Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Звезда Героя Советского Союза

Кизима Андрей Иванович

ФИО.

Родился 22 Августа 1918 года в селе Руновщина, ныне Зачепиловского района Харьковской области  (Украина), в семье крестьянина. Окончил 2 курса Харьковского авиационного техникума в 1938 году и аэроклуб. Работал Андрей Кизима токарем на турбогенераторном электромеханическом заводе. С 1939 года в Красной Армии.

Участник Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов.

В 1942 году окончил Ульяновскую военную авиационную школу пилотов. С Февраля 1943 года в действуюшей армии.

К Ноябрю 1944 года командир эскадрильи 943-го штурмового авиационного полка (277-я штурмовая авиационная дивизия, 1-я Воздушная армия, 3-й Белорусский фронт)  Старший лейтенант А. И. Кизима совершил 131 боевой вылет на штурмовку оборонительных сооружений, артиллерийских позиций, скоплений живой силы и техники противника. Уничтожил 10 танков, 3 батареи дальнобойных орудий, 28 зенитных батарей, более 30 самолётов на земле и 3 в воздушных боях, до 10 эшелонов, десятки дзотов и дотов. Всего выполнил около 160 успешных боевых вылетов

19 Апреля 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны продолжал служить в ВВС. В 1953 году окончил курсы усовершенствования штурманов в Краснодаре. С 1965 года Полковник А. И. Кизима - в запасе. Жил в Ленинграде.

Награждён орденами Ленина, Красного Знамени  (дважды), Суворова 3-й степени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды   (дважды), медалями. Имя Героя высечено на памятнике защитникам Ленинграда, присвоено пионерской дружине школы № 30 этого города. Почётётный ветеран Петроградского райкома партии.

*     *     *

С детства, ещё в школе, Кизима мечтал стать лётчиком. Вот почему после окончания семилетней школы он поехал в Харьков и поступил в авиационный техникум. Одновременно начал заниматься в городском аэроклубе. В 1939 году комсомольца Андрея Кизима призвали в ряды Красной Армии.

Зимой 1939 - 1940 годов участвовал в боях с белофиннами, штурмовал "линию Маннергейма". После окончания финской кампании воина направили на учёбу в Ульяновскую лётную школу. За отличные успехи его оставили там же лётчиком - инструктором. Он обучал курсантов лётному мастерству, готовил кадры для авиационных частей. На этом посту его и застала Великая Отечественная война.

Он неоднократно подавал рапорты с просьбой об отправке на фронт, но только в конце 1941 года его ходатайство было удовлетворено.

Командир 1-й эскадрильи 943-го штурмового Нарвского Краснознамённого авиационного полка Старший лейтенант А. И. Кизима воевал на Ленинградском фронте. Здесь он громил фашистские войска, здесь ему дорог каждый дом, каждый камень.

ФИО.

Скромный, сдержанный и очень скупой на слова, Андрей Иванович не любит рассказывать о своих подвигах, о воздушных боях, в которых он лично принимал участие. А ему есть что рассказать. Его военная биография изобилует такими фактами и эпизодами, которых хватило бы для большой книги.

Зимой 1943 года по заданию командира полка 6 "Илов", ведомыя А. И. Кизима, вылетели на штурмовку крупной железнодорожной станции. Там, по данным разведки, фашисты сосредоточили несколько эшелонов с живой силой и техникой. Лётчики дружно атаковали противника. Один за другим взлетали на воздух вагоны, взметнулись в небо столбы пламени и дыма, с самолёта хорошо были видны разбегавшиеся в панике гитлеровцы...

Заметив на расстоянии 10 - 12 километров от станции колонну фашистских танков и автомашин, А. И. Кизима отдал по радио приказ своим товарищам обрушить на них остаток боеприпасов. Шестёрка отлично выполнила и эту задачу, превратив вражеские машины в груды искорёженного металла.

На обратном пути А. И. Кизима решил провести фотографирование станции, которую бомбила его эскадрилья. Остальным самолётам он приказал возвратиться на свой аэродром, а сам пошёл на снижение. Когда до земли оставалось 50 - 60 метров, под его машиной раздался мощный взрыв. Это взорвался вагон со снарядами. Огромной силы взрывная волна перевернула вверх колёсами машину Кизима. В таком положении она пролетела несколько сот метров и врезалась в верхушки деревьев небольшого леса. Самолёт разлетелся на части, и только бронированная кабина спасла жизнь командиру и стрелку - радисту Кильдеватову.

Отважные авиаторы очутились на территории, занятой оккупантами. Несколько суток голодные пробирались они по лесам, болотам и сугробам. Большую часть пути Кизима нёс на плечах раненого товарища. Только к исходу 4-х суток, добравшись до небольшой полузамёрзшей реки, измождённые лётчик и стрелок услышали с противоположного берега русскую речь. Через 2 часа они были в объятиях боевых друзей.

Кильдеватова отправили на лечение в госпиталь, а Андрей Иванович через несколько дней снова начал летать.

В одном из воздушных боёв А. И. Кизима увидел, что ведущего группы атакует вражеский самолёт. Он молниеносно направил свою машину на помощь товарищу и прикрыл его. Андрей Иванович спас жизнь командиру, но сам был тяжело ранен в голову и руку. Несмотря на ранение, А. И. Кизима продолжал вести бой и благополучно посадил машину на своём аэродроме. После излечения вернулся в полк и продолжал летать.

На своём штурмовике А. И. Кизима совершил 160 боевых вылетов. На его счету более 30 уничтоженных самолётов на аэродромах противника и 3 - в воздушных боях, 10 танков, 3 батареи дальнобойных орудий, 28 зенитных батарей, до 10 фашистских эшелонов, десятки взорванных дотов и дзотов, сожжённых автомашин, разрушенных железнодорожных станций.

ФИО.

Мужество и отвагу лётчика, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, высоко оценила Родина. Он награждён орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, орденами Суворова 2-й степени, Отечественной войны 1-й степени и многими медалями.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 Апреля 1945 года Андрею Ивановичу Кизима присвоено звание Героя Советского Союза.

После окончания Великой Отечественной войны А. И. Кизима занимал должности заместителя и командира авиачасти, готовил кадры молодых лётчиков, передавал им свой богатый опыт, вёл большую общественную и партийную работу.

В 1965 году Андрей Иванович Кизима, отдавший службе в авиации свыше 26 лет, ушёл в отставку. Поселился в Ленинграде, который героически защищал со своими товарищами в годы Великой Отечественной войны. Работал старшим инженером одного из ленинградских НИИ, вёл большую общественную работу, часто выступал перед молодёжью.

А. И. Кизима был членом лекторской группы райкома партии, возглавлял районную секцию ветеранов Советских Вооружённых Сил.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz