Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

Зосимов Дмитрий Иванович

Д.И.Зосимов

Родился 2 Августа 1916 года в деревне Башкировка  (Малоярославский район Калужской области). В 1930 году окончил 7 классов. Работал слесарем. С Августа 1934 года в рядах Красной Армии. В Ноябре 1936 года Дмитрий Зосимов окончил Ейское военно - морское авиационное училище. Служил пилотом в ВВС КБФ. В Июле 1937 года уволен в запас, но в Апреле 1939 года призван вторично.

Участник Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов, награждён орденом Красного Знамени.

С началом Великой Отечественной войны сражался в составе 71-го истребительного авиационного полка ВВС Краснознамённого Балтийского Флота. Был командиром звена.

22 Июля 1941 года на подступах к Ленинграду  (в районе станции Веймарн)  на истребителе МиГ-3 в лобовой атаке таранил бомбардировщик противника Ju-88. "Юнкерс" упал, а самолёт Зосимова подвергся атаке 5 Ме-109. Лётчик посадил подбитую машину в поле и был ранен огнём истребителей, обстрелявших его приземлившийся самолёт. За этот бой награждён орденом Ленина.

Позднее сражался в составе 21-го истребительного авиационного полка ВВС КБФ в должности заместителя командира 1-й эскадрильи.

11 Сентября 1942 года тяжело ранен и отправлен для лечения в Москву. После выздоровления списан с лётной работы, служил в управлении ВВС ВМФ.

Всего выполнил 213 боевых вылетов, в 28 воздушных боях сбил 5 самолётов противника лично и 7 - в группе с товарищами.

Награждён орденами: Ленина  (дважды), Красного Знамени   (трижды), медалями.

*     *     *

11 Сентября 1942 года заместитель командира 1-й эскадрильи Капитан Д. И. Зосимов не вернулся из боевого вылета. Что с ним стало, было неизвестно. Но никто не верил в самое худшее: не такой он лётчик, чтобы погибнуть.

Да, всегда при виде Зосимова казалось, что трагический исход не для него. Сам он решительно отвергал для себя такую возможность как нечто нелепое, отвергал легко, с улыбкой, без всякой рисовки. И не потому, конечно, что наивно закрывал глаза на опасности боевого полёта. Отнюдь нет. В игнорировании возможности погибнуть на войне заключалось его личное отношение к психологической проблеме опасности. Барьер опасности лётчики наши преодолевали повседневно и успешно. Преодолевал его и Зосимов, придерживаясь правила: "Успех лётчика - в разумном бесстрашии". Только в этом случае, утверждал Зосимов, лётчик может сполна реализовать свои профессиональные возможности в сложной ситуации и действовать с максимальным шансом на успех.

Именно такому отношению к опасности училась молодёжь у старших, на личных примерах Слепенкова, Павловых, Горбачёва, Зосимова, Ковалева, Ломакина. Никто из них не понимал бесстрашие как безразличие к опасности. Это было бы противоестественно. Только психически больные люди не реагируют на опасность. Бесстрашные - это те, кто умеет отрицательные эмоции страха подавить силой воли, высоким сознанием долга. Таков был Зосимов.

Капитана Д. И. Зосимова однополчане знали как одного из блестящих мастеров воздушного боя. Ровно через месяц после начала Отечественной войны, 22 Июля 1941 года, он таранил на МиГ-3 вражеский бомбардировщик Ju-88, за что был удостоен ордена Ленина. А ещё раньше за отличие в финской кампании Д. И. Зосимов принял из рук М. И. Калинина орден Красного Знамени. В Августе 1942 года был награждён этим орденом ещё раз. Только за 3 месяца боёв  (Июнь - Август 1942 года)  Зосимов имел на своём счету 5 сбитых самолётов врага. Однажды он один вёл поединок с восьмёркой Ме-109. Их длительные атаки окончились безрезультатно, несмотря на многократное превосходство в силах.

В ходе последней схватки самолёт Д. И. Зосимова был подбит, а сам он ранен осколками в правое бедро. Когда, возвращаясь домой, он находился по эту сторону линии фронта, самолёт загорелся. Следовало бы, казалось, выброситься с парашютом. Высота позволяла. Но Зосимов этого не сделал. Он решил попробовать спасти машину.

Резкими эволюциями он стал сбивать пламя. Не получалось. Огонь проник в кабину, обжигая лицо, руки. Загорелись гимнастёрка, парашют, брюки. Горячий воздух перехватывал дыхание. Хотя и открыт фонарь, дышать было всё труднее. Он уже понимал, что самолёт не спасти. Попытка сделана, совесть чиста, теперь прыгать !   Но было поздно: высота слишком мала и её уже не набрать для прыжка. Выход один - садиться на горящем самолёте.

Зосимов повёл горящий "Як" на посадку. В момент удара о землю, лётчика с громадной силой рвануло вперёд. Противодействовать инерции - вне человеческих возможностей. Искры посыпались из глаз, но сознания он не лишился. Самолёт продолжал брюхом ползти по земле, но уже без Зосимова. Он вовремя вывалился из кабины, угодив в канаву, полную грязи. По канаве, будто специально подвернувшейся для укрытия, лётчик спешил отползти как можно дальше. Вероятно, не прошло и минуты, как с грохотом взметнулось огромное пламя с клубами дыма...

Несмотря на относительно благополучную посадку, лётчик довольно сильно пострадал: получил ожоги лица, рук, задней поверхности правой ноги. В области лба и волосистой части головы - ссадины, ушибы с кровоподтеками. Задняя поверхность обожжённого бедра была поражена множеством мелких металлических осколков, глубоко засевших в толще мягких тканей.

После оказания первой помощи, было решено организовать эвакуацию Зосимова в Москву, где находилась его семья, отец, мать. Основная трудность заключалась в том, что тяжёлое состояние делало раненого пока нетранспортабельным. Однако и эту проблему удалось решить: на санитарном самолёте его доставили в Центральный Военно - Морской госпиталь. После излечения в полк он уже не вернулся, служил в управлении ВВС ВМФ.

(Из книги В. Г. Митрофанова - "С крылатыми героями Балтики")

*     *     *

Список всех известных побед Капитана Д. И. Зосимова:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
122.07.1941 г.1  Ju-88  (сбит таранным ударом)ЗенитицыИ-153, Як-1.
226.07.1941 г.1  Hs-126  (в паре - 1 / 2)Финский залив
302.07.1942 г.1  Hе-111  (в паре - 1 / 2)Большое Стремление
41  Hе-111  (в паре - 1 / 2)Калинало - Ярви
507.07.1942 г.1  Hе-111остров Сейскар
618.07.1942 г.1  Hе-111  (в паре - 1 / 2)Курголово
712.08.1942 г.1  Ме-109порт Лахденпохья

      Всего сбитых самолётов - 5 + 7  [ 3 + 4 ];  боевых вылетов - 213;  воздушных боёв - 28.

*     *     *

Эпизоды из боевой деятельности:

22 Июля 1941 года лётчики 71-го ИАП КБФ Д. И. Зосимов и В. П. Бухтеев при возвращении с разведки в районе станции Веймарн на высоте 2000 метров были атакованы двумя Ju-88. Бухтеев произвел по одному из них несколько атак. "Юнкерс" пошёл на снижение с задымленным мотором. Бухтеев стал его преследовать, но заметив перебои мотора своего самолёта, совершил вынужденную посадку. Зосимов произвёл 6 атак по второму Ju-88, подбив один из моторов. Несмотря на это, самолёт противника начал заходить на колонны советских войск. Израсходовав весь боезапас, на высоте 400 метров Зосимов таранил "Юнкерс" в лоб в неработающий мотор. После тарана Ju-88 загорелся и упал в районе деревни Зенитицы. В это время на самолёт Зосимова, который продолжил полёт, навалилось 5 Ме-109. Мотор на самолёте Зосимова задымил, появилось пламя. Скольжением на высоте 800 метров пламя было погашено, но отказало управление. Лётчик совершил посадку в поле близ деревни Зенитицы. При этом он был ранен огнём с истребителей противника, которые расстреляли приземлившийся самолёт.

2 Июля 1942 года лётчики 21-го ИАП в течение дня вылетали на поиск и уничтожение самолётов противника в восточной части Финского залива. При патрулировании в районе острова Сейскар четвёрка "Яков"  (Горбачёв - Бараев, Зосимов - Пимакин)  в 10:46 на высоте 2500 метров вела воздушный бой с Hе-111. После четвёртой атаки пары Зосимов - Пимакин один Hн-111 был сбит и упал около деревни Большое Стремление.

7 Июля 1942 года четвёрка Як-1  (Королёв, Зосимов, Пимакин и Чернышенко)  вылетала на разведку кораблей в Финском заливе. В 12:35 - 12:40 по разрывам зенитных снарядов в районе острова Сейскар на высоте 1200 метров заметили 3 Hе-111. Один самолёт противника, увидев советские истребители, на повышенной скорости ушёл в направлении Лужской губы. Два других были атакованы сзади снизу с дистанции 75 - 100 метров и после 6-й атаки сбиты. Одного сбил Зосимов.

18 Июля 1942 года четвёрка Як-1  (Зосимов - Пимакин, Леоничев - Ткачёв)  вылетала на прикрытие самолётов в районе острова Сейскар. Пара Як-1  (Зосимов и Пимакин)  в 18:50 на высоте 2500 метров встретила 4 Hе-111 и 2 Ме-109 и атаковала их. Сделали 10 атак. Один "Хейнкель" упал в районе деревни Курголово. "Мессершмитты" в бой не вступали.

12 Августа 1942 года в период 19:30 - 20:53 шестёрка Як-1 из 21-го ИАП сопровождала Пе-2 на бомбоудар по катерам противника в порту Лахденпохья. В районе цели на высоте 3000 метров заметили 6 Ме-109. Пара "Мессеров" пошла в атаку на Пе-2. Отражая атаку, П. И. Павлов сбил одного Ме-109, Д. И. Зосимов другого. Один из "Мессеров", сильно задымив, вышел из боя в северном направлении, а остальные 3 Ме-109 - в направлении Лахденпохья.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz