Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Звезда Героя Советского Союза

Бицаев Сергей Владимирович

С.В.Бицаев

Родился 15 Мая 1922 года в селе Дигора, ныне город Северно - Асетинской автономной республики, в семье крестьянина. Окончил 7 классов неполной средней школы в 1939 году, аэроклуб. С 1941 года Сергей Бицаев в рядах Красной Армии. В 1943 году Младший лейтенант С. В. Бицаев, после окончания Краснодарской военной авиационной школы лётчиков, был направлен в действующую армию.

К Маю 1945 года командир звена 845-го истребительного авиационного полка  (269-я истребительная авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия, 2-й Белорусский фронт)  Лейтенант С. В. Бицаев совершил 263 успешных боевых вылета, участвуя в 84 воздушных боях, лично сбил 16 самолётов противника.

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 Августа 1945 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

После войны Сергей Владимирович продолжил службу в ВВС. С 1960 года Майор С. В. Бицаев - в запасе. Жил в городе Каунас  (Литва). Умер 22 Марта 1962 года в городе Орджоникидзе.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  (дважды), Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды; медалями.

*     *     *

Описание ратных подвигов замечательного лётчика начнём с рассказа о нём космонавта В. Ф. Быковского.

"Очень хотел я летать. А в училище "резину" тянут - теория да теория. Не спешат с полетами. Пошёл к командиру, Старшему лейтенанту Бицаеву, Герою Советского Союза.

- Когда же ?

- Будущему лётчику надо иметь терпение, - ответил командир.

Что поделаешь, запасся терпением. А летом будто прорвало - изо дня в день полёты. Не успеешь перекусить - и снова в воздух. Страшно тяжело, но интересно.

Потом взмолился:

- Перерывчик бы не мешало...

- Нельзя пропускать чудесную погоду, - отрезал Бицаев, - запаситесь выдержкой. Авиация не терпит очень горячих, очень холодных и очень слабых.

Таких людей я уважаю. Без звону работают.

Наш полк стоял в заштатном городке. Глянули мы кругом - унылая картина. Помолчали. А один молодой лётчик, способный парень, но немного изнеженный, всё ворчал:

- Завезли в дыру...

Случайно услышал его сетования командир. Ну, думаю, сейчас отчитает. А он спокойно подошёл и, не повышая голоса, сказал:

- Правильно, городок невзрачный. Ни театра тебе, ни филармонии. А вы к ним, видно, привыкли. Могу попросить Генерала, чтобы вас перевели в большой город. Но прошу только не торопиться, пока полетайте с нами.

Меня прямо поразило. "Прошу вас..."   Как отец с сыном. Чистейший мужской разговор. Без звону. Молодой лётчик не уехал, конечно. А мы и тем более не собирались, нам и тут понравилось.

Надо сказать, что он нас не миловал. Любил самостоятельность".

Да, именно таким товарищем, таким командиром был Бицаев. Он умело сочетал в себе качества воспитателя с качествами знатока лётного дела, замечательного тактика воздушных боёв.

Сергей Владимирович родился в 1922 году в селении Дигора, Северной Осетии. Здесь он получил школьное образование и в 1939 году стал студентом Дигорского сельскохозяйственного рабфака.

Но думы Сергея всё чаще стала занимать авиация, и он поступает в Орджоникидзевский аэроклуб, затем кончает Краснодарскую авиационную школу пилотов.

В 1943 году Бицаев становится лётчиком - истребителем и направляется в действующую армию.

Обратимся к боевой характеристике, данной Бицаеву, через 2 года после службы его в действующей армии.

"За время участия в Отечественной войне с Июля 1943 года на Ленинградском, Волховском, 3-м Прибалтийском и 2-м Белорусском фронтах Лейтенант С. В. Бицаев совершил 263 успешных боевых вылета. В воздушных боях с истребителями противника лично сбил 16 самолётов.

Выполняя боевые задания командования, завоевал любовное отношение к себе со стороны личного состава полка, прослыл бесстрашным и грамотным истребителем. Боевая жизнь растущего командира - истребителя Лейтенанта С. В. Бицаева насыщена эпизодами героических и отважных дел в небе Прибалтики, союзной нам Польши и над немецкой землёй".

С.В.Бицаев

О каких эпизодах идёт речь ?   Вспомним некоторые из них.

17 Июля 1944 года. Войска 3-го Прибалтийского фронта ведут наступление от района Пскова на Тарту с целью освобождения советской Эстонии. Разведка донесла, что на станции Черская отмечено скопление пехоты и танков противника. На подавление вражеской группировки войск направляется группа самолётов - штурмовиков. Для прикрытия штурмовиков направляются 2 истребителя под командованием Лейтенанта С. В. Бицаева.

Сергей заметил, как к нашим штурмовикам приближается 8 вражеских истребителей. Нужны срочные меры, чтобы не только спасти штурмовики, но и дать им возможность выполнить свою задачу.

Соотношение 2 к 8, в пользу противника, но Бицаев решает во что бы то ни стало отвлечь внимание врага от штурмовиков. Он набирает высоту и, зайдя со стороны солнца, направляет свой истребитель на ведущего врага. 200 метров, 100... 70... Сергей нажал гашетку.., и "Фокке - Вульф" с ревом понёсся к земле. Ведомый сержант Мостаков, следуя примеру своего ведущего, тоже сбил одного истребителя.

Нападение было настолько неожиданным, молниеносным, что противник растерялся, его боевые порядки были расстроены.

Бицаев боем на виражах связал истребителей противника, дав возможность штурмовикам благополучно отбомбиться и возвратиться без потерь на свой аэродром.

- Экипажи штурмовиков передают вам свою благодарность, - сказал командир полка Бицаеву, когда тот вернулся на аэродром,- и я от своего имени тоже объявляю вам благодарность. Вы показали образец разумной тактики воздушного боя.

Сергей и сам был доволен результатами этого вылета.

16 Февраля 1945 года. Войска 2-го Белорусского фронта прорвали глубоко эшелонированную оборону противника в Восточной Пруссии и вышли к побережью Балтийского моря, южнее Кёнигсберга. Наша разведка обнаружила, что со стороны Данцига подтягиваются танки и мотопехота противника. Для нанесения ударов с воздуха командование фронта направляет 8 штурмовиков, прикрытие которых возлагается на 6 истребителей под командованием Лейтенанта С. В. Бицаева.

Вот как характеризовал ход и результаты этого полёта командир авиационного полка майор Дреканов.

При подходе к цели Лейтенант С. В. Бицаев встретил 18 истребителей противника  (12 FW-190 и 6 Ме-109). Самолёты противника, разделившись на 2 группы, намеревались отвлечь внимание наших истребителей и сорвать действия штурмовиков. Но Бицаев разгадал замысел врага. Не давая самолётам противника возможности атаковать, Бицаев искусным маневрированием не только обеспечил выполнение боевой задачи штурмовиков, но при отбитии вражеских атак лично сбил один истребитель противника. Ведя активную оборону, наши истребители сбили ещё 2 самолёта.

В этом бою Лейтенант С. В. Бицаев показал себя волевым командиром, способным организатором боевых действий; он умело оценил тактическое положение сил своего подразделения и противника и блестяще выполнил боевое задание.

Як-9Т С.В.Бицаева.

23 Марта 1945 года в районе города Гдыня 6 наших истребителей под командованием Лейтенанта С. В. Бицаева прикрывают действия штурмовиков. На высоте 2500 метров обнаружены 2 FW-190 и 12 Ме-109. Поединок неизбежен. Приказав штурмовикам занять боевой порядок "круг", а 2-м парам истребителей прикрыть штурмовики с нижней и верхней полусферы, Бицаев с ведомым нападают на ближайшую группу истребителей противника. Лично сбив одного стервятника и расстроив боевые порядки врагов, Бицаев обеспечил успешное выполнение боевого задания. Штурмовики без потерь вернулись на свою базу.

Сергей Владимирович Бицаев отлично усвоил, что в бою побеждают не числом, а умением, смекалкой, находчивостью. Все боевые операции, проведённые им, отличались высокой культурой; каждый воздушный бой являлся для него поиском новых тактических приёмов борьбы с воздушным противником.

За свои ратные подвиги Бицаев был награждён двумя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны, дважды был удостоен благодарственных Грамот Верховного командования Красной Армии.

С.В.Бицаев

В реляции на присвоение высокого звания Героя Советского Союза указывалось:

"Лейтенант Сергей Владимирович Бицаев по праву завоевал себе славу и любовь в семье советских соколов. Повседневно совершенствуясь в лётном мастерстве, в управлении воздушным боем, он вырос до командира авиационного звена.

Свои теоретические познания и боевой опыт, мастерство воздушного бойца повседневно передаёт подчинённым, любовно выращивая молодых лётчиков. Звено С. В. Бицаева по праву является ведущим в части, образцовым в боевой работе, учёбе и дисциплине.

За совершенные им 263 успешных боевых вылета, за лично сбитые в воздушных боях 16 самолётов противника и проявленные при этом доблесть и мужество Лейтенант Сергей Владимирович Бицаев достоин присвоения звания Героя Советского Союза."

18 Мая 1945 года ходатайство было поддержано командующим войсками 2-го Белорусского фронта Маршалом Советского Союза К. К. Рокоссовским. 18 Августа 1945 года состоялся Указ Президиума Верховного Совета Союза ССР о присвоении Сергею Владимировичу Бицаеву высокого звания Героя Советского Союза.

После исторической победы над фашистской Германией Герой Советского Союза Сергей Владимирович Бицаев весь отдаётся обучению и воспитанию молодых лётчиков. Некоторые из его питомцев стали общеизвестными космонавтами.

Сергей Владимирович Бицаев был ещё в расцвете лет, полон энергии, когда тяжёлая болезнь вырвала его из рядов прославленных лётчиков. 26 Марта 1962 года перестало биться сердце замечательного лётчика, отзывчивого товарища.

*     *     *

Список всех известных побед Лейтенанта С. В. Бицаева:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Изд. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
113.02.1944 г.1  Hs-126юго - зап. ЛюбаньЯк-1, Як-9.
201.04.1944 г.1  Ju-87юго - зап. совх. "Ударник"
317.07.1944 г.1  FW-190юго - вост. ст. Яунглатгалле
413.08.1944 г.1  FW-190зап. Осула
521.08.1944 г.1  FW-190мыза Сангасте
625.08.1944 г.1  FW-190сев. Кингу
726.08.1944 г.1  Ju-87Тяхема
81  Ju-88зап. Вяйке
916.02.1945 г.1  FW-190юж. Варлюбин
101  FW-190Боткау
1119.03.1945 г.1  FW-190сев. - вост. Гдыня
1223.03.1945 г.1  Ме-109вост. Гдыня
1322.04.1945 г.1  FW-190юго - вост. Каров
1424.04.1945 г.1  FW-190Воллин

      Всего сбитых самолётов - 16  [ 14 + 0 ];  боевых вылетов - 276;  воздушных боёв - 67.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz