Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Звезда Героя Советского Союза

Комардинкин Константин Петрович

Комардинкин К.П.

Родился в 1918 году в селе Алпатьево Зарайского уезда Рязанской губернии, ныне Луховицкого района Московской области, в крестьянской семье. Долгое время жил и работал в городе Раменское Московской области. Окончил сельскую школу, школу ФЗУ при Воскресенском химкомбинате. В 1937 году Константин Комардинкин вместе с родителями переехал в посёлок Ново - Ховрино Химкинского района, ныне город Москва. Работал на заводе электромонтёром. Окончил Раменский аэроклуб Московской области. С 1938 года в Красной Армии. По путёвке комсомола направлен в школу пилотов. В 1939 году окончил Энгельсскую военную авиационную школу лётчиков. Служил на Дальнем Востоке.

С 19 Апреля 1943 года Лейтенант К. П. Комардинкин в действующей армии. Сражался на Северо - Кавказском и Южном фронтах. Был командиром звена, а затем эскадрильи.

К 25 Октября 1943 года заместитель командира эскадрильи 274-го истребительного авиационного полка  (278-я истребительная авиационная дивизия, 8-я Воздушная армия, Южный фронт)  Старший лейтенант К. П. Комардинкин произвёл 90 успешных боевых вылетов, в 35 воздушных боях сбил лично 18 и сжёг на земле 3 транспортных самолёта противника.

1 Ноября 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

17 Апреля 1944 года Капитан К. П. Комардинкин не вернулся из очередного боевого вылета.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й и 2-й степени. Имя Героя присвоено Алпатьевской средней школе, на её здании установлена мемориальная доска. В центре села установлен памятник. На площади Победы в городе Раменское у Вечного огня установлена гранитная плита, на которой высечено имя Героя.

*     *     *

Есть в Москве улица с красивым названием - Фестивальная. Она протянулась от Ленинградского шоссе  (станция метро "Речной вокзал")  до Октябрьской железной дороги  (станция "Ховрино"). До начала 1960-х годов часть её составляла одна из улиц посёлка Ново - Ховрино, где среди многочисленных деревянных одноэтажных строений стоял и домик московского рабочего Петра Ивановича Комардинкина. Здесь, в этом посёлке, вместе с родителями и жил Костя Комардинкин. Отсюда вместе с отцом, братом и сёстрами отправлялся он по утрам на работу, вечерами - в аэроклуб. Отсюда, из Ховрина, по путёвке комсомола уезжал в военно - авиационную школу, а позднее - на фронт.

После окончания авиашколы в звании Лейтенанта Константин Комардинкин был направлен на Дальний Восток. В 1942 году он был назначен на должность командира звена.

С первых дней Великой Отечественной Комардинкин стал писать рапорт за рапортом с просьбой отправить его на фронт. Но ему каждый раз отказывали. И лишь в Апреле 1943 года 274-й авиационный истребительный полк, в котором Комардинкин служил командиром звена, прибыл на боевой аэродром. Два месяца Константин воевал на Северо - Кавказском фронте, где показал себя отличным лётчиком - истребителем, отважным воздушным бойцом.

Враг, отступая, оказывал упорное сопротивление, цеплялся за каждый рубеж. В воздухе шли ожесточённые бои. Наши лётчики по нескольку раз в день вылетали на боевые задания. Эти боевые вылеты явились хорошей школой для Комардинкина. Уже в конце Апреля он сбил 1-й вражеский самолёт.

7 Мая 1943 года 6 советских истребителей во главе с командиром эскадрильи Старшим лейтенантом В. В. Климовым вылетели на перехват большой группы пикирующих бомбардировщиков Ju-87, направлявшихся в сопровождении истребителей Ме-109 бомбить боевые порядки советских войск. В составе шестёрки был и Лейтенант К. П. Комардинкин. Наши истребители перехватили вражеские самолёты далеко от линии фронта. Завязался ожесточённый воздушный бой, во время которого было сбито 10 немецких самолётов, 2 из них - Комардинкиным. Уцелевшие "Юнкерсы", беспорядочно сбросив бомбы, поспешили уйти восвояси.

Особенно запомнился Комардинкину воздушный бой, проведённый 11 Мая 1943 года на Кубани, над станицей Крымской. Прикрывая наши наземные войска, четвёрка истребителей, возглавляемая Комардинкиным, встретилась в тот день с большой группой вражеских бомбардировщиков, шедших под прикрытием 8 истребителей. "Юнкерсы" готовились уже нанести бомбовый удар по советским войскам, когда на них сверху неожиданно обрушились наши истребители.

- Атакуем звеном ! - скомандовал Комардинкин и ринулся на врага. С первой же атаки он сбил один "Юнкерс". Строй вражеских бомбардировщиков был нарушен.

После короткой очереди загорелся 2-й немецкий бомбардировщик. Но в тот же момент подвергся атаке и самолёт Комардинкина. Немцам удалось поджечь его. Лётчик был ранен в руку. Попытка сбить пламя не удалась. Самолёт продолжал гореть. Что делать ?   Бросать машину или тянуть, пока можно, до аэродрома ?   Комардинкин выбрал последнее. И, несмотря на нестерпимую боль в раненой руке, на дым, заполнивший кабину, он сумел дотянуть объятый пламенем самолёт до своего аэродрома и благополучно произвести посадку.

Успехи сопутствовали Константину Комардинкину и на Северо - Кавказском фронте. Лишь с 19 Апреля по 20 Июня 1943 года он совершил на этом фронте 36 боевых вылетов, провёл 15 воздушных боёв и лично сбил 6 самолётов противника. За эти боевые подвиги Комардинкин был награждён двумя орденами Отечественной войны.

Летом 1943 года Константин побывал в Москве, встретился с родителями, сёстрами, знакомыми, работавшими на предприятиях столицы. Съездил в Химки и на канал Москва - Волга, сходил на речку Лихоборку, где не раз купался до войны, побывал на одном из заводов, посмотрел, как рабочие выполняют заказы фронта. Напряжённый героический труд москвичей, самоотверженно переносивших невзгоды и лишения военного времени, ещё больше вдохновили Комардинкина на подвиги во имя освобождения Родины от немецко - фашистских захватчиков.

В начале Сентября 1943 года авиационный полк, в котором Комардинкин занимал должность заместителя командира эскадрильи, прибыл на Южный фронт. И снова жаркие схватки с врагом. Лётчики ежедневно производили по нескольку боевых вылетов, не давая врагу бомбить наши наземные войска. Вот лишь один пример.

15 Сентября 1943 года четвёрка истребителей под командованием Комардинкина встретила большую группу вражеских бомбардировщиков, направлявшихся в сопровождении истребителей бомбить наши боевые порядки. Наши лётчики смело вступили в бой и сорвали намерения рага. В ходе этого боя Комардинкин сбил 2 самолёта противника. В тот же день за успешные боевые действия он получил благодарность от Командующего армией.

Однажды, прикрывая наши наземные войска под Большим Токмаком на Украине, Комардинкин заметил большую группу "Юкерсов". Он немедленно ринулся вниз, в гущу вражеских самолётов. В это время к его ведомому лётчику Захару Малинину начал заходить в хвост вражеский истребитель. Комардинкин резким разворотом с набором высоты дал по нему очередь, и тот камнем пошёл вниз. Второй "Мессер" попытался уйти из - под огневого удара нашего лётчика, но при развороте был также сбит.

На Южном фронте Комардинкину пришлось выполнять и ответственные боевые задания по разведке в тылу врага. Летая в радиусе до 150 километров, он сообщал советскому командованию ценные данные о сосредоточении войск противника, движении его мотомеханизированных колонн, расположении вражеских аэродромов. Только 24 Октября 1943 года, используя данные Комардинкина, наши лётчики нанесли мощный удар по мотомеханизированной колонне врага, в результате которого было уничтожено до 100 машин противника, двигавшихся к фронту. Его же сведения помогли нашим лётчикам уничтожить на одном из аэродромов более 10 вражеских самолётов.

Одновременно с выполнением задач по разведке тыла врага Комардинкин неоднократно сам штурмовал его аэродромы, а однажды участвовал в групповом налёте штурмовиков и истребителей на немецкий аэродром в Новогригорьевске, во время которого было уничтожено до 40 самолётов.

С 5 Сентября по 25 Октября 1943 года Константин Комардинкин произвёл на Южном фронте 54 боевых вылета, участвовал в 20 воздушных боях, сбил 12 вражеских самолётов и 3 уничтожил на земле. Все эти данные были подтверждены нашими лётчиками и наземными войсками.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 Ноября 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко - фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм Старшему лейтенанту Комардинкину Константину Петровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  (№ 1272).

Как только об этом узнали в полку, боевые друзья Комардинкина отправили его родителям письмо, в котором говорилось:

"Нет границ радости, охватившей весь личный состав части по случаю присвоения Константину Петровичу звания Героя Советского Союза. 18 фашистских самолётов сбил наш друг. Он является преданным сыном партии Ленина, патриотом Родины !   Спасибо Вам за воспитание мужественного сына Отчизны !"

Комардинкин К.П.

Вскоре Комардинкина назначили командиром эскадрильи и наградили орденом Красного Знамени. Ему присвоили также очередное воинское звание - Капитан.

В Апреле 1944 года войска 4-го Украинского фронта при поддержке 8-й Воздушной армии и авиации Черноморского флота, прорвав оборону немцев, развернули боевые действия по освобождению Крыма. Участвовала в этих боях и эскадрилья Комардинкина. Здесь он также действовал смело и решительно. Лётчики эскадрильи старались равняться на своего командира.

Наступило 17 Апреля 1944 года. Комардинкин, получив задание командования, немедленно повёл четвёрку истребителей на прикрытие советских войск, наступавших на Севастополь с востока. В 17 часов 10 минут на высоте 4000 метров наши истребители вступили в бой с 8 немецкими истребителями FW-190.

Пользуясь двойным превосходством в силах, вражеские лётчики, зайдя со стороны солнца, разбились на 4 пары и атаковали нашу четвёрку. Советские лётчики, уклонившись от боя и набрав высоту, сами пошли в атаку. В жарком бою Комардинкин сбил один немецкий истребитель. Но в это время сам был атакован сразу парой "Фоккеров". Чтобы занять более выгодное положение по отношению к противнику, он переворотом через крыло ушёл вниз, а затем набрал высоту и снова ринулся в атаку. В ожесточённом неравном бою с вражескими истребителями Капитан К. П. Комардинкин пал смертью храбрых. По сообщению наших наземных войск, его самолёт упал в море северо - западнее Севастополя.

Бои за Севастополь продолжались ещё около месяца. Лишь 9 Мая 1944 года город был полностью освобождён от захватчиков. А 12 Мая закончилась ликвидация вражеских войск в Крыму.

Константину Комардинкину не довелось увидеть светлого, радостного дня Победы. Но Герой не забыт. В деревне Алпатьево Луховицкого района Московской области, где он родился и вырос, установлен памятник - обелиск землякам, павшим в боях с немецко - фашистокими захватчиками во время Великой Отечественной войны. Первым среди них указан Комардинкин. Его имя присвоено Алпатьевской средней школе. На здании школы в память о нём установлена мемориальная доска.

*     *     *

Список всех известных побед Капитана К. П. Комардинкина:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Изд. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
107.05.1943 г.1  Ме-109КрымскаяЯк-7, Як-1, Як-9.
22  Ме-109зап. Крымская
308.05.1943 г.1  Ju-87сев. Неберджаевская
41  Ме-109  (в группе - 1 / 4)юж. Нижнебаканская
51  Ме-109юго - вост. Бакинская
611.05.1943 г.2  Ме-109зап. Крымская
731.05.1943 г.1  Ме-109Киевское
803.06.1943 г.1  Ме-109сев - зап. Крымская
908.09.1943 г.1  Ju-87вост. Первомайский
1014.09.1943 г.1  Ju-87зап. Затишье
111  Ju-88зап. Затишье
1215.09.1943 г.2  Ju-87юж. Новоселовка
131  Ме-109сев - вост. Пологи
1426.09.1943 г.1  Ме-109сев. Васильевка
151  Ju-87юж. хут. Вишневский
1630.09.1943 г.1  Ju-87Шевченко
1711.01.1944 г.1  Ме-109вост. Ново - Павловка
181  Ме-109сев. Сев. Кайры
1913.03.1944 г.1  FW-190сев. аэр. Райзендорф
2014.04.1944 г.1  Ju-87юж. Бельбек

      Всего сбитых самолётов - 22 + 1;  боевых вылетов - более 100.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz