхозники. Бугаев возвратился в часть на второй день. Орден Красного Знамени был наградой лётчику за совершенный подвиг.

В Ноябре 1942 года самолёт Т. Г. Бугаева, повреждённый в бою с Ме-109, приземлился вблизи аэродрома противника. Лётчики видели, как горела его машина. Из плена лётчик был освобожден наступающими войсками.

28 Ноября 1942 года командир звена 237-го истребительного авиационного полка  (220-я истребительная авиационная дивизия, 16-я Воздушная армия, Сталинградский фронт)  Лейтенант Т. И. Бугаев в воздушном бою на подступах к Сталинграду с группой истребителей Me-109 сбил один, а другой таранил. Приземлился на парашюте. За этот бой награждён орденом Красного Знамени.

Позже воевал под Киевом, Бобруйском, Варшавой, Берлином.

Всего выполнил 359 боевых вылетов. Проведя 74 воздушных боя, сбил 8 самолётов противника лично и 10 - в составе группы.

После войны продолжал служить в ВВС. Уволен в запас 30 Ноября 1948 года. Жил в городе Вольске Саратовской области.

Награждён орденами: Красного Знамени  (трижды), Отечественной войны 1-й степени, Александра Невского; 12 медалями.

*     *     *

Боевое крещение военный лётчик, командир эскадрильи истребителей Тимофей Бугаев получил 13 Июня 1942 года. В тот день их подняли по тревоге. К Сталинграду приближалась большая группа фашистских самолётов. Вместе с другими лётчиками соединения противовоздушной обороны Сталинграда взмыл в небо и Бугаев. На высоте 1500 метров он обнаружил группу вражеских бомбардировщиков. Насчитав 19 "Юнкерсов", шедших плотным строем, принял решение атаковать !   Смело пошёл на сближение. Поднявшись на 100 метров над строем вражеских машин, он спикировал на ведущего и метким огнём поразил его машину. "Юнкерс" сразу стал падать и врезался носом в землю восточнее села Кумылги. Из него выпрыгнул только один человек.

Рассчитавшись с этим самолётом, Бугаев принялся за другой. Прямое попадание в бензобак, и он вспыхнул. Окутанный чёрным дымом, "Юнкерс" шлёпнулся в реку Кумылгу. Настала очередь 3-го "Юнкерса". Но на этот раз нашему асу не повезло - отказал мотор, и самолёт стал падать.

Приземлился неудачно. От резкого торможения лопнули ремни, и Бугаев, сильно ударившись лицом о прицел, потерял сознание. Через некоторое время пришёл в себя. И в одном только моторе своего самолёта насчитал 17 пробоин. В тот момент увидел людей, которые бежали к нему. Первая мысль обожгла: враги. Но услышал русскую речь, это были женщины в фуфайках. Местные жители что-то кричали и показывали руками в небо. Поднял голову, а там немецкий парашютист спускается. Собрав все силы, Бугаев побежал к месту его приземления и после короткой борьбы отнял у него пистолет и взял фашистского лётчика в плен. Потом уже выяснилось, что пистолет у него был с именной надписью от командующего немецким рейхсвером Браухича.

Оказалось, что вынужденная посадка Бугаева произошла на территории, занятой врагом. Несколько суток только ночью Тимофей Георгиевич вместе с пленным лётчиком балками и лесными полосами пробирался к переднему краю и в конце концов благополучно перешёл линию фронта. Помогли ему в этом местные жители. Полечившись несколько дней, Бугаев вновь появился в своей эскадрилье.

28 Июля 1942 года в составе 4 советских лётчиков ему пришлось выдержать бой с 27 фашисткими "Мессершмиттами" и "Фокке - Вульфами". Наши лётчики не испугались численного превосходства врага. Прикрывая и поддерживая друг друга, они смело ринулись вперед. Вскоре одна фашистская машина упала вниз - её сбил лётчик Бенделиани. Через несколько минут её участь разделил "Фокке - Вульф", сбитый лётчиком Кобылецким.

28 Ноября 1942 года 8 истребителей Як-1 под командованием Т. Г. Бугаева вылетели прикрывать группу штурмовиков и подвергли нападению крупный фашистский аэроузел на окраине Больших Россошек. Налёт был внезапным. Противник не успел опомниться, как на его головы полетели бомбы. "Мессеры" даже не поднялись в воздух. На аэродроме было уничтожено 50 самолётов.

На обратном пути советским лётчикам попытались навязать бой 13 Ме-109, но через минуту их осталось 12. Одного из них метким огнём подбил Бугаев, и "Мессер" распался на части ещё в воздухе.

Так сражался в сталинградском небе Гвардии капитан советских Военно - Воздушных сил Т. Г. Бугаев. Он участвовал в ликвидации окружённой группировки Паулюса, в освобождении Варшавы, Лодзи, бил фашистов с воздуха над Берлином, участвуя в 85 воздушных боях и 72 штурмовках, совершил 51 разведку. Им сбито 18 бомбардировщиков и истребителей, уничтожено ещё 18 самолётов на аэродромах, сотни автомашин с боеприпасами, паровозов, складов с горючим.

Родина высоко оценила подвиг лётчика 9 правительственными наградами, из них 3 ордена Красного Знамени, орден Александра Невского, медали "За отвагу", "За боевые заслуги", "За оборону Сталинграда".

После увольнения в запас Тимофей Георгиевич строил Волжскую ГЭС, город, был мастером, прорабом, начальником материально - технической базы стройки. К боевым орденам и медалям прибавились награды за самоотверженный труд.

О боевых делах Т. Г. Бугаева и его друзей - однополчан подробно рассказывается в книге Г. А. Чечельницкого "Сражались лётчики - истребители", изданной Военным издательством.

Эта история имеет продолжение. И вот какое. Борис, сын Бугаева, продолжил военную карьеру отца. После окончания Камышинского высшего военно - строительного командного училища был направлен на службу на Кавказ в чине Лейтенанта. Обосновался в Тбилиси. Строил жильё для военнослужащих и различные объекты оборонного значения. Со временем образовался целый военный город. Получил там квартиру. Но во время перестройки потерял её, а в Баку, куда его перевели, он уже был Старшим лейтенантом, пришлось переменить и род войск - перейти в ПВО.

Из Баку - снова вынужденный переезд, в Ставрополь, а затем в Ростов, где получил квартиру, в которой и сейчас живёт с супругой и двумя сыновьями. В звании Майора ушёл в отставку. На гражданке пригодилась профессия военного строителя.

По стопам деда и отца сыновья Бориса Тимофеевича не пошли, увы, армия в наше время перестала быть престижной, и выбрали парни другие учебные заведения: Евгений окончил Московскую экономическую академию, а Александр - тоже московскую, но Современную гуманитарную академию, стал юристом.

А как сложилась судьба у Тимофея Георгиевича ?   Он был первостроителем Волжского, активным общественником. Вёл большую воспитательную работу с молодёжью, выступал в школах, техникумах, институтах с рассказами о войне и, в частности, о Сталинградской битве, был желанным гостем в Качинском военном лётном училище. Пользовался в городе большим уважением и авторитетом.

Жить бы и радоваться !   Но случилось непредвиденное. В мирное время Бугаев пропал без вести. При каких обстоятельствах ?   После смерти любимой жены Валентины Ивановны  (она работала заведующей городской детской библиотекой)  Тимофей Георгиевич затосковал и решил уехать из Волжского. Его друзья - однополчане из Киева уговорили переехать к ним. Бугаев послушался, продал квартиру на улице Фонтанной, гараж, дачу и на своей "Волге" перебрался в столицу Украины, и... исчез. Сын его Борис Тимофеевич несколько раз пытался разыскать отца, но тщетно. В квартире, адрес которой был оставлен отцу, жили чужие люди и ничего о бывшем её хозяине не знали. Круг замкнулся...

Автор статьи - Александр Бахтин.

*     *     *

Список всех известных побед Гвардии капитана Т. Г. Бугаева:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Изд. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
128.07.1942 г.1  Ju-88р-н СталинградаЯк-1, "Аэрокобра".
228.11.1942 г.1  Ju-52  (в паре - 1 / 2)аэродром Большая Россошка
32  Ме-109  (1 сбит таранным ударом) *р-н Сталинграда
426.07.1944 г.1  FW-190Пулавы
516.04.1945 г.1  FW-190Буков

      Всего сбитых самолётов - 8 + 10  [ 5 + 1 ];  боевых вылетов - 359;  воздушных боёв - 74.

* Информация из открытой печати, архивными документами не подтверждается.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2016 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz