Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Звезда Героя Советского Союза

Овчинников Александр Павлович

А.П.Овчинников.

Родился 30 Октября 1922 года в деревне Гумнищево, ныне Ярославского района Ярославской области, в семье рабочего. Окончил 2 курса Московского железнодорожного техникума. С 1940 года в Красной Армии. В 1941 году Александр Овчинников окончил Балашовскую военноавиационную школу пилотов.

С Декабря 1942 года на фронтах Великой Отечественной войны.

К Маю 1945 года штурман 143-го Гвардейского штурмового авиационного полка  (8-я Гвардейская штурмовая авиационная дивизия, 1-й Гвардейский штурмовой авиационный корпус, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт)  Гвардии старший лейтенант А. П. Овчинников совершил 144 боевых вылета для нанесения штурмовых ударов по железнодорожным станциям, аэродромам, узлам сопротивления, живой силе и технике противника.

27 Июня 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны продолжал службу в ВВС. В 1951 году окончил Военно - Воздушную академию. С 1952 года Гвардии майор А. П. Овчинников - в запасе. Жил в Москве.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  (дважды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени  (дважды), Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды; медалями.

*     *     *

Александр Овчинников родился в 1922 году в деревне Гумнищево Ярославского района Ярославской области. Когда ему исполнилось 8 лет, семья переехала в Москву. Окончив 7 классов, Саша поступил учиться в железнодорожный техникум и одновременно занимался в Подольском аэроклубе. В 1940 году его направили в Балашовскую авиационную школу пилотов. Здесь и застала его война.

Школа жила напряжённой жизнью, теоретические занятия, тренировочные полёты проводились без выходных дней. А с фронта приходили неутешительные вести. Враг, оправившись после поражения под Москвой, перешёл в наступление на юге страны.. Всё это не могло не волновать курсантов.

- На фронт надо идти ! - заявил один из курсантов.

- И чего нас здесь держат ? - поддержал его другой.

- Сколько подал я рапортов, чтобы отпустили на фронт, и всё бесполезно. Комиссар говорит: учиться надо, на фронте недоучки не нужны.

- И правильно сказал комиссар, - вмешался в разговор Саша Овчинников. - Враг хитёр, коварен, имеет опыт боёв, а мы что ?   Действительно недоучки. В первом же бою нас собьют, а кому нужны лишние жертвы, да и самолётов у нас не богато, чтобы доверять их неопытным людям.

В Декабре 1942 года Овчинников прибыл в 66-й штурмовой авиационный полк. Лётчик сражался храбро и мужественно. Он участвовал в битве на Курской дуге, освобождал Белгород, Харьков, Полтаву, прикрывал наземные части при форсировании Днепра, штурмовал фашистов на Правобережной Украине, участвовал в разгроме фашистской группировки под Корсунь - Шевченковским, в освобождении Бессарабии и Польши.

При прорыве оборонительной полосы на Львовском направлении эскадрилья под командованием Овчинникова совершила 83 боевых вылета. Не имея потерь, она нанесла противнику значительный урон.

В Марте 1945 года Овчинников был назначен штурманом авиаполка. Он много уделяет внимания штурманской подготовке лётного состава, умело передавая свои знания и опыт боевым товарищам. Сам Овчинников летал в любых метеорологических условиях.

На заключительном этапе войны, когда советские войска перешли в решительное наступление на Берлин, А. П. Овчинников штурмовал фашистскую оборону на рене Нейсе и прикрывал с воздуха переправу через неё советских войск.

В середине Апреля 1945 года Овчинников во главе 16 штурмовиков вылетел на боевое задание по уничтожению живой силы и техники врага в районе западнее Мускау. Район цели был прикрыт сильным огнём зенитной артиллерии противника. Овчинников подал команду: "Четвёртому звену подавить огонь зенитной артиллерии !" - а сам с остальными самолётами пошёл на штурмовку цели. В результате 3-х атак было уничтожено 10 автомашин, подавлен огонь зенитной батареи, кроме того, был уничтожен крупный склад боеприпасов, убито более 50 фашистов.

В качестве ведущего А. П. Овчинников 8 раз летал на штурмовку Берлина.

Когда советские части на южной окраине Берлина встретили сильный огонь артиллерийских батарей и были вынуждены остановить наступление, А. П. Овчинников получил задание подавить огонь вражеской артиллерии. Гвардии старший лейтенант во главе 15 штурмовиков вылетел на выполнение боевого задания. На подходе к цели путь штурмовикам преградил сильный зенитный огонь.

- Лейтенант Ермолаев, подавите огонь зенитных батарей, - приказал Овчинников.

Остальные самолёты он повёл на цель. 4 раза атаковали лётчики позиции немецких артиллеристов. Были уничтожены 2 миномётные и 1 зенитная батареи, 2 больших склада боеприпасов, более 150 солдат и офицеров.

После Берлинской операции А. П. Овчинников сражался за освобождение столицы Чехословакии - города Праги, где и закончил боевой путь. За время войны он совершил 169 боевых вылетов, более чем в 100 вылетах был ведущим.

Гвардии майор А. П. Овчинников награждён многими орденами и медалями. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 Июня 1945 года за образцовое выполнение заданий командования, мужество и героизм ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Группа выпускников Академии ВВС.

После окончания войны А. П. Овчинников продолжал служить в ВВС. В 1951 году закончил Краснознамённую Военно - Воздушную академию, командовал авиационной частью. В Марте 1952 года по состоянию здоровья ушёл в отставку. Последние годы проживал в Москве.

*     *     *

Действие штурмовиков по штабу противника.

А.П.Овчинников.

Действие происходило в период прорыва нашими войсками   (1-й Украинский фронт)  оборонительной линии противника на Сандомирском плацдарме в направлении Сташув - Енджеюв, Сташув - Ксльце. Наземные войска после длительной артподготовки, почти без участия авиации  (была низкая облачность)  утром 12 Января 1945 года перешли в решительное наступление, взламывая оборонительные рубежи противника на основных направлениях, и продвинулись на 10 - 15 км.

13 Января благодаря незначительному улучшению погоды активная помощь наземным войскам со стороны штурмовой авиации увеличилась. Выполняли разнообразные задачи: уничтожали и подавляли огневые точки, живую силу в окопах и траншеях, отрезали пути подвоза действиями по железнодорожным станциям и шоссейным дорогам, вели непрерывную разведку вглубь до 150 км.

Мне, как командиру эскадрильи, выпала задача: сжечь четвёркой штурмовиков штаб немецкой армии, находившейся в деревне Бжеги  (северо - восточнее города Енджеюв 20 км).

Задача была получена вечером 13 Января. Ночью на каждую машину были подвешены по 2 "УХАБ-250", заряжённые гранулированным фосфором. Утром 14 Января лётный состав уточнил линию фронта, осмотрел машины, приготовился к вылету. Так как сложность задачи состояла в том, что весь маршрут полёта над территорией противника  (примерно 60 км)  надо было пройти без прикрытия истребителей и на бреющем полёте, то для выполнения ной задачи были подобраны лётчики с большим боевым опытом.

Маршрут полёта: Сташув - Бжеги. План полёта и удара: взлёт происходит попарно. Над своей территорией набираем высоту 800 метров для точного выхода на контрольный пункт. Четвёрка идет в правом "пеленге". С переходом линии фронта снижаемся до бреющего полёта, не превышающего 15 - 20 метров. Вторая пара становится в кильватер первой на расстоянии 100 метров для удобства маневра и подавления огневых точек противника. При заходе на цель открываем огонь из пушек и пулемётов по живой силе, автомашинам, домам для создания паники и деморализации зенитной обороны. Вскрываем приборы поочередно каждый, начиная с ведущего, через 3 секунды. Заместитель в паре поражает левый фасад, ведущий - правый. Воздушные стрелки наблюдают за воздухом в течение всего полёта и за результатами удара.

Весь полёт произошел так, как было намечено планом, за исключением некоторых подробностей. Не доходя до цели, с бреющего полёта попарно атаковали бронепоезд, шедший на Енджеюв. Затем, заметив в воздухе пару Ме-109, патрулировавших над целью на высоте 900 метров, я передал по радио выдомым: "В воздухе истребители противника. Будьте готовы к отражению атаки !"   Но благодаря защитному цвету наших самолётов группа незамеченной подошла к цели, а патрулировавшие истребители к этому моменту плавно развернулись и с набором высоты пошли в направлении на Енджеюв.

Свобода действий нам была обеспечена. Я подал команду: "Приготовиться к атаке" - и снопы огня пушек и пулемётов начали обливать дома, автомашины, людей, бегущих от них.

Прижавшись ниже к земле, я вскрыл первый, а затем второй приборы, и почти по крышам правого фасада мы пронеслись парой с раскрытыми приборами. Я заметил, что в деревне между домами и на улице стоит до 20 автомашин и 10 повозок. Люди в ужасе разбегались, прятались за дома, падали на землю. При левом развороте я увидел, как занялись сплошным пожаром дома правого фасада и 2 огненные струи легли на соломенные крыши левого фасада. Это мой заместитель, Старший лейтенант Серебряков, в паре с ведомым заканчивали решение поставленной задачи.

Отходим. Густой серый дым закрыл всю деревню громадной шапкой стал медленно подниматься вверх. Видны прорывающиеся языки красного пламени.

Благополучно возвращаемся домой.

После взятия наземными войсками этого района на место действия ездил наш представитель. Он сообщил, что нашёл на месте деревни голые трубы печей вместо домов да остовы сгоревших машин. Боевое задание было выполнено...

(Из сборника - "Сто сталинских соколов в боях за Родину".   Москва, "ЯУЗА - ЭКСМО", 2005 год.)

Линия

Дополнительная инфориация на сайте - "Кавалеры ордена Александра Невского".


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz