Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

Ивашкевич Владимир Антонович

В.А.Ивашкевич.

Родился в 1918 году в Белоруссии. Лётчик - истребитель.

С Октября 1942 года сержант В. А. Ивашкевич на фронтах Великой Отечественной войны. В одном из боёв был тяжело ранен.

Сражаясь в составе 5-го Гвардейского истребительного авиационного полка сбил не менее 12 самолётов противника лично и 1 - в паре.

15 Июля 1944 года Гвардии лейтенант В. А. Ивашкевич не вернулся из очередного боевого вылета.

*     *     *

Жарко было в Сентябрьские дни 1943 года в степях под Харьковом. Шли жестокие бои на дорогах Донбасса.

Южному и Юго - Западному фронтам Ставка поставила задачу: скорее завершить освобождение Донецкого угольного бассейна, развивать наступление на Запорожском и Мелитопольском направлениях, овладеть городами Сталино, Макеевка, Горловка, где на сравнительно небольшой площади сосредоточены крупнейшие шахты и металлургические заводы. Не выпустить отсюда фашистские войска и не дать им возможности привести в исполнение свои намерения по взрыву доменных и мартеновских печей, по затоплению шахт, не позволить вывезти награбленное добро и угнать в рабство местное население. Немецкая авиация заметно активизировалась.

Как-то полк получил особое задание. Истребители должны были разыскать и нанести удар по железнодорожному составу, но не по обычному, а состоящему всего из паровоза, крытого вагона и 2 - 3 платформ.

Дело в том, что удирая из Донбасса и не надеясь более вернуться туда, фашисты, чтобы замедлить продвижение наших войск, вслед за собой начали разрушать железнодорожные пути специальными путеразрушителями. Тащит паровоз крытый вагон для обслуживающего состава, одну - две платформы с взрывчаткой и приспособлениями для разрушения деревянных шпал. Через определённое расстояние фашистские солдаты подрывали как раз посередине один за другим рельсы, а приспособлением ломали толстые деревянные шпалы. Пройдёт такой путеразрушитель, а за ним - лишь остатки взорванных надвое рельс да вздыбленные изломами кверху шпалы. Тут уж ничего из остатков не соберёшь. Нужно сначала очистить насыпь от обломков рельс и шпал, а затем заново настилать железнодорожное полотно.

Днём фашисты обычно старались замаскировать путеразрушители на станциях среди других составов. А под вечер, в плохую погоду и днём, появлялись.

Уничтожение путеразрушителей было поручено нашим истребителям. Первую шестёрку возглавил Владимир Ивашкевич, вторую - Иван Сытов. Из Воздушной армии в полк доставили фотоснимки с изображением самих путеразрушителей и результатов их "работы". Лётчики внимательно всматривались в изобретение фашистов, прикидывали как его обезвредить.

Зайцев предупредил, что задача ответственная, командование фронта особо заинтересовано в её выполнении. Нужно спасти наши основные железнодорожные магистрали юга от разрушений.

Шестёрка за шестёркой Ла-5, каждый из которых был нагружен двумя "полусотками", отправились на охоту. Лётчики осмотрели с высоты одну за другой все указанные в задании железнодорожные станции, их основные стальные пути и, особенно, ответвления и тупики. Первым цель обнаружил Сытов со своей группой. Они настигли её на небольшой станции, сброшенными бомбами разрушили входные стрелки.

В это время вторая пара группы Макаренко и Потехин, уложили свои "полусотки" метрах в 80 за составом. Теперь фашистам ни вперёд, ни назад не продвинуться, пути разрушены и тут и там. Цель стала неподвижной, что намного облегчило её атаку. Тут же пара спикировала на состав и удачно сбросила свои бомбы рядом с платформами. Взрывом их снесло с колёс, перевернуло и отбросило в сторону. Паровоз накренился, уткнувшись в насыпь. Наша шестёрка почти в упор стала расстреливать его, изрешетила пушечными снарядами водоналивной бак и паровозную топку, а затем для достоверности сфотографировала.

В небе Донбасса лётчики 5-го Гвардейского авиаполка нанесли немецкой авиации большой урон. Но и полк понёс значительные потери. Смертью храбрых пали Шумилин, Пузь, Самойленко, Сверлов и другие. Получили тяжёлые ранения и попали в госпиталь Ивашкевич, Баевский, Барабанов, Орлов.

Утром 10 Октября 1943 года над Днепром клубился густой туман. Группа истребителей во главе с Героем Советского Союза Гвардии майором И. Лавейкиным была готова к полёту. Все подтянуты, молчаливы. Пётр Кальсин в последний раз осмотрел свой истребитель. Припомнились ему родные вятские места, деревня.

И вот туман рассеялся. Лавейкин дал команду "По самолётам !"

В.А.Ивашкевич с товарищами. Ноябрь 1943 г.

Группа истребителей ринулась к реке на разных высотах и больших скоростях. Ведущий возглавлял ударную, а Гвардии лейтенант Баевский сковывающую группу. Асы не заставили себя ждать. Завязался воздушный бой. Верхняя группа "Лавочкиных" дралась с "Мессерами", внизу Гвардейцы вели бой с бомбардировщиками.

Пётр Кальсин заметил: Алексей Ворончук подловил одного Ме-109 и с первой же очереди отправил в Днепр. Бой нарастал. Кальсин тоже сбил немецкий самолёт. Третий уничтожил Николай Макаренко.

После воздушного боя ребята собрались в столовой. Это была просторная палатка, где на быстро сколоченных из досок столах дымился заботливо приготовленный обед. Настроение у лётчиков отличное - шутили, разыгрывали друг друга, спрятали у Кальсина обе его трубки, которые он всегда торжественно набивал горьким табаком - самосадом.

Вспоминали детали боя, шумели. И вдруг опять команда:

- По самолётам !

Второй воздушный бой разгорался. Немецкие асы подходили к месту боя на высоте 6000 метров, полагая, что выше их никого нет и преимущество в высоте остается за ними. Но они жестоко просчитались. Выше них находилась пара Гвардейцев - лейтенант Владимир Ивашкевич и младший лейтенант Владимир Барабанов. Заметив немцев, они со стороны солнца внезапно атаковали врага. Самоуверенный ас на разрисованной машине был сбит Ивашкевичем, второй фашист тоже полетел вниз - его скосил Барабанов.

На другой день немецкие лётчики сторонились Гвардейцев. Однако Баевский всё же подкараулил пару врагов. Пикируя с высоты, подбил одного и сбил другого.

В эскадрильи по этому поводу выпустили "молнию". Трудился над ней, как всегда, Пётр Кальсин. Удобно расположившись в землянке, попыхивая трубкой, он рисовал цветными карандашами на голубоватом куске бумаги.

За несколько дней Гвардейцы сбили над Днепром 16 фашистских асов. Во фронтовой газете появилась статья "Как фашистским асам набили по мордасам".

12 Октября группа лётчиков 1-й эскадрильи во главе с Глинкиным прикрывали действия 6 Ил-2 по уничтожению самолётов и личного состава на аэродроме противника западнее Запорожья. По данным разведки, там скопилось более 50 машин. Штурмовым ударом наши лётчики уничтожили на земле более 10 фашистских самолётов.

При возвращении на группу напали 2 Ме-109 и 2 FW-190. В ходе боя, Ивашкевич сбил один Ме-109, тот упал в 8 километрах западнее Запорожья.

Встречая на своем пути ожесточённое сопротивление, войска Красной армии взломали оборону Запорожья, овладели опорными пунктами и, преодолев противотанковые рвы, проволочные заграждения, минные поля 2-х оборонительных поясов, к рассвету 14 Октября при поддержке с воздуха штурмом овладели городом.

В.А.Ивашкевич.

Ночь в огне. Зарницы артиллерийских вспышек разбрасывают по аэродрому жёлтые блики, и до утра, до тусклого рассвета кровью полыхает за Днепром горизонт. Лётчики сидят в полутёмной, с низкими сводами землянке. 22 часа 30 минут. Издалека к нам доносится голос московского диктора. В этот вечер Верховный Главнокомандующий объявил благодарность лётчикам - участникам освобождения города Запорожья. В 23 часа Москва салютует в честь победителей 20 залпами из 244 орудий.

Известную долю своего труда в освобождение Запорожья внес и 5-й Гвардейский истребительный авиаполк. Только за 3 дня, с 12 по 14 Октября, лётчики полка произвели 128 боевых вылетов, провели 12 воздушных боёв.

15 Октября 1943 года 8 Ла-5 во главе с командиром 1-й эскадрильи Гвардии старшим лейтенантом Артемьевым прикрывали наземные войска на высоте 5000 - 5500 метров. Минут через 10 здесь с превышением над нашими самолётами на 1000 метров появилось 10 Ме-109. Завязался воздушный бой, преимущественно на вертикалях. По одной фашистской машине сбили Константин Евстратов, Владимир Барабанов и Владимир Ивашкевич.

15 Июля 1944 года Гвардии лейтенант В. А. Ивашкевич не вернулся из очередного боевого вылета. К тому времени на его боевом счету числилось не менее 12 личных и 1 групповой победы.

(Из книги воспоминаний Н. Г. Ильина - "Гвардейцы в воздухе".   Москва, 2006 год.)
*     *     *

Список известных побед Гвардии лейтенанта В. А. Ивашкевича:
(Из книги М. Ю. Быкова "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
121.05.1943 г.1  Ме-109юж. ПролетарскЛа-5.
21  Ме-109Боровенька
316.06.1943 г.1  Не-111сев. - вост. Харьков
409.07.1943 г.1  Ме-109Щебекино
516.08.1943 г.1  Ju-87Приволье
61  Ju-87выс. 233  (р-н Харькова)
717.08.1943 г.1  Ме-109вост. Долгенькая
818.08.1943 г.1  Ju-87Долгенькая
922.08.1943 г.1  Ju-87юж. Долгенькая
1028.08.1943 г.1  FW-189  (в паре - 1 / 2)Княжное
1114.10.1943 г.1  Ме-109юго - вост. Козинка
1215.10.1943 г.1  Ме-109сев. Запорожье
1305.11.1943 г.1  Ме-109сев. Николаевка

      Всего сбитых самолётов - 12 + 1.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz