Бобков Валентин Васильевич - советский военный летчик Герой Советского Союза - Красные соколы: советские асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Звезда Героя Советского Союза

Бобков Валентин Васильевич

Бобков В.В.

Родился 29 Июля 1920 года в деревне Финеево, ныне Киржачского района Владимирской области, в семье крестьянина. Окончил 3 курса индустриального техникума. С 1937 года Валентин Бобков в Красной Армий. В 1940 году окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков.

С Июня 1941 года Младший лейтенант В. В. Бобков в действующей армии. По Июль 1941 года служил в 88-м ИАП, летая на И-16. С Июля 1942 года по Май 1945 года - в 814-м ИАП  (106-м Гвардейском ИАП), летая на Як-1 и Як-3.

К Марту 1945 года командир эскадрильи 106-го Гвардейского истребительного авиационного полка  (11-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 2-й Гвардейский штурмовой авиационный корпус, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт)  Гвардии капитан В. В. Бобков совершил 300 боевых вылетов, в 80 воздушных боях лично сбил 13 и в группе 4 самолёта противника.

27 Июня 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, Гвардии майор В. В. Бобков удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны продолжал службу в ВВС. В 1951 году окончил Высшие лётно - тактические курсы. В 1955 году успешно окончил Военно - Воздушную академию. С 1957 года Гвардии полковник В. В. Бобков - в запасе.

Жил в Москве. Работал старшим преподавателем кафедры факультета АСУ Московского инженерно - строительного института. Умер 30 Мая 2001 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  (трижды), Отечественной войны 1-й степени  (дважды), Красной Звезды  (дважды); медалями.

*     *     *

Великая Отечественная война застала командира авиационного звена 88-го истребительного авиаполка 44-й истребительной авиадивизии Младшего лейтенанта В. Бобкова в районе Винницы. В числе первых он поднял свой истребитель И-16 на перехват вражеских самолётов. В последующие дни с рассвета до темноты вместе с другими лётчиками отражал налёты фашистской авиации на наши города, железнодорожные станции и коммуникации, летал на прикрытие наземных войск, аэродромов, вёл разведку войск противника. При встрече с врагом Младший лейтенант В. Бобков доказал, что не зря учился боевому мастерству в строевом полку после окончания Качинской военной авиационной школы лётчиков. Защищая родное небо, он в короткий срок лично сбил 4 и подбил 2 вражеских бомбардировщика.

Хорошо запомнил Валентин Васильевич свой бой над станцией Жмеринка. Тогда 5 Ju-88 пытались разрушить этот важный железнодорожный узел. Увидев противника ещё до подхода к станции, Бобков смело пошёл в атаку, стремясь сбить возглавляющий строй "Юнкерс". Немецкие лётчики, заметив опасность, перестроились "этажеркой" и со многих огневых установок открыли огонь по И-16. Первая атака Бобкова сорвала прицельное бомбометание врага. Его самолёт, получивший несколько пробоин, оставался послушным в управлении, и лётчик вновь ринулся в атаку. Он знал, что боеприпасы на исходе, поэтому решил нанести удар наверняка. На выходе из атаки увидел, как задымил вражеский бомбардировщик, а потом взорвался, упав на окраине леса. Остальные "Юнкерсы", сбросив бомбы на подступах к станции, поспешно ретировались.

В середине первой недели войны 4 самолёта И-16 совершили первый разведывательный полёт на территорию, временно оккупированную врагом. В состав группы входил и Бобков. Когда пролетали поперёк длинной балки, заметили большое количество зелёных маскировочных сетей. Что под ними ?   Ведущий развернулся на 90° и стал пикировать вдоль балки. Метров с 200 открыл огонь, то же сделали и ведомые. Противник не выдержал. Вокруг истребителей стали рваться зенитные снаряды. Над балкой скрестились огненные трассы зенитных пулемётов. Убедившись, что в этом месте фашисты сосредоточили более 40 танков, лётчики поспешили на свой аэродром. Командование высоко оценило их информацию. Впоследствии по врагу был нанесён мощный удар.

13 Июля 1941 года Бобкову не повезло. Полк тогда базировался на аэродроме Бухонки. Валентин подошёл к своему замаскированному снопами пшеницы истребителю. В кабине техник самолёта Сергей Селезнёв работал с высотомером. Вдруг донёсся отдалённый звук - летели самолёты. Бобков приложил руку к глазам, внимательно всматриваясь в небо и стараясь определить, чьи это машины. А они шли прямо на аэродром. "Юнкерсы", - мелькнуло в голове. - Надо взлетать !"

Две группы бомбардировщиков двигались в сопровождении истребителей. Пока Бобков освобождал самолёт от снопов, с соседней стоянки поднялся в небо командир звена. Второпях надев парашют, Бобков сел в кабину истребителя, запустил мотор и прямо со стоянки пошёл на взлёт, не успев даже привязаться ремнями. Взлёт выполнил фактически под бомбами врага.

Хотя мотору был дан полный газ, высота, как назло, росла медленно. Неожиданно слева и справа из-под крыльев И-16 потянулись длинные огненные шлейфы, истребитель задрожал. Лётчик почувствовал, как внезапно ручка управления освободилась от нагрузки. Машина, перестав слушаться рулей, стремительно пошла к земле. "Перебиты тяги управления", - понял Валентин. И тут увидел, как справа, выше него, пронёсся выходящий из атаки Ме-109.

Быстро приближалась земля. Что-либо предпринять Бобков уже не мог. Самолёт одним крылом задел за телеграфный столб, другим ударился о землю. Машина разломилась пополам. Валентина, не успевшего привязаться перед взлётом, выбросило из кабины так, будто сработала катапульта. Раненого и контуженного лётчика увезли в медсанбат, а затем в госпиталь.

Спустя 10 месяцев Бобков предстал перед военно - медицинской комиссией. "К лётной работе не годен", - таким было решение врачей.

Ничего не поделаешь, пришлось ехать в Москву за новым назначением. В главном штабе ВВС Бобкова определили оперативным дежурным на командный пункт одного из подмосковных аэродромов. Потянулись томительные дни и ночи дежурств, оглядываясь по утрам в небесную синеву, Бобков по-хорошему завидовал тем, кто продолжал летать на боевых самолётах, сражаться с врагом. Ему тоже хотелось в небо, самому бить фашистов.

Наступила весна 1942 года. Однажды, выйдя из землянки, Бобков встретился с начальником политотдела авиадивизии В. Титовым. Разговорились.

- Как же это так !   Четыре самолёта сбил и до сих пор не награждён ? - удивился начальник политотдела.

Валентин достал из кармана гимнастёрки конверт:

- Вот из дома прислали обрывок центральной газеты. Здесь в списках награждённых лётчиков значится моя фамилия. Имя и отчество тоже совпадают. Неизвестно только, какая награда.

- Это надо отвезти в наградной отдел, - посоветовал комиссар. - Там проверят.

На другой день Бобков был уже в наградном отделе. Рассказал дежурному офицеру всё по порядку, показал кусочек газеты. Тот внимательно выслушал, записал что-то, сказал:

- Вот вам чистые листы бумаги, садитесь за стол, пишите рапорт. Через неделю придёте сюда снова.

Вскоре в Кремле Валентину Васильевичу вручили награду. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 Декабря 1941 года за 4 сбитых самолёта он был награждён орденом Красного Знамени.

Время бежало быстро. После операции левая нога беспокоила меньше, но без палки Бобков ходить не решался. Как-то комиссар дивизии при встрече сказал ему:

- Вы же боевой лётчик, орденоносец. По соседству майор Кузнецов подбирает себе в полк опытных авиаторов. Обратитесь к нему...

Бобков был зачислен в состав 814-го истребительного авиационного полка. Сначала летал на связном самолёте У-2. Возил почту, различные грузы, людей... Потом возглавил звено, стал заместителем, а затем и командиром эскадрильи.

Весной 1943 года жаркие бои разгорелись под Изюмом. Войска Юго - Западного фронта при наступлении в Донбассе сразу не смогли добиться успеха. Однако для подготовки дальнейших наступательных операций на западном берегу реки Северский Донец они удерживали Изюм - Барвенковский плацдарм. Фашисты не раз пытались сломить сопротивление стойко оборонявшихся частей Красной Армии. И на этот раз на маленький клочок земли они остервенело бросили танки, самолёты, обрушили огонь артиллерии и миномётов. Особенно часто враг пытался атаковать с воздуха наведённые через Северский Донец переправы, по которым шло снабжение войск, защищавших плацдарм.

Однажды 8 Як-1, возглавляемыя Бобковым, вступили в бой с 40 бомбардировщиками Ju-87, шедшими под прикрытием 12 истребителей Ме-109. С первых же атак лётчикам удалось расчленить строй бомбардировщиков, уничтожить 2 из них. В панике фашисты сбросили бомбы вне цели. А затем завязалась неравная схватка с истребителями прикрытия. Воздушные бойцы смело и решительно дрались с "Мессерами". После того как были сбиты ещё несколько вражеских самолётов, немцы дрогнули, вышли из боя.

Запас бензина у наших лётчиков был на исходе, поэтому Бобков дал команду:

- Прикрывая друг друга, уходим...

Так группа истребителей вела бой с численно превосходившими силами противника и уничтожила 8 машин, не потеряв ни одной своей. При этом, 2 самолёта Ju-87 сбил сам В. Бобков.

В другой раз тревожный сигнал станции наведения застал командира эскадрильи Гвардии старшего лейтенанта В. Бобкова и 5-х его ведомых под Софиевкой, что юго - западнее Днепродзержинска.

- Справа "Юнкерсы" ! - предупредила земля.

Развернув группу, Бобков заметил справа от себя 15 Ju-87 и чуть выше их, под облаками, ещё 6 FW-190. Соотношение сил было таким - 6 и 21...

На раздумья не оставалось времени: фашисты готовились ударить по скоплению наших войск. Пара за парой "Яки" обрушились на бомбардировщики в тот момент, когда те перестраивались в цепочку, чтобы ринуться в пикирование и сбросить бомбы на нашу пехоту. Дерзкая атака шестёрки привела вражеских лётчиков в замешательство. Их боевой порядок был нарушен. "Юнкерсы", пытаясь уклониться от атак советских истребителей, не смогли прицельно отбомбиться, сбросили куда попало смертоносный груз и повернули на запад. От меткого огня Бобкова и его ведомого 2 Ju-87 взорвались в воздухе.

Немецкие истребители, пришедшие на выручку своим бомбардировщикам, яростно атаковали "Яки". Одному "Фоккеру" удалось зайти в хвост самолёта Бобкова и открыть огонь. Кабина наполнилась дымом. Осколки разорвавшегося снаряда пробили фонарь кабины, приборную доску, попали лётчику в голень левой ноги и голову. Кровь хлынула из ран, от нестерпимой боли потемнело в глазах. Но и фашист не успел уйти безнаказанным. Его сбили ведомые Бобкова.

Возвращаясь на аэродром, лётчики заметили, что самолёт командира ведёт себя как-то странно: то делает развороты со снижением, то внезапно набирает высоту. На их запросы по радио комэск не отвечал. Позже выяснилось, что осколком снаряда были повреждены передатчик и тяга управления мотором.

Бобков всё же завёл самолёт на посадку. Истребитель пробежал почти всё поле и остановился, но мотор продолжал работать. К "Яку" подбежали техник и моторист. Когда они открыли фонарь кабины, то увидели, что лётчик без сознания. С трудом вытащили его из кабины. Бобкова отправили в госпиталь. Через месяц он снова поднялся во фронтовое небо.

Як-1Б из 106-го ГвИАП.

Самоотверженно сражались с врагами лётчики 814-го истребительного авиационного полка 3-го смешанного авиационного корпуса в Июле 1943 года. В эти дни Старший лейтенант В. В. Бобков довёл число лично сбитых самолётов до 12.

Однажды 36 вражеских самолётов пытались бомбить наши войска. Пятёрка истребителей, в состав которой входили Бобков и его ведомый Младший лейтенант Артемченко, врезалась в строй вражеских бомбардировщиков и разогнала их. На обратном пути Бобкова и Артемченко пыталась перехватить группа Ме-109. Боеприпасы были на исходе. Но это не смутило отважных лётчиков: они пошли в лобовую атаку на противника. Немцы не выдержали и стали уходить. Старший лейтенант В. В. Бобков меткой очередью сбил один из "Мессеров".

Бесстрашный лётчик сражался с врагом с первых дней войны до её победного часа. За годы войны В. Бобков произвёл около 400 боевых вылетов   (из них 126 - на разведку), провёл 80 воздушных боёв, лично сбил 13 самолётов и 4 - в группе с товарищами.

Бобков В.В.

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 Июля 1945 года командир эскадрильи 106-го Гвардейского истребительного авиационного Висленского орденов Александра Невского и Кутузова полка Гвардии майор В. В. Бобков удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

После войны Валентин Васильевич окончил Краснознамённую Военно - Воздушную академию, долго ещё служил в строевых частях. Награждён 7 советскими орденами, многими медалями, чехословацким "Военным крестом 1939 года".

Выйдя в отставку, продолжал трудиться в одном из столичных ВУЗов. За большую работу по военно - патриотическому воспитанию молодёжи награждён медалью "За доблестный труд" и Почётной грамотой ЦК ВЛКСМ.

*     *     *

Список всех известных побед Гвардии майора В. В. Бобкова:
(Из книги М. Ю. Быкова "Победы сталинских соколов".  Изд. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
128.12.1942 г.1  Ме-110МиллеровоИ-16, Як-1, Як-3.
218.01.1943 г.1  Ме-109аэр. Гартмашевка
325.02.1943 г.1  Ме-109Балабановка
430.05.1943 г.1  FW-190юго - зап. Купянск
506.06.1943 г.1  FW-189юго - зап. Большая Бабка
606.07.1943 г.1  FW-190Маслова Пристань
717.07.1943 г.1  Ju-87Великая Камышеваха
818.07.1943 г.1  Ju-87юж. Петрополье
927.08.1943 г.1  Ju-87юго - вост. Борки

      Всего сбитых самолётов - 13 + 4  [ 8 + 1 ];  боевых вылетов - 300;  воздушных боёв - 80.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz