Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

Ясанис Сергей Юлианович

Ясанис Сергей Юлианович

Родился 11 октября 1922 года в Ростовской области. С 1940 года в рядах Красной Армии, призван Моршанским ГВК  (Тамбовская область).

С 29 декабря 1942 года Сергей Ясанис на фронтах Великой Отечественной войны. Сражался в составе 437-й истребительного авиационного полка  (с 25 августа 1943 года - 113-й Гвардейский ИАП). Участник боёв по освобождению Крыма, в том числе - города Новороссийска. 20 апреля 1943 года тяжело ранен.

К концу войны командир разведывательной эскадрильи 113-го Гвардейского истребительного авиационного полка Гвардии капитан С. Ю. Ясанис произвёл 493 боевых вылета, из них 333 - на разведку в тыл врага. В 50 воздушных боях лично сбил 9 самолётов противника.

После войны продолжал служить в ВВС, военный лётчик 1-го класса. После увольнения в запас работал старшим инженером - орнитологом, стал судьёй Всесоюзной и международной категории по самолётному спорту. 2 - 3 августа 2007 года в Краснознамённом Северо - Кавказском объединении ВВС и ПВО состоялся агитперелёт по маршруту Ростов - Крымск - Анапа, посвящённый 95-летию ВВС России. Именно в этих местах в далёком 1943 году наши прославленные воздушные асы добились превосходства в небе Кубани над фашистскими лётчиками. В составе группы ветеранов - фронтовиков был и кавалер 10 орденов  (в том числе - 4 Красного Знамени)  и 15 медалей, Гвардии полковник С. Ю. Ясанис. Он прослужил в кадрах ВВС 35 календарных лет, за период лётной работы налетал более 5000 часов, своил 25 типов и модификаций самолётов.

4 мая 2008 года Национальный комитет общественных наград России наградил актив ветеранской организации 4-й армии ВВС и ПВО. При этом, Гвардии полковник в отставке С. Ю. Ясанис удостоен Золотой Звезды "Честь, гордость и слава России" - за выдающиеся заслуги перед Отечеством, способствующие процветанию, величию и славе России.

*     *     *

В середине января 1943 года советские войска находились в 40 км от Ростова, а 1-я танковая армия вермахта, отступавшая с Кавказа, - в 300 км. В связи с этим противник непрерывно усиливал ростовский плацдарм, чтобы не допустить 2-ю Гвардейскую армию в Ростов и прикрыть с севера отход своих войск.

В 3-й декаде января шли ожесточённые бои южнее реки Маныч и Манычского канала за развитие успеха на ростовском направлении. К концу дня 30 января 1943 года командир 190-ШАП  (214-я ШАД, 2-й САК, 8-я Воздушная армия)  подполковник С. И. Григорьев во главе 16 экипажей Ил-2 поднялся в небо для нанесения бомбо-штурмового удара по танковой колонне противника. В сопровождении 18 истребителей 437-го ИАП  (201-я ИАД, 2-й САК), штурмовики точно вышли на цель. С высоты своего полёта лётчики увидели, что по шоссейной дороге из Ростова в направлении к Манычу движется большая колонна немецких войск.

По команде ведущего штурмовики применили реактивных снаряды против немецких танков и самоходок. Несмотря на ураганный огонь зенитной артиллерии, эскадрильи "Илов" перешли в пикирование для сбрасывания бомб, а затем проштурмовали цель из всех видов оружия.

Задачу по уничтожению зенитных огневых точек выполняла четвёрка истребителей под командованием младшего лейтенанта С. И. Филиппова. Он подал по радио команду к атаке и первым произвёл прицельное бомбометание. Лётчики звена последовали его примеру. Удар оказался точным: 4 бронетранспортера с малокалиберными автоматическими пушками были уничтожены. В этот момент пулемётная очередь с другой бронемашины прошила истребитель сержанта Г. А. Михайлова.

Другая группа истребителей с лётчиками И. К. Елисеевым и И. В. Яшелиным атаковала и уничтожила эту огневую точку.

Штурмовики тем временем сделали 3 стремительных захода по вражеской колонне. Десятки искореженных взрывами танков и орудий, горящих автомашин, сотни убитых и раненых остались на дороге.

Когда штурмовики вышли из боя и легли на обратный курс, во второй восьмёрке "Илов" замыкающим оказался лейтенант Д. Е. Тавадзе. Он с трудом пилотировал свой самолёт, подбитый огнём зенитной артиллерии. Через минуту с запада появились 20 Ме-109. Головная шестёрка "Мессеров", прижимаясь к земле, устремилась к "Илам". Лётчик Сергей Филиппов под прикрытием Ивана Яшелина вступил с ними в ожесточённую схватку и сбил 2 Ме-109. Вдруг он заметил, что на замыкающий Ил-2 ринулась четвёрка "Мессеров". Филиппов круто развернулся в их сторону, но оказался в невыгодном положении. На него пикировали 2 Ме-109. Филиппов, не смотря на смертельную опасность, не сворачивая с боевого курса, открыл огонь по немецким самолётам, преследующим Ил-2. Один из них перевернулся, вспыхнул и врезался в землю. Это был 8-й самолёт, уничтоженный Филипповым за 4 месяца пребывания на фронте. Вслед за этим ещё 2 немецких самолёта загорелись и упали. Но Сергею Филиппову не суждено было это видеть...

Товарищи лётчика Ю. С. Кузьмин, А. А. Долгов, И. К. Елисеев и И. В. Яшелин продолжали надёжно прикрывать подбитый штурмовик. В этом бою майор М. С. Хвостиков, старший лейтенант И. П. Чурилов, лейтенант Н. Н. Смирнов, младший лейтенант Ю. С. Кузьмин, сержанты Г. А. Михайлов и С. Ю. Ясанис сбили по одному самолёту противника.

Выполнив задание, "Илы" вернулись на свой аэродром. Победа советским истребителям досталась нелегко. В ожесточённой схватке с врагом геройски погиб Сергей Филиппов. На аэродром не вернулся и Георгий Михайлов. Ещё 2 лётчика получили серьёзные ранения.

20 апреля 1943 года в 11:15 с аэродрома Геленджик для сопровождения Ил-2 вылетела шестёрка Ла-5 во главе с опытным воздушным бойцом лейтенантом Н. Смирновым. Над Малой Землёй "Лавочкины" вступили в бой. Вот как вспоминает об этом бое ныне Гвардии полковник запаса С. Ю. Ясанис:

"Апрельский день 1943 года выдался жарким. Совсем по-летнему припекало солнце. Заканчивалась подготовка к 3-му вылету. Лётчики полка получили задание - прикрыть 4 группы штурмовиков, которые должны нанести удар в районе высоты 397,2. Там было обнаружено скопление войск и техники противника. Наша восьмёрка Ла-5 сопровождала 3-ю группу в колонне штурмовиков, состоящую из 8 Ил-2 190-го авиационного полка.

- Товарищ командир, самолёт к боевому вылету подготовлен, - доложил механик Василий Ждан.

Сажусь, подключаю шлемофон. Поглядываю на часы. Скоро вылет. Все лётчики в кабинах. В шлемофоне слышно, как ведущий колонны штурмовиков ведёт радиообмен со стартовой радиостанцией нашего аэродрома. Летят крылатые танкисты - наши неразлучные друзья. По сигналу 2-х зелёных ракет запустил двигатель. Выруливаю на взлётно - посадочную полосу, следом - ведомый Младший лейтенант Вадим Храпов.

Наша восьмёрка поднялась в воздух и развернулась в сторону подходившей к аэродрому колонне штурмовиков. Четыре восьмёрки "Илов" летели на высоте 1200 метров, имея интервалы между группами 1500 - 2000 метров. Наш командир лейтенант Н. Смирнов вступил в радиосвязь с ведущим предпоследней группы "Илов" капитаном Бахтиным. Боевой порядок истребителей сопровождения состоял из 4 пар. Две пары шли по бокам строя "Илов", а Медведев с Глазыриным были на 200 метров выше их, и третья пара - Смирнов и Деков следовали сзади и в стороне на высоте 2000 - 2500 метров. Замыкающую группу "Илов" сопровождали 8 Ла-5 под командованием Капитана В. Орлова.

Но вот вся колонна из 60 самолётов легла на расчётный курс. Истребители прикрытия зорко осматривали воздух. Идём над Малой Землёй. На небе ни облачка. Бросаю взгляд на плацдарм, его не видно - он скрыт в сплошном дыму и пыли. На земле идёт яростный бой. Воздушная обстановка тоже сложная. Выше нас кружится карусель своих и вражеских самолётов. Наши истребители вели ожесточённую схватку с "Мессерами", которые пытались расчистить воздушное пространство от советских самолётов. Мы удачно проскочили район воздушного сражения, оставили позади линию фронта и вошли в зону многослойного зенитного огня и заслона истребителей противника.

Наступает ответственный момент. Караван "Илов" подходит к району нанесения удара. Лейтенант Н. Н. Смирнов по радио требует усилить наблюдение. Главное сейчас - внезапно приблизиться к цели. Вдруг впереди по курсу заметили густые облака пыли. Сомнений, быть не могло: колонны фашистских танков и мотопехоты торопились к передовой. Первая группа штурмовиков приступила к работе. Её ведущий доложил: "Вижу цель, атакую !"   Капитан Бахтин, качнув крылом, подал условный сигнал: принять боевой порядок над целью. Самолёты Ил-2 выстраиваются в правый "пеленг".

Вот и наша группа над целью. В лощинах, и оврагах сосредоточены фашистские подразделения и части. Из леса, района ожидания, выползают десятки вездеходов с полевыми орудиями и автомашины с пехотой. Вовремя мы успели, ещё полчаса - и вся эта лавина устремилась бы на защитников Малой Земли. Реактивные снаряды, а затем и бомбы посыпались на скопления войск, машин, орудий врага. На 2 - 3-м заходе "Илы", став в круг, пикировали на цель и пушечно - пулемётным огнём уничтожали гитлеровцев. Внизу, в лощинах и оврагах, был сущий ад. Взрывались боеприпасы, бензозаправщики, горели танки, артиллерийские тягачи и автомашины. Израсходовав боеприпасы, восьмёрка штурмовиков направилась на аэродром, а на смену ей прибыла другая группа "Илов". В это же время в районе Федотовки успешно громили врага лётчики 618-го штурмового авиационного полка.

Предстояла опасная обратная дорога. Лётчики Рябов и Данилин с трудом пилотировали самолёты Ил-2, подбитые зенитным огнём, и поэтому группа штурмовиков имела небольшую скорость. Вскоре со стороны моря появились вражеские истребители, маскируясь в лучах солнца. Оказавшись сзади штурмовиков, 14 "Мессеров" одновременно с 3-х сторон напали на нашу группу. Такой маневр враг повторял во всех последующих атаках.

В этот момент четвёрка лейтенанта Н. Смирнова энергично развернулась и перешла в лобовую атаку. Но её не приняли фашисты. Самоуверенные гитлеровцы рассчитывали, что превосходство в численности и в свободном маневрировании позволит им разделаться с нами. А вышло наоборот. Николай Смирнов поймал в прицел подвернувшегося фашиста и открыл огонь. "Мессер" загорелся и врезался в землю. Успешно вели бой Иван Медведев и Михаил Глазырин. И тут я заметил, что подбитый самолёт Ил-2 с бортовым номером "33" стал отставать от строя и тотчас 4 Ме-109 устремились к нему. Экипажу "Ила" грозила опасность. Медлить было нельзя. Левым разворотом через "плечо" быстро вывожу свой истребитель на пересекающий курс первой пары и сбиваю ведущего. Второй паре удаётся прорваться к "Илу". У меня невыгодная позиция. И поэтому с ходу вклиниваю свой самолёт между штурмовиками и гитлеровцами, чтобы сбить им прицельную стрельбу. И в ту же секунду почувствовал сильный удар в бедро, резкую боль в левой ноге.

Почти в то же время воздушный стрелок "Ила" сержант Ягин меткой очередью сбивает Ме-109. Второй "Мессер", атакованный моим ведомым, свечой уходит вверх. "Командир, прыгай, горишь !" - тревожно звучал по радио голос ведомого. Я решил покинуть самолёт. Языки пламени подбирались к кабине, дым разъедал глаза. "Вадим, прикрой "тридцать третьего", - приказал я ведомому младшему лейтенанту Храпову. "Вас понял, командир, не беспокойтесь !"

Тем временем я отстегнул привязные ремни, открыл фонарь и вывалился из кабины истребителя. После того как парашют раскрылся, огляделся. На меня заходила пара "Мессеров". Нет, смерти я не боялся. Обидно было, что должен погибнуть вот так, с одним пистолетом в руке, не ответив ударом на удар. "Мессеры" приблизились. К моему счастью, вовремя подоспел комсомолец Вадим Храпов. Совершив искусный маневр, он зашёл в хвост одному стервятнику и сбил его. Второй "Мессер" резко свернул в сторону моря и скрылся. Я приземлился недалеко от того места, где лежал на фюзеляже штурмовик с бортовым номером "33". "Значит, успели его прикрыть", - подумал я и увидел радостные лица подбежавших ко мне лейтенанта Рябова и сержанта Ягина".

Этот рассказ является описанием типичного эпизода многочисленных воздушных боёв всей эпопеи над Малой Землёй. Подводя боевые итоги дня 20 апреля, Маршал Советского Союза Г. К. Жуков из 18-й армии докладывал в Ставку:

"По данным пленного, при налёте нашей авиации был разгромлен штаб группы войск противника, руководивший 4-мя дивизиями, в задачу которых входило уничтожение нашей десантной группы. В результате этого удачного налёта было убито свыше 12 офицеров штаба, нарушена связь с частями, а наступление, которое противник готовил на этот день, было сорвано..."

*     *     *

Не секрет, что на войне главным видом боевого обеспечения является разведка. Командование без разведки слепо. Как оперативная разведка   (на дальность 100 - 300 км), так и тактическая  (на дальность 30 - 60 км), проводимая истребительной авиацией, занимала важное место в обеспечении боевых действий всех родов войск и существенно дополняла другие виды разведки.

Разведка осуществлялась отдельной истребительной авиационной эскадрильей корпуса, которая к этому времени получила богатый боевой опыт. В неё были подобраны лучшие лётчики. Им приходилось ежедневно выполнять по нескольку вылетов в районы, усиленно охраняемые зенитками и истребителями, и своевременно доставлять точные и достоверные сведения о противнике.

Так, 12 октября 1943 года по заданию начальника штаба ВВС РККА Генерал - полковника авиации С. А. Худякова лётчики истребительной эскадрильи в течение дня совершили по 5 вылетов на воздушную разведку. Они обнаружили крупное сосредоточение танковых войск противника в районе Букринского плацдарма, с которого предполагалось наступать на Киев. За исключительно важные разведывательные данные Маршал Советского Союза Г. К. Жуков лётчикам А. Балясникову, Г. Боровикову, А. Железняку, М. Чаброву, С. Ясанису и М. Шевченко объявил благодарность.

Советское командование учло эти данные и приняло решение скрытно произвести перегруппировку войск на Лютежский плацдарм и с него нанести главный удар, а на Букринском плацдарме инсценировать ложное наступление.

В январе 1944 года штурмовые авиаэскадрильи получили срочное задание: разгромить вражеский аэродром. Именно на нём скопилось много бомбардировщиков, они постоянно наносили удары по нашим передовым частям, совершали рейды и по тылам. Кроме того, на этот аэродром прибывали транспортные самолёты, доставлявшие бензин, боеприпасы и продовольствие. С того же аэродрома летали и воздушные разведчики, собиравшие сведения о наших войсках.

Зелёная ракета прочертила в небе дугу. Взревели моторы, "Илы" оторвались от земли, приняли боевой порядок, пошли на выполнение задания. Вслед за штурмовиками взлетела группа истребителей, ведомая старшим лейтенантом Сергеем Ясанисом.

Командир группы штурмовиков сверил местность по карте. Шли точно по курсу. Вот и то место, где должна находиться цель, в 15 - 20 километрах от города. Лес впереди вытянулся крутой дугой. А там, справа, где он только начинал свой изгиб, открылось большое поле. Вот туда и устремились штурмовики. Зенитки начали яростную пальбу. Но "Ильюшины", прорвавшись сквозь мощный заслон огня, один за другим пошли в пикирование. Ведущий группы нажал на гашетку и реактивные снаряды врезались в серые туши вражеских машин. Работали спокойно, зная, что от фашистских истребителей их надёжно защищают наши "ястребки". Внизу был сущий ад. Взрывались самолёты, бензозаправщики, горели постройки, вокруг полыхал огонь, валил чёрный дым.

Группа Можейко вышла из пикирования и пошла на повторный заход. Опять начали рваться реактивные снаряды. В утреннем полумраке были отчётливо видны их огненные шары, летящие в сторону врага, пламя, вырывающееся из 23-мм пушек. На лётном поле горели "Юнкерсы" и "Хейнкели".

Маневрируя между разрывами зенитных снарядов, наши истребители обеспечили успешную работу "Илов". Но вражеские зенитки били нещадно. Небо почернело от густых шапок разрывов. В полёте на малой высоте погиб Пётр Шаронов. Зенитный снаряд разорвался в его кабине.

Одновременно с успешной работой штурмовиков, которых опекала четвёрка Сергея Ясаниса, пара истребителей И. Медведева отражала атаку 4 FW-190. Чувствуя свое превосходство, немецкие истребители наседают. Вражеские очереди смыкаются вокруг "Лавочкиных". Медведев не заметил, как сзади чёрный лоб "Фоккера" упёрся в хвост его истребителя и начал изрыгать огонь из 4 пушек и 2 пулемётов. Ещё секунда, нет, доля секунды, и всё бы для него кончилось... Но вовремя подоспел Ясанис и длинной очередью отсёк атаку "Фоккера". Теперь стало легче, ибо соотношение сил было равное.

Моран-Ж

Лётчики С. Ясанис и Калмятов на фоне Ла-5Ф.  Зима 1944 года.

Пара старшего лейтенанта Авраменко продолжала охранять штурмовиков. В одной из атак, когда до ведущего "Фокке-Вульфа" оставалось не более 100 метров, Медведев выпустил длинную очередь. Немецкий самолёт, вспыхнув свечой, резко пошёл вниз. В это время ведущий второй пары FW-190 пошёл в атаку на Медведева, но тут же мощная огненная струя снарядов, выпущенная истребителем Сергея Ясаниса, врезалась в фюзеляж "Фоккера", разорвала его на мелкие кусочки. И на этот раз отважный лётчик опередил фашиста. И все-таки не суждено было в этот день Медведеву вернуться на свой аэродром. Будучи подбитым, он произвёл вынужденную посадку севернее Киева. Утром снова взлетел, но в воздухе самолёт загорелся. На этот раз пришлось садиться на лес. Только через 2 недели Медведев вернулся в свой полк.

Штурмовка и бомбёжка вражеского аэродрома кончились блестяще. Все штурмовики вернулись домой.

Без точных и своевременных разведывательных данных, как известно, успеха не добиться. Поэтому лётчики вылетали на разведку ежедневно в любую погоду. Подготовка к полётам проводилась с особой тщательностью. Скрупулёзно изучались карта и расчётные данные маршрута полёта. Курсы полёта рассчитывались с высокой точностью, с учётом любых неожиданностей и по нескольким вариантам. Все необходимые данные наносились на полётную карту и маршрутную карточку. Это помогало лётчикам разведывательной эскадрильи успешно решать задачи любой сложности.

За точное выполнение боевых заданий эскадрилья неоднократно отмечалась командованием армии и фронта. Вот какую оценку эскадрилье дало командование 2-й Воздушной армии:

"Разведывательная эскадрилья 10-го истребительного авиационного корпуса РВГК в период со 2 октября 1943 года по 10 августа 1944 года произвела 2488 успешных самолёто - вылетов на разведку войск противника, доставив командованию Воздушной армии и фронта важные сведения о немецко - фашистских войсках. Эти разведданные помогали командованию своевременно вскрыть замысел противника и принять соответствующее решение... Разведывательная эскадрилья до сих пор продолжает быть лучшей во 2-й Воздушной армии".

Много замечательных подвигов совершили отважные лётчики этой разведывательной эскадрильи. На боевом пути от Белгорода до Праги они произвели 3528 разведывательных вылетов, 711 фотографирований. Сбросили на вражеские войска 2256 50-кг бомб, израсходовали 187 500 снарядов, уничтожили 1115 автомашин и много другой техники. Сбили в воздушных боях 129 фашистских самолётов и 8 аэростатов - корректировщиков.

Во главе эскадрильи стоял один из лучших разведчиков истребительной авиации Алексей Иванович Балясников. Замечательным лётчиком и талантливым воздушным разведчиком был и заместитель командира эскадрильи Гвардии старший лейтенант Сергей Юлианович Ясанис, позднее возглавивший эту эскадрилью.

Славился в 113-м Гвардейском истребительном авиационном полку Гвардии лейтенант Сергей Ясанис. Его разведывательные донесения оценивались командованием высшим баллом. Он успешно вскрывал движение вражеских колонн, обнаруживал скопление танков и огневые позиции, производил фотосъёмки аэродромов и железнодорожных станций. Способности лётчика высокого класса и незаурядного воздушного разведчика Сергей Ясанис проявил уже в начале своего боевого пути, в огненном небе Сталинграда. Потом боевые вылеты и разведка под Ростовом, на Кубани, на Курской дуге, под Киевом, Львовом, в Карпатах.

Что он умел лучше всего ?   Летать ?   Штурмовать ?   Разведывать ?   Приводить группы точно на цели, метко поражать их ?   Всё он умел в высшей степени, всюду поспевал в нужный момент. Труд, старание отличали его в каждом полёте. Ясанису были присущи предельно развитое чувство долга, цельность характера. Разведчик - истребитель Сергей Ясанис провёл не одну сотню разведывательных вылетов, в том числе в интересах целого фронта.

Иван Логвинов до прихода в 113-й Гвардейский авиаполк работал на шахтах Донбасса. По зову сердца пошёл в авиацию. После окончания лётной школы прибыл в часть. Своей внешностью он выделялся среди боевых товарищей. Высокого роста, энергичный, сдержанный, лётчик беззаветно любил своё дело. Его талант истребителя не мог быть незамеченным. Опытный воздушный боец Сергей Ясанис взял Логвинова своим ведомым. Новичок считал для себя большой честью летать в паре с опытнейшим, закаленным в боях лётчиком.

Вскоре о дружной боевой паре стали хорошо говорить на партийных и комсомольских собраниях, писать в боевых листках и фронтовых газетах. Неутомимые разведчики совершают по 5 - 6 вылетов в день, привозя ценные данные, безошибочно обнаруживая то склады в лесах, то вражеские танки в копнах ржи и в оврагах, то замаскированные самолёты на аэродромах.

...Приказ исходил лично от Командующего воздушной армии. Наступление только начиналось, и противник подтягивал резервы для контратак. Имелись сведения о появлении новых танковых частей в районе Ново-Миргорода - Ризино. Но где именно ?

На этот вопрос могли и должны были дать ответ разведчики 113-го истребительного полка.

Утром четвёрка быстроходных истребителей взлетела с аэродрома и взяла курс на указанный район за линию фронта. Пробивая пелену облаков, они снизились до бреющего полёта, тщательно просматривая дороги и села, рощи и лощины, в которых может скрываться враг. Ничего не ускользнёт от зоркого глаза лейтенанта Ясаниса, младших лейтенантов Калмыкова, Любенкова и Хортова.

В наушниках командира полка С. И. Чертова, сидящего у радиостанции, послышался чёткий голос С. Ясаниса: "Вижу следы коробочек... В лесу скопление боевой техники... квадрат...", - и назвал номер. Обратная команда: "Определите количество танков". Этот приказ поступил от Командующего. Ответ мог показать, каковы замыслы противника, а главное - какие силы авиации надо направить немедленно к месту обнаружения техники врага, южней Ризино. И разведка продолжалась. Что только не делали с самолётами Сергей Ясанис и его ведомые, чтобы сосчитать танки !

Рядом, впереди и выше мгновенно возникли зловещие клубки и шапки разрывов, проскакивали стаями трассирующие пули и снаряды. Огонь с земли достигал высшего предела, его вели из "эрликонов", танков, из всех видов оружия. Но зато теперь просматривалась вся роща: танки угадывались под кучей веток, стояли на недавно пробитых ими тропах, прижимались борт к борту на полянах, примыкающих к роще. Считать и считать. Истребители, меняя направление полёта, делали змейки, перекладывали самолеты с крыла на крыло, круто виражировали.

Наконец ведущий нажал на кнопку передатчика, и краткий доклад поступил туда, где с нетерпением ждали ценных сведений. А через несколько минут над скопищем врага неожиданно повисли советские штурмовики и бомбардировщики, превратившие в груды металла танки, самоходки и полевые пушки противника. Танковые резервы, которые гитлеровское командование намеревалось бросить в контрнаступление, были разгромлены.

13 июля 1944 года войска 1-го Украинского фронта перешли в наступление на Львовском направлении. 27 июля Львов был освобождён советскими войсками.

На рассвете 15 июля 1944 года лётчики С. Ю. Ясанис и И. Р. Логвинов получили очередное задание. В лесном массиве западнее Зборова было обнаружено до 50 замаскированных вражеских танков, а на шоссейной дороге Золочев - Езерна - 3 вражеские колонны  (около 90 танков и 120 автомашин).

Вот как рассказывает об этом бывший начальник штаба 48-го танкового корпуса вермахта Ф. Меллентин:

"Маневр 1-й танковой дивизии прошёл удачно... Совсем иначе обстояло дело с 8-й танковой дивизией. Русские прорвали оборону в том месте, где мы и предполагали, поэтому дивизии следовало, выполняя приказ, лишь пройти через лес по заранее установленному маршруту... Но командир дивизии, к несчастью, решил уклониться от полученных указаний и для выигрыша времени начал движение по шоссе Золочев - Езерна, хотя генерал Бальк самым строжайшим образом запретил всякое передвижение войск но этой дороге. Результат нарушения, приказа не замедлил сказаться. На марше 8-я танковая дивизия, двигавшаяся длинными колоннами, была атакована русской авиацией и понесла огромные потери. Много танков и грузовиков сгорело; все надежды на контратаку рухнули".

В те дни воздушные разведчики дивизии выполняют ответственные задания, вылетая за линию фронта по 3 - 4 раза в день.

...Наше командование было встревожено: немцы участили бомбовые удары. Попытки разведчиков обнаружить таинственный аэродром, с которого вылетали бомбардировщики, не увенчались успехом. Оставалась надежда на воздушный поиск. Это задание было снова поручено лучшему воздушному разведчику Сергею Ясанису. Вот что рассказывает об этом он сам:

"Ранним утром, получив задание, я и старший лейтенант Иван Логвинов поднялись в воздух. Предполагалось, что аэродром противника находится километрах в 100 от линии фронта. На этом расстоянии мы и обнаружили его, хорошо замаскированный в одной из Карпатских долин. Снижаюсь до бреющего и фотографирую: истребители, бомбардировщики... Гитлеровцы настолько растерялись от такой дерзости, что забыли о противовоздушной обороне. Ещё несколько кадров и можно уходить, опомнится враг - несладко будет. И вдруг слышу: "Ястреб !   Нас атакуют сверху !"   Иван Логвинов, пока я набирал высоту, начал бой один против 10 фашистов. Выжимаю из самолёта всё, что можно, а мне навстречу уже несётся ведущий десятки немцев. Ясно, лобовой атаки не миновать !   Опытный враг. Отвлекая моё внимание, он дает возможность другим атаковать меня сзади. Но там Логвинов !   Я стиснул зубы и решил: будь, что будет, а со встречного курса не отверну...

Когда остались считанные метры, нервы немецкого лётчика не выдержали. Он, чтобы избежать столкновения, резко взял ручку на себя. Этого было достаточно, чтобы разрядить боекомплект в жёлто-грязный фюзеляж. Без своего ведущего группа растерялась. На подмогу ей уже поднимались новые истребители, и мы не стали мешкать. Маневрируя до бреющего, скрылись в одном из ущелий. А через несколько часов штурмовая авиация так обработала этот аэродром, что нечего было и думать о быстром его восстановлении. Вскоре наши войска начали успешное наступление в Карпатах. За эту разведку командующий Воздушной армией вручил мне орден Красного Знамени, а старшему лейтенанту И. Логвинову - орден Отечественной войны 2-й степени..."

Гул боёв перемещался всё дальше на запад, в направлении Карпатских гор.

Во второй декаде января 1945 года по решению Ставки Верховного Главнокомандования в Западных Карпатах развернулось наступление 4-го и 2-го Украинских фронтов, которые с учётом румынских и чехословацких войск имели в своём составе свыше 650 тысяч человек, 9910 орудий и миномётов, 453 танка и самоходно - артиллерийских установок, 1283 боевых самолёта. Всего перед двумя Украинскими фронтами противник имел 550 тысяч человек, 330 танков а штурмовых орудий, около 5000 орудий и миномётов, 680 самолётов. Командование Вермахта заблаговременно создало прочную систему обороны в Западных Карпатах, где каждая высота была опорным пунктом.

В соответствии с замыслом операции войскам 4-го Украинского фронта предстояло разгромить противостоящего противника, преодолеть Западные Карпаты и выйти в долину рек Висла, Одра до Моравска - Остравы.

8-я Воздушная армия  (около 600 самолётов)  в первые дни операции сии сосредоточила свои усилия на поддержке 38-й армии, которая наносила удар в общем направлении на Горлице, Новы - Сонч, Краков. 10-й авиационный корпус был единственным истребительным соединением на 4-м Украинском фронте. Поэтому ему поручалось прикрывать все сухопутные армии и соединения бомбардировщиков и штурмовиков.

Перед наступлением разведчики подразделений 8-й Воздушной армии были вызваны в штаб фронта, что было для них неожиданностью. От 10-го корпуса прибыли командир разведывательной эскадрильи Гвардии капитан С. Ю. Ясанис, командиры звеньев Гвардии лейтенанты Г. С. Боровиков и Н. Ф. Михалин. Командующий фронтом Генерал армии И. Е. Петров, оцепив обстановку, поставил перед разведчиками конкретные задачи, обратив внимание на тщательное разведывание глубоко эшелонированной обороны противника.

С 5 января по 9 мая 1945 года сотни метров пленок с добытыми сведениями были доставлены лётчиками разведывательной эскадрильи в вышестоящие штабы. Разведданные помогли раскрыть систему обороны противника на территории между Вислой и Карпатами, а также на Моравска - Остравском направлении. Советским войскам предстояло прорывать долговременные оборонительные полосы и промежуточные рубежи, проходившие по западным берегам многочисленных рек и озер. Командование фронта и общевойсковых армий осталось очень довольно добытыми сведениями...

После демобилизации из рядов Советской Армии бывший лётчик - истребитель, отважный воздушный разведчик Сергей Ясанис жил и трудился в Ростове-на-Дону. Свой боевой путь он начал рядовым лётчиком, сержантом, а закончил службу Полковником, командиром 113-го Гвардейского Карпатского ордена Суворова 3-й степени истребительного авиаполка.

После Великой Отечественной войны Гвардии полковник С. Ю. Ясанис успешно передавал свой богатый опыт постоянному и переменному составу Военно - Воздушных сил, находясь на ответственных постах. За успешную службу он удостоен многих правительственных наград, в том числе высшей награды Родины - ордена Ленина.

И после выхода в запас Сергей Юлианович по-прежнему был полон сил и энергии, которые сполна отдавал военно - патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

(Иcпользованы материалы книги воспоминаний П. М. Бойкова - "На главных направлениях...")
*     *     *

Список всех известных побед Гвардии капитана С. Ю. Ясаниса:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
130.01.1943 г.1  Ме-109район РостоваЛа-5.
220.04.1943 г.1  Ме-109Федотовка
318.08.1943 г.1  Ju-87Ахтырка
424.09.1943 г.1  Ме-109Андрюши
507.10.1943 г.1  Ме-109Анадский
624.10.1943 г.1  FW-190Черныши
726.10.1943 г.1  Ju-88Григоровка
829.10.1943 г.1  Ju-87западнее Черныши
921.04.1945 г.1  FW-190Троппау

      Всего сбитых самолётов - 9 + 0;  боевых вылетов - 421;  воздушных боёв - 47.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz