Алексей Хлобыстов родился 23 февраля 1918 года в селе Захаровка
Михайловского уезда Рязанской губернии (ныне село Елино Захаровского района
Рязанской области), в семье крестьянина. Окончил 7 классов. Первоначально
работал электромонтёром на Карачаровском механическом заводе, затем в НИИ
металлургического машиностроения в Москве. Летать учился в Устомском аэроклубе
в 1938 году. В Красной Армии с 1939 года. Закончив Качинскую военную авиационную
школу пилотов в 1941 году, попал служить в 20-й ИАП.
В июне 1941 года лейтенант А. С. Хлобыстов был отправлен в 153-й
авиационный полк (Ленинградский фронт), где 7 июля одержал первую победу
на самолёте И-153, сбив вражеский истребитель Ме-109. Он был тогда ещё совсем
неопытным пилотом, не имевшим той уверенности и твёрдости, которая присуща
старым, испытанным бойцам. Радость и волнение настолько захватили его, что
полковой врач, осмотрев его после вылета, нашёл у лётчика повышенную температуру
и отправил его в санчасть.
Конечно, молодость взяла своё, и он так же быстро успокоился,
как и разволновался. Уже через час оказалось, что температура у него нормальная
и вообще он может спокойненько отправляться в очередной полёт.
Вскоре, 7 июля 1941 года, ему удалось серьёзно повредить ещё
один вражеский самолёт, который был вынужден совершить вынужденную посадку рядом
с нашим аэродром. За эти победы 23 июля 1941 года был награждён орденом Красного
Знамени. Позже полк был переброшен на Волховский фронт.
В декабре 1941 года Алексей прибыл в 147-й истребительный авиационный
полк (Kарельский фронт), около Mурманска, летающий на американских
истребителях Curtiss P-40 "Томагаук".
8 апреля 1942 года 6 машин 147-го ИАП были подняты на перехват
группы из 15 пикировщиков Ju-87 и 5 многоцелевых самолётов Ме-110. Один "Стодесятый"
был сбит, но вскоре появилась новая группа вражеских самолётов из 8 Ме-109.
Хлобыстов атаковал Ме-110 и зажав его поливал огнём. Однако
"Мессер" продолжал лететь, огрызаясь огнём стрелка. И тогда, Алексей ударил его
крылом своей машины, после чего, Ме-110 повалился вниз и взорвался на земле.
Самолёт Алексея Хлобыстова получил лишь незначительное повреждение крыла и
вскоре Алексей присоединился к группе капитана А. П. Позднякова (фото
справа) и Ивана Фатеева, чтобы атаковать Ju-87.
Один "Юнкерс" взорвался после атаки Позднякова, а другие стали
быстро разворачиваться и уходить на свою территорию. Но тут в бой вступили
истребители противника. Поздняков атаковал в лоб командира группы Ме-109 и
таранил его. Оба самолёта при столкновении взорвались... За этот подвиг командир
эскадрильи 147-го ИАП Алексей Павлович Поздняков посмертно удостоен звания Героя
Советского Союза.
Хлобыстов был ранен в бою с двумя другими Ме-109 и, выбрав момент,
уже повреждённым крылом своего Р-40 срезал хвост вражеской машины. Продолжая полёт
он наблюдал, как его жертва упала на землю и взорвалась, не давая пилоту шансов
на спасение...
Алексей Хлобыстов не только выполнил 2 тарана в одном бою, но и
вернулся на аэродром с сильно повреждённым крылом своего "Томагавка" !
Алексей Хлобыстов у своего Р-40. |
В материалах наградного листа о втором таране лётчика сказано
следующее:
"В самый критический момент боя, когда в
него вступила вторая группа самолётов противника 8 Ме-109, Хлобыстов сошёлся в
лобовой атаке с двумя Ме-109, попытавшимися взять его в клещи.
Передав товарищам по радио: "За Родину ! Иду на таран !",
Хлобыстов вторично в этом бою таранил самолёт противника, на этот раз Ме-109,
ударив по плоскости его своей правой плоскостью. В результате тарана Ме-109 был
сбит, а у самолёта Хлобыстова отбита часть плоскости до центра звезды и часть
элерона. Несмотря на это, Хлобыстов довёл машину до своего аэродрома".
Всего в этом бою лётчики 147-го авиаполка сбили 5 вражеских самолётов.
9 мая 1942 года Хлобыстов в составе группы сбил 3 вражеских
истребителя Ме-109.
14 мая 1942 года он одержал ещё одну победу, сбив истребитель
Ме-109. Уже в самом начале боя его самолёт был повреждён пулемётной очередью.
Алексей был ранен в ногу и руку. Задымил и тут же вспыхнул мотор. Машина стала
медленно терять высоту и тут он увидел прямо перед собой, чуть ниже, вражеский
истребитель. И Алексей не раздумывая бросил свой "Тамагаук" на самолёт противника.
Это был его 3-й воздушный таран !
После этой победы Алексей долгое время провёл в госпитале, там
же узнал о присвоении ему высокого звания Героя Советского Союза.
К тому времени лейтенант А. С. Хлобыстов он совершил 266 успешных
боевых вылетов. Проведя 16 воздушных боёв, сбил 4 самолёта лично и 6 в группе с
товарищами.
После госпиталя его направили в Подмосковье - подлечиться и отдохнуть
в санатории ВВС. После вручения в Кремле "Золотой Звезды" и ордена Ленина, Хлобыстову
предоставили небольшой отпуск для поездки домой.
В газетах тогда часто появлялись заметки, в которых говорилось
о победах, одержанных Хлобыстовым и его товарищами по эскадрилье. В номере за
25 июня 1942 года в статье "Такая уж привычка" сообщается, что, вылетев на
разведку, Хлобыстов в паре с лётчиком Крымским обнаружил и уничтожил "Мессершмитт".
Ещё через 2 дня неразлучная пара Хлобыстов - Крымский опять уничтожила истребитель
противника. День спустя очередной жертвой славного Гвардейца стали сразу 2
вражеских самолёта - "Мессер" и "Юнкерс", сбитые им совместно с лётчиками
Пшенёвым и Жариковым.
Обломки вражеского самолёта сбитого Гвардии капитаном А. С. Хлобыстовым.
В штабе части и в штабе соединения вели точный учёт сбитых
нашими лётчиками самолётов. Всё заносилось в карточки, записывалось в сводки.
Сам Хлобыстов в такой записи не нуждался. Потому что он помнил каждый сбитый
им самолёт, каждый оставлял метку в его душе, а случалось, что и на теле.
Осенью он сбил свой очередной самолёт. Этот ему особенно запомнился.
Наверное, потому, что при этом он и сам потерял и свою машину. Его истребитель,
получив сильные повреждения, упал на землю. С помятой грудной клеткой очутился
Хлобыстов в госпитале. Было обидно и больно. Больно не только оттого, что помята
грудь. До боли в сердце жалел он свой истребитель, с которым успел сродниться и
который, когда он летал, был как бы продолжением его самого, его рук и ног. Он
лежал весь забинтованный: и лицо и грудь. И когда друзья пришли его навестить,
они не сразу узнали его. Кто - то пошутил по этому поводу:
- А враги уже узнают почерк Алексея Хлобыстова.
Алексей сделал вид, что не расслышал этих слов. Он интересовался
жизнью полка, спрашивал, получили ли новые самолёты, которые тогда ждали. Он вновь
мечтал о полётах, о боях и о новых победах.
Вскоре он вернулся на фронт. И снова фронтовые изнурительные
будни, вылеты, воздушные бои, радость побед и горечь утрат, когда не возвращались
с задания товарищи.
Когда лётчики поднимались по тревоге в воздух, их провожали те,
кто оставался на земле. Провожали и надеялись, что все благополучно вернутся на
свой аэродром. Хлобыстов, обычно, шутил:
- Я всегда прилечу. Хоть на костылях, хоть на одном крыле, а
доберусь до своих.
Но вот однажды боевые товарищи не дождались его. 13 декабря
1943 года, командир эскадрильи 20-го Гвардейского истребительного авиационного
полка Гвардии капитан А. С. Хлобыстов, погиб, выполняя разведывательный полёт
над территорией занятой противником.
Наземные войска наблюдали в районе падения его самолёта мощный
взрыв и сильный пожар. Не исключено, что свой последний полёт лётчик завершил
4-м тараном - огненным.
К тому времени Алексей Хлобыстов совершил 335 боевых вылетов, в
воздушных боях сбил 7 самолётов лично и 24 в группе с товарищами [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 6 личных и 33
групповые победы лётчика. ], был награждён вторым орденом Красного Знамени.
Подвиги Героя не забыты. В Москве и Мурманске есть улицы, носящие
его имя. В Килп - Ярве, под Мурманском, есть школа которая носит имя Хлобыстова.
Там, в музее боевой славы, собрано немало материалов об отважном лётчике.
* * *
Список всех известных побед Гвардии
капитана А. С. Хлобыстова: (Из книги М. Ю. Быкова -
"Победы сталинских соколов". Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)
№ п / п | Д а т а | Сбитые самолёты | Место воздушного боя (одержанной победы) | Свои самолёты |
1 | 05.07.1941 г. | 1 Ме-109 | сев. озера Коневиста | И-153, "Киттихаук". |
2 | 07.07.1941 г. | 1 И-15 (финский) | Саккола |
3 | 04.08.1941 г. | 1 "Гладиатор" | Констан - Лахти |
4 | 18 - 26.12.1941 г. | 14 Ме-109 (в группе - 14 / ?) | Большая Западная Лица - Рестикент |
5 | 1 Не-111 (в группе - 1 / ?) | Большая Западная Лица - Рестикент |
6 | 13.02.1942 г. | 5 Ме-109 (в группе - 5 / 6) | оз. Куик-Явр - Лубол - оз. Нял-Явр |
7 | 08.04.1942 г. | 1 Ме-110 (в группе - 1 / 5) | Рестикент |
8 | 1 Ju-87 (в группе - 1 / 5) | Рестикент |
9 | 1 Ме-110 (сбит тараном) | Рестикент |
10 | 1 Ме-109 (сбит тараном) | Рестикент |
11 | 23.04.1942 г. | 1 Ме-110 (в группе - 1 / 8) | озеро Пяйве - Явр |
12 | 2 Ме-109 (в группе - 2 / 8) | озеро Пяйве - Явр |
13 | 3 Ju-87 (в группе - 3 / 8) | озеро Пяйве - Явр |
14 | 29.04.1942 г. | 2 Ме-109 (в группе - 2 / 6) | Большая Западная Лица |
15 | 09.05.1942 г. | 1 Ме-109 (в группе - 1 / 6) | Большая Западная Лица |
16 | 2 Ме-109 (в группе - 2 / 5) | Западная Лица |
17 | 14.05.1942 г. | 1 Ме-109 | Западная Лица |
Всего сбитых самолётов - 6 + 33; боевых вылетов - 335.
|
|