Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Звезда Героя Советского Союза

Домбровский Иван Александрович

Домбровский И.А.

Родился 27 Июля 1917 года на станции Чик, ныне посёлок городского типа Коченевского района Новосибирской области, в семье рабочего. В 1932 году после окончания 8 классов средней школы поступил работать на завод "Сибметаллстрой" в Новосибирске. Одновременно посещал школу ФЗУ. С 1934 года жил в Харькове, работал слесарем на велосипедном заводе им. Г. И. Петровского. Без отрыва от производства окончил аэроклуб, приобрёл специальность лётчика - планериста. С 1938 года в Красной Армии. В 1940 году Иван Домбровский окончил Херсонскую военно - авиационную школу пилотов.

С Июня 1941 года в действующей армии. До середины 1943 года сражался в Прибалтике, на Западном, Калининском, Брянском и Воронежском фронтах. К началу Курской битвы был командиром эскадрильи. В составе войск 2-го Украинского фронта эскадрилья Домбровского громила врага в районе города Яссы. В составе 3-го Украинского фронта принимала участие в боях за освобождение Белграда.

К Апрелю 1945 года помощник командира по воздушно - стрелковой службе 167-го Гвардейского штурмового авиаполка  (10-я Гвардейская штурмовая авиационная дивизия, 17-я Воздушная армия, 3-й Украинский фронт)  Гвардии капитан И. А. Домбровский совершил 148 боевых вылетов на разведку и штурмовку оборонительных рубежей, скоплений живой силы и техники противника.

18 Аагуста 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны продолжил службу. В 1949 года окончил Высшую офицерскую школу штурманов. С 1957 года Гвардии подполковник И. А. Домбровский - в запасе. Жил в Харькове. Работал начальником учебного пункта на велозаводе, руководил областной автошколой ДОСААФ. Избирался депутатом Коминтерновского райсовета. Умер 7 Февраля 1974 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  (дважды), Красной Звезды  (дважды); медалями, югославским орденом Партизанской Звезды 2-й степени.

*     *     *

Свой первый боевой вылет лётчик - штурмовик И. А. Домбровский совершил 22 Июня 1941 года в небе Прибалтики и громил врага до победного завершения Великой Отечественной войны. Он штурмовал фашистов в Сталинграде, на Курской дуге, в Харькове, на Днепре и под Львовом, в Румынии, Венгрии и Югославии. Трижды был ранен. И каждый раз после лечения в госпитале возвращался в строй.

К началу Великой Отечественной войны Домбровский был уже хорошо подготовленным воздушным бойцом.

...В одном из номеров фронтовой газеты сообщалось об интересном эпизоде, в котором принял участие лётчик Домбровский. Он и его боевые товарищи Заболотный и Солдатенко получили приказ атаковать вражеский аэродром. Штурмовики углубились в тыл противника на бреющем. Вот и цель. Едва лётчики приготовились к атаке аэродрома, как они увидели автоколонну.

Штурмовики вышли на новую цель. На дороге запылали автомашины с боеприпасами. Вскоре тройка Ил-2 атаковала аэродром. Немецкая зенитная артиллерия открыла ураганный заградительный огонь. Но штурмовики, прорвавшись сквозь стену огня, наносили по врагу удар за ударом и уничтожили несколько самолётов. Боевое задание было успешно выполнено.

Когда лётчики вернулись на свою базу, техники обнаружили, что все 3 машины имели серьёзные повреждения. В самолёте Ивана Домбровского была пробита кабина, вышло из строя управление.

Текс этой заметки - "Смелый налёт на вражеский аэродром" - сообщал следущее:

"Рано утром лётчики тт. Заболотский, Домбровский и Солдатенков вылетели в район Н. на штурмовку вражеского аэродрома. При подходе к цели они обнаружили колонну автомашин с горючим. На бреющем полёте отважные соколы уничтожили несколько десятков автомашин и бензовозов. Потом нанесли удар по аэродрому. Из 16 "Хейнкелей-111", находившихся на лётном поле, 10 уничтожили.

Во время второй атаки самолёт Домбровского был подбит. Сам лётчик получил ранение в голову и руку, но, несмотря на это, продолжал вести бой. При повторном заходе для удара группа была атакована 10 истребителями противника. Советские лётчики смело вступили в неравную схватку с врагом. В бою был сильно повреждён самолёт ведущего. Лётчик Домбровский отважно защищал командира и спас его от гибели.

Все 3 самолёта, выполнив задание, благополучно возвратились на свой аэродром. Домбровский, посадив машину, тотчас же потерял сознание. В его самолёте техники обнаружили около двух десятков пробоин..."

После недолгого лечения Иван Домбровский снова взял в руки штурвал самолёта и поднялся в воздух для выполнения боевого задания.

Однажды группа из 12 самолётов под командованием Домбровского вылетела штурмовать скопление вражеских танков. Цель быстро была отыскана. Лётчики так увлеклись атакой, что израсходовали почти весь боекомплект. И как раз в этот момент показалось 6 Ме-109. Домбровский приказал пилотам выйти из боя и бросился в сторону, чтобы отвлечь внимание врага на себя. Немцы поняли, что он ведущий группы, зажали его самолёт со всех сторон и не стреляли: решили повести на свой аэродром. Домбровский начал оттягивать фашистских истребителей к передовым позициям, до которых было 20 километров. Немцы разгадали его маневр и начали обстреливать штурмовик.

"Слышу, - вспоминал Домбровский, - слева пулемётная очередь. Смотрю: на крыле густая сетка дырок. Один фашист качает крылом - иди, мол, за нами. Я тоже качнул крылом, будто согласен, а все тяну ближе к передовой. Враги решили покончить со мной. Вижу, один из них заходит для атаки. Тогда я мигом выпустил щитки, притормозил. Фашист этого не предвидел и проскочил мимо. Тогда я дал очередь, и его самолёт, охваченный пламенем, начал падать... Гитлеровцы разозлились. Двое из них атаковали меня и вывели из строя руль поворота и приборную доску. Запылал маслорадиатор. В глазах потемнело, но я изо всех сил рвусь к своим. Что со мною было дальше, не знаю. Очнулся в госпитале и сразу же к врачу:

- Летать буду ?

- Постараемся".

...И вот Иван Домбровский снова за штурвалом Ил-2. Это было для него самой дорогой наградой.

До середины лета 1943 года Иван Александрович сражался с врагами в Прибалтике, на Западном, Калининском, Брянском и Воронежском фронтах. К началу Курской битвы он был уже известным лётчиком, командиром эскадрильи, награждённым за боевые подвиги орденом Красной Звезды и двумя орденами Красного Знамени. Эскадрилью Гвардии капитана Домбровекого хорошо знали на Воронежском фронте. О неутомимой боевой работе её писали в газетах, с теплотой и благодарностью отзывались о лётчиках танкисты, пехотинцы и артиллеристы.

- Домбровский опять повёл свои "летающие танки". Сейчас дадут фашистам прикурить ! - говорили солдаты в окопах, наблюдая за проносившейся на бреющем полёте группе штурмовиков. Всякий раз, пролетая над своими войсками, ведущий приветственно покачивал крыльями самолёта.

Штурмовики широко использовали реактивные снаряды для ударов по вражеским войскам. Видимо поэтому гитлеровцы называли их "чёрной смертью". По нескольку раз в день, в любую погоду Домбровский водил свою эскадрилью на штурмовку наступающих вражеских войск. А потом, когда противник был обескровлен, советские войска сами перешли в наступление. Работы у штурмовиков стало ещё больше.

Ил-2 одного из ГвШАП.

Участники боёв под Сумами, наверное, помнят Июльские наступательные бои. Наши наземные войска встретили упорное сопротивление противника. Эскадрилья Гвардии капитана Домбровского получила задачу: нанести удар по вражеской обороне. Когда штурмовики пробились к цели, внизу, развернувшись по всему полю, шли в атаку наши танки. По ним вела интенсивный огонь вражеская артиллерия. "Илы" с бреющего полёта всей мощью своего огня обрушились на орудия противника и заставили их замолчать. Танкисты в знак признательности выпустили несколько сигнальных ракет: спасибо за хорошую работу !   Домбровский по старой привычке покачал в ответ крыльями.

Потом были напряжённые бои на Днепре в районе Ржищева. В составе войск 2-го Украинского фронта эскадрилья Домбровского громила врага в районе города Яссы. В составе 3-го Украинского фронта принимала участие в боях за освобождение столицы Югославии - Белграда. В числе наиболее отличившихся 35 советских лётчиков Гвардии капитан Домбровский был награжден югославским орденом Партизанской Звезды II степени.

Всего за войну Иван Александрович совершил 148 успешных боевых вылетов. На его боевом счету сотни уничтоженных гитлеровцев, десятки автомашин, повозок, несколько самолетов, танков, орудий.

О его боевых делах можно много рассказывать. Но, пожалуй, лучшая характеристика отважного лётчика содержится в этих строках его последнего наградного листа. Командир 167-го гвардейского штурмового авиационного полка Гвардии майор И. П. Василин, характеризуя боевую деятельность Домбровского, писал:

"Боевая работа товарища Домбровского наполнена многочисленными фактами геройства, отваги и мужества. При выполнении боевых заданий ему неоднократно приходилось вести воздушные бои с истребителями противника. Но благодаря своему мужеству и мастерству он всегда выходил победителем.

За успешное выполнение 21 боевого вылета на И-153 и 127 боевых вылетов на Ил-2 на бомбардировку, разведку и штурмовку живой силы и техники противника, проявленные при этом высокие образцы героизма, мужества и доблести, достоин высшей правительственной награды - звания Героя Советского Союза".

Домбровский И.А.

Президиум Верховного Совета СССР Указом от 18 Августа 1945 года присвоил харьковчанину Ивану Александровичу Домбровскому это высокое звание. Грудь Героя украсили медаль "Золотая Звезда"  (№ 8724), орден Ленина, два ордена Красного Знамени, два ордена Красной Звезды и другие боевые награды.

После окончания войны И. А. Домбровский продолжал служить в авиации.

Но вот он - человек штатский, Гвардии подполковник запаса, член Военно - научного общества. Он желанный гость в школах, цехах многих предприятий города и, конечно же, на велосипедном заводе имени Г. И. Петровского. Ведь здесь до войны Иван Домбровский работал слесарем, руководил кружком планеристов. Отсюда он после успешного окончания учёбы в Харьковском аэроклубе в 1937 году добровольцем ушёл в Красную Армию, избрав профессию военного лётчика. На заводе Иван Александрович руководил учебным пунктом начальной военной подготовки призывной молодёжи.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz