Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Звезда Героя Советского Союза

Киянченко Николай Степанович

Киянченко Н.С.

Николай Киянченко родился 22 Сентября 1908 года в селе Обухов, ныне город Киевской области Украины, в семье рабочего. В 1930 Николай Киянченко окончил техникум связи, работал на радиоузле в Обухове. С 1930 года в Красной Армии. Окончил школу младших командиров, служил командиром отделения, взвода и роты связи. Участник боёв с японцами у озера Хасан в 1938 году. В 1940 году окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков. В этом же году был назначен заместителем командира эскадрильи истребительной авиации.

С Июня 1941 года старший политрук Н. С. Киянченко на фронтах Великой Отечественной войны. По Сентябрь 1941 года служил в составе 160-го истребительного авиационного полка, летал на И-16 и ЛаГГ-3. 12 Сентября 1941 года сопровождал транспортный самолёт, на котором летел командующий Ленинградским фронтом Генерал армии Г. К. Жуков. Весной 1942 года сражался на Волховском фронте.

В начале Ноября 1942 года Капитан Н. С. Киянченко был назначен командиром эскадрильи 5-го Гвардейского истребительного авиационного полка на Юго - Западном фронте.

10 Марта 1943 года шестёрка Ла-5 во главе с командиром полка Гвардии подполковником В. А. Зайцевым вылетела на прикрытие боевых порядков своих войск в районе Яровая - Банновский - Пришиб.

При подходе к району прикрытия группа заметила в воздухе сразу 3 FW-189, летевших строем "клин" - редчайший случай !   По команде Зайцева 4 Ла-5 разбили строй "Фоккеров". Самолёты противника поодиночке стали выходить из боя. Наши лётчики парами преследовали их. Гвардии капитан Н. П. Дмитриев после двух атак с короткой дистанции сбил одну "раму". Гвардии лейтенант А. А. Остапчук в это время успешно атаковал второго FW-189. Третью "раму" вывел из строя Гвардии лейтенант Д. К. Штоколов. Самолёт врага снизился, сел с убранными шасси. Из него выскочил сначала один, затем другой фашист. Штоколов пушечным огнём обстрелял их и лежавший на животе самолёт.

Не успел окончиться воздушный бой с FW-189, как Зайцев по радио получил сообщение наземной станции наведения о том, что 2 наших штурмовика над линией фронта подверглись атакам "Мессеров". По команде командира полка пара истребителей во главе с Киянченко на полной мощности моторов поспешила на помощь штурмовикам. Назойливых "Мессеров" отогнали. Не приняв боя, они удалились на запад с набором высоты. Только успела группа собраться, как Зайцев повёл их снова в атаку, наперерез 3-м колоннам бомбардировщиков Ju-87, шедшим навстречу нашим истребителям без прикрытия.

Гвардейцы смело обрушились одновременно на все 3 группы противника. Те шарахнулись в стороны, нарушив боевой порядок. "Юнкерсы" начали беспорядочно с горизонтального полёта сбрасывать бомбы. Бой был скоротечным. Атаки производились с коротких дистанций, почти в упор. В этой схватке 5 самолётов, пытавшихся бомбить наши войска, сбили Киянченко, Штоколов и Караев, 2 - сам командир полка.

За 8 месяцев эскадрилья, которой командовал Николай Киянченко, выполнила 517 боевых вылетов, провела 201 воздушный бой, в которых сбила 84 самолёта противника.

Летом 1943 года Николай Киянченко участвовал в Курском сражении.

6 Июля 1943 года советские войска приостановили наступление противника. На Обоянском направлении ему удалось прорвать вторую полосу обороны лишь на одном участке  (Яковлево, Лучки). Юго - восточнее Белгорода войска противника незначительно продвинулись вперёд. К исходу дня они вышли ко второй оборонительной полосе. Неся большие потери, враг спешил восстановить силы за счёт оперативных резервов и переброски авиации с других участков фронта и из глубокого тыла.

7 Июля сложную задачу выполнял 5-й Гвардейский истребительный авиационный полк, который после доразведки наносил штурмовой удар одновременно по трём аэродромам противника: Рогань, Сокольники и Основа. Лучшими организаторами штурмовок проявили себя командиры эскадрилий Н. П. Дмитриев и Н. С. Киянченко.

Киянченко Н.С.

В середине Июля 1943 года, уже в звании Майора, Н. С. Киянченко был назначен заместителем командира 106-го Гвардейского истребительного авиаполка на 1-м Украинском фронте. Вскоре стал штурманом этого полка. Свой последний воздушный бой провёл 28 Апреля 1945 года в районе Губина в 60 километрах восточнее Котбуса.

К концу войны штурман 106-го Гвардейского истребительного авиационного полка  (11-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт)  Гвардии майор Н. С. Киянченко совершил 360 успешных боевых вылетов, в 46 воздушных боях лично сбил 17 и в группе 4 самолёта противника.  [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 13 личных и 4 групповые победы. ]

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 Июня 1945 года Гвардии майор Киянченко Николай Степанович удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  (№ 7649).

После войны Николай Степанович продолжал служить в ВВС. В 1953 году окончил Высшие курсы усовершенствования офицерского состава. С 1958 года Гвардии полковник Н. С. Киянченко - в запасе. Жил в Киеве. Работал старшим диспетчером отряда Гражданского Воздушного Флота. Смена, которую он возглавлял, занимала 1-е место в аэропорту и несколько лет подряд удерживала переходящее Красное Знамя. Отважный воздушный боец Н. С. Киянченко стал маяком аэрофлота УССР. Ему присвоено звание "Ударник коммунистического труда", его портрет вывешен на Доску почёта. Умер 14 Октября 1992 года.

Награждён орденами: Ленина  (трижды), Красного Знамени   (трижды), Отечественной войны 1-й степени  (дважды), Красной Звезды   (дважды); медалями.

*     *     *

Список всех известных побед Гвардии майора Н. С. Киянченко:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
123.09.1941 г.1  Ме-110зап. МгаИ-16, ЛаГГ-3, Ла-5,

Як-1, Як-3.

21  Ме-110  (в паре - 1 / 2)зап. Мга
325.10.1941 г.1  Ju-88Будогощь
415.03.1942 г.1  Ме-109  (в паре - 1 / 2)Любань
509.05.1942 г.2  Ме-109  (в группе - 2 / 3)Липовик
613.05.1942 г.1  Ме-109юго - зап. Кириши
728.08.1942 г.1  Ме-109Александровское
801.09.1942 г.1  Ме-109Шальдиха
902.02.1943 г.1  Ju-88зап. Богдановка
1010.03.1943 г.1  Ju-87Маяки
1112.03.1943 г.1  Ме-109Студенок
1206.04.1943 г.1  Ме-110юж. Яровая
1328.04.1943 г.1  FW-190Мостки
1428.05.1943 г.1  FW-190Привольное
1504.06.1943 г.1  Ме-109сев. окр. Печенеги
1620.07.1944 г.1  FW-190зап. Полонизе

      Всего сбитых самолётов - 13 + 4;  боевых вылетов - 360;   воздушных боёв - 46.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz