Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая Звезда Героя Советского Союза

Мочалов Владимир Николаевич

Мочалов Владимир Николаевич

Родился 23 января 1921 года в городе Арзамас, ныне Нижегородской области, в семье рабочего. Окончил школу ФЗУ в городе Горький  (Нижний Новгород). Работал токарем на заводе. С 1940 года в рядах Красной Армии. В том же году окончил Энгельсскую военную авиационную школу пилотов.

С августа 1942 года на фронтах Великой Отечественной войны.

К сентябрю 1944 года командир эскадрильи 78-го Гвардейского штурмового авиационного полка  (2-я Гвардейская штурмовая авиационная дивизия, 16-я Воздушная армия, 1-й Белорусский фронт)  Гвардии капитан В. Н. Мочалов совершил 135 боевых вылетов на штурмовку живой силы и объектов противника, уничтожил большее количество танков, автомашин, орудий и других целей.

23 февраля 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны продолжал службу в ВВС. В 1954 году окончил Военно - Воздушную академию, затем Военную академию Генерального штаба. С 1967 года Гвардии полковник В. Н. Мочалов - в запасе. Жил в городе Тарту  (Эстония). Погиб 17 июня 1971 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  (дважды), Богдана Хмельницкого 3-й степени, Александра Невского, Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды  (дважды); медалями.

*     *     *

Представьте себе такую картину: на шоссе впритык стоят на трёхкилометровом участке искореженные фашистские танки, пушки, автомашины, самолёты. А по обочинам - около 400 берёзовых крестов. Что это ?   Итог успешно наступательной операции наших войск ?   Ликвидация окружённой группировки противника ?   Нет. Так выглядели бы потери противника, понесённые им от боевых действий лётчика - штурмовика Владимира Николаевича Мочалова.

Он родился 23 января 1921 года в городе Арзамасе, ныне Нижегородской области, в семье служащих. В 1930 году вместе с родителями переехал в Нижний Новгород. Отец поступил работать бухгалтером на строящийся машиностроительный завод "Новое Сормово". В 1936 году Владимир окончил школу - семилетку, а с октября 1937 года учился токарному делу в школе фабрично - заводского ученичества при заводе "Новое Сормово"  (ныне ПТУ № 26 имени Героя Советского Союза К. И. Давыдова). Без отрыва от производства занимался в Сормовском аэроклубе имени В. П. Чкалова. В феврале 1939 года окончил школу ФЗУ, стал работать токарем на заводе "Новое Сормово". Весной 1940 года был призван в Красную Армию и направлен в Энгельскую военную авиационную школу пилотов. В мае 1941 сержант Мочалов получил назначение в авиационный полк. Здесь и встретил начало Великой Отечественной войны.

На фронт он попал не сразу. Сначала осваивал полёты на дальних бомбардировщиках, затем в высшей авиашколе изучал штурманское дело. В учебном центре переучился летать на штурмовиках Ил-2. И только затем, попадает в боевую часть - 243-й штурмовой авиаполк, прибывший туда же на пополнение личным составом и техникой после тяжёлых оборонительных боев на Украине, под Ленинградом и в битве под Москвой. Тут было у кого учиться, было кому подражать.

По тыловым частям вместе с Владимиром Мочаловым судьба бросала и другого горьковчанина, уроженца деревни Яблонки Вадского района, воспитанника автозаводского ФЗУ, Горьковского аэроклуба и Таганрогской авиашколы сержанта Василия Волгина. Вместе и в один полк они попали. И всю войну бок о бок прошли и крепко подружились.

В конце августа 1942 года 243-й штурмовой авиаполк  (с марта 1943 года - 78-й Гвардейский ШАП) прибыл на Сталинградский фронт. С этим полком лётчик - штурмовик Мочалов прошёл дорогами войны до Берлина. Полк после перевооружения и пополнения личным составом вошёл в 228-ю штурмовую авиационную дивизию вновь сформированной 16-й Воздушной армии. Первые бои в небе Сталинграда лётчики вели в условиях, когда противник сохранял превосходство в воздухе. В городе было осадное положение, бои шли на его окраинах, город подвергался массированным налётам фашистской авиации. Это уже потом, позже в сталинградском небе был ликвидирован перевес фашистов в авиации. А в её начале он порой был довольно ощутим.

5 сентября 1942 года. Первый боевой вылет сержанта Владимира Мочалова. Он памятен каждому лётчику. В этот день началось наступление советских войск в среднем течении Дона. На одном из участков в районе населённого пункта Опытное Поле враг начал сосредоточивать танки и мотопехоту для контрудара. В это время на малой высоте появилась восьмёрка "Илов" и нанесла бомбово - штурмовой удар по фашистам. Почти 5 тонн бомб упали на их головы, 16 авиационных пушек и 24 пулемёта поливали их огнём. Мочалов зажёг 3 автомашины.

Первую атаку 10 "Мессеров" удачно отбили, встав в спасательный круг. Штурмовики вновь зашли на цель и ещё раз обстреляли мотопехоту. Атаки "Мессеров" усилились. Самолёт Мочалова был сильно повреждён и вскоре стал трудноуправляем. И всё же, проявив исключительную выдержку и лётное мастерство, Владимир привёл израненную машину на свой аэродром и посадил её.

А через неделю он рассчитался с фашистами, сбив в воздушном бою немецкий истребитель Ме-109. Это было 18 сентября 1942 года, севернее Сталинграда, где накануне немцы прорвались к Волге. Чтобы уничтожить прорвавшуюся группировку, войска правого фланга Сталинградского фронта в этот день начали наступление.

29 октября в районе Клетской наши штурмовики поддерживали десантников, захвативших плацдарм на правом берегу Дона. На втором заходе самолёт Мочалова был атакован 4 Ме-109 и получил серьёзные повреждения. И опять Мочалов, собрав всю свою волю, перетянул через линию фронта и посадил машину на поле.

23 ноября закончилось окружение немецких войск под Сталинградом. Вся наша страна ликовала. И у лётчиков было праздничное настроение: в этой победе была доля и их ратного труда. Владимир Мочалов и Василий Волгин, хоть и крепко дружили, но летали в одном боевом строю крайне редко: они воевали в разных эскадрильях. Позднее, когда они, умудрённые опытом, сами стали водить на боевые задания группы, каждый водил группу своей эскадрильи. В этот радостный день они после полётов встретились в лётной столовой и, усевшись в уголке, успели накоротке поговорить. Вместе порадовались успехам на фронтах, поделились вестями с родины, своими первыми успехами. Василий говорил оживлённо жестикулируя, Владимир - спокойно.

- Радость радостью, а до Берлина теперь в 3 раза дальше, чем в начале войны, - сказал Мочалов, пожимая на прощание руку другу.

- Зато мы теперь в 3 раза сильнее, - с запальчивостью ответил Волгин. Он вдруг схватил Владимира, приподнял его за талию и, сделав с ним полный оборот, поставил, недоумевающего, на пол. - Ещё один такой удар, как под Сталинградом и Гитлеру капут ! - сказал он громко и так ударил кулаком по столу, что подскочила солонка, рассыпалась соль, и все сидящие за столами оглянулись.

Чуть рассвело - Мочалов в составе одной группы, Волгин с другой ушли в морозное небо. Задание было необычным: сорвать снабжение окружённой вражеской армии. Ежедневно по нескольку раз штурмовали наши "Илы" аэродромы врага. И каждый раз на лётном поле и на стоянках горели "Юнкерсы", "Хейнкели" и "Мессершмитты". Дымы виднелись издалека и были прекрасным ориентиром при налётах других групп.

Особенно Мочалов показал своё мастерство 22 декабря при штурмовке немецкого аэродрома в Большой Россошке. Здесь только что приземлились и разгружались несколько транспортных самолётов Ju-52. На припорошенном снегом лётном поле они и стоящие рядом автомашины были хорошо видны. С первой же атаки Мочалов зажёг один самолёт. Но тут же был атакован парой Ме-109. Истребители сопровождения были связаны боем, Мочалову пришлось отбиваться одному. Штурмовик против истребителя - сила неравная: и в маневренности и в скорости у того явное преимущество. А тут нет один, а сразу два. Но Мочалов смело вступил в бой и пулемётно - пушечным огнём сбил истребитель, когда тот выходил из атаки. "Мессер" загорелся и упал... прямо на разгружавшийся "Юнкерс".

Сразу 3 уничтоженных вражеских самолёта в одном бою за какие-то считанные минуты !   Такому может позавидовать даже истребитель - ас. Настроение у Владимира Мочалова было приподнятое. Возвращаясь на свой аэродром, он пел. А пел он арию Германна из "Пиковой дамы". Эту оперу он знал почти всю наизусть. Кроме авиации, кроме полётов, он любил музыку. Ещё до службы в армии, работая после окончания ФЗУ токарем на Сормовском заводе, он играл в духовом оркестре во Дворце культуры. Увлекался музыкой Бетховена, Чайковского, знал много стихов. Особенно любил читать своим друзьям "Мцыри" Лермонтова.

...На Курской дуге Владимир Мочалов воевал уже опытным лётчиком, заместителем командира авиационной эскадрильи, Гвардии старшим лейтенантом. Первичное офицерское звание ему, Волгину, и другим сержантам лётчикам - штурмовикам было присвоено как отличившимся в боях во время разгрома немецких войск под Сталинградом. Там же многие из них, в том числе Мочалов и Волгин, были приняты в ряды партии. За успех в Сталинградской битве 243-й ШАП стал 78-м Гвардейским Волжским штурмовым авиационным полком.

Теперь Мочалов сам стал водить в бой группы самолётов. 12 июля 1943 года началось мощное контрнаступление советских войск под Курском. В этот день шестёрка "Илов" под командованием Гвардии старшего лейтенанта Мочалова, несмотря на ожесточённый зенитный огонь, уничтожила 7 танков, в воздушном бою сбила 3 FW-190 и без потерь вернулась на свою базу. Это мастерство Владимир Мочалов и его подчинённые демонстрировали потом не раз.

Переправа - одна из самых трудных целей для лётчиков. Эффективно только прямое попадание, да и то не всегда. Обычно бомба пробивает перекрытие моста и рвётся в воде, а это не всегда даёт нужный результат. И прикрыт мост зенитками всегда усиленно. А Мочалов на Днепре лично уничтожил 2 переправы противника. Вот как это было.

17 октября 1943 года в районе населённого пункта Переделки немцы навели переправу через Днепр и начали перебрасывать по ней танки и автомашины с пехотой. Придя с группой на цель, Мочалов приказал ведомым уничтожить танки и автомашины, а сам под огнем зениток начал снижаться с высоты 800 метров на понтонную переправу. Со 150 метров, тщательно прицелившись, сбросил с минимальным интервалом 5 х 100-кг фугасных бомб, 2 из которых попали в секции моста. Переправа надолго была выведена из строя.

Позднее группа Мочалова уничтожила стационарный мост южнее белорусского города Рогачева, несмотря на плотный заградительный огонь.

Отличился в ударах по переправам и друг Мочалова Василий Волгин. В паре с лётчиком Славниковым он разрушил мост через приток Днепра Припять в районе города Чернобыль. Для внезапности удар был нанесён в вечерних сумерках, посадку пришлось производить на ближний аэродром в темноте. Друзья вместе радовались удачам, сердечно поздравляли друг друга.

Мочалов Владимир Николаевич

Обо всех 160 боевых вылетах Мочалова не расскажешь, хотя каждый из них достоин описания, ибо один от другого всегда отличался. В каждый из них Владимир Николаевич вкладывал душу, всего себя. Не было ни одного задания, которое он не выполнил бы на отлично. Любовь к авиации, преданность ей, постоянное совершенствование в лётной и тактической подготовке - этим и многим другим можно объяснить тот факт, что за всю войну он не только ни разу не был сбит, но и ни разу не был ранен. Пожалуй, ему ещё и просто везло: бывало, пули и осколки снаряда пробивали различные части самолёта буквально в нескольких сантиметрах от лётчика.

Да, обо всех вылетах не расскажешь, ибо каждый вылет - подвиг. Но нельзя не рассказать о тех, краткая характеристика которых в наградном листе начинается со слов "Особо отличился..."   А было это во время операции под кодовым названием "Багратион", целью которой было полное освобождение Белоруссии. Главная роль в этой операции отводилась 1-му Белорусскому фронту. Наступление началось 24 июня 1944 года. Главный удар - на Бобруйск и Барановичи.

Шестёрка "Илов" Гвардии капитана Мочалова ежедневно по 2 - 3 раза вылетала, чтобы поддержать наши наступающие войска. Штурмовали артиллерийские батареи, аэродромы противника, его резервы на подходе к переднему краю.

27 июня в районе Бобруйска образовалось 2 котла, в которых оказалось более 40 тысяч солдат и офицеров противника. Сотни наших бомбардировщиков и штурмовиков день и ночь наносили удар за ударом по продолжающим сопротивление войскам врага. Горели танки, цистерны с бензином, автомашины. Всё поле боя было озарено пожарами. В эти дни Гвардейцы летали от зари и до зари. А иногда сажали свои "летающие танки" и в сумерках. Через пару дней с котлами было покончено.

Отличился Мочалов со своими ведомыми и при освобождении Барановичей. Один вылет следовал за другим. В течение 3-х дней лётчики сыпали бомбы на опорные пункты врага на подступах к этому крупному железнодорожному узлу. И каждый раз при сильном зенитном огне. Казалось, не хватит сил вынести такое напряжение. Вдохновляла мысль, что близок час полного освобождения Родины от немецко - фашистских захватчиков, вызывала гордость возросшая мощь Красной Армии. Прибавляли сил и награды. За образцовое выполнение заданий командования и за отличное руководство бомбово - штурмовыми ударами групп самолётов Ил-2 по немецко - фашистским войскам во время Бобруйской и Барановичской операций Владимир Мочалов был награждён орденом Александра Невского.

С 31 августа 1944 года по 17 января 1945 года полк участвовал в боях за освобождение Варшавы. Столица Польши предстала штурмовикам, пролетавшим над ней или её окраинами на небольших высотах, истерзанной, в дымных пожарищах, в грудах развалин. Но непокорённая. На картах лётчиков были чётко отмечены кварталы, где оборонялись восставшие варшавяне. С ряда аэродромов экипажи наших лёгких ночных бомбардировщиков По-2 каждую ночь сбрасывали повстанцам с бреющего полёта оружие, боеприпасы, медикаменты, продовольствие.

Ил-2 одного из ГвШАП.

Сентябрь 1944 года выдался здесь пасмурным, дождливым. Низкая облачность заставляла Мочалова и его группу штурмовать цели с малых высот. А это повышало опасность поражения "Илов" зенитными пулемётами, пушками и пехотным оружием. И потери были. Вот почему группа лётчиков и техников полка во главе с его командиром вылетела в тыл за новыми самолётами. До Нового года оставалось всего несколько дней. Тут и встретили 1945-й, победный. Пожалуй, это был самый радостный новогодний праздник за всю войну. И ничего, что столы были накрыты небогато. Ждали, когда по радио раздастся бой кремлёвских курантов, ждали выступления Левитана.

Все обратили внимание на вошедшую стройную молодую женщину в форме Капитана медицинской службы.

- Что опаздываете, капитан ? - спросил командир полка и, не дожидаясь ответа, добавил: - Садитесь с нами, Анна Фёдоровна.

Она села, осмотрела всех добрым взглядом.

- А почему все офицеры весёлые, а вот тот Гвардии капитан грустит, голову опустил ? - тихо спросила она, нагнувшись к командиру полка.

- Это Владимир Мочалов, он в компании всегда такой. А стоит заговорить о полётах, о поэзии или о музыке, он мигом преображается. А в бою он молодец. На Героя документы послали недавно...

Хотела Анна Фёдоровна расшевелить капитана, да в тот новогодний вечер как-то всё подходящего момента не было. А вечером следующего дня он сам вдруг явился в санчасть, остановился в дверях.

- Что случилось ? - спросила Анна Фёдоровна нерешительного пациента.

- Заболел...

- Проходите, садитесь, что болит ?

- А ничего...

И она впервые увидела его улыбку.

- Ну вот и хорошо, - ответила она. А про себя подумала: "Лёд тронулся". И стала собираться домой.

Тут Владимир совсем осмелел и пошёл её провожать. Снег похрустывал под унтами Владимира и под хромовыми сапожками Анны. Долго стояли у крыльца. И всё говорили, говорили. И даже Лермонтова вспомнили и его "Мцыри". Владимир узнал, что Анна здесь недавно, а до этого с одним из авиационных полков дошла до Крыма, там заболела, после госпиталя её отправили долечиться в тыл. Не сказала она одно: ей очень хочется на фронт и особенно с полком, в котором воюет он - Мочалов.

Вскоре Мочалов с группой однополчан на новеньком штурмовике улетал на фронт. Над санчастью покачал крыльями. Летели строем. На душе было и радостно и горестно одновременно. Радостно потому, что было 23 января - день рождения Владимира, круглая дата - 25 лет. С утра его поздравили друзья, а повар в столовой преподнёс небольшой торт. Радостно было и потому, что Варшава уже 6 дней, как свободна, что впереди теперь Берлин. Горестно потому, что внизу была истерзанная войной земля, разрушенные города и села. "Злее буду бить фашистов", - думал Владимир.

И было ещё более 3-х месяцев войны. И немалые жертвы приносились ради победы. Отличные самолёты, богатейший опыт у лётчиков, меткие стрелки в задних кабинах, сопровождение штурмовиков истребителями Як-3 - всё это сводило до минимума потери полка. И тем горестнее они воспринимались личным составом: ведь вот-вот наступит долгожданная Победа.

Отважный лётчик - штурмовик Мочалов воевал на Донском, Центральном, Белорусском и 1-м Белорусском фронтах. Группы штурмовиков, водимые Мочаловым, поддерживали войска в Курской битве и при освобождении Левобережной Украины и восточных районов Белоруссии.

К сентябрю 1944 года командир эскадрильи 78-го Гвардейского штурмового Волжского Краснознамённого авиационного полка  (2-я Гвардейская штурмовая Чернигово - Речицкая орденов Ленина, Красного Знамени и Суворова 2-й степени авиационная дивизия, 16-я Воздушная армия, 1-й Белорусский фронт)  Гвардии капитан Мочалов совершил 135 боевых вылетов на штурмовку живой силы и объектов противника, уничтожил 37 танков и самоходок, 95 полевых орудий и миномётов, 6 мостов, 9 самолётов на земле и в воздухе, 171 автомашину и повозку, много живой силы противника. 28 сентября был представлен командованием полка к Геройскому званию.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко - фашистскими захватчиками Гвардии капитан Мочалов Владимир Николаевич удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  (№ 5807).

Его другу и земляку Василию Леонтьевичу Волгину это звание было присвоено 10 месяцами раньше. А вот медаль "За взятие Берлина" друзья получили в один день и даже в один час.

Гвардеец Молчанов активно участвовал в боях в ходе Варшаво - Познаньской, Восточно - Померанской и Берлинской наступательных операциях. День Победы встретил в поверженном Берлине. Всего за войну он провёл 160 боевых вылетов, большую часть из которых - ведущим групп. Благодаря исключительному летному мастерству, мужеству и героизму за всю войну ни разу не был сбит и ни разу не был ранен.

И были письма. И ответы на них. Ничего не обещающие, но тёплые, согревающие душу...

В декабре 1945 года Анна уволилась в запас и поселилась в городе своей студенческой юности - Воронеже. Туда приехал в отпуск Владимир. Там и поженились. И уехали в Германию, где он после войны продолжал службу, а она работала в санчасти.

Мочалов В.Н.

В 1949 году супруги переехали под Москву: сдав экстерном экзамены за среднюю школу, Владимир Николаевич поступил учиться на командный факультет Краснознамённой Военно - Воздушной академии. В 1951 году окончил её с отличием. Продолжал службу в должности начальника штаба авиационной бригады в городе Смоленске.

Затем была напряжённая учёба в Академии Генерального штаба. Но выкраивали время, чтобы послушать оперу в Большом театре, побывать на концертах. После окончания академии в 1961 году был направлен заместителем начальника штаба авиационного соединения бомбардировщиков дальнего действия.

Когда в 1951 году после окончания первой академии Владимира Николаевича по состоянию здоровья назначили на нелётную работу, он переживал новое назначение болезненно, долго не мог смириться, что летать он больше не будет. Был он эрудированным, интеллигентным человеком, дисциплинированным, всегда подтянутым офицером. Он никогда не кичился своим положением и званием.

В 1967 году Гвардии полковник В. Н. Мочалов вышел в запас. Жил в эстонском городе Тарту, а с 1967 года - в городе Воронеже, на родине жены. Несмотря на ухудшение здоровья, он вёл большую общественную и военно - патриотическую работу, встречался с молодежью.

17 июля 1971 года Пенсионер Министерства обороны СССР В. Н. Мочалов трагически погиб по пути в подмосковный санаторий Марфино. Похоронен в Воронеже на Коминтерновском кладбище.

Именем Героя названа улица в Нижнем Новгороде. Его имя вписано на стеле площади Героев и на мемориальной доске, установленной на здании ПТУ № 26. Установлена мемориальная доска и на территории Нижегородского машиностроительного завода на памятнике радом с Вечным Огнем. 8 сентября 2005 года в Ленинском районе Воронежа на доме № 76 по улице Кольцовской, в котором жил Герой, торжественно открыта мемориальная доска Героя Советского Союза В. Н. Мочалова.

Автор статьи: Л. ТЮЛЬНИКОВ.

(Информация с сайта - "Военно - Исторический портал посвящённый Второй Мировой войне".)


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz