Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая Звезда Героя Советского Союза

Мартьянов Николай Иванович

Мартьянов Николай Иванович

Родился 15 декабря 1923 года в селе Макушино, ныне город Курганской области в семье рабочего. Окончил 9 классов средней школы. С марта 1941 года в рядах Красной Армии. В 1943 году Николай Мартьянов окончил Пермскую военную авиационную школу пилотов.

С июля 1943 года в действующей армии. Сражался на Южном, 4-м Украинском, 3-м Белорусском фронтах. Прошёл боевой путь от лётчика до командира эскадрильи.

В июне - июле 1944 года заместитель командира эскадрильи Гвардии капитан Н. И. Мартьянов отличился при штурмовке позиций врага в районе Орши и Витебска и на железной дороге Орша - Минск.

К марту 1945 года заместитель командира эскадрильи 76-го Гвардейского штурмового авиационного полка  (1-я Гвардейская штурмовая авиационная дивизия, 1-я Воздушная армия, 3-й Белорусский фронт)  Гвардии капитан Н. И. Мартьянов совершил 149 боевых вылетов на штурмовку и бомбардировку оборонительных сооружений, аэродромов, своплений войск противника.

19 апреля 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

К маю 1945 года выполнил 173 успешных боевых вылета, нанеся противнику большой урон в живой силе и технике.

После войны продолжал служить в ВВС. В 1952 году окончил Военно - Воздушную академию. С 1970 года Гвардии полковник Н. И. Мартьянов - в отставке. Работает преподавателем в школе высшей лётной подготовки Гражданской Авиации в городе Ульяновске.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  (четырежды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени  (дважды), Красной Звезды; медалями.

*     *     *

Николай Мартьянов родился 25 декабря 1923 года. В 6 лет остался без отца, воспитывался матерью. В школе учился до 9 класса. Был отличником учёбы. Но закончить десятилетку помешала мечта детства - стать лётчиком. В 1940 году был открыт приём в лётную школу в городе Кургане. Николай поступил в неё и к началу войны уже научился летать на самолёте У-2.

В июне 1941 года вместе с группой лётчиков - курсантов из Кургана был переведён на учёбу в Троицкую военную школу лётчиков, а затем - в Пермскую военную авиашколу. После её окончания в августе 1943 года был зачислен лётчиком в 76-й Гвардейский штурмовой авиационный Мелитопольский Краснознамённый полк 1-й Гвардейской штурмовой авиационной Сталинградской Краснознамённой ордена Суворова 2-й степени дивизии.

Хорошие знания, полученные в авиационном училище, дали возможность младшему лейтенанту Николаю Мартьянову с первых же дней боевых буден эффективно выполнять задания командования. Его мощные штурмовые и бомбардировочные удары на самолёте Ил-2 по немецким войскам в боях за освобождение Донбасса и низовьев Днепра были отмечены орденом Красной Звезды.

Не зная страха в боях, Мартьянов летал на боевые задания в любых погодных условиях, выполнял поставленные задачи при сильном противодействии артиллерии и истребительной авиации противника. В самые трудные и напряжённые дни боёв за Донбасс, Мартьянов делал по 2 - 3 вылета ежедневно, показывая образцы доблести, мужества и героизма в штурмовых ударах по врагу. Уже тогда многие товарищи Николая Ивановича и лётчики полка восхищались и гордились блестящими успехами его штурмовок. Пройдя боевую закалку в борьбе с фашистскими захватчиками в районе Таврических степей до Днепра, Мартьянов стал настоящим мастером в выполнении боевых заданий командования.

Освобождение Крыма Гвардии лейтенант Мартьянов начал уже в должности командира звена. И здесь всегда отличался храбростью, мужеством, проявлял высокое мастерство и находчивость. В Крыму он 16 раз водил своё звено на штурмовку вражеских аэродромов и успешно выполнял поставленные задачи.

В боях за Севастополь произвёл 22 боевых вылета и во всех добился высоких результатов.

Мужество и отвагу во время боёв за Крым проявил и воздушный стрелок сержант Ю. Косарев, который летал в экипаже Гвардии капитана Н. И. Мартьянова. Свой первый боевой вылет Косарев совершил на штурмовку позиций за Сивашом.

Самым памятным для Косарева был полет на штурмовку аэродрома Весёлое. Их самолёт немного отстал от группы. А враг только и ждал удобного момента, чтобы напасть на отставшего и сбить его. "Мессер" зашёл в хвост штурмовику. Косарев заметил его своевременно. Дал прицельную очередь. "Мессер" нырнул под стабилизатор. Пришлось выпустить по нему ещё одну очередь, на этот раз подлиннее. Немецкий истребитель устремился вниз, упал и взорвался. Надо ли говорить какие чувства охватили стрелка ?   Ведь не в каждом полёте удаётся сбить вражеский истребитель.

В последующем Косарев стал брать с собой в кабину небольшие бомбочки, которые вручную через борт бросал на фашистов. Несколько раз он вылетал с командиром на штурмовку Сапун - горы, Северной и других бухт Севастополя, мыса Херсонес. Он совершил 45 боевых вылетов. Николай Мартьянов всегда был доволен действиями своего стрелка.

В Восточной Пруссии Николай Мартьянов выполнил 47 боевых вылетов ведущим группы экипажей Ил-2 на штурмовку при прорыве вражеской обороны. Его боевым мастерством восхищались наши наземные войска. Вот лишь некоторые характерные боевые эпизоды из жизни Николая Ивановича Мартьянова за годы войны:

20 августа 1943 года группа штурмовиков Ил-2 под его командованием нанесла бомбардировочно - штурмовой удар по уничтожению танков противника в районе станции Успенская. При подходе к цели на группу штурмовиков напали 8 истребителей Ме-109. Завязался тяжёлый бой. Пара немецких самолётов атаковала ведущего группы. Мартьянов пушечно - пулемётным огнём отбил их атаку. После этого группа выстроилась в круг, и штурмовики начали обработку цели. В результате были уничтожены 4 вражеских танка и до 10 автомашин противника. Мартьянов лично уничтожил 1 танк и 2 автомашины с боеприпасами.

29 августа 1943 года ведущий группы штурмовиков Ил-2 Мартьянов получил задачу: нанести удар по скоплению противника в районе населённого пункта Чистяково. При подходе к цели по штурмовикам был открыт сильный огонь зенитной артиллерии, в воздухе появилось 6 Ме-109. Пушечно - пулемётным огнём отбив атаки и рассеяв немецкие истребители, штурмовики начали обрабатывать цель. В этом бою Мартьянов уничтожил 2 артиллерийских орудия и подавил огонь 2-х зениток противника.

По данным авиаразведки на аэродроме вблизи Херсонеса скопилось много самолётов противника. Мартьянову была поставлена задача - уточнить разведанные и, по возможности, нанести штурмовой удар по аэродрому. На задание шла пара Ил-2 ведущего Мартьянова. В результате смелого налёта они уничтожили 5 вражеских самолётов и взорвали склад с боеприпасами.

В конце апреля 1944 года немцы отступали под ударами войск 4-го Украинского фронта от Сиваша до Керчи, затем сосредоточились на оборонительных рубежах в районе Севастополя, Сапун - горы и Болоклавы. Противник стремился удержать важнейшую крепость на Черном море - Севастополь.

По приказу командования на рассвете 8 мая 1944 года на поддержку наступления наземных войск устремились штурмовики Ил-2. В составе одной из групп летел со своим звеном Гвардии старший лейтенант Мартьянов. На земле и в воздухе бушевал шквал огня и раскалённого металла. Через сильный заградительный огонь штурмовики успешно прорвались. В этом бою Мартьянов лично уничтожил самоходное орудие противника и метким попаданием авиабомбы вызвал пожар с сильным взрывом в стане врага. После налёта штурмовиков, наземные войска перешли в атаку и продвинулись далеко вперёд.

26 июня 1944 года группа штурмовиков под командованием Мартьянова получила задание произвести бомбардировочный удар по уничтожению вражеской артиллерии в районе города Орша. Штурмовики прорвались сквозь плотный зенитный огонь противника и тремя заходами уничтожили 4 артиллерийских орудия, подавили огонь 3-х пулемётных точек врага и вызвали 3 сильных очага пожара. После штурмовки и подавления огневых точек противника наши наземные части продвинулись вперёд.

3 июля группа Ил-2 капитана Мартьянова нанесла удар на железнодорожных путях дороги Борисов - Минск. В результате был подожжён вражеский эшелон. Мартьянов прямым бомбовым попаданием взорвал паровоз.

5 июля войска 3-го Белорусского фронта овладели Молодечно и устремились к столице Советской Литвы - Вильнюсу. Лётчики 1-й Воздушной армии активно участвовали в боях за Вильнюс, который был освобождён 13 июля. Непосредственно перед штурмом города 103 бомбардировщика Пе-2 и 51 штурмовик Ил-2 нанесли удар по основным узлам сопротивления противника. В этих боях участвовали и Гвардейцы 1-й штурмовой авиадивизии, особенно отличились лётчики 76-го Гвардейского авиаполка, который действовал с аэродрома Новый Двор. Отсюда штурмовики наносили удары по вражеским объектам в Вилкавишкисе, Мариалполе, Каунасе.

В конце июля 2 группы самолётов полка летали на подавление узлов сопротивления, артиллерии и танков врага западнее Вилкавишкиса. Первую группу вёл капитан М. Т. Степанищев, вторую - капитан Н. И. Мартьянов. При подходе к цели на встречном курсе и на одной высоте со штурмовиками показалось 20 бомбардировщиков Ju-87, направлявшихся на восток.

Степанищев по радио скомандовал: "Внимание, "коршуны" !   Плотнее строй !   По два снаряда по "лапотникам" - огонь !

К строю фашистских самолётов потянулись сизые полосы. Чей-то реактивный снаряд достиг цели - раздался сильный взрыв. "Юнкерсы" стали шарахаться в стороны. Четвёрка Ме-109 устремилась в атаку на штурмовиков. Но огнём воздушных стрелков и истребителей прикрытия они были отогнаны. А Гвардейцы, сбив несколько вражеских самолётов, проследовали к заданной цели и метко поразили её всеми видами оружия.

21 августа пара штурмовиков ведущего Мартьянова нанесла бомбардировочно - штурмовой удар по скоплению вражеских танков и бронетранспортёров в районе населённых пунктов Кялупе и Брашки. Было уничтожено 2 танка, 1 бронетранспортер и 2 грузовые машины с боеприпасами.

В конце октября четвёрка Ил-2 под командованием Мартьянова нанесла штурмовой удар по контратакующим войскам противника в районе населённого пункта Пиллкален. Пушечным огнём и реактивными снарядами было уничтожено 2 танка и 4 бронетранспортера, нанесён удар по цепям пехоты противника. Вражеская контратака была сорвана.

14 января 1945 года группа штурмовиков под командованием Мартьянова нанесла удар по скоплению танков и пехоты противника, готовящихся к контрнаступлению в районе населённого пункта Тутшен. Район был хорошо прикрыт зенитной артиллерией. Мартьянов приказал паре штурмовиков под прикрытием 2-х истребителей выйти на 4 - 5 километров перед основной группой и лететь на 500 метров выше, чем остальные самолёты, с той целью, чтобы вызвать огонь на себя. Замысел Мартьянова удался. Немцы открыли огонь из всех зениток, было выявлено их расположение, и основная часть их была уничтожена точным огнём подоспевшей основной группы. Последовал удар и по танкам. В ход пошли бомбы. После 6 атак лётчиков на поле боя осталось 5 горящих танков, 6 очагов пожара и до 150 убитых солдат и офицеров противника. Вражеская контратака была сорвана.

21 февраля 1945 года Мартьянов с группой штурмовиков выполнял задачу по сопровождению нашей наступающей пехоты в районе Лилиенталь - Раушбах. Николай Иванович за этот день лично уничтожил 2 орудия и до 60 солдат и офицеров противника.

15 марта 1945 года группе штурмовиков Ил-2 под командованием Гвардии капитана Мартьянова было приказано нанести бомбардировочно - штурмовой удар по сосредоточению крупной вражеской группировки в Восточной Пруссии в районе города Варидитт. При подходе к цели Мартьянов запросил станцию наведения о воздушной обстановке и получил ответ, что в воздухе противника нет. Такое случалось очень редко. Это насторожило Мартьянова. Он дал команду усилить внимание. Вдруг послышалась гулкая дробь пулемётов и громкий голос стрелка: "Нас атакуют "Фоккеры !"

Через несколько секунд 4 вражеских истребителя проскочили вперёд нашей группы и быстро пошли вверх. Теперь нельзя было терять ни одной секунды. Об этом была дана команда Мартьяновым всем экипажам "Илов". Внезапная атака "Фоккеров" сорвалась. Задание командования было выполнено.

Боевые действия командира эскадрильи Гвардии капитана Мартьянова всегда отличались высоким мастерством и большой эффективностью. Он не имел потерь ведомых им экипажей.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1945 года Гвардии капитану Николаю Ивановичу Мартьянову присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

17 апреля 1945 года советские войска овладели городом и портом Фишхаузен. Противник отошёл в район Пиллау и закрепился на заранее подготовленном оборонительном рубеже.

20 апреля начались непрерывные бои за Пиллау. Штурмовики прочесывали дороги, ведущие к городу, подавляли огонь зенитной артиллерии и тем обеспечивали более успешные действия советским бомбардировщикам. Особенно интенсивно полки действовали 25 апреля. 9 групп "Ильюшиных", по 6 - 8 самолётов в каждой, поддерживали наступление 11-й Гвардейской армии, с интервалом около 10 минут наносили удары по Пиллау, его железнодорожной станции, верфи и гавани. К исходу дня советские войска овладели городом Пиллау. Земландский полуосторов был полностью очищен от врага. Его остатки бежали на косу Фрише - Нерунг.

В боях за Пиллау отличилась группа "Ильюшиных" 76-го Гвардейского штурмового авиаполка под командованием капитана Н. И. Мартьянова. Совершив 5 заходов она уничтожила 1 танк, 5 бронетранспортеров, подавила огонь 2-х артиллерийских батарей.

К концу войны Гвардии капитан Н. И. Мартьянов на штурмовике Ил-2 совершил 173 боевых вылета. Им лично уничтожено 13 самолётов, 25 танков, 27 артиллерийских орудий, 12 машин с военными грузами и до 300 солдат и офицеров противника.

После Отечественной войны Николай Иванович продолжал службу в Советской Армии. В 1952 году окончил Военно - Воздушную академию. С 1970 года Гвардии полковник авиации Мартьянов преподавал в Ульяновской ордена Ленина школе Высшей лётной подготовки лётчиков Гражданской авиации. Пользовался большим уважением среди преподавательского состава и слушателей школы за свою простоту, душевность и высочайшее лётное мастерство.

(Из материалов сборника - "Золотое созвездие Зауралья".  Курган, "Парус", 2000 год.)

Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz