Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Звезда Героя Советского Союза

Гнездилов Иван Фёдорович

И.Ф.Гнездилов

Иван Гнездилов родился 17 Июня 1922 года в селе Щелоково, ныне Прохоровского района Белгородской области, в семье рабочего. Окончил 10 классов средней школы. Начальную лётную подготовку получил занимаясь в аэроклубе. С 1940 года в рядах Красной Армии. В 1941 году окончил Чугуевскую военную авиационную школу лётчиков.

С Января 1942 года сержант И. Ф. Гнездилов на фронтах Великой Отечественной войны. До 1942 года служил в составе 162-го истребительного авиационного полка, затем - в 516-м истребительном авиационном полку  (5 Февраля 1944 года преобразован в 153-й Гвардейский ИАП). Летал на Як-1. Большинство боевых вылетов произвёл на сопровождение и прикрытие штурмовиков.

12 Июля 1943 года эскадрилья Як-9 прикрывала свои войска под Курском. Значительно выше истребителей появились 2 девятки фашистских бомбардировщиков Не-111, ещё выше - группа прикрывающих их Ме-109. Ни соотношение сил, ни взаимное расположение наших и вражеских самолётов не благоприятствовали завязке боя. Что делать ?

Командир эскадрильи принял решение атаковать бомбардировщиков не в "лоб", а вначале набрать высоту, подойти поближе, занять тактически выгодное положение для боя, чтобы отвлечь истребителей прикрытия и ударить по врагу наверняка. Что ж, в таком решении был свой резон. Но командир упустил из виду одно важное обстоятельство: бомбардировщики уже подходили к нашему переднему краю, и он не мог не знать, какую страшную опасность для войск таят их бомбы. Забираться на высоту и выполнять затяжной маневр значило потерять время, в течение которого и произошло непоправимое: враг успел нанести удар раньше, чем истребители его атаковали.

Иначе поступил И. Ф. Гнездилов, оказавшись в тот же день в такой же, но ещё более сложной тактической ситуации. Он шёл во главе 8 "Яков", которые встретили 36 Не-111, тоже прикрытых истребителями. Конечно, все лётчики ждали встречи с противником, но никто не предполагал такой большой группы. Однако командир хорошо знал цену времени: главное - не дать бомбардировщикам сбросить бомбы по прикрываемым войскам. Он повёл одно звено навстречу истребителям противника, а другое по его команде перешло в крутое пикирование и, используя большой запас скорости, стремительно врезалось в боевой порядок бомбардировщиков. Багровые языки пламени и хвосты бурого дыма сразу же потянулись за 3 самолётами. Пока враг в замешательстве пытался сообразить, что же произошло, "Яки" проскочили через строй "Хейнкелей" и вновь атаковали их, теперь уже на встречных курсах. Снова запылали 2 вражеские машины. И тогда боевой порядок огромной армады распался. Фашисты с ходу сбросили свой груз куда попало и поспешили ретироваться...

К Февралю 1944 года заместитель командира эскадрильи 153-го Гвардейского истребительного авиационного полка  (12-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 1-й Гвардейский штурмовой авиационный корпус, 5-я Воздушная армия, 2-й Украинский фронт)  Гвардии старший лейтенант И. Ф. Гнездилов совершил 245 боевых вылетов, в 67 воздушных боях лично сбил 17 и в составе группы 1 самолёт противника.

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 Августа 1944 года Гвардии капитан Гнездилов Иван Фёдорович удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

К концу войны выполнил около 380 успешных боевых вылетов, в 86 воздушных боях уничтожил 21 самолёт противника лично и 3 - в группе с товарищами.

Список известных побед Гвардии капитана И. Ф. Гнездилова:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
121.06.1942 г.1  Hs-126КировЯк-1.
225.06.1942 г.1  Hs-126Киров
306.07.1942 г.1  Ju-88Людиново
407.07.1942 г.1  Ju-88Людиново
508.07.1942 г.1  Ju-88Людиново
609.07.1942 г.1  Ме-109Людиново
710.07.1942 г.1  Ju-87  (в группе - 1 / ?)Широковка
817.12.1942 г.1  Ме-109Сычевка
911.07.1943 г.1  Ме-109сев - вост. Покровка
1009.08.1943 г.1  Ме-109сев - зап. Циркуны
1105.09.1943 г.1  FW-190зап. Борки
1206.09.1943 г.1  FW-190Рябухино - Подкопай
1307.09.1943 г.1  FW-190юж. Ключеводск
1429.10.1943 г.1  FW-190  (в паре - 1 / 2)Сабодашевка
1522.11.1943 г.1  Ме-109Ново - Михайловка
1607.01.1944 г.1  Ju-87  (в паре - 1 / 2)зап. Обозновка
1709.01.1944 г.1  Ju-87сев. Елено - Косогоровка
1801.02.1944 г.1  Ме-109Ксаверовка
1920.03.1944 г.1  Ju-87вост. Рубленка
2028.04.1944 г.1  Ме-109сев - зап. Мунтени
2112.08.1944 г.1  FW-190зап. Сташув
2226.08.1944 г.1  FW-190Браткув
2317.02.1945 г.1  FW-190сев. Шрайдерсдорф
2403.03.1945 г.1  Ju-87юго - зап. Альт

      Всего сбитых самолётов - 21 + 3;  боевых вылетов - 376;   воздушных боёв - 86.


После окончания войны Иван Фёдорович продолжал служить в ВВС. В 1945 году окончил Высшие лётно - тактические курсы офицеров ВВС.

Участник вооружённого конфликта на территории Кореи 1950 - 1953 годов. Гвардии майор И. Ф. Гнездилов был командиром эскадрильи 676-го истребительного авиационного полка  (216-я ИАД). За время боевых действий одержал 1 личную победу. 14 Сентября 1952 года сбил истребитель F-86.

И.Ф.Гнездилов

Всего за этот день лётчики корпуса заявили 5 F-86 сбитыми и 1 подбитым при потере 2 МиГ-15бис и 1 пилота  (Капитан В. С. Чернавин из 518-го ИАП). Пилоты США заявили 3 победы, признав все 5 "Сейбров".

В тот день были потеряны F-86Е№ 51-2725, №51-2727, №51-2820, причём пилот второго Дж. Брин  (16-я АЭ), катапультировался и подобран ПСС США, пилот третьего, П. Тернер  (25-я АЭ)  попал в плен. Так же были потеряны 2 новых F-86F №52-4536 и №52-4555 из 25-й АЭ 51-го ИАКр, о судьбе пилотов не сообщается. Так что победа Гвардии майора Гнездилова подтверждается полностью.

После возвращения в Советский Союз продолжал служить в ВВС. В 1959 году окончил курсы усовершенствования офицерского состава.

В 1961 году Гвардии полковник И. Ф. Гнездилов вышел в отставку. Живя в Риге, работал руководителем полётов Рижского аэропорта.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  (четырежды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени  (дважды), Красной Звезды  (дважды); медалями.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz