Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Звезда Героя Советского Союза

Балалуев Алексей Андреевич

А.А.Балалуев

Родился 29 Сентября 1914 года в деревне Цимбулова, ныне Волховского района Орловской области, в семье рабочего. Окончил неполную среднюю школу, затем школу фабрично - заводского ученичества. До войны жил в Москве, работал электромонтёром на заводе. С 1936 года в Красной Армии, в том же году окончил военную авиационную школу лётчиков.

С началом Великой Отечественной войны Лейтенант А. А. Балалуев в действующей армии. Сражался на Северо - Западном, Калининском и 1-м Украинском фронтах.

С Июня 1941 года по Февраль 1943 года служил в составе 21-го истребительного авиационного полка. 10 Октября 1942 года был тяжело ранен в воздушном бою. После выздоровления был инструктором - лётчиком Главного управления боевой подготовки фронтовой авиации.

К концу войны Майор А. А. Балалуев совершил 345 успешных боевых вылетов, провёл 52 успешных воздушных боя, сбил лично 17 самолётов противника и 5 в составе группы, уничтожил 1 аэростат - корректировщик.

18 Августа 1945 года за мужество и героизм, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны продолжил службу в ВВС. 9 Августа 1946 года погиб при исполнении служебных обязанностей.

Награждён орденами Ленина, Красного Знамени  (трижды), медалями. В городе Кольчугино  (Владимирская область)  его именем названа улица и установлена мемориальная доска.

*     *     *

- Отказался, наотрез отказался, товарищ Генерал. Говорит, только в полк, в бой. Не затем, говорит, валялся в госпитале, собирал себя по частям, кости сращивал, чтобы засесть в канцелярии.

- Так, так. - Генерал М. М. Громов встал, вышел из-за стола, прошёлся по кабинету. - Нравится мне этот вояка. Ещё больше хочу иметь такого лётчика в качестве инструктора. Пригласите ко мне.

Чуть скрипнула дверь, и в кабинет вошёл вихрастый, круглолицый Капитан. Принял стойку "смирно" и отчеканил:

- Товарищ Генерал, по вашему приказанию...

- Садитесь, Алексей Андреевич.

- Слушаюсь, товарищ Генерал.

- Между прочим, Алексей Андреевич, у меня есть имя и отчество.

Громов испытующе, с хитринкой глянул в глаза Капитану, улыбнулся.

- Знаю, товарищ Генерал, виноват, Михаил Михайлович... Официальный разговор. Субординация.

- Всё правильно, Алексей Андреевич, - перебил его Громов, - но я с вами посоветоваться хочу. Кстати, как вы устроились ?   Как домашние дела ?   Вы ведь на Тишинке живёте ?   Из эвакуации семья вернулась ?

Балалуев поблагодарил за внимание, рассказал, что семья живёт нормально и что он уже объявил о своём намерении непременно ехать на фронт, в свой полк. Как теперь объяснять своим о новой работе в качестве инструктора при Управлении здесь, в Москве, в тылу, - он не знает, вообще не представляет себя в этой роли. Ведь там, на фронте, идут бои. Только там его место.

- А как вы представляете работу инструктора - лётчика нашего Управления ?

- Как и всех инструкторов. Сидеть в канцелярии. Писать отчёты, подбивать "бабки". Изредка - выезды в училища. Полёты в зону вместо "Ивана Ивановича". Пара замечаний на ходу и роспись в акте о выпуске ещё одной группы неоперившихся птенцов.

- Не то, Алексей Андреевич, не то, - задумчиво произнёс Генерал и не спеша начал раосказывать, как он сам представляет работу инструктора. Первое: основное время проводить на фронте, в боевых полках. Вводить в строй молодёжь. Умно, расчётливо. Крестить огнём. Водить в бой самому. Учить бою. Второе - летать со "стариками". Приглядываться, изучать, обобщать. Собирать опыт по крохам. И третье - самое главное: думать в масштабе не эскадрильи и полка, а за всю истребительную авиацию. Видеть небо всей страны.

- Значит, в тылу держать не будете ? - обрадованно спросил Капитан.

- Надо будет, и туда пошлём. Резервы ковать нужно. Без них выдохнемся, не одолеем врага. Но главное - фронт, боевой опыт. Тактика. Поиски.

На улице начало уже темнеть. Генерал заметил это и, подойдя к окнам, опустил чёрные шторы, задернул маскировочные занавески, включил свет. Беседа продолжалась долго. В итоге этого разговора начальника Главного управления боевой подготовки истребительной авиации Генерала М. М. Громова с боевым лётчиком явился приказ о назначении вышедшего после ранения из госпиталя Капитана А. А. Балалуева инструктором - лётчиком вышеозначенного управления.

И началась у Алексея новая работа. Интересная, трудная, захватывающая. На огромном расстоянии, растянувшись от самых северных сопок под Мурманском до скалистых крымских берегов, поперёк всей страны клокотал огнём и металлом фронт великой битвы с фашизмом, над которым, не смолкая, шли воздушные бои за право быть хозяином неба. И в этой воздушной битве каждому участнику была отведена своя роль, определено место.

Балалуев с первого дня войны - на фронте, в боевом полку. Ему знакома и привычна фронтовая обстановка в своём родном полку. Был лётчиком, стал командиром звена, а затем и эскадрилью доверили. Водил в бой группы из 6 - 8 самолётов. Прикрывал бомбардировщиков, штурмовиков, смело кидался в пекло боя, подкарауливал на виражах "Мессеров", зажигал "Юнкерсы", летал на разведку, штурмовал вражеские аэродромы. В лётной книжке значилось уже более 200 вылетов. Бил врага, побеждал, и сам был бит, и не однажды. Горел, с трудом выбирался из кабины горящего истребителя и дёргал кольцо парашюта. Потом опять вылеты, бои. Всё шло своим привычным порядком.

Теперь многое изменилось. И прямо с первого же задания. В Главный штаб ВВС с одного из участков стали поступать донесения о больших потерях. Таяли самолёты, гибли лётчики. В чём дело ?

- На этот вопрос вам и надо дать ответ Капитан, - поставил перед инструктором - лётчиком задачу его начальник, - и не только докопаться до причины, но и помочь устранить её. Это главное.

С таким напутствием и вылетел на фронт инструктор - лётчик Балалуев. Через несколько часов он посадил свой истребитель на фронтовом аэродроме, доложил о своём прибытии командиру авиационной дивизии и приступил к работе. Проштудировал журнал боевых действий, в котором часто повторялась фраза: "С боевого задания не вернулись..."   Вызвал на разговор некоторых командиров звеньев, лётчиков. Кое-что прояснилось.

Поступила команда - приготовить группу истребителей к боевому вылету. Капитан А. А. Балалуев включил себя в боевой расчёт и, заняв место в строю, поднялся в небо. Он принял участие в воздушном бою, наравне со всеми разделил опасности схватки с "Мессерами". Вёл за собой звено молодых лётчиков, управлял боем и в то же время анализировал замысел воздушной схватки и действия ведущих и ведомых, начиная от взлёта и до посадки. Понравилась напористость лётчиков, их бесстрашие.

А вечером по настоянию Балалуева был организован обстоятельный разбор этого вылета. Со схемами, с подробным анализом действий лётчиков, пар и групп. С анализом, критикой. Вставали командиры звеньев и говорили то, что казалось для них наиболее важным. Выяснили теневые стороны, ошибки, вырисовывались наиболее целесообразные варианты действий групп.

- Мы сбили 3 "Мессера", потеряли 2 свои машины. А могли ничего не потерять, - возбуждённо говорил командир звена Елисеев. - Да, могли не потерять ни одной машины. Мы шли двумя эшелонами по высоте, а надо было одну пару послать в третий, самый верхний эшелон.

Немало было высказано и других интересных предложений. Говорили и о тактических приёмах, и о более глубоком знании вражеской техники, её возможностей, и о пилотажном мастерстве, радиодисциплине, и о подготовке самолётов к вылету. Выходило так, что всё это являлось составными элементами победы в воздушном бою.

Душой, зачинщиком этого разбора был Капитан А. А. Балалуев, по должности лётчик - инструктор. Выслушав предложения, он выступил на разборе, дал несколько полезных рекомендаций. А на другой день вновь вылетел с другой эскадрильей на сопровождение бомбардировщиков, и опять пришлось ему принять участие в воздушном бою. И не только драться с врагом должен был Алексей Балалуев, но и учить искусству воздушного боя других лётчиков и в то же время учиться самому. Для него теперь каждый боевой вылет являлся своеобразной лабораторией эксперимента, проверкой новых тактических приёмов, которые подсказывала богатая опытом практика.

Целый месяц пробыл в авиационной дивизии инструктор - лётчик Балалуев и за это время сумел многое сделать для разработки и внедрения новых тактических приёмов боевых действий истребителей. Повысилось боевое мастерство лётчиков, кривая потерь техники и личного состава резко пошла вниз.

Балалуев вернулся в Москву, обстоятельно доложил свои выводы и предложения Начальнику управления. Генерал скрупулёзно разобрался во всём, затем повёл Балалуева в знакомый ему кабинет Громова. Потом в управлении обсудили предложения и боевые примеры, о которых доложил Балалуев. Вскоре на фронты пошла инструкция о новых тактических приёмах истребителей.

- Теперь поедете в училище, в тыл, - поставил задачу инструктору - лётчику Громов. - Проведёте теоретические конференции, внедрите ваши предложения в практику обучения курсантов. Чтобы не переучивать их там, на фронте, в боевых полках. Курсанты должны с первых вылетов готовиться к бою.

Балалуев помрачнел. Видно, не по душе ему была поездка в глубокий тыл. А Громов, словно угадав его мысли, пояснил:

- Только в одно училище. В своё, родное. Вы ведь Борисоглебское закончили ?

- Так точно, товарищ Генерал.

- Вот туда и командируем вас. Помогите наладить учёбу по-боевому, чтобы фронтовой дух чувствовался. Мы много говорим: учить в условиях, приближенных к боевым. А на практике сплошь и рядом условности.

Алексей Балалуев не засиделся в тылу. Вскоре ему дали новое задание: лететь в 181-ю истребительную дивизию, в которой предстояло обеспечить ввод в бой молодых лётчиков. Опять около месяца инструктор - лётчик Балалуев пробыл на фронтовых аэродромах. Произвёл 31 боевой вылет, провёл 7 воздушных боёв, в которых лично сбил 5 самолётов врага. Ввел в строй 20 молодых лётчиков - проверил их сначала в учебных воздушных боях, а затем постепенно включил в боевые действия против реального врага.

Так шла боевая работа инструктора - лётчика Алексея Балалуева на самых различных участках фронтов. Он то летал в небе Прибалтики, то над Днепром, над Севастополем, потом в небе Белоруссии. И всюду кидался в самое пекло боя, дрался умело и храбро сам, учил искусству победы других, анализировал, искал крупицы нового, что рождала практика.

Побывал он в дивизии, где служили прославленные лётчики - истребители А. Покрышкин, В. Лавриненков, Г. Речкалов, А. Труд. Изучил "походную академию" Александра Покрышкина и знаменитую формулу воздушного боя: "Высота - скорость - маневр - огонь". Рассказал об этом в Москве своим собратьям - инструкторам, а затем повёз новинки по боевым полкам. И пошёл опыт Покрышкина и его однополчан гулять по разным фронтам, рождая последователей, мастеров воздушного боя.

В Москву он приезжал нечасто и буквально на считанные часы. Это уже потом, после его гибели, в доме № 3 в Среднем Тишинском, в осиротевшей квартире, будет вспоминать его жена Любовь Владимировна:

А.А.Балалуев

- Редко Алёшу мы видели дома. Он жил фронтом, войной. Приедет и всё говорит о своих фронтовых товарищах, о тех, кто на переднем крае. Побудет день, другой, отчитается в своем Управлении, и опять, как в песне, в далёкий край товарищ улетает...

Да, Алексей Балалуев жил боем, воздушными схватками. Он был разносторонним мастером боевого применения своей машины. Отлично вёл воздушные бои - лично сбил 17 вражеских машин. Умело штурмовал наземные цели - уничтожил 11 фашистских танков и 40 автомашин. Наносил сокрушающие удары по вражеским аэродромам - сжёг 5 самолётов на стоянках. Имел зоркий глаз разведчика - совершил 43 вылета на разведку и каждый раз привозил ценные сведения.

Таков диапазон его лётного мастерства, и он щедро делился с молодёжью своим опытом и знаниями, не жалел сил и времени, чтобы повозиться с орлятами, ввести их в строй. Десятки молодых авиаторов стали зрелыми пилотами, воздушными снайперами, сохранив на всю жизнь добрую память о своём инструкторе - фронтовике Алексее Балалуеве.

(Из материалов сборника - "Герои огненных лет", книга 1.   Изд. "Московский рабочий", 1975 год.)
*     *     *

Список всех известных побед Майора А. А. Балалуева:
(Из книги М. Ю. Быкова "Асы Великой Отечественной".  Изд. "ЯУЗА" - "ЭКСМО", 2007 г.)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
119.08.1941 г.1  Ju-88р-н оз. ИльменьЛаГГ-3, Як-3 и др.
222.08.1941 г.1  FW-189  (в группе - 1 / 3)р-н Старой Руссы
323.08.1941 г.1  Do-17Васичи
424.08.1941 г.1  Не-111  (в паре - 1 / 2)сев. Демянск
511.09.1941 г.1  Hs-126  (в группе - 1 / 3)юж. Демянск
611.02.1942 г.1  Ме-110  (в группе - 1 / 3)зап. Нижний Взвод
713.02.1942 г.1  Ме-110  (в паре - 1 / 2)Вележ
808.03.1942 г.1  Ju-88Замошье
909.08.1942 г.1  Ме-109  (в паре - 1 / 2)Зубцов - Гнездилово
101  Ju-88Трубачево - Папино
1114.08.1942 г.1  Ме-109юж. Лазарево
1204.10.1942 г.1  Ju-88юго - зап. Белый
1301.03.1945 г.1  FW-190вост. Нейдорф
1416.03.1945 г.2  Ме-109аэр. Болотице
1517.03.1945 г.1  Ме-109Дроссельшлог - Шенхойн
1631.03.1945 г.1  Ме-109юго - вост. Готь

      Всего сбитых самолётов - 16 + 6  [ 11 + 6 ];  боевых вылетов - 345;  воздушных боёв - 52.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz