Тараненко Иван Андреевич - советский военный летчик Герой Советского Союза - Русские авиаторы летчики-асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая Звезда Героя Советского Союза

Тараненко Иван Андреевич

Тараненко Иван Андреевич

Родился 28 апреля 1912 года в селе Губиниха, ныне посёлок городского типа Новомосковского района Днепропетровской области Украины, в крестьянской семье. Окончил 7 классов, работал столяром на заводе имени Карла Либкнехта в городе Днепропетровске, секретарём комитета комсомола на заводе в городе Павлограде. С 1933 года в рядах Красной Армии. В 1934 году окончил Харьковскую военную авиационную школу лётчиков и лётчиков - наблюдателей.

Участник Советско - Финляндской войны c 6 февраля 1940 года. Выполнил 22 боевых вылета. В воздушных боях сбил 1 вражеский самолёт. Награждён орденом Красного Знамени.

С первого дня Великой Отечественной войны в действующей армии. По октябрь 1941 года сражался в составе 247-го ИАП; по июль 1943 года - в 298-м ИАП; по май 1945 года - в Управлении 294-й ИАД  (13-й Гвардейской ИАД).

К июню 1943 года командир 298-го истребительного авиационного полка  (219-я бомбардировочная авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия, Северо - Кавказский фронт)  подполковник И. А. Тараненко совершил 205 успешных боевых вылетов. В 18 воздушных боях лично сбил 4 самолёта противника и 4 в группе.

2 сентября 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, умелое руководство боевыми действиями полка, удостоен звания Героя Советского Союза.

В 1946 году окончил КУОС при Военно - Воздушной академии, в 1955 году - Военнную академию Генерального штаба. С 1972 года генерал - лейтенант авиации И. А. Тараненко - в запасе. Жил в Москве. Умер 4 марта 1995 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Награждён орденами: Ленина  (дважды), Красного Знамени   (пять), Богдана Хмельницкого 2-й степени, Отечественной войны 1-й степени   (дважды), Красной Звезды; медалями.

*     *     *

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 сентября 1943 года за умелое руководство боевыми действиями 298-го истребительного авиационного полка, образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко - фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм Подполковнику Тараненко Ивану Андреевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  (№ 1096). Но путь Ивана Андреевича к этой награде начался задолго до войны.

Вступив в комсомол, Тараненко с большим энтузиазмом выполнял поручения комсомольской организации. Был секретарём Новомосковского райкома ЛКСМУ Днепропетровской области. Ивану Тараненко и его комсомольцам пришлось немало трудиться, помогая партии в социалистическом преобразовании сельского хозяйства. Через некоторое время Иван Тараненко переехал в Днепропетровск и поступил на завод. Вскоре его избрали секретарём комитета комсомола, приняли в ряды КПСС. Впоследствии он, вплоть до ухода в армию, работал секретарём комитета комсомола крупного военного завода.

В 1933 году был взят курс на всемерное развитие авиации. ЦК партии принял решение в короткий срок подготовить 100 000 лётчиков и признал необходимым направить для службы в авиацию молодых коммунистов и кандидатов в члены партии, чтобы они составили костяк личного состава бурно развивающегося нового вида вооружённых сил. Вскоре Иван стал курсантом лётной школы. После её окончания Тараненко оставили инструктором по подготовке лётчиков, назначили командиром звена.

Иван Андреевич вспоминает: "Это была школа не только для курсантов, которых я учил лётному делу, но и для меня, где я учился воспитывать людей".

В 1939 году И. А. Тараненко назначили военным комиссаром эскадрильи, которая была направлена в действующую армию, на финский фронт. Первые схватки с врагом стали серьёзным испытанием морально - боевых качеств коммуниста Тараненко. Он сделал 22 вылета, в воздушных боях сбил 1 самолёт противника и спас своего лётчика, приземлившегося на территории врага. За мужество и отвагу, проявленные в этих боях, награждён орденом Красного Знамени.

После окончания боевых действий, служит на западной границе. Перед нападением Германии на СССР он был назначен военным комиссаром вновь создаваемого 247-го истребительного авиационного полка, который комплектовался из курсантов, не успевших пройти полный курс обучения в лётной школе. Но закончить формирование полка не удалось - началась война. В первый же день полк вступил в бой... 28 июня 1941 года получил лёгкое ранение руки и головы. Из воспоминаний Ивана Андреевича Тараненко:

"Потребовалось много сил, чтобы уже в ходе боёв сделать из курсантов настоящих лётчиков. В первые месяцы, отступления и неудач, очень важно воспитать у молодых лётчиков уверенность в своих силах, в нашей победе. А это надо делать не только словами. Курсанты обычно следовали примеру тех командиров, которые сами показывали, как надо бить врага".

Именно таким командиром был Иван Андреевич Тараненко. В начале 1941 года его, замечательного лётчика, назначили командиром 298-го ИАП.

14 ноября 1941 года командир 45-й смешанной авиационной дивизии подполковник Кожемякин подписал наградной лист на представление старшего политрука Тараненко к ордену Красного Знамени. В документе указывалочь, что лётчик выполнил 85 боевых вылетов и сбил лично один бомбардировщик Ju-88.

К весне 1943 года, получив новые самолёты "Аэрокобра", лётчики под его руководством за короткий период освоили тактику боя с противником. В борьбе за господство в воздухе над кубанской землёй лётчики полка произвели 5650 боевых вылетов, провели 277 боёв, в которых было уничтожено 189 самолётов врага, подбито 25 и сожжено на аэродромах 10 самолётов противника. За мужество, бесстрашие и героизм, проявленные личным составом при выполнении боевых заданий, полк был переименован в 104-й Гвардейский ИАП, награждён орденом Красного Знамени. Правительственные награды получили все лётчики полка, а В. Г. Семенишин и В. М. Дрыгин стали Героями Советского Союза. Высокого звания был удостоен и командир полка.

Ещё до издания Указа о присвоении И. А. Тараненко высшей степени отличия, отважный командир полка был назначен командиром 294-й истребительной авиационной дивизии  (4-й истребительный авиационный корпус, 5-я Воздушная армия, Степной фронт, с 20 октября 1943 года переименован во 2-й Украинский фронт), лётчики которой под его командованием отличились в ходе Белгородско - Харьковской наступательной операции, а также в период наступления на Полтавском направлении и в ходе операции по расширению плацдарма на правом берегу реки Днепр, но особо - в боях при освобождении городов Полтава  (23 сентября 1943 года)  и Александрия Кировоградской области  (6 декабря 1943 года).

Вот что рассказывает о боях на Курской дуге сам И. А. Тараненко:

"Воздушные бои над полем сражения были ожесточёнными, во многих одновременно участвовало с обеих сторон до полусотни и более самолётов. Побеждали мы не числом, а высокой выучкой, используя преимущества нашей новейшей авиационной техники. Советские самолёты, в частности истребители - "Яковлевы" и "Лавочкины" по лётно - тактическим показателям превосходили "Мессершмитты" и "Фоккеры".

Мне часто приходилось бывать на передовом КП, видеть всё, что творилось в воздухе. Из динамиков постоянно раздавались голоса лётчиков, возбуждённых азартом боя. Небо вспарывали пулемётные и пушечные трассы, самолёты то свечой взмывали вверх, преследуя один другого, то переходили в отвесное пикирование. Вспыхивали купола парашютов над головами лётчиков, покинувших подожжённый самолёт. Бои длились с рассвета до наступления короткой летней ночи.

И.А.Тараненко на КП дивизии.

И. А. Тараненко управляет боем истребителей с передового КП дивизии.

...Вот на горизонте с запада показалась колонна "лапотников". Так звали мы пикировщик Ju-87 за их внешний вид: у них не убирались шасси, прикрытые обтекателями. Они напоминали обутые в лапти и подогнутые ноги. Колонна подходила к переднему краю наших войск. Наперерез ей ринулась восьмёрка "Яков". В динамике слышу голос ведущего восьмёрки командира одного из полков майора А. Обозненко. Свою группу он быстро разделил на две. Во главе одной четвёрки сам стремительно начал атаковать пикирующих бомбардировщиков, а другая четвёрка связала боем немецких истребителей.

Один "Як" на крутом вираже с набором высоты вписался в хвост "Фоккеру". Короткая прицельная очередь из пушки, FW-190 вспыхивает и разваливается на отдельные части. Лётчик выбрасывается на парашюте. Внизу его схватывают наши пехотинцы.

Одерживает победу и сам Обозненко. Сбив ведущего, он нарушает строй "Юнкерсов". Плотная армада бомбовозов расползается в разные стороны. Открываются люки, и бомбы сбрасываются на головы фашистов. Четвёрка Обозненко уже атакует другие воздушные цели. Ещё 3 Ju-87 падают на перепаханную снарядами и бомбами землю.

Ещё не окончен бой, а в бинокль вижу новую группу бомбардировщиков. Она летит, сопровождаемая "Мессерами". Вызываю с аэродрома, расположенного всего в 5 километрах, эскадрилью "Лавочкиных". Она сменяет "Яков" и со свежими' силами4 отражает налет Ю-87-х. Воздушный бой заканчивается победой наших истребителей. Противник потерял 5 бомбардировщиков и 4 "Мессера". У нас не вернулся на аэродром один Ла-5.

Тараненко Иван Андреевич

Следующий день начался появлением в утреннем небе немецкого двухфюзеляжного FW-189. Он выполняет две задачи: корректирует артиллерийский огонь и ведёт разведку. Заговорили орудия противника.

- "Раму" немедленно уничтожить, - слышу в телефонной трубке голос командира корпуса генерала И. Д. Подгорного.

В воздух поднимается лётчик В. А. Марьин. Он атакует FW-189 с ходу, но противнику удалось уйти из-под пулемётной очереди. Вторая, третья атаки результата не дают. Марьин, израсходовав боеприпас, идёт на таран. Он понимал, разведчика упустить нельзя. Советский лётчик, набрав высоту, нанёс сильный удар по кабине фашиста. Корректировщик упал в нескольких километрах от нашего командного пункта, Марьин же, выровняв после удара машину, произвёл благополучно посадку на своём аэродроме.

В один из дней, когда противник под напором наших войск начал отступать, нам была поставлена задача разведать его опорные точки. Послали на разведку штурмовик. Сопровождать и оберегать "Ильюшина" направили 2-х отличных лётчиков Михаила Семенцова и Александра Лобанова. На разведчиков напали 8 "Мессеров". Советские лётчики не уклонились от боя, а смело вступили в схватку. Чётко взаимодействуя, они сбили 3 Me-109. Но скоро на подмогу "Мессерам" примчались 8 FW-190. Бой разгорелся с новой силой и закончился победой советских лётчиков. Они сумели сбить ещё 1 истребитель и возвратились без потерь на аэродром. Через несколько дней об этом поединке советских крылатых богатырей с 16 вражескими самолётами написали наши газеты.

В воздушных боях над Курском отличились многие молодые лётчики, впоследствии ставшие Героями Советского Союза. В те дни в наших газетах сообщалось и о победных боях Ивана Кожедуба".

За успешные боевые действия 294-я истребительная авиационная дивизия под командованием подполковника И. А. Тараненко приказами Верховного Главнокомандующего удостоена почётных наименований "Полтавский" и "Александрийский", а в 1944 году была преобразована в 13-ю Гвардейскую истребительную авиационную дивизию.

Лётчики 13-й Гвардейской Полтавско - Александрийской авиационной дивизии  (3-й Гвардейский истребительный авиационный корпус, 5-я Воздушная армия, 2-й Украинский фронт)  под командованием Гвардии полковника И. Тараненко в 1944 - 1945 годах активно участвовали в ходе Ясско - Кишинёвской, Дебреценской, Братиславско - Брновской и Будапештской наступательных операциях, нанеся врагу значительный урон.

Итоги боевой деятельности И. А. Тараненко в различных источниках трактуются по-разному. Так, в одном из номеров журнала "Крылья Родины" за 1983 год пишется: "Во фронтовом небе Великой Отечественной войны совершил 265 боевых вылетов, провёл 50 воздушных боёв, лично сбил 16 и в паре с ведомым - 4 самолёта, уничтожил много живой силы и военной техники врага". Там же опубликованы воспоминания И. А. Тараненко о боях на Курской дуге, представленные выше. Скорее всего, эти данные несколько завышены. Возможно он имел 16 воздушных побед всего, включая и групповые.  [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 7 личных и 6 групповых побед лётчика. ]

После войны И. А. Тараненко продолжал службу в ВВС. В 1946 году он окончил курсы усовершенствования офицерского состава при Военно - Воздушной академии, а в 1955 году - Военную академию Генерального штаба. Командовал Гвардейским истребительным авиационным соединением, работал в центральном аппарате ВВС и в Военно - Воздушной инженерной академии имени Жуковского. С 1972 года генерал - лейтенант авиации И. А. Тараненко - в запасе, а затем в отставке. Жил в Москве. До выхода на пенсию работал в ОКБ имени С. В. Ильюшина, а после выхода на пенсию - на московском заводе "Стрела". Скончался 4 марта 1995 года. Похоронен в коумбарии Новодевичьего кладбища в Москве  (западная стена).

*     *    *

Список всех известных побед Гвардии полковника И. А. Тараненко:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
113.03.1943 г.1  Ju-52северо - западнее ТаманьИ-16, МиГ-3, ЛаГГ-3,

Р-39, Як-7, Як-9, Як-3.

206.05.1943 г.1  Ме-109севернее Нижнебаканская
311.06.1943 г.1  Не-111  (в группе - 1 / 3)юго - западнее аэродрома Усть - Лабинская
411.12.1943 г.1  Hs-129  (в группе - 1 / 3)юго - западнее Новгородка
51  FW-189  (в группе - 1 / 3)юго - западнее Ингуло - Каменка
620.03.1945 г.1  FW-190Моха
726.04.1945 г.1  FW-190северо - западнее Брно

      Всего сбитых самолётов - 7 + 6  [ 4 + 3 ];  боевых вылетов - 253;  воздушных боёв - 54.

*     *    *

Их воспоминаниями Ивана Андреевича Тараненко:

В 1939 году без дополнительного обучения меня назначили военным комиссаром авиаэскадрильи. На этой же должности мне пришлось участвовать в войне против белофиннов. Война является великим и тяжёлым испытанием морально - боевых качеств каждого воина, а политработника - тем более. Ведь ему, комиссару, нужно подготовить к боевым действиям большую группу людей и нести за них ответственность. И не только посылать их в бой, а самому вести их в огонь войны, воодушевлять своим личным примером.

Принцип военного товарищества "сам погибай, а товарища выручай" вступает в действие в самых критических и неожиданных обстоятельствах. В одном из боевых вылетов, в январе 1940 года в воздушном бою был ранен мой подчинённый капитан А. Ивакин. Его самолёт был повреждён и не мог продолжать полёт на весьма малой скорости. Финские истребители хотели добить его самолёт. Мои активные действия отразили атаки финских истребителей и они ушли. Однако, продолжая полёт на свой аэродром, мы с Ивакиным попали под сильный огонь зенитной артиллерии. Из-за попадания зенитного снаряда самолёт Ивакина потерял возможность продолжать полёт, а он сам получил тяжёлые ранения. У Ивакина хватило сил посадить израненную машину на лёд Финского залива. При посадке самолёт перевернулся на "спину". Лётчик был обречён на плен. У меня созрело решение - произвести посадку и забрать на борт своего самолёта попавшего в беду боевого товарища. Осуществлению мешали торосистые льды и большие сугробы снега. Сделал несколько кругов над местом аварии, мне удалось подыскать подходящую для посадки самолёта площадку. С большим трудом дотянул по снегу истекающего кровью Ивакина. Закрепил его на крыле своего самолёта и в невероятных условиях, под обстрелом подошедших к месту происшествия финских лыжников, - взлетел.

Ивакин был доставлен на свой аэродром в безнадёжном состоянии. Его могло спасти только немедленное переливание крови. После того как нужное количество моей крови были перелиты Ивакину, к нему вернулась жизнь.

В этот день в воздушном бою мною был сбит первый вражеский самолёт, а также я был награждён первым орденом Красного Знамени.

В напряжённой обстановке 1940 - 1941 годов состоялось моё назначение военным комиссаром истребительного авиационного полка. Внезапное нападение Германских войск произошло тогда, когда полк ещё не освоил боевое применение новых самолётов. При первом внезапном налёте мы потеряли большинство новых боевых машин и вынуждены были начинать боевые действия на устаревших самолётах. Если учесть то, что поступили молодые, только что закончившие лётные школы пилоты, и то, что командир полка за несколько дней до начала войны убыл за семьёй, то станет ясным, каким испытаниям я подвергался в первый день войны.

Нам удалось восстановить более 20 самолётов устаревшей конструкции и начать прикрытие госграницы. На исходе первого дня войны произошла моя первая встреча в воздухе с фашистскими истребителями. Перелетая на полевой аэродром на самолёте, ещё не подготовленном к боевым действиям, я был атакован двумя истребителями противника. Неравный бой длился долго. Мой самолёт был сильно повреждён, но убить меня немецким асам не удалось. Очевидно меня спасла незаурядная техника пилотирования.

В первые дни войны, летая на устаревшем истребителе И-153, мне удалось сбить первый фашистский самолёт Ju-88. Его пилотировал матёрый фашистский пилот, награждённый Железным Крестом. На допросе этот самодовольный фашист изъявил желание встретиться со сбившим его лётчиком. Когда состоялась встреча, то он, увидев на рукавах моей гимнастёрки красные звёзды  (знаки различия политработника), с иронией сказал: "Не может этого быть, ваши большевистские комиссары могут только языком болтать".

Отступая, мы упорно дрались. В этот период мне пришлось выполнять боевые задания над родными местами. Прикрывать Днепропетровск от налётов вражеских бомбардировщиков и свои войска, покидавшие город. В одном из неравных боев над Днепром мой самолёт был подожжён и мне пришлось выброситься на парашюте. Ветром меня снесло на восток и я приземлился в песках, вблизи от родного завода имени Карла Либкнехта. Так произошла моя вторая встреча с заводом, но уже лишь с его остовом, так как завод эвакуировался.

В конце июня 1943 года последовало моё назначение командиром истребительной авиационной дивизии в районе Курской дуги. Мне шёл тогда 31-й год".


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz