Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Звезда Героя Советского Союза

Осипенко Михаил Степанович

Осипенко М.С.

Родился 25 Мая 1923 года в деревне Паниковка Почепского района Брянской области. Окончил Липецкий аэроклуб. С Мая 1941 года в Красной Армии. В Августе того же года Михаил Осипенко окончил Свердловскую военную авиационную школу лётчиков и продолжил службу лётчиком - инструктором. С Января 1942 года - лётчик 5-го запасного авиационного полка в Куйбышеве.

С Октября 1942 года в действующей армии. Был лётчиком, старшим лётчиком, командиром звена, заместителем командира и командиром эскадрильи 873-го   (позже переименован в 188-й Гвардейский)  штурмового авиационного полка   (12-я Гвардейская штурмовая авиационная дивизия, 3-й Гвардейский штурмовой авиационный корпус, 5-я Воздушная армия, 2-й Украинский фронт). К Маю 1945 года Гвардии старший лейтенант М. С. Осипенко выполнил 163 успешных боевых вылета на разведку и для бомбардировочно - штурмовых ударов по уничтожению железнодорожных узлов, скопления войск и техники противника.

15 Мая 1946 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны окончил Липецкую высшую офицерскую школу ВВС, 2-е Центральные лётно - тактические курсы усовершенствования офицерского состава. Служил в строевых частях ВВС  (Южная группа войск и Одесский ВО).

Награждён орденами: Красного Знамени  (дважды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды  (трижды); медалями "За отвагу", "За боевые заслуги", "За взятие Вены", "За освобождение Будапешта".

26 Июня 1959 года уволен из рядов Советской Армии в звании Майора. Проживал в городе Березовка Одесской области, состоял на учёте в Овиднопольском РВК.

В Мае 1965 года был осуждён за тяжкое преступление на 8 лет с лишением воинского звания. В дни празднования 20-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне возбуждено ходатайство о лишении его всех наград. 10 Декабря 1965 года лишён медали "Золотая Звезда" и всех других наград.

Из мест лишения свободы освобождён в 1974 году. Дальнейшая судьба неизвестна.

*     *     *

Он родился 25 Мая 1923 года в селе Паниковка, в Брянской области. Окончив в 1939 году семилетку, он в следующем году поступил в техникум механизации сельского хозяйства в городе Елец в Липецкой области. Тогда же Осипенко начал посещать курсы в аэроклубе в самом Липецке, пройдя полный курс обучения к весне 1941 года.

В Мае 1941 года 18-летнего Осипенко призвали в Красную Армию. Поскольку у него уже была начальная лётная подготовка, то неудивительно, что его направили в военную авиашколу лётчиков, находившуюся в Свердловске   (ныне Екатеринбург). Уже в Августе он получил офицерское звание, но не отправился сразу же на фронт, а стал инструктором в 18-й военной авиашколе первоначального обучения. Затем в Январе 1942 года Младший лейтенант М. Осипенко прибыл в 5-й запасной авиаполк, расквартированный в Куйбышеве. Там он провёл 9 месяцев, осваивая Ил-2.

На фронт он попал только в Октябре 1942 года, когда был направлен в 873-й штурмовой авиаполк. Тогда этот полк входил в состав 206-й ШАД Полковника В. А. Срывкина и участвовал в боях в районе Сталинграда. Уже в следующем месяце его вывели в тыл для пополнения, после чего перебросили на Калининский фронт.

Боевое крещение лётчик - штурмовик Осипенко принял в боях за города Великие Луки, Ржев, Белый. Потом на Западном фронте участвовал в освобождении городов Спасс - Демянск, Ельня, Смоленск, Рославль.

В последующем 873-й ШАП участвовал в боях на Западном и 2-м Украинском фронтах. В Октябре 1944 года он вошёл в 231-ю ШАД Полковника Л. А. Чижикова.

За время своего участия в боях Осипенко проявил себя отлично. В 1943 году он был награждён орденами Красного Знамени, Красной Звезды и Отечественной войны 1-й степени и медалью "За отвагу", в 1944 году - вторым орденом Красного Знамени, а в 1945 году - вторым орденом Красной Звезды и орденом Александра Невского. При этом он неуклонно поднимался по служебной лестнице, последовательно занимая должности лётчика, старшего лётчика, командира звена и заместителя командира эскадрильи. К концу войны Осипенко уже имел звание Гвардии старшего лейтенанта и командовал эскадрильей. На его счету были 163 боевых вылета на Ил-2.

Особенно Осипенко отличился в завершающих операциях Великой Отечественной войны при освобождении и взятии 3-х европейских столиц Бухареста, Будапешта и Вены. Его боевым товарищем был B. С. Палагин, командир 1-й авиаэскадрильи, по боевому пути которого легко определить и участие Осипенко в боях.

Накануне наступления на Ясском и Кишинёвском направлениях в первой половине Августа 1944 года непрерывно велась воздушная разведка. С целью повышния качества снимков авиаторы предложили вмонтировать фотоаппараты под крылья штурмовиков Ил-2, которые обладали большей живучестью и летали на малых и предельно малых высотах. В этих полётах отличились экипажи 2-го ШАК Капитаны B. С. Палагин и В. М. Самоделкин, Старший лейтенант М. Е. Никитин, Лейтенант И. В. Клевцов. Часто разведчики возвращались на машинах, изрешечённых пулями и снарядами, и всё же снова шли на задание.

При выполнении одного из боевых заданий самолёт Осипенко был обстрелян зенитной артиллерией, а лётчик получил 10 осколочных ранений в лицо и голову. Обливаясь кровью, Осипенко нашёл в себе силы довести и благополучно приземлить самолёт на своём аэродроме.

В соответствии с планом операции 5-я Воздушная армия при проведении Дебреценской операции содействовала войскам 53-й армии и конно - механизированной группы Генерал - лейтенанта И. А. Плиева. В течение первого дня операции, 6 Октября 1944 года, эшелонированными ударами 2-й ШАК уничтожал живую силу и боевую технику врага в районе Чорваша, Тотксилоша, Бекеша, Гадараша. Отдельные группы самолётов вели разведку вражеских войск перед фронтом 53-й армии.

Более 100 штурмовиков нанесли небольшими группами бомбоштурмовые удары по скоплениям живой силы, артиллерийским батареям и танкам в опорных пунктах и помогли наземным войскам к вечеру занять города и железнодорожные станции Бекешчаба, Бекеш, Мезе-Беренъ, Орошхаза. Лётчики в течение дня работали с большим напряжением.

Возросшее мастерство, самоотверженность и выносливость показали экипажи 1-й эскадрильи 188-го Гвардейского ШАП под командованием Гвардии капитана B. С. Палагина. Его восьмёрка успешно бомбила и штурмовала оборонявшегося противника, затем лётчики эскадрильи нанесли точный бомбоштурмовой удар по вражеской автоколонне, содействуя наземным войскам в преследовании противника. За день штурмовики выполнили по 4 боевых вылета, нанеся большой урон врагу.

На подступах к Дебрецену немцы оказывали упорное сопротивление. Многочисленными контратаками они стремились задержать дальнейшее продвижение войск правого фланга 53-й армии и конно - механизированной группы. 17 Октября 1944 года противник в районе Деречке пытался окружить 6-й кавалерийский корпус. Создалась крайне тяжёлая обстановка. Командир 231-й штурмовой авиадивизии Л. А. Чижиков, находившийся в боевых порядках конно - механизированной группы, вызвал по радио экипажи штурмовиков. В назначенное время появились 3 группы 873-го штурмового авиаполка, которые, несмотря на сильное противодействие зенитной артиллерии противника, нанесли бомбоштурмовые удары. Снижаясь до 50 метров, штурмовики произвели по 6 - 8 заходов, уничтожая живую силу и боевую технику врага.

Именно в боях за овладение городами Орадя и Дебрецен 2-й ШАК заслужил звание Гвардейского и был преобразован в 3-й Гвардейский ШАК. 27 Октября 1944 года 231-я ШАД приказом Наркома обороны № 0340 получили статус 12-й Гвардейской ШАД, а полки дивизии соответственно 568-й в 187-й ГвШАП, 873-й в 188-й ГвШАП и 570-й в 190-й ГвШАП.

Ил-2 одного из ГвШАП.

В битве за Будапешт 3-й Гвардейский ШАК в период с 1 Января по 12 Февраля 1945 года, действуя в исключительно трудных условиях боевой и метеорологической обстановки, бомбоштурмовыми ударами уничтожал опорные пункты, живую силу и технику противника в Будапеште, оказывая помощь войскам Будапештской группы в овладении городом. Личный состав частей авиакорпуса показал высокое мастерство, мужество и отвагу. Лётчики делали по 5 - 6 вылетов и непрерывно висели над врагом, мешая ему оказывать организованное сопротивление наступающим войскам. Трудность заключалась в том, что при плохой видимости можно было ошибиться при ориентировании и нанести удар по своим. Но таких случаев в корпусе не было.

8 Января западнее Будапешта воздушные разведчики обнаружили большое количество танков, артиллерии на механической тяге и автомашин с грузами. На уничтожение вылетели штурмовики. После десятки Н. Н. Стробыкина над целью появились восьмёрки Б. И. Лозоренко и B. С. Палагина. После них полетела группа, ведомая Капитаном В. М. Самоделкиным. Дерзкими и решительными ударами они рассеяли колонну, сорвали перегруппировку и уничтожили 10 танков, 44 автомашины, подавили огонь 3 батарей зенитной артиллерии и вызвали 6 очагов пожара большой силы.

В Венской наступательной операции штурмовики 188-го Гвардейского ШАП завершали авиационную подготовку наступления. После окончания боёв лётчики - штурмовики В. С. Палагин и М. С. Осипенко в Апреле 1945 года были представлены к званию Героев Советского Союза. Они стали последними героями войны в 188-м Гвардейком ШАП.

Михаил Степанович Осипенко совершил 163 боевых вылета. В 100 из них был ведущим групп. Штурмовиками, которые он водил в бой, было уничтожено 19 танков, 8 пулемётных и 6 миномётных точек, 24 орудия разных калибров, до 50 повозок с различным грузом, 8 железнодорожных вагонов, 2 бронетранспортера, 2 склада с боеприпасами и горючим и до 500 солдат и офицеров противника.

После войны он продолжал служить в 187-м Гвардейском ШАП. При этом осенью 1945 года Осипенко окончил Липецкую высшую офицерскую школу ВВС. В Мае - Июне 1946 года большой группе лётчиков, отличившихся в боях против нацистской Германии, были присвоены звания Героев Советского Союза. Среди них был и Гвардии старший лейтенант М. С. Осипенко, Указ о награждении которого был подписан 15 Мая.

Его карьера развивалась успешно. В 1949 году он прошёл обучение на 2-х Центральных лётно - тактических курсах усовершенствования лётного состава и получил уже звание Майора. В дальнейшем Осипенко, командуя эскадрильей, служил в различных частях ВВС Центральной группы войск и Одесского военного округа. Причём он ещё дважды был награждён боевыми наградами, что в мирное время происходило не так часто. В 1951 году он получил медаль "За боевые заслуги", а в 1956 году - свой третий орден Красной Звезды.

Но затем началось большое сокращение армии, инициированное тогдашним генсеком Хрущевым. Оно не обошло стороной и Осипенко, который был уволен в запас в Июне 1959 года. Став гражданским человеком, он поселился неподалёку от своего последнего места службы - в посёлке Овидиополь, расположенном в 30 км юго - западнее Одессы, на берегу Днестровского лимана. Осипенко прожил там почти 6 лет, но затем был арестован за совершённое уголовное преступление  (нет никаких сведений, что же именно он совершил).

В Мае 1965 года народный суд приговорил 42-летнего Осипенко к 12 годам лишения свободы. Одновременно суд постановил возбудить ходатайство о лишении его всех наград. И уже 10 Декабря того же года Указом Президиума Верховного Совета СССР он был лишён звания Героя Советского Союза и всех остальных наград, среди которых были 8 орденов.

Осипенко отбыл не весь свой срок. Проведя в лагере 9 лет, то есть 3 / 4 от положенного, и имея примерное поведение, он получил право претендовать на досрочное освобождение. В 1974 году по решению суда он вышел на свободу, после чего вернулся обратно в Овидиополь. Дальнейшая его судьба неизвестна.

(Из материалов книг:  В. Н. Конев - "Герои без "Золотых Звёзд".  Москва, 2008 год.
В. Е. Звягинцев - "Трибунал для "сталинских соколов".  Москва, 2008 год.)

Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz