Звезды на фюзеляже Михаила Баранова - советский военный летчик Герой Советского Союза - Красные соколы: советские асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

Звёзды на фюзеляже

Баранов М.С.

Об этом человеке можно написать только одну строчку: "Он сбил 26 немецких самолётов". И всё. Больше можно ничего не писать, потому что всем станет ясно, что это за лётчик. И о нём же можно написать увлекательную книгу.

Он совершил 437 боевых вылетов, участвовал в 103 воздушных боях, и каждый из них мог стоить жизни. В одном из боёв он сбил сразу 2 "Мессершмитта", но повреждённым оказался и его самолёт: стабилизатор, фюзеляж и крылья были изрешечены пулями и осколками. Сам пилот был ранен, едва дотянул о своего аэродрома, сел на поле и не смог даже выключить двигатель. Не осталось сил. Когда открыли фонарь и увидели кровь, прибежали врачи и установили пулевое ранение обеих ног.

Военные медики из лазарета при батальоне аэродромного обслуживания быстро вернули в строй летчика. Это случилось в Апреле 1942 года на Калининском фронте в районе города Холм. Потом будет ещё много ранений и госпиталей, но всегда до последнего дня войны лётчик - истребитель Михаил Баранов будет возвращаться в строй.

Он уверенно летал в облаках и над морем, на самых больших и самых малых высотах. Штурмовал немецкие эшелоны на бреющем полёте. Не раз прорывался сквозь плотные трассы зенитных пулемётов, сквозь шквальный огонь зенитных батарей, когда самолёт бросало в сторону, а ручку управления выбивало из рук. Много его друзей - лётчиков, смелых, обстрелянных пилотов, не вернулось с заданий. Недаром эти вылеты называют боевыми. И недаром командир полка написал в наградном листе на М. С. Баранова: "Смел до отчаянности".

Война рано заставила Михаила Баранова осознать слово "нужно". Это слово оплачивалось на его глазах самой высшей ценой - ценой жизни. Жизни людей, которых он любил, дороже которых не было никого на свете. На фронте погибли отец - Семён Павлович Баранов и трое родных братьев - Фёдор, Василий и Борис. Всё чаще повторял молодой пилот слово "нужно". Нужно подняться с аэродрома и вступить в бой, если даже немецких самолётов вдвое больше. Нужно сбить немецкий самолёт, уничтожить немецкую колонну, потому что они несут пожары и разрушения, горе и гибель мирным людям.

Михаил Семёнович Баранов родился в крестьянской семье в деревне Дроветчино на Смоленщине 16 Ноября 1921 года. Деревенскому мальчишке мечтать бы, казалось, в то трудное время о сытной еде, добротной одежде и обуви. А он мечтал о небе, о самолётах, о прыжках с парашютом. 15-летний паренёк твёрдо решил стать лётчиком. Он верил в себя, готов был бороться за свою мечту. А отец утром спрашивал его:

- Миша, в чём сегодня письма разносить пойдёшь ?   Ботинки-то развалились.

- В лаптях пойду. А ты мне скажи, почему планер без мотора вверх поднимается ?

Отец не знал. А сын знал. Знал о восходящих потоках, которые идут от тёплой земли и поднимают вверх аппараты тяжелее воздуха.

В тот год в Смоленске открылась планерная школа. Начальник школы объяснил, что в военные училища лётчиков принимаются только мужчины и то не все, а с хорошим здоровьем и физически подготовленные. В тот же день Михаил выбросил припрятанную махорку. Физподготовка началась. Из старых санных полозьев сам выстругал лыжи. Стёклышком, шкуркой шлифовал, до блеска доводил. Хорошие получились лыжи, лёгкие, быстрые. И счастливые. На областных соревнованиях старшеклассников Михаил занял 1-е место и получил первый в жизни приз - 2 билета в кино.

В 1939 году Михаил Баранов оканчивает Смоленский аэроклуб и, пройдя все комиссии, зачисляется в Чугуевское военное авиационное училище лётчиков - истребителей.

Война застала Баранова в Чугуевском училище в должности инструктора лётной подготовки. К Июню 1941 года он уже выпустил одну группу лётчиков, готовил следующую, когда на Харьковщину вторглись немцы. Курсанты в эшелонах эвакуировались в глубокий тыл, в Казахстан, а инструктора поэскадрильно в полном составе и без потерь перегнали самолёты. И снова учёба, полёты, задания ещё более напряжённые. Авиационная промышленность неуклонно наращивала выпуск боевых самолётов. Нужны были лётчики. Много лётчиков. Занимались по 16 часов в сутки. На отдых, сон, письма оставалось совсем немного времени. Курсанты понимали: не до сна, не до отдыха, когда враг топчет родную землю.

Шла осень 1941 года. Предстояло сражение за московское небо. Вражеская авиационная группировка, нацеленная на Москву, первоначально имела в своём составе 950 боевых самолётов. Советская авиация, действовавшая под Москвой, насчитывала 650 боевых машин. Но наши лётчики к тому времени приобрели боевой опыт и далеко превосходили вражеских лётчиков, морально, своими боевыми качествами. Немецкое командование беспрестанно пополняло быстро убывающую авиационную технику и лётный состав. К концу воздушной битвы за московское небо немцы в общей сложности потеряли 1500 самолётов. Из них 1200 в воздушных боях, в результате успешных действий нашей авиации. Поступавшие на вооружение новые советские истребители Як-1 и Ла-5 по своим боевым качествам не уступали немецким военным самолётам. С каждым днём немецкая авиация несла всё более ощутимые потери под нарастающими сокрушительными ударами нашей авиации.

И всё же активность немецкой авиации не уменьшалась, а с началом октябрьского наступления даже возросла. Лётчики подмосковных аэродромов, московской зоны ПВО, Западного и Брянского фронтов содействовали войскам правого крыла Западного фронта в нанесении контрудара и ликвидации прорыва немецких войск в районе Яхромы. Авиационные дивизии дальнебомбардировочной авиации Главного командования наносили мощные бомбовые удары по аэродромным узлам противника, где базировались тяжёлые бомбардировщики. Эти аэродромные комплексы немцев были расположены в районах Смоленска, Витебска, Орпга. Наша авиация наносила сокрушительные удары по этим авиабазам противника. Сотни вражеских самолётов так и не поднялись в московское небо: они превратились в груды исковерканного металла ещё на земле. Около 1500 самолётов противника было сбито в небе под Москвой.

Немецкие войска хотя и откатывались под ударами Красной Армии, но всё ещё вынашивали идею мощного удара по Москве с воздуха. Всё ещё не хотели верить в начало своего разгрома. Для очередного удара по Москве с воздуха в районе Вязьмы враг сосредоточил большое количество своих бомбардировщиков.

Летом 1942 года истребительный авиаполк, в котором служил Михаил Баранов, перебросили в район Ржева, где шли ожесточённые бои. Полк получил новую технику, боевые самолёты Як-7Б. По своим летным и боевым характеристикам они значительно превосходили прежние истребители. Совершая за сутки по 6 - 7 боевых вылетов, наши лётчики оказали значительную помощь наземным соединениям и окончательно закрыли для врага небо Москвы.

На полевых прифронтовых аэродромах особых удобств не было. Наземные службы старались изо всех сил создавать эти удобства, но не всегда это удавалось. Часто приходилось перебазироваться. Только - только устроятся технические службы на новом месте, вдруг новый приказ: "По самолетам !   Перелететь на новый аэродром". И снова оружейники, прибористы, синоптики грузят свои приборы, инструменты, оборудование. Снова БАО на колесах, а экипажи в воздухе. И опять на аэродроме никого не оставалось, кроме опустевших капониров.

Преследуя отступающего врага, наша армия стремительно продвигалась на запад. Наземные части шли так быстро, что лётчики едва успевали менять аэродромы. По нескольку раз в день приходилось собирать экипажи, чтобы нанести на карты новые линии передового края, чтобы по ошибке не ударить по нашей пехоте. Вот и тогда, в то памятное утро, только освоились на новом месте, только успели заправить и замаскировать самолёты, приказ: "Готовность номер один. От машин не отходить".

Утро было солнечное. Синь такая, что больно глазам. Видимость отличная. Над землёй, над лесами, дорогами, над линией фронта трепетал влажный весенний воздух. И вдруг откуда-то нанесло туч, поднялся ветер, налетел сильный дождь с нахлестом. Зашумели, закачались сосенки вокруг аэродрома. Видимости почти не было. Оставалась узкая щель между взлётной полосой, стремительно уходящей к горизонту и меняющимся весенним небом. Но и она, если верить синоптикам, вот-вот должна захлопнуться. И в это самое время Баранов получает задание: "Взлететь, проверить небо !".

Взревел мотор, и истребитель ринулся в сужающуюся брешь. Оторвался от земли, растворился в свинцовых тучах, пропал из глаз, просверлил облака, ушёл в высоту. Тихо над полем. Мокнет одинокий часовой на посту. Колышутся маскировочные сети да полосатый сачок - колбаса вытянул мокрый хобот по ветру. Словно весь мир прислушивается: что там в поднебесье. Задание было рассчитано точно. На большой высоте истребитель будет снова в условиях хорошей видимости. А этот немецкий корректировщик идёт на большой высоте. Сейчас истребитель эту высоту набрал. Как только вышел из облачности, Баранов сразу увидел эту "каракатицу", так наши лётчики называли немецкий самолёт "Хеншель-126". Михаил быстро сориентировался, зашёл сзади и двумя пушечными залпами поджёг хвост. По всем правилам сработал Баранов. Как учили !

Немецкий самолёт Hs-126.

Помогли молодому пилоту и хмурое небо и свинцовые тучи. Немецкие корректировщики летали, как правило, над нашими позициями и передавали данные своей артиллерии. Эта машина доставляла много неприятностей нашим наземным силам. Пехота хорошо знала этот биплан с укороченным нижним крылом. Не любила его, потому что следом за ним шли неприятности.

Это было 16 Февраля 1942 года. На фюзеляже истребителя Михаила Баранова появилась первая звёздочка, а в лётной книжке был открыт боевой счёт. Почин сделан !

С этого дня личный боевой счёт лётчика - истребителя Михаила Баранова постепенно увеличивался. Среди сбитых им вражеских самолётов были и бомбардировщики, и истребители, и разведчики. С каждым днём, с каждым боевым вылетом растёт его боевой опыт, умение побеждать, растёт боевое мастерство. В жестоких схватках в воздухе вырос он в лётчика - истребителя высшего класса. Его машину с красными звёздочками на фюзеляже быстро узнавали немецкие пилоты. Знали и боялись его. Боялись и охотились за ним. Однажды повреждённый "родной" самолёт был в ремонте, и Баранов вылетел на задание на чужой машине. Когда возвратился с задания, его самолёт отремонтировали и на нём улетел другой пилот. Позже очевидцы рассказывали, как его машину атаковала шестёрка "Мессеров", и молодой лётчик не смог отбиться и не успел раскрыть парашют.

...Возвратившись с задания, Баранов уже пошёл на посадку, как вдруг увидел, что посадочная полоса вся в воронках, в ямах. Аэродром в его отсутствие бомбили. Пришлось садиться на соседний аэродром. Когда он вылез из самолёта, друзья - пилоты из соседней части остолбенели от изумления. Кто-то сказал:

- Миша, это ты или мы все спим ?   Тебя же сбили. Ты ж парашют не успел раскрыть ?

Много раз отважный лётчик ходил в лобовую атаку на самолёты противника. Сколько раз контуры вражеского самолёта вырастали в прицельном круге до немыслимых размеров и столкновение казалось неизбежным. Сколько раз лётчик хладнокровно отсчитывал: 900 метров... 700... Вот-вот разом заговорят все огневые точки. 500 метров... Палец давит гашетку... Огонь !   Но за мгновение до этого "Мессер", клюнув острым носом, валился вбок, на крыло, исчезал. Не выдерживали нервы у немецких лётчиков.

За мужество, проявленное в воздушных боях подо Ржевом, Баранов был награждён вторым орденом Красного Знамени. А через месяц он был назначен в особую группу воздушных "охотников".

Одно из боевых заданий лётчик Баранов выполнял в паре с командиром группы Фёдоровым. В воздухе 2 наших истребителя встретили 8 Ме-109. Советские лётчики вступили в неравный бой. Баранов прикрывал смелые атаки своего прославленного командира. Вспыхнул один вражеский самолёт. От меткой очереди Баранова рухнул на землю второй "Мессер". Но вот задымил и пошёл на снижение самолёт Фёдорова. Пара Ме-109 погналась за повреждённым истребителем. Баранов бесстрашно преградил путь вражеским машинам. Одну сбил, другую заставил повернуть. Под прикрытием ведомого командир группы пересёк линию фронта и благополучно приземлился на своём аэродроме.

Летом 1943 года разгорается битва на Курской дуге. Лучшие силы своей авиации сосредоточили немцы в этом районе. Любой ценой они стремились достичь господства в воздухе. Группами в 500 самолётов шли они на наши позиции. Сотни самолётов с той и другой стороны вели воздушные бои над линией фронта и вблизи неё.

Однажды патрулируя в районе Кром, группа наших истребителей получила по радио сообщение, что в их сторону направляется более 60 бомбардировщиков в сопровождении истребителей FW-190. Тяжёлые самолёты шли строем над облаками. На подходах к немецкой группе наши истребители разделились на 2 группы. Одна связала боем немецкие истребители прикрытия, а вторая атаковала большую группу бомбардировщиков. Баранов дрался с "Фокке - Вульфами". Эти машины - скоростные и маневренные - были вооружены 4-мя пушками. В короткой схватке Баранов сбил одного из них. В это время другая группа наших истребителей разломила строй тяжёлых бомбардировщиков. Они начали беспорядочно сбрасывать бомбы, чтобы уйти от наших истребителей.

Командование наземных войск горячо благодарило советских лётчиков. Много человеческих жизней, вооружения, техники оберегли в тот день наши истребители. В том неравном бою Бараков сбил и 2-й самолёт. На фюзеляже сверкали уже 16 звёзд - столько сбитых вражеских самолетов было на счету молодого лётчика. За этот бой Баранов был награждён третьим орденом Красного Знамени.

А ещё через месяц Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 Августа 1948 года Михаилу Семеновичу Баранову присваивают звание Героя Советского Союза. После присвоения высокого звания командование направляет Баранова в Москву на курсы усовершенствования лётного состава.

По окончании курсов он возвращается на фронт. И снова пылают и падают на землю сбитые им вражеские самолёты. Он участвовал в боях за освобождение Белоруссии, Украины, Польши, сражался с фашистами в небе Германии.

К Дню Победы на фюзеляже машины Баранова сверкали 26 красных звёзд - 26 сбитых вражеских самолётов !  [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 20 личных и 9 групповых побед лётчика. ]

Раны, осколки, контузии не позволили летать дальше. Старые друзья - пилоты с годами стали кто Генералом, кто испытателем, авиаспециалистом, а он пошёл в рабочие. Пошёл на авиационный завод, туда, где нужны были крепкие, надёжные руки.

Автор статьи: Е. Плотников.

(Информация с сайта - "Военно - Исторический портал посвящённый Второй Мировой войне".)


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz