Лаухин Александр Кириллович - советский военный летчик Герой Советского Союза - Красные соколы: советские асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Звезда Героя Советского Союза

Лаухин Александр Кириллович

Лаухин А.К.

Родился 19 Августа  (1 Сентября)  1917 года в городе Темрюк, ныне Краснодарского края, в семье рабочего. В 1930 году Александр Лаухин окончил 8 классов школы, в 1932 году - профтехшколу. С 1932 года жил в Краснодаре. С 1933 года работал токарем на Адыгейском консервном комбинате. В 1937 году окончил Краснодарский аэроклуб и Батайскую лётную школу ГВФ. С 1938 года работал токарем авторемонтных мастерских в Краснодаре. С Февраля 1939 года в Красной Армии. В 1940 году окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков, был оставлен в ней лётчиком - инструктором.

С Декабря 1942 года Лейтенант А. К. Лаухин в действующей армии. По Июль 1944 года - командир звена, заместитель командира и командир эскадрильи 1-го Гвардейского ИАП; по Февраль 1945 года - командир эскадрильи 115-го Гвардейского ИАП.

К Июлю 1943 года командир эскадрильи 1-го Гвардейского истребительного авиационного полка  (7-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 2-й истребительный авиационный корпус, 15-я Воздушная армия, Брянский фронт)  Гвардии старший лейтенант А. К. Лаухин совершил 214 боевых вылетов, в 50 воздушных боях лично сбил 9 и в группе 3 самолёта противника.

2 Сентября 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Всего совершил более 350 боевых вылетов, в воздушных боях сбил лично 24 и в составе группы 3 самолёта противника.

В 1949 году окончил Военно - Воздушную академию в Монино. Служил лётчиком - инспектором в Управлении боевой подготовки ВВС. Военный лётчик 1-го класса  (1950 год). 24 Мая 1951 года Гвардии подполковник А. К. Лаухин погиб в авиационной катастрофе. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве  (участок 19). В посёлке Яблоновский   (Тахтамукайский район Республики Адыгея)  на здании консервного комбината, где работал Герой, установлена мемориальная доска. Его имя носит улица в посёлке Яблоновский.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени; медалями.

*     *     *

11 Декабря 1942 года командир 1-го Гвардейского истребительного авиационного полка Гвардии майор П. Т. Логвинов лично повёл группу истребителей на помощь войскам, наступавшим севернее Великих Лук. При подходе к линии фронта группа встретила около 20 "Юнкерсов" и 12 "Мессеров".

- "Соколы" !   Бьём по большим ! - скомандовал по радио Логвинов и первым ринулся на врага. Его примеру последовали остальные лётчики.

Путь к нашим войскам врагу отрезали. "Юнкерсы" вынуждены были сбросить бомбы, не долетев до цели. Гвардии майор Логвинов, Гвардии старшие лейтенанты Забегайло, Ищенко и Лаухин и молодые лётчики Лейтенанты Сенченко и Свиридов метким огнём из бортового оружия сбили 6 Ju-88. Остальные "Юнкерсы" покинули поле боя.

22 Января 1943 года в неравном воздушном бою погибли командир и штурман полка. К очередным вылетам готовились молча. Боль тяжёлой утраты сжимала сердца.

Трижды уходили в этот день эскадрильи в воздух, настойчиво искали врага. За гибель Гвардии майоров Логвинова и Тормозова фашисты заплатили 5-ю своими самолётами. Их уничтожили лётчики Молодчинин, Сенченко, Полеоха, Ищенко и Московенко.

На следующий день Гвардии старший лейтенант Ищенко сбил ещё 1 Ме-109, Гвардии лейтенант Клименко подбил другой, а в день похорон Логвинова и Тормозова сбили по самолёту Лаухин, Сенченко, Ганин и Таравков.

Як-7Б из состава 1-го ГвИАП.

Особенно успешно провели Гвардейцы бой с большой группой фашистских самолётов днём 27 Января 1943 года. Пятёрка истребителей, пилотируемых Молодчининым, Лаухиным, Ганиным, Полеохой и Сенченко, летела к линии фронта. Видимость была отличная. По небу медленно плыли небольшие кучевые облака. Ярко светило солнце. Именно в сторону солнца особенно внимательно вглядывались лётчики: фашисты умели довольно искусно использовать ослепительный солнечный свет во время внезапных атак. И на этот раз 15 вражеских самолётов пытались нанести Гвардейцам удар именно со стороны солнца, думая поставить наших лётчиков в положение ослеплённых.

Однако ведущий - Гвардии старший лейтенант Молодчинин - вовремя заметил врага и разгадал его замысел. Осмотрительность и непрерывная бдительность Гвардейцев позволили им занять лучшее исходное положение для атаки. "Заговорили" пушки и пулемёты. Как-то само собой образовались 3 очага боя.

Вот 4 Ме-109 взяли в полукольцо самолёт Гвардии старшего лейтенанта Ганина. Фашисты были уверены в победе. Но враг просчитался. Резким маневром Ганин ловко увёл свой "Як" из-под огня и, сблизившись с крайним "Мессером", поджёг его. В этот момент другому Ме-109 удалось занять выгодную позицию для стрельбы по истребителю Ганина. И плохо было бы Старшему лейтенанту, не подоспей своевременно на выручку Александр Лаухин. Он мгновенно атаковал увлекшегося врага и с близкой дистанции сбил его.

Прикрывая друг друга, Лаухин и Ганин поспешили на помощь Полеохе, которого атаковала пара FW-190. Одного из них Лаухину удалось сбить сразу. Воодушевлённый поддержкой товарищей и уверенный, что теперь на него сзади никто внезапно не нападет, Полеоха догнал "Мессер" и длинной очередью зажёг его. Минуту спустя Молодчинин сбил ещё один самолёт противника. Остальные вражеские самолёты круто повернули назад, за линию фронта. Так в 20-минутном бою 5 Гвардейцев сбили 5 вражеских самолётов, не потеряв ни одного.

В Марте 1943 года 1-й Гвардейский ИАП находился в Выдропужске   (район Вышнего Волочка)  на переформировании и доукомплектовании людьми и техникой, после чего в Мае - Июне 1943 года действовал на Воронежском фронте с аэродрома Завальня в составе 7-й Гвардейской и 209-й ИАД. За этот период было выполнено 227 боевых вылетов на прикрытие железнодорожных линий на участках Усмань - Воронеж - Старый Оскол. При выполнении вылета на перехват Гвардии старший лейтенант Лаухины на высоте 8000 метров сбил разведчик Ju-88.

Приём в партию.

Приём в члены КПСС.  Крайний слева - Гвардии старший
лейтенант А. К. Лаухин.  Волховский фронт, 1943 год.

31 Июля 1943 года лётчики полка провели 5 групповых боёв, в которых уничтожили 16 вражеских самолётов. Счёт побед открыла в этот день эскадрилья Гвардии старшего лейтенанта Лаухина. Она вылетела рано утром. Поднявшееся солнце слепило глаза. Ведущий то и дело напоминал лётчикам по радио: "Орлы, смотрите в оба". Предупреждение оказалось своевременным. Ведомый буквально через полминуты доложил: "Справа ниже - "Юнкерсы". Ведущий кроме "Юнкерсов" увидел и истребителей. Они летели ниже и выше колонны бомбардировщиков.

Лаухин быстро сманеврировал, и, следуя его примеру, вся группа заняла исходное положение для атаки сверху, со стороны солнца. Прежде всего ударили по головной пятёрке "Юнкерсов", уже подходивших к цели - окраине Орла. Первой же очередью был сбит ведущий бомбардировщик, горящие обломки которого полетели к земле. "Мессеры" ринулись было на группу Лаухина, но путь им отрезали лётчики звена Капитана Д. Ащаулова. Пока фашистские истребители вели бой с этим звеном, Гвардии младшие лейтенанты Фролов, Пометельников и Виноградов сбили ещё 3 Ju-87. В этом бою Капитан Д. Ащаулов одержал свою 12-ю победу.

Группу Лаухина в воздухе сменила эскадрилья Молодчинина. Ей пришлось вести бой с 40 самолётами противника. Большое мужество и мастерство в этом бою проявил П. И. Сидоренко. Продолжая вести бой на повреждённом самолёте, он сбил 2 FW-190.

После освобождения Орла 1-й Гвардейский ИАП продолжал боевые действия на Брянском фронте. Обогащённые опытом взаимодействия с наземными силами, подразделения полка с большим успехом выполнили боевые задания.

За мужество и героизм, проявленные в боях, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 Сентября 1943 года Гвардии старшему лейтенанту Лаухину Александру Кирилловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  (№ 1110).

Вооружённый новыми самолётами и пополненный большой группой молодых лётчиков, 1-й Гвардейский авиаполк в Октябре 1943 года прибыл на 1-й Прибалтийский фронт. Здесь напряжённые бои гремели южнее Невеля. Наши пехотинцы, танкисты, артиллеристы вклинились между группами вражеских армий "Север" и "Центр" и полукольцом охватывали силы противника в районе Витебска. Базой Гвардейцев стал аэродром Кодотково. Отсюда вылетали они прикрывать войска 4-й Ударной армии.

Обстановка в воздухе на этом участке в Октябре была весьма сложной. Противник оборудовал довольно широкую сеть аэродромов и держал много самолётов, в том числе новейших истребителей Ме-109F-4. Уже первые вылеты показали, что полку предстоят тяжёлые бои. Немецкое командование и здесь, как и под Орлом, использовало свою авиацию крупными группами. Осложняла действия истребителей и неблагоприятная погода.

В такую погоду вылетела на задание восьмёрка "Яков" под командованием Героя Советского Союза А. К. Лаухина. Первую четвёрку возглавил сам командир эскадрильи, а вторую - Гвардии лейтенант В. П. Сенченко. На пути к району прикрытия войск группа обнаружила 2 Ме-109F и атаковали их. Один "Мессершмитт" Лаухину у далось сбить, а другой на минимальной высоте улетел за линию фронта.

В этот момент с наземного пункта наведения по радио сообщили, что к позициям наших войск приближается большая группа бомбардировщиков Ju-87. Гвардейцы тут же взяли курс в указанный район. Лететь пришлось на высоте чуть более 100 метров - такой низкой была облачность. Её-то и использовали фашистские лётчики для скрытного прорыва. Когда Гвардейцы подошли к району расположения советских войск, ведущая тройка "Юнкерсов" уже сбросила бомбы. Из-за облаков вынырнули ещё 4 бомбардировщика. Их с ходу атаковало звено Лаухина. Ведущий и его ведомые Григорьев и Виноградов сразу сбили каждый по Ju-87 и этим отпугнули оставшиеся "Юнкерсы" от района цели. Две группы истребителей противника - 6 FW-190 и 4 Ме-109 - атаковали Гвардейцев.

Завязался бой на небольшой высоте. Зрительная связь между группами нарушилась. В этих условиях очень помогала информация офицера наведения с земли. Руководствуясь ею, Гвардейцы захватили инициативу и решительно атаковали противника. Командир эскадрильи Гвардии старший лейтенант Лаухин в этом бою сбил 3 вражеских самолёта. По одной вражеской машине сбили молодые лётчики Бурдин и Уставич, ещё 2 уничтожил Сенченко.

Лаухин А.К.

В этой схватке Сенченко сам оказался в очень трудном положении - без боеприпасов. Фашисты решили заставить его приземлиться на их аэродроме. Выручить Лейтенанта никто не мог: преследуя врага, Сенченко слишком далеко оторвался от группы. Облака скрыли его машину из поля зрения товарищей.

Замысел врага Сенченко понял, когда заметил, что окружившие его машину истребители не открывают огонь даже с удобных позиций. Советский лётчик, выбрав удобный момент, энергичным разворотом ушёл вверх и скрылся в облаках. Но Сенченко оставался над территорией, занятой противником. Сориентировавшись, он взял курс на свой аэродром.

При подходе к линии фронта Сенченко заметил один "Як", отбивавшийся от 4 FW-190. И хотя было на исходе горючее, а пушки давно остались без снарядов, Лейтенант, не раздумывая, пошёл на выручку товарища. Своей решительной атакой он помог товарищу по оружию выйти из неравной схватки с противником целым и невредимым.

- Спасибо за помощь, - услышал Сенченко в наушниках.

- Пристраивайтесь ! - передал Лейтенант.

Когда самолёт подлетел, Сенченко узнал в своём напарнике молодого лётчика Уставича. Они взяли курс на свой аэродром. Пересекая линию фронта, оба истребителя попали в зону огня вражеских зениток. От прямого попадания машина Уставича пошла к земле, оставляя за собой дымный хвост. Не обращая внимания на продолжающийся зенитный огонь, Сенченко вёл свой истребитель за горящей машиной Уставича. Когда до земли оставались считанные метры, лётчик, выравнив машину, с убранным шасси приземлился в расположении наших войск. К самолёту подбежали солдаты и вытащили Уставича из объятой пламенем кабины. Вечером его, полуобгоревшего, отправили в госпиталь.

Лаухин А.К.

Бой, проведённый эскадрильей Гвардии старшего лейтенанта Лаухина, был тщательно проанализирован. Командир полка с удовлетворением отметил, что все участники боя дрались смело, искусно. 7 уничтоженных вражеских самолётов говорят об этом более чем красноречиво. Но группа могла бы добиться большего успеха, если бы сумела сохранить боевой порядок.

Всего за время войны Гвардии капитан А. К. Лаухин совершил более 350 боевых вылетов на истребителях Як-1, Як-7 и Як-9, в воздушных боях сбил лично 24 и в составе группы 3 самолёта противника.

Он воевал на Калининском, Волховском, Воронежском, Западном, 1-м Прибалтийском, 3-м Белорусском и 1-м Украинском фронтах. Участвовал в обороне и прорыве блокады Ленинграда, Курской битве, освобождении Прибалтики, Белоруссии и Польши.

*     *     *

Список известных побед Гвардии капитана А. К. Лаухина:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
111.12.1942 г.1  Ju-88сев. Великие ЛукиЯк-7, Як-1,

Як-9, Як-3.
216.01.1943 г.1  Ме-109юж. окр. Синявино
324.01.1943 г.1  FW-190Ладожское озеро
427.01.1943 г.1  FW-190Синявино
51  FW-190Ладожское озеро
612.05.1943 г.1  Ju-88зап. ст. Чернянка
730.06.1943 г.1  FW-190Вязовня
810.07.1943 г.1  FW-189юж. Дудоровский
913.07.1943 г.1  FW-190сев. Дударево
1014.07.1943 г.1  FW-190вост. Дударево
111  Ju-87юго - вост. Шереметьево
1230.07.1943 г.1  Ju-87юго - зап. Волхов
1331.07.1943 г.1  FW-190  (в группе - 1 / 6)Руднево
1401.08.1943 г.1  Ju-87зап. Шарапово
1502.08.1943 г.1  FW-190сев. - зап. Хотынец
1617.10.1943 г.1  Ме-109юго - зап. Фролово
171  Ju-87Хвошно
181  FW-190Каверзино
192  Ju-87  (в группе - 2 / 8)Хвошно - Зезюлино
2020.10.1943 г.1  FW-190юж. Хвошно
2105.11.1943 г.1  FW-190юж. бер. оз. Завережье
2210.11.1943 г.1  FW-190Позджево
2317.11.1943 г.1  FW-190Дражани
241  Hs-126юж. Езерище
2528.07.1944 г.1  Ме-109вост. Жельство
2602.08.1944 г.1  FW-190аэр. Рачки

      Всего сбитых самолётов - 24 + 3.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz