Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

Вереникин Владимир Иванович

В.И.Вереникин.

Родился в 1916 году. Лётчик - истребитель.

Боевые действия в Великой Отечественной войне Младший лейтенант В. И. Вереникин начал в Декабре 1942 года в составе 236-го истребительного авиационного полка (впоследствии преобразованного в 112-й Гвардейский ИАП).

К Маю 1945 года командир эскадрильи 112-го Гвардейского истребительного авиационного полка Гвардии капитан В. И. Вереникин выполнил 199 успешных боевых вылетов. Проведя 42 воздушных боя, лично сбил 14 самолётов противника.

После войны продолжал службу в ВВС.

Награждён орденами: Красного Знамени  (трижды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени; медалями.

*     *     *

2 Февраля 1943 года закончился разгром крупной стратегической группировки врага на Волге. Всемирно - историческая победа под Сталинградом, одержанная советским народом и его Вооруженными Силами, внесла огромный вклад в достижение коренного перелома в Великой Отечественной войне а оказала определяющее влияние на дальнейший ход всей Второй Мировой войны. Великая победа под Сталинградом была достигнута в результате совместных действий всех родов войск, в том числе и авиации.

В первой половине Февраля 1943 года авиационные полки 201-й истребительной авиадивизии дислоцировались на аэродромах, расположенных в непосредственной близости от линии фронта, откуда и продолжали боевые действия. Дивизия в эти дни выполняла 2 основные задачи - обеспечивала действия штурмовиков и частью сил совместно с 235-й истребительной авиационной дивизией прикрывала наземные войска, одновременно вела воздушную разведку.

3 Февраля лётчиками дивизии за этот день было проведено 7 групповых воздушных боёв, в результате которых было сбито 11 Ме-109. При этом А. А. Губанов, А. Н. Маснев уничтожили по 3 Ме-109, В. И. Вереникин, Д. Деков, И. М. Карачинский, Н. Ф. Фролов сбили по одному, и 1 Ме-109 был сбит в группе.  [ Эта победа отсутствует в данных, указываемых М. Ю. Быковым в своих исследованиях. Смотрите таблицу в конце статьи. ]  Но главный итог заключался в том, что была обеспечена эффективная работа штурмовиков.

Лётчики 201-й авиационной дивизии самоотверженно выполняли поставленные задачи, помогали штурмовикам расчищать путь наземным войскам. Истребители в каждом вылете с "Илами" блокировали зенитную артиллерию противника, штурмовыми действиями заставляя её прекращать огонь. В этих поединках победа давалась нелегко. Не имея броневой защиты, истребители нередко несли потери от огня зенитных средств противника.

Весной 1943 года, по приказу Командующего ВВС РККА Маршала авиации А. А. Новикова, была создана специальная группа истребителей из 13-го и 437-го авиационных полков 201-й авиационной дивизии, которая 19 и 20 Апреля перелетела на грунтовый аэродром в районе Геленджика и приступила к выполнению специальных задач - прикрывала наземные войска на Малой земле, штаб 18-й армии, находившийся в Марьиной Роще, и порт Геленджик, из которого шло почти всё снабжение десантных войск на плацдарме Мысхако; сопровождала штурмовиков, наносивших бомбовые удары по противнику в районе Новороссийска; охраняла транспортные суда на переходе морем от Геленджика до Мысхако и обратно. Кроме того, она совместно с авиацией Черноморского флота перехватывала бомбардировщики противника, вылетавшие с аэродромов Крыма.

В конце Апреля - начале Мая войска Северо - Кавказского фронта возобновили наступление в районе станицы Крымская. Все виды авиации прокладывали им путь, взламывая укрепленные районы, находившиеся на её северной и восточной окраине. Воздушные бои носили исключительно ожесточённый характер.

2-й смешанный авиационный корпус в этой операции обеспечивал ввод в сражение танковой группы фронта, поддерживая боевые порядки наступающих соединений 37-й и 56-й армий. 201-я авиационная дивизия выполняла задание по сопровождению штурмовиков и прикрытию наземных войск.

Главная роль в борьбе за господство в воздухе принадлежала истребительной авиации. От мужества, мастерства и упорства лётчиков в борьбе с врагом во многом зависел успех боевых действий сухопутных войск, бомбардировочной и штурмовой авиации. В воздушных боях над Кубанью эти качества истребителей проявились с особой силой.

Части 201-й истребительной авиационной дивизии за время боёв в районе Крымской сбили 56 самолётов противника, из них летчики 236-го полка - 33.

7 Мая был один из самых напряжённых дней. Полк провёл 5 групповых боёв, в которых участвовало 20 истребителей Як-1 против 122 самолётов противника: в этот день было сбито 13 самолётов противника. В связи с этим событием корпусная газета "Крылатый богатырь" писала:

"Пример героев зовет нас к подвигам. Слава храбрым и умелым воинам В. П. Тихонову, В. М. Воронюку, М. С. Липину, В. М. Макарову, И. М. Карачинскому, И. М. Капуле, И. М. Басову, Н. М. Павленко, В. И. Вереникину, У. И. Шинкаруку. За день ожесточённых боев они сбили 13 самолётов противника".

В начале Октября 1943 года враг, предпринял попытку уничтожить водные переправы через Днепр в районе Зарубенцы и Щучинка, направив большую группу бомбардировщиков в сопровождении истребителей. Напряжение воздушных боёв нарастало с каждым днём.

22 Октября 1943 года, прикрывая наземные войска, 20 самолётов Як-1 из 112-го полка были наведены на 3 группы вражеских бомбардировщиков и истребителей общим числом до 200 самолётов. Разгорелись ожесточенные бои. Гвардейцы атаковали дерзко, стремительно и дружно. В этой схватке участвовали ведущий первой группы Подполковник С. М. Петухов с лётчиками В. Вереникиным, И. Рейделем, Н. Бродниковым, П. Бейдиком, В. Сазыкиным; ведущий второй группы Капитан Л. В. Дема с лётчиками В. Раскошным, П. Пашневым, Н. Рудаковым, Г. Сандаковым, И. Карачинским; ведущий третьей группы Герой Советского Союза Старший лейтенант В. Рогожин с лётчиками В. Воронюком, Н. Ветровым, И. Басовым, Г. Гридневым, Ф. Власиковым, И. Капулой, А. Немцовым.

Динамика этих боёв видна в телеграмме, посланной на имя командира 10-го истребительного авиационного корпуса командующим 3-й Гвардейской танковой армией Генерал - лейтенантом П. С. Рыбалко:

"Лётчики Вашего соединения, выполняя задание по прикрытию 3-й Гвардейской танковой армии, показали образцы боевых действий. Так, 22.10 1943 года в 13 часов 35 минут противник группами около 100 самолётов в каждой пытался бомбить боевые порядки наших войск в районе Ходорова. Находящиеся в воздухе истребители, получив сигнал о появлении бомбардировщиков противника, встретили их до подхода к переднему краю в районе Пии, Медведовка. В течение 20 - 25 минут стремительными атаками расстроили их боевые порядки, заставив поспешно и бесприцельно сбросить бомбы. В этом бою лётчики сбили 17 бомбардировщиков типа Ю-87. 23.10 1943 года в 17 часов 15 минут группа до 30 бомбардировщиков типа Ю-87 под прикрытием истребителей пыталась бомбить наши войска в районе Малого Букрина. И здесь при преследовании противника сбито 2 "юнкерса" и 2 ФВ-190..."

20 Марта 1944 года войска фронта освободили областной центр Винница, город и крупный железнодорожный узел Жмеринка, 25-го - город Проскуров, 26-го - город Каменец-Подольский. За особые отличия в период проведения Проскуровско - Черновицкой операции 112-й Гвардейский авиационный полк получил почётное наименование "Каменец - Подольский".

В этом полку служило немало талантливых лётчиков. Вот только несколько эпизодов из их боевой деятельности.

В середине Марта 1944 года 10 Як-1, ведомые командиром полка Подполковником С. М. Петуховым, в районе Каменец - Подольского были наведены на 40 бомбардировщиков противника, которых прикрывала группа Ме-109. Атаками сверху Гвардейцы раскололи их боевые порядки и 9 из них уничтожили, а 3 подбили. По 2 самолёта сбили лётчики С. М. Петухов, В. И. Вереникин, И. Д. Рейдель, по 1 - А. В. Беликов, Г. А. Пальчунов и В. А. Сазыкин.

Незаурядные командирские качества проявил в этом бою командир эскадрильи Гвардии капитан В. И. Вереникин. К исходу боя к его боевому счету прибавился 10-й сбитый самолёт противника. За умелое руководство эскадрильей в боях и личное мужество Владимир Иванович был награждён двумя орденами Красного Знамени.

6 Апреля завершился очередной этап борьбы за Моравска - Остраву. В ходе 3-недельного наступления советские войска нанесли врагу большие потери и создали необходимые условия для последующего заключительного удара по Моравска - Остравской группировке противника.

Противник принимал все меры, чтобы не допустить форсирования реки Опавы, а советские войска, которые захватили плацдарм, пытался отбросить за реку любой ценой. Однако согласованные удары общевойсковых соединений, артиллерии, танков и массированные налёты советской авиации были так сокрушительны, что за период с 19 по 27 Апреля все контратаки противника были сорваны, а мощные укрепления прорваны.

В те дни 10-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия продолжала вести боевую деятельность, прикрывая с воздуха войска 60-й и 38-й армий.

19 Апреля 1944 года 8 Як-3Т под командованием Героя Советского Союза Гвардии капитана Л. В. Демы, прикрывая с высоты 2500 - 3000 метров войска и переправы через реку Опава в районе Краварже, Дворишко, встретили 12 FW-190 в сопровождении 8 Ме-109. Перед налётом на переправы враг направил 4 FW-190 под прикрытием 4 Ме-109 с целью отвлечь наши патрульные истребители от основного удара. По вражеский замысел не осуществился. Действуя стремительно, Гвардейцы дружно атаковали первую восьмёрку вражеских самолётов и сбили 3 "Фоккера", которые упали на землю и взорвались. Остальные стервятники присоединились к основной группе, подходившей к цели. По команде ведущего советские лётчики со стороны солнца нанесли удар по врагу. "Фокке - Вульфы" моментально сбросили бомбы и приняли участие в схватке с "Яками".

Советские лётчики Гвардии капитаны Л. В. Дема, В. М. Воронюк, В. И. Вереникин, Гвардии старший лейтенант С. В. Захаров и другие вели бой на максимальных скоростях. За 15 минут боя враг потерял 7 истребителей.

К концу войны, согласно данным М. Ю. Быкова, командир эскадрильи 112-го Гвардейского ИАП Гвардии капитан В. И. Вереникин выполнил 199 боевых вылетов, в 42 воздушных боях лично сбил 14 самолётов противника.

*     *     *

Список известных побед Гвардии капитана В. И. Вереникина:
(Из книги М. Ю. Быкова "Победы сталинских соколов".  Изд. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
120.01.1943 г.1  Ju-87МанычскаяЯк-1, Як-3.
229.04.1943 г.1  Ме-109вост. Крымская
308.05.1943 г.1  Ju-87юго - зап. Греческий
427.05.1943 г.1  Ме-109Арнаутский
528.05.1943 г.1  FW-190вост. Новый
625.09.1943 г.1  Ме-109Козинцы
707.10.1943 г.1  Не-111Медведовка
808.10.1943 г.1  Ju-87сев. - вост. Ходоров
913.10.1943 г.1  Ju-88Малый Букрин
1009.03.1944 г.1  Ju-88Гришевцы
1113.03.1944 г.1  FW-190Гричанка
1222.06.1944 г.1  Ме-109Отыня
1314.07.1944 г.1  FW-190Паликрови
1427.04.1945 г.1  Ме-109Краварже

      Всего сбитых самолётов - 14 + 0;  боевых вылетов - 199;   воздушных боёв - 42.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz