Крупский Виктор Иосифович - советский военный летчик Герой Советского Союза - Красные соколы: советские асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая Звезда Героя Советского Союза

Kрупский Виктор Иосифович

Kрупский Виктор Иосифович

Родился 21 декабря 1921 года в Кременчуге, ныне Полтавской области, в семье рабочего. Окончил 1-й курс механического техникума и аэроклуб. Работал на заводе. С 1939 года в рядах Красной Армии. В 1940 году закончил Чугуевскую военную авиационную школу пилотов.

С июля 1941 года младший лейтенант В. И. Крупский в действующей армии. По январь 1942 года сражался в составе 147-го ИАП; по декабрь 1942 года - в 760-м ИАП; по август 1944 года - в 20-м Гвардейском ИАП; по май 1945 года - в Управлении 257-й ИАД. Защищал небо Заполярья.

К июлю 1942 года заместитель командира эскадрильи 760-го истребительного авиационного полка  (26-я армия, Карельский фронт)  старший лейтенант В. И. Крупский совершил 240 боевых вылетов. Участвуя в 28 воздушных боях, лично сбил 3 самолёта противника и 8 в группе.

22 февраля 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

С 1946 года Гвардии полковник В. И. Крупский - в запасе. В 1952 году окончил Высшую школу Министерства Заготовок СССР. Депутат Верховного Совета РСФСР. Работал заместителем уполномоченного Министерства Заготовок в Полтавской области. Был Председателем Орловского облисполкома. Умер 10 сентября 2000 года. Похоронен на Троицком кладбище в городе Орле.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени  (дважды), Отечественной войны 2-й степени, Трудового Красного Знамени  (трижды), Дружбы народов; медалями.

*     *     *

Виктор Крупский родился 21 декабря 1921 года в городе Кременчуге, ныне Полтавской области Украины, в семье рабочего. Окончил 1 курс механического техникума и аэроклуб. Работал на заводе. В 1939 году призван в ряды Красной Армии   (Кременчугским горвоенкоматом Украинской ССР). В 1940 году окончил Чугуевское военное авиационное училище лётчиков.

В июле 1941 года был направлен в 147-й истребительный авиационный полк на Kaрельский фронт, где одержал первую победу летая на биплане И-153. Произошло это 10 июля 1941 года.

Возвращаясь с боевого задания на своей "Чайке", Крупский встретился с одиночным "Мессершмиттом". Уклониться от боя было не в правилах советского лётчика, и он принял дерзкое решение: подойти к вражескому самолёту как можно ближе и резко свернуть. "Мессершмитт", обладавший большей скоростью, должен был проскочить вперёд. Расчёт Крупского оказался правильным. Когда "Мессер" подошёл почти вплотную, отважный лётчик круто свернул и оказался в хвосте немецкого истребителя, а потом метким огнём сбил врага.

И-153 ведут бой с Ме-109.

Истребители - бипланы И-153 "Чайка" ведут бой с немецкими Ме-109.

Лейтенант В. И. Крупский быстро выдвинулся в число лучших лётчиков полка. Личная отвага сочеталась у него с мастерством воздушного боя и отличным знанием техники.

В начале 1942 года старший лейтенант Виктор Крупский был переведён на должность командира звена в 760-й авиаполк, действовавший в том же районе и вооружённый английскими "Харрикейнами".

760-й истребительный авиационный полк, в котором он теперь служил, нёс боевую вахту по защите Кировской железной дороги и её объектов, оказывая большую помощь наземным войскам Карельского фронта. В боях апреля - мая 1942 года авиационное звено под командованием лейтенанта В. И. Крупского успешно штурмовало скопления вражеских войск на Кестеньгском направлении: было уничтожено 2 танка, 5 автомашин с боеприпасами, расстреляно с воздуха более сотни гитлеровцев.

Летом 1942 года нападениям на Мурманск и объекты Кировской железной дороги обычно предшествовало появление над ними вражеских самолётов - разведчиков. Вести с ними борьбу было трудно, так как немецкие пилоты, летавшие обычно на больших высотах, при обнаружении советских истребителей часто успевали уйти на свою территорию. Тем не менее, с воздушными разведчиками успешно сражались многие советские лётчики и в том числе, заместитель командира эскадрильи 760-го истребительного авиационного полка старший лейтенант В. И. Крупский. Так, прикрывая объекты железной дороги, он лишь за 5 дней июля 1942 года уничтожил 3 вражеских самолёта Ju-88.

Виктор Иосифович отличался необыкновенным упорством и настойчивостью, высоким лётным мастерством. Именно эти качества принесли ему победу 8 июля над разведчиком Ju-88.

Немецкий самолёт на высоте 8000 метров кружил над нашей территорией, наблюдал и фотографировал военные объекты. Враги считали себя в безопасности, думая, что советские истребители не заберутся на такую высоту, а если и достигнут её, то хватит времени удрать. Но Виктор Крупский после сигнала с постов ВНОС за короткий срок сумел на своём истребителе набрать необходимую высоту, отыскать в безбрежном небе маленькую тёмную точку, оказавшуюся двухмоторным самолётом Ju-88, и атаковать врага. Немецкий пилот сначала пытался уйти в облака, потом прикинулся подбитым и перевёл самолёт в резкое пикирование. Но Крупский ни на минуту не выпускал врага из виду, преследовал его и бил из пулемётов. В конце концов, "Юнкерс" загорелся и упал на землю.

'Харрикейн' В.Крупского.

К июлю 1942 года, за год своей боевой деятельности, В. И. Крупский совершил 240 боевых вылетов, провёл 28 воздушных боёв, одержал 3 победы лично и 8 в группе с товарищами.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко - фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм старшему лейтенанту Крупскому Виктору Иосифовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  (№ 897).

А вскоре, 25 марта, словно отмечая это знаменательное событие, он уничтожил ещё один самолёт противника. В тот же день лётчик получил тяжёлое ранение, после которого долго лечился.

Согласно записи в лётной книжке В. И. Крупского, хранящейся в фондах Кременчугского краеведческого музея, 25 марта 1943 года он выполнял уже второй вылет за день. Главная задача состояла в сопровождении 5 Ил-2 на штурмовку вражеского аэродрома в районе Лоустари  (Финляндия). Вылет выполнялся на истребителе Р-40 "Киттихаук". Во время этого вылета Крупский вёл воздушный бой с 2 Ме-109. Один самолёт врага, Ме-109F он сбил в районе Лоустари, но в районе деревни Юркино был и сам был подбит немецким истребителем. Записи в лётных книжках лётчиков никогда не фиксируют драматизм событий и что произошло после того как самолёт Крупского был подбит поведала А. И. Петракову, краеведу из посёлка Лесозаводского, его землячка Юлия Ефимовна Чулкова. На глазах молоденькой девушки  (тогда ещё жительницы посёлка Ковды)  всё и произошло.

Немецкий истребитель вывалился из-за облаков как-то внезапно и с ходу шарахнул из пушек и пулемётов по нашему самолёту. Став практически неуправляемым, истребитель камнем пошёл вниз. С большим трудом Крупскому удалось направить машину в сторону запасного зимнего аэродрома, располагавшегося на льду реки Ковды при впадении её в море. Самолёт едва дотянул до места и не приземлился, а просто свалился с грохотом на лёд, пробив его. При этом отлетели шасси и крылья, а оставшийся фюзеляж стал погружаться в воду. Правда, какие-то обломки, упершиеся в лёд, не дали самолёту затонуть мгновенно. Зато почти мгновенно к месту его падения прибежали колхозники, ставшие свидетелями происшествия.

Чей это самолёт - было не понять: хвостовая часть с опознавательными знаками отсутствовала, да и другие звёзды оказались стёртыми струями вытекавшего топлива. Решили, раз сбит, значит, вражеский. А к фашистским пилотам отношение у наших людей было однозначное: враги. К тому же, когда немецкие самолёты пролетали над деревней, то нередко стреляли по мирным селянам и по скоту.

И вот, едва вскрыли мужики фонарь кабины, как какая-то женщина, прибежавшая со своим оружием против врага - лопатой, огрела лётчика по голове со словами: "Ах ты, фриц, проклятый, не ты ли мою бурёнку застрелил !". Голова контуженного, находившегося без сознания пилота покрылась кровью. Ухватив за ворот, сельчане вытащили его из кабины и ахнули: на гимнастёрке сверкали ордена Красной Звезды и Красного Знамени, медали.

Очнувшись от изумления, мужики давай срочно звонить в Кандалакшу, вызывать дрезину с врачами. А когда приехавшие сообщили им, что лётчик этот - Виктор Иосифович Крупский - ещё и Герой Советского Союза, то и вовсе смутились ковдяне.

В сознание Виктор Крупский пришёл уже в кандалакшском госпитале и после сложной операции. Весь перебинтованный, открыл глаза и спросил у сотоварищей по палате, где он, что с ним. Ему рассказали. Виктор поморщился - голова раскалывалась от боли на части. А вот причину этого раненые пояснили уже с улыбкой: приходила, мол, тут справиться о тебе одна "дамочка" деревенская, да всё сетовала: "Ведь я его бедняжку приголубила, да только - лопатой, экая дура !"

Рассказывают, что, когда Крупский пришёл в себя, ему предложили перейти в отдельную палату. Но не привыкший к почестям герой отказался. Да и Героем Советского Союза лётчик стал в свои 23 года - за отличие в боях на Мурманском направлении - всего за месяц до описанного эпизода.

Так описаны те уже далёкие события журналистом И. Чесноковым в газете "Мурманский вестник" от 15 октября 2004 года.

Внук же В. И. Крупского сообщает, что по воспоминаниям деда, били его пока тащили почти безжизненное тело в сельсовет  (расстояние более 1 км)  и только там стащив верхнюю одежду увидели, что это советский лётчик. Травма у Крупского была очень серьёзной - оскольчатый пролом лобной кости. Но как она была получена, установить уже наверное невозможно. Дело в том, что на уровне лица в кабине самолёта стоит оптический прицел, и пролом лобной кости мог быть как результатом удара головы об этот прибор при падении самолёта на землю, так и результатом ударов лопатой по голове. После такой травмы летать Крупскому на истребителях уже было нельзя.

В.И.Крупский с врачами после операции.

В. И. Крупский с лечащами врачами в госпитале через 2 - 3 месяца
после операции  (удаление фрагмента раздробленной лобной кости).

Вернувшись в родной полк, он стал помощником командира полка по воздушно - стрелковой службе, затем служил в Управлении 257-й истребительной авиационной дивизии.

В.И.Крупский

К концу войны на боевом счету Гвардии подполковника В. И. Крупского числилось 330 боевых вылетов, 19 уничтоженных самолётов противника.  [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 7 личных и 10 групповых побед. ]

После войны, в 1946 году, Гвардии полковник В. И. Крупский уволен в запас по болезни. Непродолжительное время жил в Кременчуге, затем переехал в город Орёл. В 1952 году он окончил Высшую школу Министерства заготовок СССР. Избирался депутатом Верховного Совета РСФСР. Работал заместителем уполномоченного Министерства заготовок в Полтавской области Украины. С 1978 года по 17 сентября 1985 года занимал пост председателя Орловского облисполкома.

В послевоенные годы награждён тремя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Дружбы народов, несколькими медалями. С 1996 года - Почётный гражданин города Орёл.

Полковник в отставке В. И. Крупский скончался 10 сентября 2000 года. Похоронен на воинском участке Троицкого кладбища в Орле.

Памятник на могиле В.И.Крупского.
*     *     *

Список известных побед Гвардии подполковника В. И. Крупского:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
103.09.1941 г.1  Hs-126  (в группе - 1 / 5)АлакурттиИ-153, "Харрикейн",

"Киттихаук", "Аэрокобра".

224.01.1942 г.1  Ме-109ст. Ковда
321.02.1942 г.4  Ме-109  (в группе - 4 / 6)Ковда - Княжая
423.02.1942 г.1  Ме-110  (в группе - 1 / 3)сев - зап. ст. Полярный Круг
509.06.1942 г.1  Ju-88ст. Сиг
613.06.1942 г.1  Ju-88  (в группе - 1 / 3)оз. Поньгома
71  Ju-88Пингосальма
808.07.1942 г.1  Ju-88оз. Кереть
914.07.1942 г.1  Ju-88зап. ст. Кереть
1020.03.1943 г.3  Ме-109  (в группе - 3 / 8)Мурмаши - Шонгуй - Тайбола
1124.03.1943 г.1  Ме-109аэродром Маятало
1225.03.1943 г.1  Ме-109аэродром Луостари

      Всего сбитых самолётов - 7 + 10;  боевых вылетов - 330.


Возврат

Н а з а д

Рекламное агентство Адвертон - отличное решение для презентации продукции


Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz