Беркутов Александр Максимович - советский военный летчик Герой Советского Союза - Красные соколы: советские асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Звезда Героя Советского Союза

Беркутов Александр Максимович

А.М.Беркутов

Родился 11 Ноября 1911 года в селе Новое Мордово, ныне Куйбышевского района Татарской автономной республики, в семье рабочего. Окончил неполную среднюю школу. Работал на Ярославском винокуренном заводе. С 1931 года в Красной Армии. В 1935 году окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу лётчиков.

Участник боёв с японскими захватчиками на реке Халкин - Гол летом 1939 года и Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов.

С Августа 1942 года Старший лейтенант А. М. Беркутов в действующей армии. По Декабрь 1944 года служил в 84-"А" ИАП  (101-м Гвардейском ИАП); по Май 1945 года - в 57-м Гвардейском ИАП. Отличился в боях на Северном Кавказе и за Крымский полуостров.

К Марту 1944 года штурман 101-го Гвардейского истребительного авиационного полка  (329-я истребительная авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия, 4-й Украинский фронт)  Гвардии майор А. М. Беркутов совершил 232 боевых вылета, участвуя в 68 воздушных боях, лично сбил 15 самолётов противника.

2 Августа 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

С 1947 года Гвардии полковник А. М. Беркутов - в запасе. Жил в городе Сочи Краснодарского края, работал на горпромкомбинате. Умер 26 Января 1962 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  (трижды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды; медалями.

*     *     *

В голодный 1921 год с 10-летним сыном Сашей приехали из Татарии Беркутовы в Ярославль и поселились в пригородном селе Карабихе, знаменитом усадьбой - музеем Н. А.Некрасова. Котельщик судоремонтного завода Максим Беркутов устроился слесарем на местный спиртзавод, но счастья не было и здесь - вскоре умерла жена. Сына принял детский дом. Через год Саша вернулся к отцу и мачехе. Впоследствии Александр рассказывал о своих "университетах":

- В Карабихе в школе имени Н. А. Некрасова я закончил восьмилетку, потом работал чернорабочим, секретарём сельсовета, аппаратчиком на спиртзаводе, а в 1931 году добровольцем ушёл в Красную Армию. Служил в Ярославле - сначала курсантом 18-го артиллерийского полка, а по окончании полковой школы - командиром орудия в 52-м стрелковом полку.

Но вышло так, что его призванием всё - таки стала авиация. Это был зов сердца, влюблённого в небо. По специальному набору в 1933 году Александра Беркутова направили в Ворошиловградскую военно - авиационную школу пилотов. Быстро пролетели 2 года учёбы, за ней служба в Белоруссии и на Брянщине.

Когда японская военщина развязала агрессию против дружественной нам Монгольской Народной Республики, в числе других лётчиков - истребителей Александр оказался в районе реки Халкин - Гол. Там, в жарком монгольском небе, в Августе 1939 года произошло его боевое крещение.

Вернулся Александр с орденом Красного Знамени, а 4 месяца спустя ему выпало новое испытание в морозном небе Финляндии. Там 3 месяца водил командир звена своих лётчиков на боевые задания - перехватывал вражеские самолёты, штурмовал воинские эшелоны, аэродромы, огневые позиции, доты. Эти вылеты явились хорошей школой для молодого командира. В Мае 1940 года Александру Беркутову доверили командование уже эскадрильей и одновременно выдвинули на должность штурмана авиационного полка.

2 Июня 1941 года началась 3-я в его жизни война - Великая Отечественная. В первые же дни Александр Беркутов, как и многие другие, подал рапорт с просьбой послать его на фронт, но лишь в Августе 1942 года, когда немецкие войска прорвались на Кавказ, желание его удовлетворили. И вот Северо - Кавказский фронт, 84-А истребительный авиаполк. На земле и в воздухе кипели ожесточённые бои. Лётчики полка самоотверженно сражались с превосходящими силами врага, громили его колонны на горных дорогах и переправах, вели неравные схватки с немецкими самолётами. Пример отваги показывал Капитан А. М. Беркутов.

Раз во главе семёрки "Чаек"  (так наши лётчики называли истребитель И-153)  командир эскадрильи пересёк линию фронта. Сразу же из - за белой пелены облаков вырвалась группа Ме-109. Перевес в силах сделал противника дерзким и нахальным. Четвёрка Ме-109 яростно атаковала комэска. Расчёт - сбить ведущего.

Уходя от огненных трасс, Беркутов сам атаковал противника, хлестал их пулемётными очередями. Самый наглый из немцев пошёл в лобовую атаку. Комэск принял её. И вот вражеский истребитель - в перекрестии прицела. Расстояние сокращается... Казалось, столкновение неминуемо. Но нет: немец не выдержал, резко вошёл в пике. Огненные трассы "ШКАСов" впились в худое тело "Мессера". С гривой огня и дыма он понёсся к земле и скоро взорвался. Ещё 3 Ме-109 сбили ведомые Капитана. Остальные немецкие самолёты молниеносно скрылись...

Поединок И-153 и Ме-109.

Вечером того же дня Александр Беркутов ещё раз сразился с неприятелем - от его меткого огня рухнул наземь другой вражеский самолёт. Так он одержал 2 победы в один день.

В первые дни Сентября 1942 года бои развернулись на Терском рубеже. Почти ежедневно эскадрилья Беркутова штурмовала вражеские переправы через Терек, в иные дни приходилось делать по 8 боевых вылетов.

На исходе Сентября воздушная разведка обнаружила западнее станицы Вознесенской большое скопление немецких танков. Они стремились к Грозному, к его нефтепромыслам. Бронированные машины двигались по долине между Терским и Сунженским хребтами. Разгромить немецкую группировку поручили 4-й Воздушной армии Генерала К. А. Вершинина. По нескольку раз в день водил Беркутов своих товарищей на штурмовку. Только 29 Сентября лично уничтожил 2 танка и подбил ещё 14, а за декаду боёв под Моздоком сбил 5 вражеских самолётов. Командование Закавказского фронта наградило ярославца орденом Красного Знамени. Лётчик достойно носил свою гордую фамилию - был настоящим кавказским орлом - беркутом.

В приказе Военного Совета 9-й Армии так отмечалось его доблесть: "за 4 вылета группа Беркутова уничтожила 9 танков, 18 автомашин, 4 зенитки, более 100 солдат и офицеров противника".

В начале Октября 1942 года самолёт Майора А. М. Беркутова был подбит в неравном воздушном бою. Истекая кровью, лётчик всё же сумел посадить его. Долго пролежал Александр Максимович на госпитальной койке. Только в 1943 году он вернулся в строй, и вскоре его машина вновь взмыла в воздух.

17 Марта 1943 года пятёрка И-16, ведомая штурманом полка Капитаном Беркутовым, взлетела с аэродрома близ станицы Днепровской на разведку в район станиц Петровская и Черноерковская. Над Таманью они встретились с 3-мя группами "Мессеров" общей численностью 14 машин и вступили с ними в бой. Беркутов атаковал в лоб Ме-109 и сразу же сбил его. Вскоре задымил и стал падать ещё один "Мессер". Но четвёрка Ме-109, стремительно атаковав сверху нашу группу, сбила один из "Ишачков".

Бой длился уже 25 минут. Горючее было на исходе. Боекомплекты тоже почти израсходованы. "Мессеры" подожгли ещё один наш истребитель. Через несколько мгновений Капитан А. М. Беркутов поймал в прицел Ме-109 и дал короткую очередь. "Мессер", вздрогнув, крутнулся и вошёл в последние пике.

Бой продолжался почти до полной выработки топлива в баках самолётов. Два наших лётчика не вернулись на свой аэродром. Горькая, тяжёлая это была потеря. Но и враг ощутил силу ударов наших ребят: 4 Ме-109 догорали на земле.

...Под ударами советских войск противник откатывался с Северного Кавказа и Кубани, настала очередь освобождения Крыма.

Освоив новый истребитель ЛаГГ-3, Александр с ещё большим мастерством и энергией бил ненавистного врага. До конца года он совершил 67 боевых вылетов, провёл 25 воздушных боёв. В номере за 26 Февраля 1944 года газета "Красная Звезда" сообщала: лётчик Беркутов за 15 дней боёв сбил 11 вражеских самолётов. В ту пору авиационный полк, в котором служил отважный пилот, помогал наземным войскам громить врага на Керченском полуострове.

Однажды он прикрывал наших бомбардировщиков. Тяжело гружённые машины поднялись в небо... Разбомбив немецкие коммуникации в районе Керчи, они повернули на свой аэродром. Вдруг появились 6 вражеских истребителей. Беркутов атаковал и сбил головной Ме-109. В это время на него набросилась пара "Мессеров". Умело маневрируя, Беркутов пошёл на них в контратаку. Один немецкий самолёт не успел выйти из - под удара и был сбит. На аэродром наши истребители возвратились с победой.

А на рассвете  (это было в конце Января 1944 года)  - новое задание. Майор А. М. Беркутов вёл четвёрку над Керчинским проливом. В это время к переправе под прикрытием 16 "Мессеров" шла группа из 10 немецких бомбардировщиков. И тем не менее Беркутов приказал атаковать.

Отважная четвёрка врезалась в строй врага. Немцы, не ожидавшие такой дерзости, явно растерялись. Это им стоило одного самолёта. Но вот Ме-109 разошлись на виражах в разные стороны и устремились на наши машины. Однако наши истребители умело прикрывали друг друга. В этои неравном бою противник потерял 4 самолёта. Группа Беркутова вышла из схватки без потерь.

Много ещё пришлось повоевать Александру Максимовичу на крымской земле - до самого изгнания неприятеля.

Поединок FW-190 и Р-39.

2 Августа 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество и отвагу, проявленные при освобождении Северного Кавказа и Крыма, заместителю командира 101-го Гвардейского истребительного авиационного полка Гвардии майору А. М. Беркутову было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"   (№ 4050).

С 6 Января 1945 года А. М. Беркутов командовал 57-м Гвардейским истребительным Краснознамённый авиационным полком.

А.М.Беркутов

После освобождения Крыма Гвардии подполковник А. М. Беркутов в составе 2-го Белорусского фронта принимал участие во многих крупных боевых операциях в небе Польши, добивал врага в их логове. Войну он закончил летая на американском истребителе Р-39 "Аэрокобра". Его жена - Мария Ивановна, ярославская ткачиха, сын Альберт гордились мужем и отцом, который совершил за войну 345 успешных боевых вылетов, провёл 75 воздушных боев, в которых сбил 16 вражеских самолётов лично и 5 - в группе с товарищами.   [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 15 личных и 2 групповые победы. ]

В Феврале 1947 года Беркутов демобилизовался, поселился в городе Сочи, где работал заведующим производством промкомбината, начальником автошколы, четырежды избирался депутатом горсовета. Гвардии полковник в отставке А. М. Беркутов умер 26 Января 1962 года и похоронен на сочинском кладбище. Ярославцы чтут земляка - Героя. Пионерская дружина Карабихской восьмилетней школы имени Н. А. Некрасова долгое время носила его имя.

*     *     *

Список известных побед Гвардии подполковника А. М. Беркутова:
(Из книги М. Ю. Быкова "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
119.08.1942 г.1  Ме-109  (в группе - 1 / ?)АлтудИ-153, И-16,

"Аэрокобра".
225.08.1942 г.1  Ме-109Дортуй
301.09.1942 г.1  Ме-109Кизляр
402.09.1942 г.1  Ме-109сев. Вознесенск
504.09.1942 г.1  Ме-109  (в паре - 1 / 2)юж. Нижний Бекович
611.09.1942 г.1  Ме-109юго - зап. Гнадебург
710.01.1944 г.1  Не-111сев. Кезы
823.01.1944 г.2  Ме-109Александровка
925.01.1944 г.1  Ме-109сев. выс. 115,5  (Крым)
101  FW-190Катерлез
1126.01.1944 г.1  Ju-87Керчь-2
1205.02.1944 г.2  FW-190выс. 88,5  (р-н Керчи)
1306.02.1944 г.1  FW-190Катерлез
1407.02.1944 г.1  FW-190зап. Александровка
1517.04.1944 г.1  FW-190юж. окр. аэр. Херсонес

      Всего сбитых самолётов - 15 + 2;  боевых вылетов - 361;   воздушных боёв - 71.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz