Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Звезда Героя Советского Союза

Ищенко Василий Каленикович

ФИО.

Родился 1 Января 1919 года в селе Трояны, ныне Добровеличковского района Кировоградской области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов, школу фабрично - заводского ученичества, работал токарем на заводе имени М. И. Калинина в Одессе. Окончил аэроклуб. С 1939 года Василий Ищенко в рядах Красной Армии. В 1941 году окончил Чугуевскую военную авиационную школу пилотов.

С Декабря 1941 года Младший лейтенант В. К. Ищенко в действующей армии.

К Маю 1945 года командир эскадрильи 1-го Гвардейского истребительного авиационного полка  (7-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 2-й истребительный авиационный корпус, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт)  Гвардии майор В. К. Ищенко совершил 310 боевых вылетов, в 66 воздушных боях сбил лично 14 самолётов противника и 4 в группе.

27 Июня 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

В 1945 году окончил Высшую офицерскую лётно - тактическую школу ВВС, в 1956 году и Военно - Воздушную академию.

С 1958 года Гвардии полковник В. К. Ищенко - в запасе. Жил в Москве.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  (дважды),   Александра Невского,  Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды; медалями.

*     *     *

Летом 1942 года, когда немецкие войска, устремившись на юг нашей страны, рвались к берегам Волги, войска Калининского и Западного фронтов перешли в наступление на Ржевско - Сычовском направлении. Ежедневно в штаб 1-го Гвардейского ИАП стало поступать столько заявок прикрыть наземные войска, сопровождать штурмовики и бомбардировщики, провести воздушную разведку, что иногда просто не хватало самолётов, чтобы выполнить каждую заявку. Приходилось поэтому, как и в самые трудные месяцы 1941 года, посылать порой на задания группы меньшего состава, чем этого требовала обстановка. Гвардейцы понимали вынужденность таких решений и стремились решить задачу так, будто она выполнялась полными силами. Каждый дрался за двоих и троих, смело вступал в бой, какое бы численное превосходство ни имел враг. Показателен в этом отношении бой 5 Августа, проведённый лётчиками Клименко, Забегайло, Ищенко, Тихоновым и Дмитренко.

Прикрывая войска в районе Ржева, Гвардейцы обнаружили 13 Ju-88 под прикрытием 6 Ме-109. Бомбардировщики шли на высоте 400 метров, в боевом порядке "колонна звеньев". Немцы пытались пройти к цели незаметно, прикрываясь нижней кромкой облаков, но это им не удалось. Командир звена Забегайло, лётчики Ищенко и Клименко стремительно атаковали врага снизу сбоку. Огонь был точен. Ведущий бомбардировщик загорелся и, не успев сбросить бомбы, взорвался. Вспыхнули факелами и два ведомых "Юнкерса", которых атаковали Ищенко и Клименко.

Смело и искусно действовал в этом бою лейтенант Тихонов. Уничтожив один бомбардировщик, он на выходе из атаки заметил ещё 2 Ju-88. "Юнкерсы" выскочили из-за облаков как раз в районе действий Гвардейцев. Снарядов на истребителе уже не было. Отважный лётчик не мог допустить, чтобы враг спокойно сбросил бомбы на цель. Не теряя ни секунды, Тихонов пошёл в атаку. Она была такой яростной, что "Юнкерсы" отвернули от цели. Лейтенант произвёл посадку на ближайшем аэродроме, когда в баках уже не было горючего. Заправив самолёт и пополнив боезапас, Тихонов взлетел снова и взял курс на свой аэродром.

За этот бой командующий Калининским фронтом 4 Сентября 1942 года наградил Старшего лейтенанта И. Г. Забегайло орденом Красного Знамени. Высокую награду получил и Лейтенант В. К. Ищенко.

Вечером 10 Декабря в полк прибыл новый командир - Гвардии майор П. Т. Логвинов, а вместо погибшего в бою заместителя командира полка по политической части А. И. Зотова был назначен майор П. С. Лещенко. На следующий день командир полка лично повёл группу истребителей на помощь войскам, наступавшим севернее Великих Лук. При подходе к линии фронта группа встретила около 20 "Юнкерсов" и 12 "Мессеров".

- "Соколы" !   Бьём по большим ! - скомандовал по радио Логвинов и первым ринулся на врага. Его примеру последовали остальные лётчики.

Путь к нашим войскам врагу отрезали. "Юнкерсы" вынуждены были сбросить бомбы, не долетев до цели. Логвинов, Забегайло, Ищенко, Лаухин, Сенченко и Свиридов метким огнём из бортового оружия сбили 6 Ju-88. Остальные "Юнкерсы" покинули поле боя.

В первый день Нового, 1943 года войска Калининского фронта освободили Великие Луки. И Гвардейцы, поздравляя друг друга с наступившим Новым Годом, не без гордости говорили:

- В этом подарке Родине от войск фронта есть и наша доля !

Напряжённые бои продолжались мв Январе. Лётчики полка, прикрывая войска и сопровождая бомбардировщики и штурмовики, совершили за это время сотни вылетов. Лишь очень низкая облачность и метель иной раз мешали им подняться в воздух. Именно такой была погода 22 Января. В этот день в неравном воздушном бою погибли командир полка Логвинов и штурман полка Тормозов.

К очередным вылетам лётчики готовились молча. Боль тяжёлой утраты сжимала сердца. Трижды уходили в этот день эскадрильи в воздух, настойчиво искали врага. За гибель майоров Логвинова и Тормозова фашисты заплатили 5 своими самолётами. Их уничтожили Молодчинин, Сенченко, Полеоха, Ищенко и Московенко. На следующий день Старший лейтенант Ищенко сбил ещё один "Мессершмитт", лейтенант Клименко подбил другой, а в день похорон Логвинова и Тормозова сбили по самолёту Лаухин, Сенченко, Ганин и Таравков.

Як-7Б из состава 1-го ГвИАП.

В начале Февраля 1943 года погода резко испортилась. Лётчики отдыхали, готовились к новым боям. Партийное бюро полка разобрало заявления о приёме в партию, поданные авиаторами в ходе боев. В числе первых единодушно был принят кандидатом в члены КПСС один из лучших лётчиков полка - В. К. Ищенко. За год пребывания в полку он совершил более 200 вылетов, лично сбил 11 самолётов противника.

- Родился я в семье крестьянина, - рассказывал Ищенко. - После семи классов поступил в сельскохозяйственый техникум в городе Кировограде. Там увлёкся прыжками с парашютной вышки. Потянуло в небо. Захотелось стать лётчиком. В городе аэроклуба не было, и я уехал в Одессу. Поступил в школу ФЗУ и одновременно учился в аэроклубе. Потом - лётная школа. Летом 1941 года в звании Младшего лейтенанта прибыл в Смоленск. Там застала война. В этом полку служу с Декабря 1941 года. Родители остались на территории, временно оккупированной немцами. Уже второй год ничего не знаю об их судьбе.

- Скоро узнаете, - заметил секретарь партбюро капитан Шабунин. - Наше наступление после битвы на Волге идёт успешно.

Боевые товарищи тепло поздравили Василия Ищенко с вступлением в партию. Пожимая руку командиру, механик самолёта сержант Г. Захаров уверенно сказал:

- Теперь у нас в экипаже дела пойдут ещё лучше.

Напряжённость боёв не спадала и летом 1943 года. В воздухе было жарко и в прямом и в переносном смысле слова. Только 31 Июля года лётчики полка провели 5 групповых боёв, в которых уничтожили 16 вражеских самолётов.

Четвёрке истребителей во главе со старшим лейтенантом Клименко, действовавшей в районе Орла, наземная радиостанция передала приказ - уничтожить самолёт FW-189, корректировавший огонь артиллерии. Но старший лейтенант никак не реагировал на приказ. С земли повторили приказ и указали место цели. И опять от ведущего - ни слова. Лейтенант Ищенко понял: у Клименко что-то не в порядке с радиостанцией. Вызвал ведущего:

- "Орёл-20"... "Танкер" приказал идти в квадрат 40... Как поняли ?   Приём. Я "Орёл-10"...

- "Орёл-10", Я "Танкера" не слышу. Ведите звено. Я "Орёл-20", - ответил Клименко.

Ищенко и его ведомый вышли вперёд и взяли курс на район цели. Пара Клименко стала ведомой. Через несколько минут Ищенко увидел впереди самолёт - корректировщик. "Рама" - как называли советские воины двухкилевой, хорошо бронированный самолёт FW-189 - попыталась уйти, но Ищенко догнал врага и с дистанции 100 - 80 метров открыл по нему огонь из всех пушек. Через минуту "рама", вспыхнув, рассыпалась в воздухе.

Немецкий самолёт FW-189.

Выполнив боевую задачу, Ищенко вновь занял своё место, а Клименко повёл четвёрку. И вдруг - тревожный голос наземной радиостанции:

- "Орлы", будьте внимательны !   Вас преследуют. Будьте внимательны...

Однако ведущий как взял курс к аэродрому, так и продолжал его выдерживать.

- "Двадцатый", нас атакуют, нас атакуют, - передал Ищенко ведущему и развернул свой истребитель навстречу врагу.

Однако и после этого предупреждения старший лейтенант Клименко никак не реагировал на опасность. Он спокойно, как на учебном аэродроме, повёл свою пару на посадку. Лейтенанту Ищенко пришлось вдвоем с ведомым вступить в бой с истребителями противника. Один самолёт им удалось сбить, но оставшиеся продолжали атаки. Снаряд, выпущенный одним из 3-х "Фоккеров", попал в стык между фюзеляжем и плоскостью самолёта Ищенко. "Як" резко накренился и вошёл в глубокую спираль. Лётчик с трудом выровнял машину и, предупредив командный пункт, повёл её на посадку. В 10 метрах от земли истребитель снова резко накренился на левое крыло и ударился о землю.

Лишь на следующий день в госпитале к Ищенко вернулось сознание. Лётчик буквально весь был завернут в бинты и "закован" в гипс. Внутри всё горело огнём, невыразимая боль разрывала голову и лицо, Сильнейший удар о землю вызвал смещение позвоночника, перебил носовую кость, повредил внутренние органы. Ищенко понял, что больше ему не летать, и застонал от обиды. Но тут же вспомнил своего товарища - лейтенанта Московенко: ведь у него тоже тогда был серьёзно повреждён позвоночник, в теле даже после лечения в госпитале остались осколки вражеского снаряда, а он летает. "Почему же не смогу летать и я ?   Я должен и буду летать".

Искусство хирургов и воля самого лётчика победили тяжёлый недуг. Через 2 месяца Василийт Ищенко прибыл в полк и снова вылетел на своём истребителе в бой с врагами Родины.

В период боёв за освобождение Белоруссии в полку широко развернулось социалистическое соревнование между экипажами на лучший по техническому состоянию самолёт. Соревнование способствовало тому, что все техники, механики и мотористы добивались отличного качества технического обслуживания боевых машин. Победителем соревнования оказался экипаж Гвардии капитана В. К. Ищенко. Этот самолёт по праву считался эталоном, с которым следовало сравнивать техническое состояние других боевых машин полка. За безупречное содержание машины механик Захаров, мотористы Бойко и Муха были награждены медалью "За боевые заслуги".

Лучший экипаж самолёта в полку.

Лучший экипаж самолёта в полку. Слева направо: Гвардии старший
сержант И. Г. Муха, Гвардии капитан В. К. Ищенко, Гвардии старшина
Г. Н. Захаров, Гвардии сержант В. Ф. Бойко. 3-й Белорусский фронт.

Удачным был вылет группы лётчиков 1-го Гвардейского ИАП с нового аэродрома 12 Февраля 1945 года. В этот день четвёрка Як-3, пилотируемых Гвардии майором Ищенко, старшим лейтенантом Фроловым, младшими лейтенантами Антоновым и Абрамовым, вылетела в район Яуэр - Штригау. В воздухе висела дымка от пожаров и моросящих облаков. Но всё же - младший лейтенант Абрамов заметил группу фашистских самолётов, заходивших для бомбометания по нашим войскам в районе города Яуэра. Лётчик доложил об этом по радио ведущему звена. Вся четвёрка немедленно ринулась в атаку на бомбардировщики.

Шестёрка FW-190 пыталась связать "Яки" боем и не подпустить их к "Юнкерсам". Тогда четвёрка разделилась на пары. Старший лейтенант Фролов и младший лейтенант Антонов вступили в бой с "Фоккерами", а майор Ищенко и лейтенант Абрамов наносили удары по бомбардировщикам. Два Ju-88 были сбиты, а остальные отогнаны от цели.

Ищенко и Абрамов поспешили на помощь товарищам. Увидели довольно оригинальное "колесо" самолётов: за тупоносым FW-190 мчался остроносый Як-3, в хвосте у "Яка" - "Фоккер", а за "Фоккером" - "Як", за "Яком" - снова FW-190. Выгодный для "Яков" вертикальный маневр советские лётчики не могли применить из-за низкой облачности.

Майор Ищенко решительно атаковал истребитель, приближавшийся к хвосту второго "Яка". Враги попытались выйти из боя, но не успели. Наши "Яки" захватили инициативу и один за другим сбили 3 FW-190. В этом бою 4 Гвардейцев сбили 5 вражеских машин !   Восхищённые отвагой и мастерством лётчиков танкисты - живые свидетели этого боя - написали открытое письмо в газету "Крылья победы":

"Наша часть вела жаркий бой за город Яуэр. Противник оказывал упорное сопротивление, вводил в бой танки и самоходные орудия, но, не выдержав нашего натиска, начал отходить. Свой отход противник решил прикрыть с воздуха, для чего были вызваны бомбардировщики и штурмовики. Над боевыми порядками наших войск появились 12 вражеских самолётов. Нам на открытой местности укрыться было негде.

...Вдруг как гром среди ясного неба над стаей стервятников появились 4 наших "Яка". В одно мгновение на наших глазах славными лётчиками были сражены 2 двухмоторных вражеских самолёта, а через пару минут камнем рухнул один ФВ-190. Несколько минут спустя, уже вдали от наших войск, упали ещё 2 ФВ-190.

Горсточка героев не только разогнала целую стаю бандитов, но оказалась победителем. Они сделали больше - спасли нашу технику, наших людей. Они помогли нам добить врага, помогли одержать победу. Город Яуэр был взят нашими частями.

...Мы не знаем имён этих четырех героев, но их подвиг, выручивший нас в критическую минуту, мы никогда не забудем. От нашего имени просим передать им наш танкистский привет и большое спасибо за боевую выручку".

В. К. Ищенко с товарищами.

Слева направо: командиры эскадрилий Гвардии майоры
С. Д. Дронов, В. Я. Ганчиков, В. К. Ищенко и секретарь
партбюро полка капитан Г. А. Пантин.  1945 год.

За воинскую доблесть, проявленную Гвардейцами на завершающем этапе Великой Отечественной войны, за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко - фашистскими захватчиками, за содействие наземным войскам в овладении городами Берлин и Прага Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 Мая 1945 года 1-й Гвардейский Красногвардейский ордена Ленина Краснознамённый истребительный авиационный полк был награждён орденом Кутузова 3-й степени. А 3 лучших лётчика полка - Василий Каленикович Ищенко, Владимир Петрович Сенченко и Василий Иванович Московенко были удостоены звания Героя Советского Союза, а многие другие Гвардейцы награждены орденами и медалями СССР.

(Из материалов книги Г. Х. Дьяченко - "Наследники Нестерова".)
*     *     *

Список всех известных побед Гвардии майора В. К. Ищенко:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
103.08.1942 г.1  FW-189р-н РжеваЯк-7, Як-1, Як-3.
205.08.1942 г.1  Ju-88р-н Ржева
320.08.1942 г.1  Ju-88р-н Ржева
411.12.1942 г.1  Ju-88сев. Великие Луки
515.02.1943 г.1  FW-190Любань
631.07.1943 г.1  FW-189Красниково
705.11.1943 г.1  FW-190зап. Мапарево
804.02.1945 г.1  Hs-126сев - зап. Зайферсдорф
912.02.1945 г.1  Ju-88юго - вост. Яуэр
101  FW-190зап. Яуэр
1117.02.1945 г.1  Ме-109юго - зап. Ротвассер
1224.04.1945 г.1  FW-190сев - зап. Грубе
1307.05.1945 г.1  FW-190тер. Чехословакии

      Всего сбитых самолётов - 15 + 4  [ 13 + 0 ];  боевых вылетов - более 300.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz