Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Звезда Героя Советского Союза

Марковцев Степан Харитонович

Марковцев С.Х.

Родился 20 Ноября 1911 года в посёлке Кукушкино, ныне Коченёвского района Новосибирской области, в семье крестьянина. Окончил 6 классов, школу горно - промышленного ученичества, 3 курса автодорожного рабфака. С 1932 года Степан Марковцев в Красной Армии. В 1933 году окончил военную школу авиационных техников, в 1940 году - Энгельсское военное авиационное училище лётчиков.

С Июня 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны.

К Апрелю 1945 года командир 208-го штурмового авиационного полка  (227-я штурмовая авиационная дивизия, 8-я Воздушная армия, 4-й Украинский фронт)  Подполковник С. Х. Марковцев совершил 115 боевых вылетов на штурмовку живой силы и боевой техники врага. В воздушных боях сбил 4 самолёта противника.

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 Июня 1945 года удостоен звания Героя Советского Союза.

После окончания войны продолжал служить в ВВС. В 1947 году окончил КУКС при Военно - Воздушной академии. С 1957 года Генерал - майор авиации С. Х. Марковцев - в запасе. Жил в Москве. Умер 8 Апреля 1982 года. Его именем названа улица в посёлке городского типа Коченёво Новосибирской области.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  (трижды), Суворова 3-й степени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды; медалями.

*     *     *

В 1932 году рабфаковец Степан Марковцев, уроженец села Кукушкино Коченевского района Новосибирской области, по зову сердца, как и тысячи его сверстников, пришёл в авиацию. После учёбы в Иркутской военной авиационно - технической школе - назначение в полк. Сначала работал техником звена, потом инженером эскадрильи. Чем глубже осваивал технику и приобретал опыт, тем больше влекла Степана профессия летчика. Писал рапорт за рапортом, пока, наконец, просьбу не удовлетворили.

Авиационную школу Степан Марковцев закончил в Июне 1940 года. И вот он старший лётчик скоростного бомбардировщкка. Затем командир звена, заместитель командира эскадральи 213-го бомбардировочного полка 23-й смешанной авиационной дивизии. В этой должности его и застала Великая Отечественная война.

Марковцев принимал участие в боях на Западом и Юго - Западном направлениях, бомбил скопления немецких войск под Минском, Бобруйском и Конотопом. Тяжёлое это было время. Много раз лётчик возвращался с боевых заданий с изрешечёнными крыльями, дотягивал до аэродрома, как говорится, на собственных нервах. Однажды под Ромнами его зажали фаишстские истребители. На самолёте, кажется, не было живого места. У Степана кончились боеприпасы. Он готов был пойти на таран, но враги всякий раз уклонялись, видимо, намереваясь посадить самолёт на свой аэродром. Собрав всю волю, Марковцев имитировал падение самолёта, нечеловеческим усилием выровнял его у самой земли и благополучно посадил. К тому времени он был уже командиром эскадрильи 503-го штурмового авиационного полка.

В Январе 1942 года полк принимал активное участие в разгроме немецких войск под Москвой. Под Ржевом, в воздушном бою Капитан С. Х. Марковцев был вторично ранен. Но и на этот раз ему удалось благополучно приземлиться.

Как-то раз в госпиталь пришёл командир дивизии. Тепло поздоровавшись и расспросив, как идёт лечение, он достал из кармана газету.

- Читай !

В газете был напечатан Указ Президиума Верховного Совета СССР от 21 Января 1942 года о награждении особо отличившихся воинов. Среда них Марковцев нашёл и свою фамилию. Его наградили орденом Красного Знамени. Здесь же в госпитале комдив и вручил ему награду.

В боях под Сталинградом, будучи уже Подполковником, Марковцев командовал 208-м полком 227-й штурмовой авиационной дивизии. Лётчики уважали командира за личную храбрость, за справедливую требовательность и заботу. После каждого полёта  (а Марковцев лично водил в бой своих штурмовиков), он делал обстоятельный разбор операций. Такие разборы были подлинной школой боевого мастерства, особенно для молодых лётчиков.

Когда победоносно закончилось Сталинградское сражение, полк вывели на отдых. На тыловом аэродроме почти в течение года лётчики осваивали новый штурмовик Ил-2.

На новых машинах полк вступил в бой уже в ходе зимнего наступления в Правобережной и Западной Украине.

Командир дивизии, оценивая деятельность Подполковника С. Х. Марковцева в этот период, писал:

"В сложных метеоусловиях подполковник Марковцев умело организовал боевую работу. Полк производил по 60 - 70 боевых вылетов в день. Решительным ударом с воздуха группировка противника была разбита и наземные части с малыми потерями заняли город Станислав.

За образцовое выполнение задания командования полку присвоено наименование "Станиславский", а командир полка награждён орденом Александра Невского...

При наступлении в Карпатах противник сосредоточил большие силы в районе Ужгорода. Этот город был превращён гитлеровцами в сильный укреплённый узел сопротивления. Подполковник Марковцев в трудных метеоусловиях умело организовал боевую работу, полк делал по 70 - 80 боевых вылетав в день. Противник не выдержал штурмовых ударов и в панике начал отход..."

Приказом командующего войсками фронта Подполковник С. Х. Марковцев был награждён орденом Суворова 3-й степени. Таким же орденом Президиум Верховного Совета СССР Указом от 14 Ноября 1944 года наградил полк, которым командовал Марковцев.

На заключительном этапе войны лётчики Подполковника С. Х. Марковцева громили врагов в Польше и Чехословакии. Особеннно заломнились Степану Харитоновичу бои за Моравскую Остраву. На подступах к городу немцы дрались долго и упорно, используя широкую сеть инженерных сооружений и укреплённые каменные здания в населённых пунктах. Подполковника Марковцева вызвал на свой наблюдательный пункт Командующий войсками 1-й Гвардейской армии Генерал - полковник А. А. Гречко.

- Мне охарактеризовали вас как лучшего командира авиационного полка, - сказал Генерал, рассматривая Марковцева. - Потому я и вызвал вас. Вам известно, что Моравско - Остравский промышленный район мы должны взять, не причинив ему серьёзных разрушений ?

- Да, известно, - ответил Марковцев.

- Это, значит, нужна максимальная точность. Вот взгляните. - Генерал подвёл Марковцева к карте и остро отточенным карандашом показал несколько синих кружочков, обозначавших вражеские артиллерийские и миномётные батареи.

- Эти батареи надо уничтожить или хотя бы подавить, но так, чтобы не причинить вреда жилым зданиям. Вы можете это сделать ?

Маркавцев ещё раз внимательно взглянул на карту, прикинул в уме возможные варианты действий своих штурмовиков и уверенно ответил:

- Сделаем, товарищ Генерал !

- Сможете начать обработку целей через два часа ?

- Вполне...

Марковцев распределял задачи между эскадрильями. Одну группу в составе 6 "Илов" он решил вести сам, остальные 3 возглавили майор Говорухин, капитан Батиньков и старший лейтенант Бурак. Точно в назначенное время, успешно пробив зону зенитного заградительного огня, штурмовики появились в нужном районе. Марковцев связался по радио с наземной станцией наведения, ещё раз уточнил расположение целей и приступил к выполнению боевой задачи. Штурмовики обработали цели: бомбили, стреляли из пулемётов и пускали реактивные снаряды с малой высоты. Они проносились над вражескими позициями, едва не задевая за крыши зданий. Для надёжности штурмовики сделали 6 заходов. В результате было уничтожено и подавлено 5 артиллерийских и 3 миномётных батареи противника. В районе артиллерийских позиций возникли 2 сильных взрыва - видимо, взлетели на воздух склады боеприпасов.

Как только штурмовики легли на обратный курс, наземные войска пошли в атаку. Они с ходу преодолели районы огневых позиций вражеской артиллерии и, не задерживаясь, устремились дальше, на юг, к дымящемуся городу.

За успешное выполнение задачи Генерал - полковник А. А. Гречко объявил Подполковнику С. Х. Марковцеву и всем лётчикам полка, принимавшим участие в уничтожении вражеских артиллерийских и миномётных батарей, благодарность.

Последний боевой вылет Марковцев произвёл 9 Мая 1945 года по группировке вражеских войск в районе чехословацкого города Оломоуц.

Марковцев С.Х.

3а годы Великой Отечественной войны 208-й штурмовой авиационный полк произвёл 3820 боевых вылетов, вывел из строя 356 танков, 665 орудий и миномётов, 2128 автомашин и бронетранспортёров; разрушил 7 переправ; взорвал 27 эшелонов с войсками и грузом, 17 складов с боеприпасами, 15 цистерн с горючим; уничтожил тысячи вражеских солдат и офицеров.

Подполковник С. Х. Марковцев совершил 115 боевых вылетов, уничтожил 63 танка, 201 автомашину, 2 железнодорожных эшелона, взорвал 2 склада с боеприпасами и 3 с горючим; в воздушных боях сбил 4 самолёта противника.

За смелость, отвагу и умелое руководство полком Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 Июня 1945 года Степану Харитоновичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

После войны Полковник С. Х. Марковцев длительное время командовал авиационными соединениями. За безупречную службу в армии награждён медалью "За боевые заслуги" и орденами Красной Звезды и Красного Знамени. Он имеет награды Чехословацкой Социалистической и Польской Народной Республик.

В 1954 году С. X. Mapковцеву присвоили звание Генерал - майора авиации. А через 3 года по состоянию здоровья он уволился в запас.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz