КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Бекашонок Михаил Васильевич |
Михаил Бекашонок родился 5 Сентября 1915 года на станции Лелеквинская, ныне Смоленской области, в семье рабочего - железнодорожника. Окончил школу - семилетку, затем Смоленский электромеханический техникум в 1933 году. Работал на электростанции в городе Камышин Сталинградской области. В 1935 году призван в ряды Красной Армии и по комсомольской путёвке направлен в Сталинградское военное авиационное училище лётчиков, которое окончил в 1938 году. С Января 1939 году проходил службу в истребительном авиационном полку. Боевое крещение получил в боях над Карельским перешейком во время Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов. В Мае 1943 года Старший лейтенант М. В. Бекашонок прибыл в 27-й истребительный авиационный полк (с Октября 1943 года - 129-й Гвардейский ИАП). С первых боёв показал образцы мужества и отваги. Уже летом 1943 года принял командование 3-й эскадрильей. Группы, водимые им в бой, наводили страх на противника, а лётный состав полка заслужил большое уважение у солдат и офицеров наземных частей. Отважный лётчик - истребитель прошёл большой боевой путь, он участвовал в воздушных боях над Курской дугой, Днепром. В составе полка дошёл до Берлина. Не раз во время воздушного боя он получал по радио благодарность от наземного командования за сбитые вражеские самолёты. Во время боёв на Курской дуге в разведывательном вылете в район города Белгорода его самолёт был повреждён зенитным снарядом, а сам лётчик тяжело ранен. Истекая кровью, действуя, в прямом смысле слова, одной левой рукой, Бекашонок сумел посадить самолёт на своем аэродроме. Доставленные сведения о противнике и фотоснимки оказались очень ценными и лётчик был награждён орденом Отечественной войны 1-й степени. Через месяц вернулся в свой полк. После излечения Бекашонок продолжил активно участвовать в боевых вылетах, освоил новый истребитель - американский P-39 "Аэрокобра". Во время битвы за Днепр 20 Октября 1943 года шестёрка советских истребителей (ведущий Гвардии подполковник В. И. Бобров) в районе Червона Каменка - Пятихатка - Попельнастое встретила 18 пикировщиков Ju-87 в сопровождении 2 Ме-109. Развернувшись, советские лётчики бросились в атаку. Пара связала боем немецких истребителей, а четвёрка, словно смерч, обрушилась на бомбардировщики. Бобров с ходу сбил ведущего, разрушив строй всей группы. В следующую минуту запылал огнём ещё один "Юнкерс". Его сбил Гвардии старший лейтенант М. В. Бекашонок. Затем упал третий фашистский самолёт. Тут же Бекашонок сбил ещё один Ju-87. В тот же день, при повторном вылете вместе с своим ведомым он сбил ещё один вражеский бомбардировщик Ju-87. Только за период с 14 Октября по 6 Декабря 1943 года Гвардии капитан Бекашонок совершил 25 успешных боевых вылетов и лично сбил 4 самолёта, был награждён орденом Красного Знамени. Гвардии капитан М. В. Бекашонок проявил себя не только как отличный лётчик - истребитель, но и как грамотный командир. 2 Июня 1944 года он с восьмёркой самолётов патрулировал над позициями советских войск на Ясском направлении. Вблизи линии фронта лётчики встретили 6 истребителей и 5 бомбардировщиков противника и атаковали их. В течение нескольких минут враг потерял 5 машин, и одну из них сбил командир группы. Вся группа без потерь вернулась на свой аэродром. К концу войны помощник командира по воздушно - стрелковой службе 129-го Гвардейского истребительного авиационного Сандомирского орденов Богдана Хмельницкого и Александра Невского полка (22-я Гвардейская истребительная авиационная Кировоградская Краснознамённая орденов Ленина и Кутузова дивизия, 2-я Воздушная Армия, 1-й Украинский фронт) Гвардии капитан М. В. Бекашонок совершил 170 боевых вылетов, в 50 воздушных боях сбил 18 самолётов противника лично и 4 - в группе. [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 17 личных и 5 групповых побед. ] За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 Июня 1945 года Гвардии капитан Бекашонок Михаил Васильевич удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 6556). После войны продолжил службу в ВВС. С 1949 года Гвардии майор М. В. Бекашонок - в запасе. Жил в городе Витебске (областной центр Витебской области, Белоруссия). Умер 17 Февраля 1964 года. Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (трижды), Отечественной войны 1-й и 2-й степени; медалями. На здании Замощанской средней школы Смоленского района Смоленской области установлена мемориальная доска. Список известных побед Гвардии
капитана М. В. Бекашонка:
К Л Я Т В А В О И Н А...Блестят, искрятся под солнечными лучами наезженные рельсы. Тихо и спокойно на линии. Поезд уже исчез за косогором. А он, русый, 9-летний парнишка, всё ещё смотрел туда, вдаль, где скрылся последний вагон. В его ушах всё ещё отдавался равномерный стук огромных железных колес, тяжёлое пыхтение паровоза, но на рельсах ничего уже не было. Только узкая, медленно тающая лента паровозного дыма висела над магистралью. - Ну, Миша, пошли !... Увлекшись своими мыслями, мальчик забыл, что рядом с ним стоит отец, дома их ждут к завтраку и через час нужно идти в школу. - Папа, я вырасту, тоже машинистом буду. Буду водить поезда большие, большие, по 100 вагонов. - Ох, и беда мне с тобой. Тоже мне - машинист ! - шутил отец. - Почему ? - удивляется мальчик. - Я ведь буду сильный, здоровый, когда стану машинистом. - Ладно, сынок, будешь ! - примирительно уступил отец. И они шли домой, один - большой коренастый, другой - ещё совсем маленький семенил рядом частыми детскими шагами. Миша без умолку рассказывал отцу, как вертелись колёса паровоза, как ему улыбнулся усатый машинист и как красивы вагоны пассажирского поезда. Быстро проходили годы. Миша рос, учился, познавал жизнь. Он уже успешно окончил фабрично - заводское училище, потом электротехникум, но всё не расставался с мыслью стать настоящим машинистом. Но жизнь сулила Михаилу Бекашонку иную профессию, не менее интересную и почётную. В Мае 1935 года Бекашонка вызвали в военкомат. - Нашей авиации нужны здоровые, крепкие, грамотные люди, - сказал ему военком. - Надеюсь, ты не откажешься быть лётчиком. Лучшего Бекашонок и желать не мог. С нескрываемым радостным волнением он пошёл на комиссию. Там строго подходили к отбору будущих курсантов. Всё же Бекашонку повезло. Он услышал желанное заключение: "Годен !" Так и стал Михаил Бекашонок, сын дорожного мастера, бывший электротехник, курсантом Качинского авиационного училища. Занятия, практические полёты легко давались Бекашонку. Он проявлял интерес ко всему, что изучалось в школе, стремился познать как можно больше, и это способствовало плодотворной учёбе. Когда началась Отечественная война, Михаил Бекашонок, окончивший уже школу, проходил службу на Дальнем Востоке, охраняя с воздуха восточные рубежи Советской Отчизны. Хоть и ответственной была эта работа, хоть и много сил требовала она, всё же лётчик не мог не волноваться за судьбу своей Родины на западе. Лютая ненависть к немецко - фашистским захватчикам, нарушившим спокойную, мирную жизнь советских людей, звала в бой. ...Весна 1943 года. Под Белгород и Орёл немцы стянули огромное количество своей техники, живой силы, авиации. Здесь, на Курской дуге, они готовились взять реванш за волжскую крепость. Здесь же впервые встретился истребитель Михаил Бекашонок с матерыми фашистскими асами. Пошли горячие дни. Горела и стонала земля. Небо чернело от "Юнкерсов" и "Мессершмиттов". На земле и в воздухе шли ожесточённые бои. Михаил Бекашонок ежедневно по нескольку раз с группой своих товарищей уходил то на прикрытие наших войск, то на штурмовку противника, то на разведку подходивших вражеских резервов, то на блокировку немецких аэродромов. Тяжёлые неравные воздушные бои вспыхивали у линии фронта и над объектами тыла врага. После нескольких минут ожесточённой схватки то один, то другой самолёт, вспыхнув пламенем, летел к земле, оставляя за собой полосу чёрного дыма. На 8-м вылете на разведку Бекашонку не повезло. Зенитный снаряд разорвался в машине, осколки пересекли вену на правой руке, тяжело поранили ногу, изуродовали самолёт. Сколько надо было умения, мужества, настойчивости и силы воли, чтобы, превозмогая нечеловеческую боль, одной рукой привести самолёт на свой аэродром и благополучно совершить посадку на живот ! А Бекашонок сделал именно так. Он спас машину, сохранил свою жизнь. И за этот подвиг смелый лётчик был награждён первым орденом - Отечественной войны 2-й степени. Прошло 1,5 месяца, пока залечивались раны. Потом он снова сел в самолёт. Снова пошёл в бой. Теперь он дрался ещё яростнее, ещё ожесточеннее, гоня врага всё дальше и дальше на запад. Быстро рос боевой счёт Михаила Бекашонка. И было так, что на Днепре за один день он вогнал в землю 2-х "Юнкерсов" и 1 "Мессер". ...Воздушные бои перенеслись к Висле. Здесь Гвардии капитан Михаил Бекашонок узнал горестную весть: немцы угнали в концентрационный лагерь его старика - отца, мать и сестру Веру - учительницу. - Мстить и мстить фашистскому зверю ! - дал себе клятву Михаил Бекашёнок. И он её добросовестно выполнял до последнего дня войны. ...Бои шли на немецкой земле. Над полем боя появилась шестёрка советских истребителей. Возглавлял их Михаил Бекашонок. Ведущий принял сообщение наземной радиостанции: - В небе спокойно ! Самолётов противника не видно. Бекашёнок поручил одной своей паре наблюдение за воздухом, а сам четвёркой испытанных в боях друзей пошёл на снижение. На земле шёл бой. Немцы, пытаясь удержаться на занятых рубежах, спешно подбрасывали к линии фронта резервы. Бекашонок и Босенко, ведущий второй пары, заметили на дороге колонну немцев, повозки. - Штурмуем ! - передал Бекашонок. Истребители рассредоточились, вошли в крутое пике. ...Гул моторов, сухой треск пушечных очередей. Снаряды рвутся в самой гуще вражеских солдат. После первой атаки Гвардейцы на предельной скорости пронеслись над головами гитлеровцев, поливая их раскалённым свинцом. Всего 5 заходов произвели Гвардейцы на колонну немцев. Не один десяток гитлеровцев нашёл себе могилу здесь, на этой дороге к фронту, от сокрушительною огня советских истребителей. Так в каждом вылете выполнял свою клятву Михаил Бекашонок. Не было немцев в воздухе - он искал их на земле и бил всей мощью своего сокрушительного огня. А огонь его - поистине сокрушителен. Около 20 фашистских самолётов уничтожил он в воздушных боях. А сколько сотен гитлеровцев нашли себе смерть на земле от атак мужественного, бесстрашного истребителя ! Отгремела военная канонада, затихли бои. Зелёной травой зарастают воронки от снарядов и бомб. Наши люди энергично взялись за восстановление своего хозяйства. И Родина славит отважных и смелых сынов и дочерей своих, отстоявших её честь и независимость. В числе их и Гвардии майор Михаил Васильевич Бекашонок. Его заслуги достойно оценила Родина. Указом Президиума Верховного Совета Союза ССР от 27 Июня 1945 года ему присвоено звание Героя Советского Союза. П. М. Скитов. |
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |