Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая Звезда Героя Советского Союза

Глинка Борис Борисович

Глинка Борис Борисович

Родился 14 (27) сентября 1914 года в городе Кривой Рог Днепропетровской области  (Украина), в семье рабочего. В 1928 году окончил 7 классов, в 1929-м - пошёл работать на шахту. В 1934 году окончил горный техникум, работал сменным техником. Одновременно учился в аэроклубе. В 1936 году окончил школу лётчиков Гражданского Воздушного Флота в городе Херсоне и был оставлен в ней лётчиком - инструктором. С 31 декабря 1939 года в рядах Красной Армии. В 1940 году окончил 8-ю Одесскую военную авиационную школу пилотов имени П. Д. Осипенко. Служил в ней лётчиком - инструктором.

С июня 1941 года лейтенант Б. Б. Глинка в действующей армии. С марта 1943 года по июнь 1944 года служил в 45-м ИАП  (100-м ГвИАП); с июня по июль 1944 года - в 16-м ГвИАП. Воевал на Крымском, Северо - Кавказском, Закавказском, 4-м, 2-м и 1-м Украинском фронтах.

К концу апреля 1943 года адьютант эскадрильи 45-го истребительного авиационного полка  (216-я смешанная авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия, Северо - Кавказский фронт)  лейтенант Б. Б. Глинка совершил 200 боевых вылетов, в воздушных боях лично сбил 10 самолётов противника.

24 мая 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

14 июля 1944 года сбит в воздушном бою, из-за полученных травм больше не летал. Всего выполнил около 300 боевых вылетов, сбил 31 самолёт противника.

После войны продолжал служить в ВВС. В 1952 году окончил Военно - Воздушную академию. Служил в Борисоглебском военно - авиационном училище, затем в Центре подготовки космонавтов. Гвардии полковник Б. Б. Глинка умер 11 мая 1967 года после тяжёлой болезни. Похоронен в Звёздном городке Московской области.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  (трижды), Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды; медалью "За боевые заслуги" и другими.

*     *     *

...В конце дня, когда стихло напряжённое сражение и самолёты возвращались на аэродром, товарищи сердечно поздравили Бориса Глинку:

- Молодец, Борис... За день - два самолёта.

- Хорошо счёт начинаешь - "Юнкерсом" и "Мессером". Добрые, видно, у тебя наставники были, правильно учили...

- Отличные, - ответил лейтенант.

И вспомнились годы, проведенные в Херсонской авиационной школе. Напряжёнными они были, насыщенными, интересными. Увлекали полёты над Днепром, зелёными плавнями и широкими раздольями степей... Инструктор, бывало, ворчал: "Не задерживайтесь, Глинка, в воздухе !   Распорядок нарушаете". "Увлёкся, - отвечал Борис, - не заметил, как время истекло".

Борис Глинка родился в городе Кривой Рог 27 сентября 1914 года. 15-летним подростком он работал на шахте имени МОПРа, затем окончил горный техникум и аэроклуб. Окончив Херсонской школу лётчиков ГВФ, работал там инструктором. После окончания Одесской военной авиационной школы вновь был назначен инструктором. Именно ему, прирождённому лётному педагогу, дано было привести в авиацию младшего брата - Дмитрия, занявшего достойное место в первой десятке советских асов периода Великой Отечественной войны.

Когда началась война, лейтенант Б. Б. Глинка был в глубоком тылу. На фронт попал только в 1943 году. Когда разгорелось сражение за Кубань, фашисты прикрыли свои наземные войска плотной воздушной завесой. Надлежало разорвать её и помочь нашей пехоте и танкам, штурмующим вражескую "Голубую линию".

Братья Глинки

Однажды, в конце 1942 года, когда 45-й истребительный авиаполк был выведен с фронта для пополнения, Дмитрий Глинка, к тому времени уже довольно известный лётчик - истребитель, комэск и орденоносец, встретил на улице добродушного здоровяка в застиранной лётной форме. Здоровяк был его старшим братом Борисом, отрабатывавшим инструкторский хлеб в одном из запасных полков.

Хлеб этот с моральной точки зрения был тогда отнюдь не сладок, и сменить вторую кабину на боевой истребитель мечтали многие инструкторы. Командир полка, мудрый Ибрагим Дзусов, помог осуществиться мечте приглянувшегося ему лётчика, и, переучившись на 4 и 5-й в своей судьбе истребители - на "Киттихаук" и "Аэрокобру", - Борис Глинка прибыл в составе полка на Кубань. Битва над "Голубой линией", отличавшаяся невиданным упорством и напряжённостью, приближалась к своей решающей фазе, когда на узком в 10 - 30 километров участке фронта друг против друга действовало до 2500 самолётов.

Сразу же началась фронтовая работа - сопровождение наших бомбардировщиков, прикрытие наземных войск, перехват фашистских самолётов.

Борис Глинка быстро заявил о себе как о зрелом воздушном бойце: 10 марта двумя сбитыми самолётами личный счёт  (в первом же бою уничтожив бомбардировщик Ju-88, а позднее, в тот же день, сбил и "Мессер"). Через 9 дней, прикрывая наши атакующие части в районе станции Петровская, сбил третий самолёт.

Затем число сбитых смелым лётчиком вражеских самолётов начало быстро расти. Документы, составленные по свежим следам событий, убедительно передают напряжение воздушных сражений над Кубанью и говорят о мужестве и отваге Бориса Глинки.

"22 марта 1943 года в составе группы из 8 самолётов "Аэрокобра", выполняя задание по прикрытию боевых порядков наземных войск в районе Черноярковский - Петровское, встретил 10 истребителей противника Ме-109. В ходе ожесточённого боя группа сбила 4 Ме-109. Лейтенант Б. Б. Глинка поработал и за подбитого в воздушном бою своего брата Героя Советского Союза Дмитрия Глинку: лично сбил 2 Ме-109. Несмотря на повреждённый самолёт и полученное сквозное пулевое ранение мягких тканей правой ноги, довёл машину до аэродрома и произвёл благополучную посадку с убранным шасси.

12 апреля 1943 года 6 наших истребителей прикрывали войска в районе станиц Крымская - Абинская. 27 бомбарщиков Ju-88 и Не-111, шедших под прикрытием 15 Ме-109, пытались прорваться в наш тыл. Б. Б. Глинка смело вступил в воздушный бой с превосходящими силами противника, сбил Ju-88. Всего группа сбила 4 Ме-109 и 1 Ju-88, своих потерь не имела.

Р-39К-1 из состава 45-го ИАП, весна 1943 г.

15 апреля 1943 года 4 самолёта "Аэрокобра" и 3 "Киттихаука" вступили в воздушный бой с 60 фашистскими бомбардировщиками Ju-88 и Не-111, пытавшимися под прикрытием 25 истребителей Ме-109 в районе станицы Крымской бомбить боевые порядки наших войск. Поединок в воздухе длился 40 минут. Часть самолётов была отогнана, прорвавшиеся же сбросили бомбы беспорядочно. В воздушном бою лейтенант Б. Б. Глинка лично сбил Ju-88 и Ме-109. Всего противник потерял 5 Ju-88 и 1 Ме-109".

22 марта ему довелось участвовать в исключительном по накалу бою, когда 8 "Аэрокобр" 45-го авиаполка вступили в бой с большой группой немецких истребителей. Борис Глинка сумел сбить тогда 2 Ме-109, но и сам был ранен в плечо, а его самолёт подвергся настойчивым атакам истребителей противника.

Когда одному из них удалось зайти в хвост его "Аэрокобре" и приблизиться на дистанцию эффективного огня, ведомый Глинки сержант Н. Кудряшов на горящем самолёте таранил преследователя, и обе машины поглотило облако взрыва. Через полминуты старший лейтенант Иван Шматко совершил ещё один - лобовой таран. Противник, несмотря на сохранявшееся численное преимущество, был деморализован и поспешил покинуть зону боя. Соотношение потерь в этой схватке составило 11 : 3. В бою погибли Н. Кудряшов, И. Шматко, А. Поддубский, кроме них, в этом яростном поединке участвовали ведущий группы М. Петров, братья Глинки, И. Бабак, И. Кудря.

Р-39К-1 Б.Б.Глинки, апрель 1943 г.

Превозмогая боль от полученного ранения, Борис Глинка уже на следующий день вновь участвовал в боях. 15 апреля ему удалось одержать 3 победы, а к середине июня его счёт достиг 15 сбитых.

Р-39К-1 Б.Б.Глинки, апрель 1943 г.

Не сдерживать врага, а смело идти с ним на сближение, атаковать, чтобы победить - таким был девиз храбреца лейтенанта Глинки. И он его постоянно придерживался, даже при многократном превосходстве противника. Его тактику ведения воздушного боя взяли на вооружение многие лётчики 4-й Воздушной армии. К концу боёв за Кубань на личном счету Бориса Глинки числилось уже 12 побед, чем сразу же завоевал уважение и признание однополчан.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 мая 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко - фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм, адьютант эскадрильи 45-го истребительного авиационного полка лейтенант Глинка Борис Борисович удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  (№ 991).

Б.Б.Глинка

Лётная и тактическая грамотность, дисциплина и разумная боевая дерзость отличали Бориса Глинку. К концу своего первого фронтового года он вошёл в число лучших лётчиков не только 100-го Гвардейского авиаполка  (бывший 45-й ИАП), но и всей великолепной 9-й Гвардейской истребительной авиационной дивизии, выделявшейся незаурядным лётным составом. Позывные братьев Глинок - "ББ" и "ДБ", как синоним боевой мощи, были известны всему фронту. Потом Борис воевал на Южном и Закавказском фронтах. Летом 1943 года он продолжил список своих побед.

В воздушном бою в районе реки Ворскла, Гвардии лейтенант Б. Б. Глинка доказал, что хорошо усвоил уроки Кубани. Прикрывая штурмовики, он вступил в бой с 6 Ме-109 и сбил ведущего, затем ещё один самолёт. Прикинув, что горючего и боеприпасов может не хватить, Борис нашёл выход: резко развернувшись, винтом ударил по плоскости и завалил 3-й истребитель. Увидев это, немцы предпочли ретироваться. Глинка стал их преследовать и последней очередью прошил 4-й "Мессер" !

Как человек Борис Глинка представлял собой счастливое сочетание многих блестящих качеств - ума, образованности, душевного благородства, сердечности и простоты. В полку было мало людей способных сравниться с Борисом в добродушии и доверчивости.

Воздушный таран Бориса Глинки.

Дальнейшая боевая деятельность Б. Б. Глинки прошла на 4-м, 2-м и 1-м Украинском фронтах. В боях за Мариуполь Борис был тяжело ранен. Пуля стрелка с Ju-87 попала ему в левое плечо. Превозмогая боль, на повреждённой машине лётчик всё же сумел приземлиться с убранным шасси рядом с расположением кавалерийской части и сразу же попал в медсанчасть. На следующий день он вернулся в полк и вскоре продолжил воевать.

В июне 1944 года, когда А. И. Покрышкин стал командиром дивизии, Борис Глинка был назначен командиром 16-го Гвардейского истребительного авиаполка, известного не только высоким боевым духом, но и характером, - это был подлинный полк асов. Авторитет Глинки был высок. Умело опираясь на командиров и партийно - комсомольский актив он быстро навёл порядок в полку. Под его руководством лётчики стали выполнять боевую работу более успешно, чем при Речкалове, почти без потерь. Однако, командовать 16-м Гвардейским ИАП ему пришлось недолго.

Б.Б.Глинка

16 июля 1944 года, вылетев на очередное задание, Борис взял себе в напарники молодого лётчика - стажёра. Встретив группу "Мессеров", группа Глинки атаковала их в лоб.

В ходе боя молодой ведомый оторвался от своего командира и не успел вовремя прикрыть его от вражеского огня. Из горящего самолёта Борис выбросился, однако ударился о стабилизатор. С тяжёлым переломом ноги и сломанной ключицей он приземлился на парашюте в расположении наших войск. Затем попал в госпиталь и долго лечился.

Вернуться в боевой строй ему уже не довелось. За 1,5 года боевых действий Гвардии майор Б. Б. Глинка совершил более 300 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 31 вражеский самолёт. При этом, одни источники указывают на 30 личных и 1 групповую победы, другие - на 29 личных и 2 групповые.   [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 27 личных и 2 групповые победы лётчика. ]

Б.Б.Глинка

В 1952 году он окончил Военно - Воздушную академию и был направлен на преподавательскую работу в Борисоглебское военное лётное училище.

В 1960 году Гвардии полковник Б. Б. Глинка был переведён в Центр подготовки космонавтов, где передавал свой богатый лётный опыт первопроходцам Космоса. Но старые раны постоянно давали о себе знать, лётчик тяжело болел.

Последние годы жил в посёлке Чкаловский  (ныне в черте города Щёлково)  Московской области. Умер 11 мая 1967 года. Похоронен в городе Щёлково, на Гребневском кладбище.

В посёлке Чкаловский  (улица Ленина, дом 9), где в 1961 - 1967 годах жил прославленный воздушный ас Герой Советского Союза Борис Борисович Глинка, установлена мемориальная доска.

*     *     *

Список известных побед Гвардии майора Б. Б. Глинки:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)

 

п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
110.03.1943 г.1  Ju-88юго - вост. окр. Абинская"Аэрокобра".
21  Ме-109сев. Абинская
319.03.1943 г.1  Ме-109юж. Петровская
422.03.1943 г.1  Ме-109вост. хут. Губернаторский
51  Ме-109сев. - зап. Славянская
611.04.1943 г.1  Ме-109Абинская
712.04.1943 г.1  Ju-88Львовская
815.04.1943 г.1  Ju-88сев. - вост. Крымская
91  Ме-109сев.- зап. Гладковский
101  Ме-109Киевское
1126.05.1943 г.1  Ме-109юго - зап. Киевское
1227.05.1943 г.1  Ме-109сев. Гладковский
131  Ме-109Киевское
1427.07.1943 г.1  FW-189зап. Черноерковская
1518.08.1943 г.1  Ме-109Красный Лиман
1623.08.1943 г.1  FW-189  (в паре - 1 / 2)сев. - зап. Петровская
1726.08.1943 г.1  FW-189  (в паре - 1 / 2)Ивановка
181  Ме-109юго - зап. Донецко - Амвросиевка
1928.08.1943 г.1  Ju-88Фёдоровка
2029.08.1943 г.1  FW-190сев. - вост. Фёдоровка
2130.08.1943 г.2  Ju-87юго - вост. Щербаков
2231.08.1943 г.1  Ме-109Ванюшкин
232  Ме-109Фёдоровка
241  Ме-109зап. Фёдоровка
2501.09.1943 г.1  Ju-87Федотовка
2604.06.1944 г.1  FW-190зап. Захорна
2714.07.1944 г.1  Ме-109Свинюхи - Горохув

      Всего сбитых самолётов - 27 + 2;  боевых вылетов - около 200.




Наследники боевой славы.

Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz