Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Звезда Героя Советского Союза

Колесник Василий Артёмович

Колесник В.А.

Родился 5 Июля 1914 года в селе Петровка Красноградского района Харьковской области. В 1936 году окончил 1-й курс Харьковского сельскохозяйственного института. С Августа 1936 года Василий Колесник в Красной Армии. В 1939 году окончил Чугуевскую военную авиационную школу лётчиков, в 1940 году - курсы командиров звеньев при Кировабадской военной авиационной школе лётчиков. Служил в строевых частях ВВС   (Киевский военный округ).

С Июня 1941 года по Декабрь 1943 года служил в 88-м ИАП, был командир звена, штурманом и командиром эскадрильи, помощником командира полка по воздушно - стрелковой службе. Сражался на Южном, Закавказском и Северо - Кавказском фронтах. 19 Августа 1942 года был тяжело ранен в плечо.

К середине Июня 1943 года командир эскадрильи 88-го истребительного авиационного полка  (216-я истребительная авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия, Северо - Кавказский фронт)  Капитан В. А. Колесник совершил 462 боевых вылета, в 106 воздушных боях сбил лично 8 и в группе 13 самолётов противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 Августа 1943 года за мужество и героизм, проявленные в боях с немецко - фашистскими захватчиками Капитану Василию Артёмовичу Колеснику присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  (№ 1150).

С Декабря 1943 года командовал 805-м ИАП. Сражался в составе Северо - Кавказского фронта, Отдельной Приморской армии и 3-го Белорусского фронта. Участвовал в освобождении Кубани, Крыма, Белоруссии и Прибалтики, в Кёнигсбергской и Земландской операциях.

После войны продолжал командовать полком  (Белорусский военный округ). В 1950 году окончил Курсы усовершенствования командного состава при Военно - Воздушной академии в Монино. Командовал дивизией, корпусом. В 1953 - 1954 годах - заместитель командующего 54-й Воздушной армии по ПВО  (на Дальнем Востоке). В 1956 году окончил Военную академию Генерального штаба. В 1956 - 1958 годах - заместитель командующего по ПВО, в 1958 - 1960 годах - 1-й заместитель командующего 48-й Воздушной армии  (Одесский военный округ). С Декабря 1960 по Апрель 1964 года командовал 69-й Воздушной армией  (Киевский военный округ). В 1964 - 1968 годах - начальник ВВС Киевского военного округа. С Февраля по Апрель 1968 года вновь командовал 69-й Воздушной армией. В 1968 - 1973 годах - начальник штаба - 1-й заместитель командующего 69-й  (с Марта 1972 года - 17-й)  Воздушной армией. С Мая 1973 года Генерал - лейтенант авиации В. А. Колесник - в запасе. Жил в Киеве. Умер 2 Мая 1996 года. Похоронен в Киеве на Лукьяновском военном кладбище.

Награждён орденами: Ленина  (дважды), Красного Знамени   (четырежды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды; медалями.

*     *     *

Василия Артёмовича Колесника считают своим земляком трудящиеся двух районов Харьковской области: в селе Петровка Красноградского района он родился, а в селе Калиновка Сахновщинского района жил с 9 лет. Учился он в Богато - Чернещинской средней школе, а в 1933 году начал работать учителем в Дар - Надеждинской средней школе. Позже Василий Колесник стал студентом Харьковского сельскохозяйственного института. Только год он проучился в институте, а со 2-го курса по путёвке комсомола поступил в школу военных лётчиков.

Шёл последний для нашей Родины предвоенный год. На западе Европы уже полыхал пожар Второй Мировой войны. В условиях надвигающейся опасности особое внимание уделялось формированию новых авиационных частей, подготовке кадров лётного состава.

Одним из первенцев в ряду полков - "новобранцев" стал созданный в 1940 году на Украине 88-й истребительный авиационный полк. Он был сформирован на основе 6-й отдельной авиационной эскадрильи, которая к тому времени имела достаточный практический опыт лётной работы, технического обслуживания материальной части: в Сентябре 1939 года её личный состав участвовал в освобождении Западной Украины. Командир эскадрильи Капитан М. А. Федосеев, его помощник Капитан А. И. Халутин на первых порах приняли руководство созданным полком.

6-я эскадрилья базировалась на полевом аэродроме близ Житомира. В один из погожих Мартовских дней ей поступил приказ перелететь на другой аэродром - грунтовую площадку неподалеку от Винницы. Там и было положено начало формированию 88-го истребительного авиационного полка. Руководящий состав части комплектовался из лётчиков, имевших за плечами опыт инструкторской работы в лётных школах. Вскоре командиром полка был назначен Майор М. А. Булгаков. Федосеев стал его помощником, а Халутин - инспектором по технике пилотирования.

В полку были сформированы 4 эскадрильи. Командование двумя из них было поручено участникам войны в Испании, награжденным за боевые действия в рядах республиканской армии орденами Красного Знамени, Капитану В. С. Волкову и Капитану В. И. Полянскому. Руководство ещё двумя эскадрильями приняли только что окончившие военную академию лётчики Ю. А. Чубаров и Н. М. Сериков.

Полк представлял собой сильную боевую единицу: 4 его эскадрильи имели 58 самолётов И-16 последних модификаций.

В составе этого полка и начал своё участие в Великой Отечественной войне Василий Колесник.

В 2-х вылетах эскадрильи на штурмовку - 20 Ноября 1941 года и 18 Января 1942 года - Капитан В. А. Колесник лично уничтожил и вывел из строя 18 автомашин, 4 зенитных орудия, поджёг цистерну с горючим.

19 Ноября 1941 года фашистские танки вышли к северной окраине Ростова, ещё через 2 дня враг полностью овладел городом, но развить наступление на восток и юг не смог. Больше того, ему пришлось перебросить часть сил из Ростова на север для укрепления обороны против наступавших войск Южного фронта. Правда, наступление это развивалось несколько медленнее, чем хотелось бы. Из-за непогоды были скованы действия нашей авиации. Лишь с 20 Ноября, когда поутихли дожди и немного посветлело небо, авиация фронта смогла активно поддержать продвижение наземных частей. Наши лётчики, тягостно переживавшие вынужденное затишье, повеселели и приободрились.

Уже 20 Ноября некоторые из них совершили по нескольку боевых вылетов. Отличились Лейтенанты В. Колесник и К. Карданов, уничтожившие 16 вражеских автомашин и 3 зенитных орудия. В этот же день семёрка И-16 во главе с Капитаном А. Локтионовым вылетела в район станицы Родионово - Несветайской, где взорвали 2 автоцистерны и уничтожили 10 автомашин.

Все последующие дни - конец Ноября и первые числа Декабря - полк участвовал в боевых действиях по освобождению Ростова, поддерживал с воздуха наши войска на Таганрогском направлении. Донские степи знамениты балками и оврагами. Но лётчики выбивали врага и из этих естественных укрытий. Наиболее эффективными оказывались их удары по скоплениям неприятельских частей у речных переправ. Это была тяжёлая ежедневная боевая работа в условиях ответных активных действий вражеской авиации.

В первые 2 месяца 1942 года 88-й авиаполк осуществлял боевые действия в районе известных шахтёрских городов и железнодорожных узлов - Сталино   (нынешнего Донецка), Макеевки, Дебальцево, Харцызска и нанес врагу немалый урон.

Знаменательно, что в полку за этот период потерь не было. Это означало, что лётчики к тому времени научились вести боевые действия в воздухе осмотрительно, расчётливо и эффективно. На Южном фронте к началу 1942 года создалось численное превосходство над авиацией врага. Только ВВС Южного фронта насчитывали к этому моменту 344 самолёта  (против 190 - 220 самолетов противника), в том числе бомбардировщиков в 1,5 раза, а истребителей - вдвое больше, чем у немцев.

Теперь нужно было этот количественный перевес использовать для нанесения сокрушительного удара по врагу. Задача стояла нелёгкая, но вдохновляющая. Вопреки непогоде, преодолевая повседневные тяготы, наши лётчики вылетали на боевые задания в приподнятом настроении и возвращались, удачно их выполнив.

19 Января на разведку в район Чистяково вылетели Старший лейтенант В. Колесник и Младший лейтенант П. Лазюка. Они обнаружили крупную группировку противника. Данные разведки оказались настолько важными, что командующий ВВС Южного фронта Генерал К. А. Вершинин объявил нашим лётчикам благодарность.

Лётчики Василий Колесник и Павел Лазюка составили прекрасную пару воздушных разведчиков. Самые сложные задания по разведке вражеских коммуникаций командование поручало именно им, веря в отвагу и мастерство воздушных бойцов. И сколько раз Колесник и Лазюка выходили победителями из самых неожиданных ситуаций, "обманывая" коварную погоду, противника и неизменно доставляя самые точные данные о немцах.

Как-то они возвращались из очередного разведывательного полёта. До аэродрома было уже рукой подать, но тут их неожиданно атаковали 6 Ме-109. Какой же уверенностью и бесстрашием нужно было обладать, чтобы не дрогнуть перед противником, втрое превосходившим по количеству !   Наша пара стремительно перешла в атаку, сбила ведущего, а остальные "Мессеры" в смятении покинули поле боя.

Спустя годы, вспоминая героев битвы за Северный Кавказ, в первую очередь мне хочется назвать командира эскадрильи Василия Колесника. Вот один из примеров его ратной доблести.

В один из дней эскадрилья Капитана В. А. Колесника получила задание разбомбить вражеский аэродром. Выйдя на цель точно в назначенное время, командир приказал одной группе истребителей блокировать взлётную полосу, чтобы не дать вражеским машинам подняться в воздух, а другой - уничтожать самолёты противника на стоянках. В результате успешной атаки было уничтожено 10 самолётов противника.

19 Августа 1942 года, сопровождая группу самолётов И-153 в район северо - восточнее Нальчика, он вместе с товарищами вступил в бой против 8 Ме-109. Уже горели на земле 2 неприятельских истребителя, когда Василий почувствовал жгучую боль в левой руке. Пуля перебила кость предплечья - рука беспомощно повисла. Получил повреждение и самолёт: мотор резко сбавил обороты. Превозмогая боль, Колесник вышел из боя, повернул машину на нашу территорию. Теряя сознание, он всё же успел посадить самолёт у передовой линии советских войск.

В конце 1942 года, после лечения в госпитале, он снова на фронте. Тут он принял эскадрилью новых машин ЛаГГ-3. В боях за Таманский полуостров лётчики его эскадрильи совершили 205 боевых вылетов, успешно провели 19 воздушных боёв и сбили 10 самолётов противника.

Истребитель ЛаГГ-3.

28 Мая 1943 года В. А. Колесник повёл 6 истребителей на прикрытие наземных войск. В районе цели его группа встретила около 70 вражеских бомбардировщиков, которые шли под прикрытием 20 истребителей. Только один миг раздумывал командир.

- За мной, соколы ! - подал он команду.

Шестёрка смело атаковала колонну бомбардировщиков. Фашистские лётчики были уверены в надёжности своего прикрытия, поэтому они не успели подготовиться к обороне. Через несколько мгновений 4 машины пошли к земле, оставляя за собой чёрные шлейфы дыма. Но тут вступили в бой вражеские истребители. Пользуясь количественным превосходством, они стремились разъединить нашу группу, чтобы зажать в клещи самолёты поодиночке. Но советские лётчики, искусно маневрируя, не дали врагу осуществить его план, сами наносили смелые удары по врагам и сбили ещё 1 самолёт.

Наша группа закончила этот бой без потерь. Даже такое простое сопоставление цифр в этих схватках говорит о силе духа советских лётчиков, о их высочайшем лётном мастерстве.

Вклад 88-го истребительного авиаполка в победу на Кубани был весомым - лётчики сбили в кубанском небе более 40 вражеских самолётов, в том числе: Афанасий Лукин - 6, Евгений Пылаев - 5, Василий Князев и Василий Собин - по 4. За героизм, проявленный в боях на Кубани и Тереке, 4-м асам полка Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 Августа 1943 года было присвоено звание Героя Советского Союза. В ряд полковых Героев встали К. Л. Карданов, В. А. Князев, В. А. Колесник, А. А. Постнов.

Когда командование 229-й истребительной авиационной дивизии представило В. А. Колесника к присвоению высшего воинского отличия, на его счету уже было 550 боевых вылетов, 170 раз он штурмовал войска и технику противника и провёл 106 воздушных боёв. За это время отважный лётчик уничтожил 140 автомашин, 2 танка, 7 орудий, 13 зенитных точек, паровоз, вывел из строя 650 вражеских солдат и офицеров; сбил 8 самолётов лично и 13 в составе группы.

В начале Сентября 1943 года войска соседних Южного и Юго - Западного фронтов отбили у гитлеровцев и вернули Родине Донецкий бассейн - важнейший промышленный район страны. Наступление Красной Армии на Левобережье Днепра и в Донбассе создавало благоприятные условия для разгрома противника на Таманском полуострове, который он удерживал как аванпост, прикрывавший захваченный им Крым.

Эти дни относительного спокойствия перед броском на Таманский полуостров были использованы командованием 88-го авиаполка для усиленной подготовке к предстоящим боям. Впервые за годы войны официально и торжественно в полку был отмечен праздник авиаторов - День Воздушного Флота СССР. Собрании личного состава 18 Августа многие лётчики встретили с новыми воинскими званиями. В. А. Колесник, незадолго до того назначенный помощником командира полка по воздушно - стрелковой службе, стал Майором, В. А. Князев и А. А. Постнов - Капитанами, А. П. Лукин и Е. А. Пылаев - Старшими лейтенантами, В. В. Собин - Лейтенантом.

В начале Ноября части Северо - Кавказского фронта успешно форсировали Керченский пролив и закрепились на плацдарме северо - восточнее Керчи. После этого фронт, выполнивший свои задачи, был расформирован. Из его войск создана Отдельная Приморская армия, в которую и вошла 4-я Воздушная армия со своими частями и соединениями. 88-й истребительный авиаполк вместе с 249-м авиаполком был переведён в станицу Фонталовскую, на подготовленный грунтовой аэродром. Полгода, впервые так продолжительно за минувшие дни войны, полк базировался на одном месте. Личный состав здесь имел постоянную крышу над головой. Это создавало хорошие предпосылки для боевой работы, уверенных и обдуманных действий по ту сторону пролива. А там было жарко, несмотря на подступавшую зиму 1944 года.

К тому времени в 88-м полку произошли некоторые изменения. Очередное повышение по службе получил Василий Артемьевич Колесник - его назначили командиром 805-го истребительного авиационного полка.

В начале Декабря 1943 года мы встретились с Колесником в штабе 4-й Воздушной армии. Он был чем-то явно расстроен.

- Каким ветром к нам в штаб, Василий Артёмьевич ? - поинтересовался я.

- Был у Командующего по его вызову.

- Если не секрет, по какому вопросу ?

- Секрета нет. Командующий предложил мне принять 805-й полк...

- Значит, вас можно поздравить !

- Спасибо, Георгий Андреевич. Но признаться откровенно, назначение не радует. Просил оставить меня в нашем полку. Сами знаете, каково расставаться с друзьями - однополчанами.

- Знаю, Василий Артёмьевич. И понимаю вас. Но идёт война, не мы выбираем службу, а она нас.

- Это я тоже понимаю. И естественно, подчинился приказу. Но на душе невесело - и ничего с этим не поделаешь...

Мы не виделись больше года, никаких перемен в Колеснике я не заметил, кроме, правда, одной - весьма существенной: на его гимнастёрке сияла Золотая Звезда Героя Советского Союза. О вручении высших наград Родины моим бывшим однополчанам Алексею Постнову, Кубати Карданову, Василию Князеву и Василию Колеснику я с великой радостью читал в репортаже "Торжество новороссийцев" в нашей армейской газете "Крылья Советов" от 8 Октября 1943 года. За годы войны отважная четвёрка Героев только в воздушных боях уничтожила около 70 вражеских самолётов. Немалую лепту в ратный подвиг полка внёс Василий Артёмьевич Колесник.

Я и сейчас, спустя десятилетия, помню его молодым, по-военному подтянутым. С юности пристало к нему шутливое прозвище "цыган" - за жгуче-чёрные волосы, за лихой нрав, за неуёмную энергию. Его карие, с хитринкой глаза будто постоянно спрашивали: "Ну-ка, послушаю, что ты мне ещё скажешь". Вместе с тем он был человеком волевым, умеющим отстоять свое мнение, защитить, когда надо, друзей. Ну а мне лично импонировало ещё и то, что были мы с ним земляками - оба с Харьковщины.

Колесник В.А.

Конечно же по заслугам выдвигали Колесника на ответственную должность командира полка. Вся предыдущая боевая жизнь лётчика логически вывела его на эту и последующие высоты. До армии крестьянский парень из бедной семьи, он с детства познал нелёгкий труд земледельца. Его судьба была судьбой поколения комсомольцев 1920 - 1930-х годов - ликбез, рабфак, институт  (педагогический). Правда, чтобы помочь семье, институт пришлось бросить, но какое-то время Василий всё же поработал учителем начальных классов. А потом, когда родным стало материально полегче и позволили обстоятельства, он снова бросился вдогонку за знаниями - поступил в сельскохозяйственный институт. Но и на этот раз парню не суждено было освоить мирную профессию. В 1936 году по комсомольской путёвке Василия направили в Харьковскую школу военных лётчиков. Так он пришёл в авиацию...

Каждому летчику особенно памятна первая победа в воздушном бою. Для Колесника она помечена Августом 1941 года. Наш полк прикрывал тогда мосты через Днепр в районе Днепропетровска.

Воздушная обстановка была сложная. Вражеские истребители чувствовали себя хозяевами в нашем небе - у них был явный численный перевес и качественное превосходство в боевой технике. Они не боялись залетать в районы базирования наших авиачастей, подстерегая самолёты, возвращавшиеся с задания. Чтобы помешать этому, мы стали выделять небольшие группы истребителей для патрулирования в районе аэродрома, чтобы при необходимости отбить атаку вражеских "охотников".

28 Августа Колесник в составе такой группы патрулировал над полевым аэродромом Подпильня, недалеко от Днепропетровска. И вот он заметил, как на бреющем полёте Ме-109 заходит в хвост нашему И-16, идущему на посадку. Мы с аэродрома в бессилии и отчаянии наблюдали, какой опасности подвергался наш лётчик: мгновение - и фашист откроет по нему огонь. Но Колесник на какой-то миг опередил врага и меткой атакой сразил его. На окраине аэродрома вспыхнул факел от взорвавшегося стервятника. А наш самолет благополучно приземлился, и лётчик с И-16 не знал, как и благодарить своего спасителя...

В ту зиму нашему полку нередко приходилось нести воздушную разведку над оккупированной врагом частью Донбасса. Гитлеровцы подтягивали резервы, готовясь к летнему наступлению. Командованию Южного фронта нужны были данные о положении войск и намерениях противника. Но погода затрудняла воздушную разведку - снегопады, низкая облачность, плохая видимость, постоянная угроза врезаться в терриконы да эта россыпь населённых пунктов, похожих друг на друга.

Мне не раз приходилось ставить Колеснику задачи на разведку, принимать от него доклады о боевых вылетах. И всякий раз я поражался, как Василий Артемьевич умудрялся увидеть и запомнить такие мельчайшие детали и подробности о вражеских войсках, которые другие лётчики попросту не замечали.

Колесник В.А.

Мне запомнился разведывательный полёт этой пары в начале Февраля 1942 года. В конечном пункте маршрута, под городом Сталино  (Донецком), их внезапно, атаковала шестёрка Ме-109. В неравном бою не раз создавалась критическая ситуация, когда вражеские истребители разъединяли Колесника и Лазюку и поодиночке брали в клещи. Но всякий раз наши лётчики, искусно маневрируя, уходили от наседавшего врага и в свою очередь лобовыми атаками наносили ответные удары. Колеснику удалось тогда сбить один истребитель противника. Остальные после безуспешного преследования отстали. А наши разведчики благополучно вернулись на аэродром. Помню, стоял сильный мороз, а они вылезли из кабин мокрые, словно из бани...

Итак, Василий Артёмьевич был назначен командиром 805-го истребительного авиаполка. Вместо него помощником командира 88-го полка по военно - стрелковой подготовке стал Евгений Пылаев. Штурманом полка назначили Кубати Карданова, Афанасия Лукина - командиром эскадрильи...

С первого дня Великой Отечественной войны и до её окончания Василий Артёмович был на фронте. За годы войны он совершил 581 боевой вылет, сбил в воздушных боях 15 самолётов противника, уничтожил на земле много живой силы и техники врага.  [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 8 личных и 13 групповых побед. ]

В послевоенные годы Василий Артёмович окончил Военно - Воздушную академию и весь свой богатый боевой опыт умело передавал лётчикам современных сверхзвуковых самолётов.

Генерал - лейтенант авиации В. А. Колесник был депутатом Верховного Совета УССР и кандидатом в члены ЦК КПСС Украины. Василий Артёмович был делегатом XXIII съезда КПСС, XXII, XXIII и XXIV съездов Компартии Украины.

(Из воспоминаний бывшего начальника штаба 88-го ИАП Г. А. Пшеняника - "Долетим до Одера".)
*     *     *

Список всех известных побед Майора В. А. Колесника:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
128.08.1941 г.1  "Арадо-197"ПопдильняИ-16, ЛаГГ-3, Ла-5.
201.12.1941 г.1  Ме-109Самбек
304.03.1942 г.1  Ме-109вост. Макеевка
425.05.1942 г.1  Ме-109  (в группе - 1 / 3)Киричановка
526.05.1942 г.1  Ме-109  (в группе - 1 / 6)юго - зап. Глинская
610.06.1942 г.1  Ме-109  (в паре - 1 / 2)Артёмовск
710.07.1942 г.2  Ме-109  (в группе - 2 / 9)Березовский
819.07.1942 г.1  FW-189  (в группе - 1 / 7)Нижне - Ерохин
919.08.1942 г.2  Ме-109  (в группе - 2 / 17)Эльхотово
1028.05.1943 г.1  Ju-87Киевское
1108.08.1943 г.1  Ме-109  (в группе - 1 / 6)юго - вост. Крымская

      Всего сбитых самолётов - 8 + 13  [ 4 + 9 ];  боевых вылетов - 585;  воздушных боёв - более 100.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz