Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Звезда Героя Советского Союза

Мкртумов Самсон Мовсесович

С.М.Мкртумов.

Родился в 28 Июля 1910 года в селе Пернаут, ныне Сюникской области Республики Армения, в крестьянской семье. В 1928 году приехал к брату в Баку и устроился работать на нефтепромыслах. Окончил 2 курса железнодорожного техникума. Работал секретарём райкома комсомола. С 1933 года в Красной Армии. В 1936 году окончил Борисоглебскую авиационную школу лётчиков.

Участник Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов.

На фронтах Великой Отечественной войны с первого дня. В составе 138-го скоростного бомбардировочного авиаполка на самолётах СБ бомбил вражеские позиции, штурмовал наступающие колонны. В конце 1941 года полк получил на вооружение Ил-2 и стал 805-м штурмовым авиационным полком.

В Октябре 1942 года полк вёл бои в предгорьях Северного Кавказа. В одном из боевых вылетов, после завершения штурмовки вражеской колонны группа "Илов", возгавляемая Капитаном С. М. Мкртумовым, была атакована истребителями противника. В ходе боя сбил один Ме-109. Затем, прикрывая уходящую эскадрилью, был подбит и пошёл на вынужденную посадку.

К Ноябрю 1942 года заместитель командира эскадрильи по политической части 805-го штурмового авиационного полка  (230-я штурмовая авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия, Закавказский фронт)  Капитан С. М. Мкртумов совершил 27 боевых вылетов в качестве ведущего групп самолётов. Нанёс противнику значительный урон. В воздушных бою сбил 1 вражеский истребитель. 13 Декабря 1942 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

1 Ноября 1943 года штурман 175-го штурмового авиационного полка Капитан С. М. Мкртумов не вернулся с боевого задания в районе Гомеля (Белоруссия). Награждён орденом Ленина.

*     *     *

В горах каждый звук рождает раскатистое эхо. Едва возникнув, оно начинает свой неторопливый бег от одной скалы к другой, кочуя из ущелья в ущелье на многие сотни метров вокруг. Это особенно заметно, когда горную тишину нарушает рокот летящего самолёта. Прозрачный воздух подхватывает звуковую волну и несёт её, возвещая окрестностям: летит !   летит !..

Вот и этим ранним солнечным утром тарахтение связного У-2 заслышали на горном аэродроме задолго до его появления. Вершины только пробудились ото сна, и теперь, окутанные лёгкой дымкой, они величаво подставляли свои бока ослепительно ярким лучам. Вместе с вестниками нового дня, будто подгоняемый ими, а может быть, и несомый этим солнечным потоком, с востока спешил крошечный на фоне гор биплан.

Подрулив к стоянке, У-2 замер. Из кабины на крыло поспешно, не дожидаясь остановки мотора, вылез офицер связи. Ещё не утихший воздушный вихрь от винта разметал полы кожаного реглана. Офицер спрыгнул на землю и торопливо зашагал к штабу полка, придерживая болтающийся на боку планшет.

Через несколько минут командир 805-го штурмового авиаполка вызвал к себе командный состав. А ещё через четверть часа первая эскадрилья была построена на самолётной стоянке.

- Товарищи !   Только что получено донесение, - начал командир эскадрильи. - Вчера, 5 Ноября, в районе населённого пункта Гизель наши войска остановили продвижение гитлеровцев к городу Орджоникидзе.

*     *     *

...Шёл второй год войны. На всех фронтах положение советских войск оставалось крайне тяжёлым. Об этом лётчики знали из сводок Совинформбюро, наблюдая в полётах напряжённые бои на земле, помогая наземным войскам отражать натиск врага.

План немецкого командования предусматривал обход Главного Кавказского хребта с запада и с востока силами двух группировок. Одна из них должна была овладеть Новороссийском и Туапсе, другая - Грозным и Баку. Далее планировался выход в районы Тбилиси, Кутаиси, Сухуми и установление связи с турецкой армией, 26 дивизий которой были сосредоточены на границе с СССР. После этого открывалась возможность вторжения на Ближний и Средний Восток. Войска группы армий "А" под командованием Генерал - фельдмаршала Листа постепенно продвигались вперёд. Но каждый шаг в глубь кавказской земли ослаблял врага: за каждый её метр ему приходилось расплачиваться жизнями тысяч солдат и офицеров. Особенно упорные бои шли на правом крыле Закавказского фронта. На нальчикско - орджоникидзевском направлении немцы сконцентрировали сильную танковую группировку. Захватив в конце Октября Нальчик, они вплоть до 5 Ноября продвигались к Орджоникидзе. И вот известие: враг остановлен !

- Нашей эскадрилье, - продолжал командир, - дан приказ уничтожить подкрепление противника - колонну танков и автомашин. По данным воздушной разведки, в настоящий момент колонна движется в труднодоступном горном ущелье. Через полтора часа ожидается её появление в намеченном для атаки районе. На выполнение задания пойдёт группа в составе... - И командир назвал несколько фамилий лучших лётчиков эскадрильи. - Ведущим группы назначаю капитана Мкртумова.

До вылета оставался час с лишним. Техники хлопотали возле машин, а заместитель командира эскадрильи по политической части Капитан С. М. Мкртумов решил скоротать время в беседе с лётчиками.

Капитана обступили кружком.

- Вы, наверно, слышали о лётчике - истребителе Кубати Карданове, - начал замполит, доставая из полевой сумки газету "Красная Звезда" от 22 Октября 1942 года. - Он кабардинец. Воюет, и отважно воюет, рядом с нами - в Северной Осетии. На фронте с первого дня войны... Совершил более 500 боевых вылетов. Сбил 15 немецких самолётов... Награждён двумя орденами Ленина и орденом Красного Знамени. Здесь описывается один воздушный бой Карданова, - Самсон Мовсесович оторвал взгляд от газетного листа. - Летели они на штурмовку. При подходе к цели из-за облака на группу наших истребителей обрушились "Мессершмитты", с ходу атаковали ведущего и подбили его. Тогда вперёд вырвался Карданов со своей группой. Он предложил немцам бой на виражах. Те приняли и перевели весь огонь на него. Так Карданов сковал противника, дал возможность подойти остальным сопровождающим самолётам. Атаку отбили и задание выполнили.

- А что они штурмовали, товарищ Капитан ?

- В терских степях немцы создали крупную авиационную базу. Вот по ней и ударили как следует, - уточнил замполит.

- Молодцы, ребята ! - одобрительно отозвались лётчики.

- Так вот, друзья мои ! - выждав паузу, Мкртумов вновь завладел вниманием. - Вы уже знаете, что вчера наши войска остановили гитлеровцев на пути к Орджоникидзе. Не видать фашистам проклятым нашей бакинской нефти !   Здесь они все и останутся, у подножия наших гор !   Ну а кто удирать надумает - поможем. Так погоним, что забудет, зачем пришёл !   Верно говорю ?

- Давно пора !   Загостились гады !

- Верно: загостились. Но наступают новые времена. Мы собрали силы, и немалые. А в чём она, наша сила ? - Капитан обвёл стоящих вокруг требовательным взглядом. - Да в том, что с первого дня войны мы ещё теснее сплотились в крепкий кулак, все вместе !   Русские и украинцы, грузины и армяне, азербайджанцы, да что там - вся страна встала стеной. И теперь у нас одна задача - гнать фашистов не только с нашей земли, но до самого Берлина !

Как-то в политбеседе рассказал Самсон Мовсесович о своих родных местах - о горах Зангезура в Армении, откуда он был родом. Рассказал о богатой истории этого края, куда так рвались сейчас фашисты. В прошлые века гремели у подножий гор жестокие битвы. И каждый раз смелые зангезурцы отбивались от иноземных захватчиков. Это наши горы. Они всегда помогали отважным, были их союзником. С раннего детства здесь учились ценить свободу и независимость. Потому и не смогли иноземцы полонить зангезурских храбрецов. Запомнилась эта беседа лётчикам и техникам эскадрильи, в особенности слова: это наши горы. И ныне бои здесь шли трудные... Случалось, возникала у кого-то и растерянность, - тут до панического настроения один шаг. Однако в эскадрилье Мкртумова этого шага никто никогда не сделал. Помогало верить в себя, в боевых товарищей, в боевую технику, которую тебе поручили, слово комиссара.

...Самсон Мовсесович посмотрел на часы, спокойно произнёс:

- Скоро вылет. По самолётам, соколы мои ! - С этими словами он надел лётный шлем и направился к своему "Илу".

Через минуту с аэродрома поднялась шестёрка "Илов", ведомая Капитаном С. М. Мкртумовым.

Безоблачное небо, абсолютная видимость делали невозможным внезапное нападение вражеских истребителей. Группа шла чётким, слаженным строем. Поэтому Капитан позволил себе поразмышлять о делах, оставшихся на земле. Завтра, в день 25-й годовщины Октября, ему предстоит выступить на торжественном собрании полка. О чём он будет говорить ?   Конечно, здорово, что удалось наконец остановить фашистов в канун такого большого праздника. В этом есть и заслуга штурмовиков. Сколько вылетов они совершили в последние дни - не сразу и сосчитаешь. "Расскажу о бакинских нефтяниках, - решил Самсон Мовсесович. - Расскажу, какие это замечательные люди..."

На минуту он представил себе, как будет ликовать Баку, когда там станет известно, что продвижение немецких войск остановлено. "Теперь бы в контрнаступление, не давая врагу опомниться !"   Беседуя сегодня с ребятами перед вылетом, замполит ещё раз убедился, как заждались его орлы наступления, как рвутся вперёд, чтобы оправдать себя перед народом, отбить недавно оставленные земли.

По мере приближения к цели Мкртумов стал внимательнее наблюдать за воздухом и землей. И не напрасно. Едва показалась дорога, по которой двигалась колонна, как прямо по курсу "Илов" расцвели белыми шапками разрывы зенитных снарядов. "Вот где поставили заслон !   Прорвёмся !"   Замполит резко бросил машину в сторону, совершая противозенитный маневр. Его примеру последовали остальные лётчики шестёрки. Огонь зениток усиливался. Чтобы лучше изучить обстановку, Мкртумов по радио приказал самолётам сделать круг. Штурмовики пошли на второй заход.

- Будем прорываться на бреющем ! - передал ведущий. - Зенитки подавлять только огнём пушек !   "Эрэсы" сохранить для колонны !

Мощные моторы "Илов" натужно взревели, пронося грозные машины над самыми головами фашистов. Шквал огня прижал врага к земле, зенитная стрельба утихла.

- Проскочили ! - раздалось в наушниках сразу несколько голосов.

Мкртумов круто повёл машину вверх, увлекая за собой группу. Теперь надо было набрать высоту и перестроиться для атаки. Вот когда начиналась настоящая работа !   Шестёрка "Илов", проходя поочередно вдоль колонны, обрушила на врага всю свою огневую мощь. С каждым новым пролётом росло число вспыхнувших танков и искорёженных взрывами автомашин. Пушечно - пулемётный огонь, беспрерывные разрывы бомб и реактивных снарядов, от которых дыбилась земля, ошеломили гитлеровцев. В колонне началась паника.

- Комиссар ! - Мкртумов узнал встревоженный голос Петра Карева. - Машины в голове !

Самсон Мовсесович и сам уже заметил, как 2 грузовика в голове колонны, воспользовавшись неразберихой, пытаются оторваться и уйти за перевал.

- Атакуем ! - отозвался Мкртумов и направил свой штурмовик прямо на них. От меткого залпа "РС" одна из машин вспыхнула огромным факелом. "Вот в чём дело - боеприпасы !" - догадался замполит. Оглянувшись на вираже назад и вниз, он увидел, как идущий за ним Карев точно так же расправился со второй автомашиной: рядом вырос ещё один ослепительно яркий костер.

- Молодец ! - крикнул Мкртумов. - Сработали, как на учебных стрельбах !

- Стараемся, товарищ Капитан ! - весело откликнулся Карев.

Теперь уже горела вся колонна. Тёмные столбы дыма, обозначавшие каждую бывшую боевую единицу вражеской техники, ветром сносило в сторону. Чуть в отдалении дымные нити сплетались в один большой чёрный шлейф, закрывающий поворот дороги, по которой хотели пройти и не прошли фашисты. "Вот вам чёрный саван, проклятые !"

Колонны больше не существовало. Лишь изредка с обочин немцы вели беспорядочный автоматный и пулемётный огонь.

- Идём домой !   Горючее на исходе, - разнеслась в эфире команда ведущего. И только сейчас Мкртумов подумал: "Что-то их авиации не видно..."

Лучше бы эта мысль вовсе не приходила к нему, - наушники тревожно закричали голосом ведомого: "Слева - "Мессеры" !

Наперерез "Илам" шли 9 немецких истребителей. Их чёрные свастики отчётливо выделялись на ярко освещённых солнцем фюзеляжах. Расстояние быстро сокращалось. Мкртумов мгновенно оценил обстановку.

- Всем отходить на аэродром !   Атакую один ! - скомандовал он и резко отвалил от группы влево.

- Комиссар !   Я прикрою ! - почти хором отозвались голоса сразу 5-х лётчиков.

- Это приказ !!! - жёстко отрезал Мкртумов. В его голосе чувствовалась досада, что приходится отвлекаться на уговоры.

С первого же захода Капитан подбил один из "Мессеров". Боевой строй противника распался. Несмотря на колоссальное численное превосходство, фашисты вынуждены были защищаться - настолько виртуозно владел машиной Мкртумов. Казалось, не тяжёлый штурмовик, а стремительный истребитель соперничает с высокоманевренными машинами. При малейшей возможности Капитан короткими очередями стрелял из пулемётов и пушек. Это держало врага в постоянном напряжении. Замысел Мкртумова осуществился: его группа "Илов" без потерь вышла из боя и легла на обратный курс. Стоит ли говорить, с каким чувством лётчики оставляли своего боевого товарища... Но приказ есть приказ !   И потом, зная, что за чудо - лётчик их замполит, в глубине души каждый из них верил: он себя в обиду не даст. По-другому просто не могло быть.

Фашисты, видимо, почувствовали, что у советского штурмовика вот - вот должно кончиться горючее. Но вступить в поединок никто не решался. Самолёт Мкртумова сковали плотным кольцом, и выйти из него никак не удавалось. Самсон Мовсесович вдруг вспомнил совсем недавний рассказ знакомого лётчика. Они встретились в политотделе армии. Тот восхищённо описывал новый двухместный штурмовик Ил-2 с воздушным стрелком - радистом в экипаже. Такие самолёты серийного производства впервые приняли участие в боях под Сталинградом в конце Октября 1942 года. "Вот бы мне сейчас стрелка !   Мы бы им показали, что такое воздушный бой штурмовика !"

Но стрелка за спиной Мкртумова не было. Оставалось надеяться только на себя. "Не расслабляться, Капитан !" - с этой мыслью замполит предпринял ещё одну попытку прорваться сквозь окружение, и ещё один "Мессер" задымился и пошёл к земле. Это окончательно разъярило фашистов. Многочисленные трассы пулемётных очередей прошили пространство вокруг штурмовика. "Расстрелять решили, гады ! - процедил сквозь зубы Мкртумов. - Так просто не дамся !"   Он ещё крепче вдавил своё сильное тело в кресло и отжал ручку газа до упора. Но мотор молчал, кончилось горючее. В наступившей тишине Мкртумов слышал только, как барабанят по обшивке и фонарю кабины пули.

Оставшиеся в живых гитлеровцы из разбитой колонны уже успели прийти в себя и тоже обрушились на одинокий штурмовик всеми уцелевшими огневыми средствами... Стрельба прекратилась, лишь когда самолёт начал падать. Это могло означать только одно: пилот тяжело ранен или убит. Поднявшись выше, "Мессеры" кружили над своей жертвой. Это-то и нужно было советскому лётчику, который применил хитрость - "свалил" послушную ещё машину в крутое беспорядочное падение. У самой земли Мкртумов выровнял самолёт и повёл его в сторону от дороги на посадку. Цепкий взгляд, с детства привыкший к горам, выхватил небольшую покатую площадку впереди. Наклон её был устрашающим, но другого выхода нет. И он посадил тяжёлую машину !   Это была посадка, каких не много наберётся за всю историю фронтовой авиации, - посадка настоящего аса !

Выбравшись из кабины, Мкртумов увидел, как прямо на него пикирует вражеский истребитель. Бросился в сторону, припал к земле. Сильный взрыв оглушил замполита, он потерял сознание...

Очнулся Самсон Мовсесович уже в госпитале. Его подобрали и доставили туда жители небольшого придорожного селения. Они видели бой и все вместе переживали за бесстрашного лётчика, в одиночку сражающегося против стаи стервятников.

*     *     *

Мкртумов лежал у окна и смотрел в бездонное синее небо. "Жаль, не удалось выступить на торжественном собрании..."   Но ничего, он ещё расскажет однополчанам об этих замечательных людях - нефтяниках Баку. Главное, что все его товарищи вернулись на аэродром невредимыми. И самое радостное - наши войска начали долгожданное контрнаступление на Кавказе !   Это известие подействовало на замполита лучше любого лекарства.

В синеве неба Самсон Мовсесович вдруг заметил высоко парящего орла. Сразу вспомнилось детство и первая близкая встреча с этим горным исполином. "Ты испугался, сынок ?" - спросил тогда отец. "Нет, не испугался. Я позавидовал орлу: хорошо ему летать над горами". Сколько лет прошло. А вот запомнился же тот случай...

В госпитале замполит эскадрильи пробыл недолго. А под Новый год в полк пришло радостное известие: Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 Декабря 1942 года Капитану Мкртумову Самсону Мовсесовичу за успешное выполнение боевых заданий командования, проявленные при этом мужество и отвагу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  (№ 971).

*     *     *


Н А Г Р А Д Н О Й     Л И С Т

Краткое, конкретное изложение личного боевого подвига или заслуг.

9 Октября 1942 года ведущим звена произвёл выливание фосфора и штурмовку пункта противника, где было скопление до 40 танков и более 100 автомашин. Объект прикрывался 3-мя зенитными батареями и 3-мя Me-109. Прикрытие противника было преодолено. Умелым маневром все атаки истребителей были отражены, один Me-109 был подбит товарищем Мкртумовым. Цель была полностью накрыта. В результате бомбардировки уничтожено и сожжено 20 автомобилей и другой техники.

14 Октября 1942 года ведущим шестёрки произвёл бомбово - штурмовой вылет на место сосредоточения и заправки мотопехоты противника. В результате налёта уничтожен большой склад горючего, до 17 автомашин, до 7 бензозаправщиков и до 70 солдат и офицеров противника.

7 Ноября 1942 года ведущий шестёрки производил штурмовку населённого пункта Кадгорон. Задача выполнена отлично, западная и восточная окраины пункта были подожжены, уничтожены 8 автомашин и до 70 солдат и офицеров.

За успешное выполнение боевых задач командования не разгрому немецко - фашистских захватчиков, за проявленные при этом уменье, мужество, смелость и отвагу, за большой нанесённый урон врагу в живой силе и технике - представляется к правительственной награде ордену "Красного Знамени".

Командир 805-го ШАП майор Козин.

Достоин присвоения звания Героя Советского Союза.

Командующий войск ЗКФ Член Военного Совета Генерал - лейтенант Масленников.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz