Бондаренко Семен Григорьевич - советский военный летчик Герой Советского Союза - Красные соколы: советские асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

Бондаренко Семён Григорьевич

С.Г.Бондаренко.

Родился 16 Февраля 1915 года в деревне Зачепиловка  (Ново - Сенжарский район, Полтавская область, Украина). Жена - Чижова Клавдия Ефимовна, 1910 года рождения; сын - Евгений, 1934 года рождения. Закончил 2 курса сельскохозяйственного техникума. С 1935 года Семен Бондаренко в рядах Красной Армии. В 1939 году окончил Ейское военно - морское авиационное училище лётчиков.

С 2 Февряля 1939 года служил в составе 1-й авиаэскадрильи 5-го ИАП  (3-го Гвардейского ИАП)  КБФ: младшим лётчиком, с 19 Июня 1941 года - лётчиком, с 11 Сентября 1942 года - командиром эскадрильи. 8 Апреля 1942 года присвоено звание Капитан.

Участник Великой Отечественной войны с первого дня. Сражался в составе ВВС Краснознамённого Балтийского флота.

25 Октября 1942 года командир 1-й эскадрильи 3-го Гвардейского истребительного авиационного полка ВВС КБФ Гвардии капитан С. Г. Бондаренко сопровождал группу бомбардировщиков ДБ-3 в район острова Большой Тютерс в Финском заливе. При возвращении от цели его "Харрикейн" был атакован и сбит истребителями 1-го звена 24-й авиаэскадрильи финских ВВС  (1/LLv24).

Всего совершил 284 боевых вылетов, сбил 18 самолётов   (6 лично и 12 в группе с товарищами).

Награждён орденами; Ленина, Красного Знамени  (дважды). Его имя увековечено на мемориале Борки.

*     *     *
С.Г.Бондаренко.

Из материалов газеты "Победа", № 238 от 21.09.1942 год:

"Первая декада Сентября у лётчиков - истребителей Гвардейского подразделения ознаменовалась большими ожесточёнными воздушными боями и блестящей победой.

В один из дней, лётчики получили задание вылететь на линию фронта и прикрыть от воздушных пиратов наши наземные войска. В воздух поднялись прославленные в боях советские асы Герой Советского Союза Ефимов, трижды орденоносцы Мясников и Львов, дважды орденоносцы Сухов и Бондаренко, а с ними молодые, но уже на деле доказавшие своё мастерство, лётчики Киреев, Черненко и другие.

Прикрывая наземные войска, две группы наших истребителей, ведомые Героем Советского Союза М. А. Ефимовым и дважды орденоносцем Усыченко, встретились с большой группой "Мессершмиттов", "Хейнкелей" и "Юнкерсов". Несмотря на 3-х кратное численное превосходство гитлеровцев, балтийцы смело вступили в бой, сразу же принявший ожесточённый характер. Немцы, имея численное превосходство, нахально лезли, но это их не спасло.

Первый день боевой 10-дневки над линией фронта ознаменовался блестящей победой Гвардейцев. По одному "Мессеру" сбили отважные лётчики - истребители Ефимов, Сухов, Теплов, Буряк и Хаметов, 2 "Мессершмитта-109" Гвардейцы сбили в группе, а Усыченко в паре с Буряком сбили один "Юнкерс-88". Семь сбитых "Мессершмиттов" и один "Юнкерс" - вот итог первого Сентябрьского боя лётчиков - гвардейцев.

Несколько дней спустя, разыгрался ещё более ожесточённый бой. Шестёрку истребителей в район барража в пункты "М" и "С" вел сталинский сокол трижды орденоносец Мясников. На прифронтовом фашистском аэродроме "Л" Гвардейцы заметили несколько вражеских истребителей. Цель не могла не привлечь внимание балтийцев, и они немедленно ринулись в атаку на взлетающие и стоящие на земле самолёты. Огонь балтийских истребителей расстроил боевой порядок "Мессеров". Немецкие самолёты взлетели с опозданием, а часть из них навеки осталась на земле. Выйдя из атаки и миновав немецкий аэродром, балтийцы пошли за бомбардировщиками. "Юнкерсы", ожидавшие подхода сопровождающих "Мессеров", приняли наши истребители за свои. Стрелки даже не успели открыть огня, как Гвардейцы ринулись в атаку. Завязался ожесточённый бой 6 советских лётчиков с 8 "Юнкерсами-88", 2 "Мессершмиттами-110" и 8 "Мессершмиттами-109".

Балтийцы рассеяли стервячью армаду, заставили неприцельно сбросить бомбы и нанесли ей большой урон. Один "Юнкерс" рухнул на землю от метких залпов лётчика Бондаренко, другой "Ю-88" сбили Мясников и Каберов. Лётчики Теплов и Терёхин уничтожили "Ме-110", а вся группа сбила ещё 2 "Ме-109Ф".

В это же время вторая группа наших самолётов, ведомая Героем Советского Союза Ефимовым, вела воздушный бой в другом пункте с 16 немецкими истребителями. Тройное превосходство успеха немцам не принесло. Гвардейцы смело атаковали фашистов и нанесли им чувствительный удар. В этом бою истребители Ефимов, Сухов и Львов сбили по одному "Мессершмитту" каждый. Четвёртого стервятника Львов подбил. Ужаленный фашист метался из стороны в сторону. Оставляя за собой дымный след, он со снижением стал уходить в сторону своего логова. Ведущий Ефимов заметил это и бросился вдогонку. Всей мощью огня своего истребителя обрушился советский ас на стервятника. Фашист клюнул, ударился о полотно железной дороги, взорвался и тут же сгорел. Три вражеских самолёта с дымящимися моторами ушли на свою территорию, а остальные рассеялись.

В этом бою немцы подбили самолёт лётчика Буряка. У машины оторван правый элерон и повреждён руль глубины. Обладая исключительным знанием материальной части и техники пилотирования, тов. Буряк вышел из боя на совершенно неуправляемом самолёте, перетянул линию фронта и блестяще посадил машину на своём аэродроме. От метких пулемётно - пушечных очередей Гвардейцев свалились на землю 11 истребителей и З бомбардировщика противника. Несколько коршунов ушли на свои базы с большими повреждениями.

Последний день воздушных боёв в эту 10-дневку ознаменовался также победой наших лётчиков. Гвардейцы дрались четвёркой против восьми, шестёркой против десяти и больше самолётов врага. Немецкому коварству и хитрости Гвардейцы противопоставляли хитрость и мастерство свое - большевистское. В бою Гвардейцы используют солнце и облака, всю мощь огня истребителей и своё мастерство.

В один из этих дней балтийцы вылетели на барраж. На высоте 1000 метров - кучевые с разрывами облака. А на высоте 3000 метров облака были сплошными. Вот сюда, под нижнюю кромку верхних облаков и забрались наши соколы. Барражируя, лётчики за воздухом и землёй наблюдали в разрывы нижнего слоя облаков. Вскоре они заметили, что под нижней кромкой ходят "Мессера".

Гвардейцы стремительно пошли в атаку. Немецкие любители облаков на сей раз просчитались. Три фашиста сразу же рухнули на землю, один ушёл подбитым, а остальные поспешно скрылись. В этом бою по одному немецкому истребителю сбили лётчики Терёхин, Руденко, Каберов, Ефимов. Несколько машин сбиты балтийцами в группе.

За 10 дней воздушных боёв под Ленинградом лётчики - гвардейцы уничтожили 29 "Ме-109", 2 "Ю-88", 1 "Ю-87" и 1 "Ме-110". Больше десятка немецких машин подбили. За это же время Герой Советского Союза М. А. Ефимов сбил 4 самолёта лично и 4 в группе с товарищами. Лётчик Сухов сбил 2 самолёта лично и 6 в группе. По одному лично и по несколько самолётов в группе уничтожили тт. Буряк, Хаметов, Теплов, Усыченко, Бондаренко, Львов, Терёхин, Руденко и Каберов. Высокое мастерство ведения воздушных боёв показали лётчики - истребители Мясников, Теплов, Косоруков, Сухов, Евграфов и другие".

*     *     *

Список известных побед Гвардии капитана С. Г. Бондаренко:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Изд. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
115.07.1941 г.1  Ме-109р-н Старой РуссыМиГ-3, "Харрикейн".
207.08.1941 г.1  Ju-88  (в паре - 1 / 2)оз. Лубенское
321.09.1941 г.1  Ju-87р-н Кронштадта
41  Ju-87  (в паре - 1 / 2)Кронштадт
522.09.1941 г.1  Ju-86Низино
629.09.1941 г.1  Ju-87  (в паре - 1 / 2)р-н Кронштадта
718.08.1942 г.1  Ме-109оз. Чёрное
811.09.1942 г.2  Ме-109  (в группе - 2 / 4)Невская Дубровка

      Всего сбитых самолётов - 6 + 12  [ 4 + 5 ];  боевых вылетов - 277.

*     *     *

Эпизоды из боевой деятельности С. Г. Бондаренко.

7 Июля 1941 года в 14:37 лётчики 5-го ИАП Лейтенанты Н. М. Ессин и С. Г. Бондаренко на МиГ-3 в районе Котка атаковали 2 Fokker D.XXI. Один из них задымил и со снижением ушёл вглубь Финляндии.

15 Июля 1941 года С. Г. Бондаренко из 5-го ИАП в районе города Старая Русса в бою с 7 Ме-109 сбил один из них.

7 Августа 1941 года на отражение налёта 4 Ju-88 на аэродром Низино вылетело 11 истребителей из 5-го ИАП  (61-я ИАБР ВМФ КБФ). Лётчики С. Г. Бондаренко и А. Н. Илюхин в районе озера Лубенское атаковали Ju-88, который горящим упал в лес.

21 Сентября 1941 года 6 МиГ-3 из 5-го ИАП прикрывали транспорты в районе Кронштадта. Во время патрулирования они вели бой с 80 самолётами противника различных типов. Лейтенант С. Г. Бондаренко сбил Ju-87. Капитан Н. М. Никитин выпрыгнул на парашюте из подбитого самолёта в районе Низино. На следующий день прибыл в свою часть.

В этот же день 3 МиГ-3, 2 ЛаГГ-3 и 1 Як-1 из 5-го ИАП вылетали на патрулирование над Кронштадтом. В 15:30 вступили в бой с 70 самолётами противника различных типов. В этом бою С. Г. Бондаренко и В. И. Терёхин сбили Ju-87, А. Ф. Мясников и П. А. Чепелкин - Ме-110.

22 Сентября 1941 года 6 МиГ-3 из 5-го ИАП в районе Низино вели воздушный бой с 20 Ju-88, Ju-86, Ме-109 и Ме-110. Старший лейтенант Мартыщенко сбил Ju-88, Лейтенант С. Г. Бондаренко - Ju-86.

29 Сентября 1941 года лётчики 5-го ИАП В. И. Терёхин и С. Г. Бондаренко атаковали Ju-87. В это время в хвост Бондаренко зашёл другой бомбардировщик, стрелок которого открыл по советскому лётчику прицельный огонь. Терёхин прервал свою атаку и поспешил на выручку. Бондаренко спокойно добил Ju-87.

10 Октября 1941 года 3 МиГ-3, 3 Як-1 и 1 ЛаГГ-3 из 61-й ИАБР КБФ   (ведущий С. Г. Бондаренко)  прикрывали военно - морскую базу Кронштадт и корабли на рейде. Над облаками на высоте 3500 - 4000 метров в районе Новый Петергоф - Ропша - Гостилицы вели бой с 4 Ме-109. Один "Мессер" в результате атаки задымил, перевернулся и беспорядочным падением скрылся в облаках. Предположительно сбит.

18 Августа 1942 года 8 "Харрикейнов" из 3-го Гвардейского ИАП взлетели на сопровождение Пе-2, наносивших бомбовый удар по транспортам противника в районе Борго  (около Хельсинки).

Из донесения Гвардии капитана С. Г. Бондаренко:

"В 18:48 после взлёта с аэродрома Борки на высоте 2000 метров нашей восьмёрке был навязан бой 4 Ме-109F. Противник, находясь выше, атаковал попарно наши отдельные самолёты. Мы отбивали атаки, сражаясь на восходящей спирали. На 6-й минуте боя, находясь выше наших самолётов, я с дистанции 200 - 150 метров дал большую прицельную очередь по ведомому Ме-109F второй пары. Самолёт противника вышел из пике и пошёл с небольшим левым разворотом на уменьшенной скорости. Довернувшись за ним, с дистанции 150 - 100 метров я дал ещё одну большую очередь. Самолёт пошёл в переворот с зависанием. Получив ещё одну очередь прямо в хвост с дистанции 100 - 50 метров, Ме-109F резко начал выход с переворота, потом сделал полубочку и под большим углом врезался в лес западнее озера Чёрное. С оставшимися 3-мя самолётами противника вели бой ещё 7 минут. На 13-й минуте боя был сбит на перевороте 3-мя "Харрикейнами" ещё один Ме-109F".

Из донесения Гвардии капитана М. А. Ефимова:

"Взлетев последним, я стал набирать высоту с небольшим левым разворотом, уходя в сторону солнца. Сделав левый разворот, я заметил слева 2 Ме-109, по которым вели огонь 2 наши самолёта. Я подошёл на дистанцию 200 - 300 метров и тоже открыл огонь. После атаки 3-х наших самолётов один Ме-109 задымил чёрным дымом и пошёл резко на снижение и упал на лес. Я вторично пошёл с набором высоты в сторону солнца, после чего произвёл несколько атак по самолётам противника. Перед концом боя я зашёл в хвост на дистанцию 100 метров к самолёту противника, находившемуся со мной на одной высоте. В этом время по нему кто-то дал очередь. Ме-109F сделал штопорный переворот и завис. Я успел дать 2 очереди и самолёт противника беспорядочно стал падать с высоты 500 - 600 метров".

Оставшаяся пара Ме-109F немедленно вышла из боя и ушла по направлению на Красногвардейск. По приказанию командира авиабригады "Харрикейны" из боя вышли, но Пе-2 не догнали и возвратились из района острова Лавансаари обратно.

Использована информация с сайта В. Харина - "Авиаторы Второй Мировой..."


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz