Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

Савченков Николай Иванович

Н.И.Савченков.

Николай Савченков свою боевую деятельность начал в составе 191-го истребительного авиационного полка, во главе которого были Майор А. Ф. Радченко и батальонный комиссар А. Л. Резницкий. Полк базировался северо - западнее Ленинграда, имея на вооружении самолёты И-153 и И-16. В полку было 3 эскадрильи и около 60 лётчиков. Более половины из них - выпускники Качинского училища. В Августе 1941 года полк частично был перевооружён на МиГ-3.

Николай летал в звене Лейтенанта Николая Фёдоровича Кузнецова. В этом звене служил и Лейтенант Александр Петрович Савченко. Местные острословы называли Николая "Савченко большой", а Александра - "Савченко маленький".

Уроки первых воздушных боёв сделали свое дело. Вскоре пришла радость первой победы. Шестёрка наших истребителей во главе с командиром эскадрильи Старшим лейтенантом Г. Жуйковым сбила 2 немецких самолёта - бомбардировщик Ju87 и истребитель Me-109. Среди победителей были Николай Савченков, Пётр Олимпиев и Георгий Новиков   (настоящее имя Новикова - Егор, но товарищи звали его Георгием).

Весть о том, что сбиты 2 фашистских самолёта, сразу облетела весь полк. Возле машин, только что вернувшихся с боевого задания, собрались лётчики, техники, мотористы.

Оживлённо жестикулируя, Пётр Олимпиев подробно рассказывал о воздушном бое:

- Мы полетели на прикрытие наших войск южнее Ленинграда. Высота 1500 - 2000 метров. Одно звено вёл Жуйков, другое - Новиков. Я держался справа от Жуйкова. Смотрю, над станцией Вырица Новиков покачал крыльями: "Внимание !"   (в то время на самолётах И-16 ещё не было радиостанций). Что такое ?   Оказывается, с юго - запада на такой же высоте, как и мы, шла шестёрка Ju-87. Жора с ребятами кинулся навстречу бомбардировщикам, а мы остались в заданном районе. Вражеские бомбовозы шли, конечно, с прикрытием. Сверху на звено Новикова бросились "Мессеры" и отсекли путь к "Юнкерсам". Начался бой. А бомбардировщики тем временем изменили курс и через несколько минут показались над Вырицей с северо - восточной стороны.

- Тут-то мы и ринулись на перехват, - тряхнул огненным чубом Пётр. - Жуйков пошёл в атаку на ведущего "Юнкерса". Тот, видимо, струсил, побросал бомбы не долетев до цели и повернул на юг. За ним поспешили остальные.

- А как же "Мессеры" ? - задал кто-то вопрос.

- Два из них бросились на выручку к бомбардировщикам, - ответил Олимпиев. - Со снижением оторвались от своей группы, потом взмыли свечой и атаковали самолёт Жуйкова. На какой-то момент они как бы зависли, и я рубанул по ближайшему. Савченков помог. "Мессер" медленно перевалился через крыло, клюнул носом, задымил и резко пошёл вниз. Второй Me-109 бросил напарника на произвол судьбы. Немцы, оказывается, трусливы, когда у них нет численного превосходства. У нас бы никто не позволил себе такого свинства. А у них - каждый за себя, если надо спасать свою шкуру...

Пётр помолчал несколько секунд. Потом продолжал:

- Жуйков ударил по мотору удиравшего Ju-87. Крестоносец задымил, потерял скорость. Новиков, подоспевший к нам со своим звеном, добил его над лесом.

- Одним словом, два - ноль в нашу пользу, - коротко подытожил Савченков.

Батальонный комиссар Резницкий, уже давно подошедший к самолёту Олимпиева, вместе со всеми слушал рассказ Петра. А когда тот умолк, обнял его и расцеловал. С Николаем и Георгием тоже расцеловался.

- Спасибо, друзья, вы открыли боевой счёт полка. Верю, что о наших лётчиках заговорит весь Ленинград, весь фронт.

Как и другим пилотам, в Августе - Сентябре 1941 года, когда враг бросал на Ленинград всё новые и новые силы, Николаю приходилось вылетать по 4 - 5 раз в день для отражения налётов фашистской авиации. А каждый вылет - это жестокий воздушный бой.

И-16 тип 17 из состава 191-го ИАП.

И-16 тип 17 из состава 191-го ИАП.  Ленинградский фронт.

Такой бой, например, произошёл 2 Сентября 1941 года. Утром по сигналу ракеты с командного пункта авиаполка в воздух поднялись 2 звена истребителей. Одно из них возглавлял Старший лейтенант Г. С. Жуйков, другое - Лейтенант Н. Кузнецов. Ведомым у Николая Савченкова был Александр Савченко.

В районе станции Мга наши истребители вступили в бой с бомбардировщиками Ju-87 и Do-17, бомбившими советские войска.

Звено Жуйкова атаковало "Юнкерсы", звено Кузнецова - "Дорнье". Александр Савченко догнал один из бомбардировщиков и с 200 - 300 метров открыл огонь из 2-х пушек. На выходе из второй атаки он увидел, как "Дорнье" резко накренился, перевернулся и понёсся к земле. Вслед за ним были сбиты 3 "Юнкерса".

Такие победы давались нелегко. Враг превосходил нас числом, у него было больше опыта. Каждый боевой день был настолько насыщен схватками в воздухе, что после возвращения на аэродром хотелось броситься под крыло самолёта и забыться на час - другой.

Но и на земле у лётчиков шла напряжённая работа. Разбирались перипетии боя, тщательно анализировались действия истребителей. А тут ещё фронтовые корреспонденты, фотографы, заставлявшие отвечать на многочисленные вопросы, рассказывать о схватках в воздухе. Конечно, они делали своё, тоже очень нужное на войне дело - рассказывали об опыте лучших, учили тому, что нужно для победы над жестоким и коварным врагом.

В те дни в авиационных полках часто можно было увидеть художника А. Н. Яр - Кравченко. В любое время дня Анатолий Никифорович мог появиться на стоянке самолётов, на командном пункте, в общежитии или в столовой. Художник делал наброски и зарисовки лучших представителей лётного и технического состава. Собранные воедино, они были изданы в виде альбома газетой "Атака" в Ноябре 1941 года. В нём можно было увидеть портреты героев - лётчиков, защищавших Ленинград, - Петра Харитонова, Николая Кузнецова, Владимира Плавского, Вячеслава Жигулина, Германа Мамыкина и многих других. Были здесь и Николай Савченков и Александр Савченко.

Н.И.Савченков. Рисунок Яр-Кравченко.

Когда художник закончил в боевых полках серию авиационных рисунков и портретов, журналист М. Жестев в одной из ленинградских газет написал о нём тёплую корреспонденцию:

"Славой овеяны имена наших лётчиков - истребителей, они любимы народом, и эта любовь привела художника Яр-Кравченко к народным героям. Мастерской рукой портретиста он создал фронтовой альбом. Когда рассматриваешь этот альбом, каждый штрих приобретает необыкновенное значение. Тут нет сражений в воздухе. Героизм лётчиков дан через портрет. Вы чувствуете его во взгляде глаз, повороте головы, в каждой черточке лица..."

Об этих и подобных им героических защитниках Ленинграда Главный маршал авиации А. А. Новиков писал:

"Я сравнивал немецких лётчиков с нашими, советскими, и думал о том, что если бы такое же испытание при аналогичной ситуации обрушилось на гитлеровцев, то они не продержались бы и месяца. У наших же лётчиков, чем труднее им становилось, тем твёрже делалась их воля и тем злее они воевали. Прошло всего 3 месяца !   Срок невеликий даже на войне.

Но именно в этот период среди воздушных защитников города Ленина выросла и сформировалась целая когорта блестящих бойцов, мастеров своего дела, которых смело можно назвать героями среди героев".

В начале Сентября 1941 года немецкие войска замкнули кольцо окружения вокруг Ленинграда. Положение наших войск, защищавших город на Неве, и мирного населения значительно ухудшилось. Советское правительство, командование Ленинградского фронта принимали меры для организации снабжения Ленинграда. Летали транспортные самолёты. По Ладожскому озеру шли к городу суда и баржи.

Эти жизненно важные для города на Неве артерии подвергались нападению авиационного противника. С ним вели непрерывные схватки наши истребители. Не раз в схватках с фашистскими лётчиками участвовало и звено истребителей в составе Николая Кузнецова, Николая Савченкова и Александра Савченко.

Как-то, сопровождая транспортные самолёты, наши лётчики увидели: над Ладожским озером 2 пары "Мессеров" расстреливали наши суда с войсками, шедшими в Ленинград. Командир звена Старший лейтенант Николай Кузнецов решил атаковать противника. Но вражеские лётчики уже заметили советские самолёты и упредили их в атаке.

- Коля Савченков, - рассказывал потом Александр Савченко, - открыл огонь по ведущему. Фашист прекратил атаку и стал выводить самолёт из пикирования с набором высоты. Тут я его и прихватил !   Дал 2 длинные очереди - и фашист пошёл в воду. Остальные, видя такое дело, драпанули.

Может показаться, что победы над воздушным противником давались легко. Конечно, наши лётчики их сбивали. Но и сами нередко попадали в довольно сложное положение. Однако, они выстояли. Выстояли и победили !

За период своей боевой деятельности в составе 191-го и 157-го истребительных авиационных полков, Николай Иванович Савченков сбил не менее 4 самолётов противника лично и 11 - в составе группы.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz