Онопченко Николай Маркович - советский военный летчик Герой Советского Союза - Красные соколы: советские асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Звезда Героя Советского Союза

Онопченко Николай Маркович

Онопченко Н.М.

Родился 3 Октября 1920 года в селе Манилы, ныне Валковского района Харьковской области, в семье крестьянина. Окончил 9 классов, аэроклуб. Работал на мыловаренном заводе. С 1940 года в Красной Армии. В 1942 году Николай Онопченко окончил Чугуевскую военную авиационную школу пилотов.

С Июля 1942 года сержант Н. М. Онопченко на фронтах Великой Отечественной войны. Особенно отличился в боях за Крым.

К Маю 1945 года командир эскадрильи 163-го Гвардейского истребительного авиационного полка  (229-я истребительная авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия, 2-й Белорусский фронт)  Гвардии cтарший лейтенант Н. М. Онопченко совершил 642 успешных боевых вылета, из них 446 - на разведку. В 87 воздушных боях лично сбил 14 самолётов противника и 1 уничтожил на земле.

15 Мая 1945 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны продолжил службу в ВВС. В 1948 году окончил Высшие лётно - тактические курсы усовершенствования офицерского состава. С 1959 года Гвардии полковник Н. М. Онопченко - в запасе. Жил в городе Ступино Московской области.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  (трижды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени  (дважды), Красной Звезды  (дважды); медалями. Почётный гражданин города Севастополя.

*     *     *

Когда Николай Маркович Онопченко после демобилизации пришёл в цех учебно - производственного предприятия, коллектив его встретил тепло. Правда, людям казалось поначалу, что новый контрольный мастер излишне требователен, но вскоре они поняли: требовательность мастера помогает делу, способствует ликвидации брака. Рабочие стали строже соблюдать технологию изготовления деталей.

Николай Маркович освоился с людьми и работой легче и проще, чем ему представлялось, когда он готовился снова, после 20 лет перерыва, вернуться на производство. В жизни Полковника авиации было много знаменательных дней, а в 1962 году прибавился ещё один - он сменил военную форму на спецодежду рабочего.

Трудовая жизнь Николая Онопченко началась на Харьковском государственном мыловаренном заводе перед войной. Отсюда 19-летний паренёк по комсомольской путёвке был направлен в Харьковский областной аэроклуб. Затем учёба в Харьковском авиационном училище, которое он окончил в 1942 году, суровые годы войны.

С Июля 1942 года до светлого Дня Победы лётчик - истребитель Николай Онопченко сражался против фашистских оккупантов. Он громил врага на Кавказе и в Крыму, принимал участие в освобождении Белоруссии, сражался в небе Германии.

От молодого лётчика, прибывшего в 1942 году из училища, командир части требовал, чтобы он внимательно изучил тактику опытных лётчиков, мастеров воздушного боя. В 163-м Гвардейском истребительном авиационном полку было у кого поучиться. И Николай с большим интересом следил с земли за действиями опытных лётчиков Героя Советского Союза Петра Казаченко и Семёна Харламова. Он восхищался искусством пилотирования Василия Князева и Андрея Кулагина.

Ему разрешили вылет, когда вражеские бомбардировщики особенно активизировали свои действия в районе станции Кагальник. Набрав высоту, Николай Онопченко и его напарник сразу заметили 3 вражеских бомбардировщика Ju-88, выстроившихся для бомбёжки. Молодой лётчик сразу же атаковал с задней полусферы ведущую вражескую машину. Снаряды, посланные им, попали в мотор и в плоскость бомбардировщика, но и самолёт Николая Онопченко был обстрелян 2-мя вражескими истребителями, пристроившимися ему в хвост. Повреждённую машину он с трудом посадил на поле нескошенной пшеницы. Пролетавший вблизи советский самолёт У-2 приземлился на дороге, рядом с пшеничным полем, и вывез Николая с вражеской территории.

Николай был готов понести любое наказание, только бы не лишили его возможности летать. Но каково было удивление лётчика, когда вместо наказания командир полка майор Кизилов поздравил его со сбитым самолётом, а уж затем подробно разобрал ошибки молодого пилота в первом воздушном бою.

Это лишь несколько эпизодов боевой биографии Гвардии старшего лейтенанта Николая Марковича Онопченко, победно прошедшего все дороги войны.

Открыв боевой счёт, Николай Онопченко быстро увеличивал число сбитых вражеских самолётов, совершенствуя с каждым днём боевое мастерство. В том же 1942 году в районе города Орджоникидзе он заметил, что немецкий истребитель подкрадывается к группе советских штурмовиков для внезапной атаки. Николай смело ринулся на противника и с дистанции 300 метров открыл огонь. Объятая пламенем машина камнем пошла к земле.

19 Ноября 1943 года 8 советских самолётов ЛАГГ-3 стремительно атаковали 13 немецких бомбардировщиков и 8 истребителей. Смелая и внезапная атака принесла успех. Несколько вражеских самолётов было сбито, а остальные в панике начали сбрасывать бомбы на свои войска. В этом бою Николай Онопченко сбил вражеский пикирующий бомбардировщик.

Смелую атаку предприняли лётчики 6 советских истребителей и 13 Января 1944 года в районе Керчи. В составе этой шестёрки действовал и Николай Онопченко. Наши самолёты прикрывали действия наземных войск. В воздухе они встретили 25 немецких бомбардировщиков, шедших в сопровождении 10 Ме-109. Советские лётчики расстроили боевой порядок вражеских самолётов, сбили несколько машин, одну из них уничтожил Николай Онопченко.

Свой последний самолёт в небе Крыма Старший лейтенант Николай Онопченко сбил ровно за год до конца войны - 9 Мая 1944 года. В тот день шестёрке наших истребителей, в составе которой был и Онопченко, дали задание встретить группу вражеских бомбардировщиков, шедшую на бомбёжку боевых порядков советских войск.

Онопченко Н.М.

Истребители стремительно врезались в строй "Юнкерсов-87". Завязался воздушный бой. Один за другим 5 вражеских самолётов рухнули на землю. Остальные беспорядочно сбросили бомбы на свои позиции и поспешили скрыться.

642 боевых вылета осуществил лётчик за годы войны, участвовал в 87 воздушных боях, сбил 14 самолётов противника лично и 6 в составе группы, ещё 1 самолёт лично уничтожил на земле.  [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 15 личных побед лётчика. Видимо, самолёт уничтоженный на земле включён в список воздушных побед. ]

За проявленное мужество и бесстрашие Президиум Верховного Совета СССР 15 Мая 1946 года присвоил ему звание Героя Советского Союза. Высшая награда Родины была вручена кавалеру 18 орденов и медалей в Кремле.

Демобилизовавшись, Н. М. Онопченко недолго отдыхал. В городе Ступино он пошёл работать в цех, где производят электромоторы, трансформаторы и светильники. Н. М. Онопченко гордится своим предприятием, своим цехом, товарищами, которые изготовляют продукцию, известную не только в нашей стране, но и за рубежом.

О Николае Марковиче Онопченко, как и о многих офицерах запаса, с полным правом можно сказать: в бою и в труде - Гвардеец.

(Из материалов сборника - "Подвиги во имя Отчизны".  Харьков, изд. "Прапор", 1974 год.)
*     *     *

Список побед Гвардии старшего лейтенанта Н. М. Онопченко:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
110.10.1942 г.1  Ме-109Нижний КуркЛаГГ-3, Ла-5.
201.11.1942 г.1  Ме-110вост. Чикола
318.02.1943 г.1  FW-189юж. берег Керченского пролива
428.02.1943 г.1  Ju-52лиман Курчанский
528.05.1943 г.1  Ме-109зап. Красный
630.05.1943 г.1  Ме-109юго - зап. Плавненский
723.07.1943 г.1  Ме-109сев. Киевское
816.08.1943 г.1  Ме-109вост. Нижнегреческий
912.11.1943 г.1  Ме-109выс. 077,9  (Крым)
1021.11.1943 г.1  Ме-109Аджимушкай
1105.12.1943 г.1  Ме-109юж. коса Тузла
1213.01.1944 г.1  Ju-87юж. выс. 77,1  (Крым)
1306.05.1944 г.1  FW-190юго - вост. Бартеньевка
1409.05.1944 г.1  Ме-109зап. 6-я верста
1512.01.1945 г.1  Ме-109сев. Дроздово

      Всего сбитых самолётов - 15 + 0;  боевых вылетов - 642;   воздушных боёв - 87.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz