Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Звезда Героя Советского Союза

Толмачёв Александр Фёдорович

Толмачёв А.Ф.

Родился 16 Июня 1913 года в Харькове  (Украина), в семье рабочего. Окончил 7 классов. С 1931 года в ВМФ. В 1935 году Александр Толмачев окончил военно - морское училище им. М. В. Фрунзе, в 1936 году - Ейское военное авиационное училище морских лётчиков, в 1939 году - авиационные КУКС.

С Июня 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны.

К Марту 1943 года штурман 5-го Гвардейского минно - торпедного авиационного полка  (1-я минно - торпедная авиационная дивизия, ВВС Черноморского флота)  Гвардии майор А. Ф. Толмачёв совершил 106 боевых вылетов на бомбардировку скоплений войск противника.

23 Февраля 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны продолжал службу в ВМФ. В 1952 году окончил Военно - Морскую академию. С 1958 года Гвардии полковник А. Ф. Толмачёв - в запасе. Жил в Москве. Работал инженером на машиностроительном заводе. Умер 19 Ноября 1979 года.

Награждён орденами Ленина  (трижды), Красного Знамени   (дважды), Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями.

*     *     *

...Контуры берега стали вырисовываться через 1,5 часа после взлёта. С высоты около 4000 метров штурман эскадрильи Александр Толмачёв определил заданные объекты военно - морской базы Констанца. Подготовив все данные для бомбометания, дал команду ведомым самолётам сомкнуться плотным строем и выйти в зону боевого маневра. Налёт был настолько внезапным, что фашисты не успели поднять в воздух истребителей. Они начали взлетать только тогда, когда наши самолёты легли на боевой курс.

В перекрестии прицела появились сооружения порта. А. Ф. Толмачёв нажал кнопку бомбосбрасывателя и задержал самолёт на прямом курсе, чтобы зафиксировать на фотоплёнку результаты удара. Бомбы точно легли в цель. Над портом поднялись клубы дыма и огня. Это горели портовые сооружения, бензобаки. Эскадрилья с честью выдержала первый экзамен Великой Отечественной войны и без потерь возвратилась на свой аэродром. Было это 23 Июня 1941 года.

Вся боевая жизнь морского лётчика А. Ф. Толмачёва, участвовавшего в обороне Одессы, в боях за Крым и Севастополь, отличившегося в небе Кавказа и во время освобождения Румынии и Болгарии, была насыщена смелыми полётами, в которых отвага и мужество сочетались с точными расчётами, высоким мастерством.

...Метеорологические условия не позволяли осуществить бомбардировку вражеского аэродрома с больших высот, и штурман предложил командиру воспользоваться для внезапного удара малой высотой.

Аэродром находился в тыловой зоне врага, и подойти незамеченным к нему было почти невозможно. Поэтому лётчики рассчитывали прежде всего на внезапность удара и на то, что наши самолёты Ил-4 на малой высоте было трудно отличить от немецких "Хейнкелей-111".

Вот группа бомбардировщиков взяла курс к Азовскому морю и на высоте 50 - 70 метров удалилась от берега, захваченного противником, километров на 15 - 20. Вскоре стали видны очертания аэродрома. Высота 200 метров. Подготовив необходимые данные на прицел, штурман дал команду: "На боевой !"

Группа перестроилась в колонну звеньев для более эффективного поражения цели. Зашла по диагонали. Это повышало вероятность попадания. Только когда бомбы начали рваться в центре стоянки самолётов, немцы открыли по нашим бомбардировщикам бешеный огонь.

Выйдя из зоны зенитного огня, Толмачёв увидел в разрыве облаков вражеский "Юнкерс" и решил атаковать его. Меткая очередь штурмана с дистанции 100 метров решила дело...

Данные разведки подтвердили высокую эффективность проведённого бомбового удара: уничтожено 33 вражеских самолёта. За успешное проведение этой операции Александр Толмачёв был награждён орденом Ленина.

Во время обороны Севастополя отважный лётчик стал инициатором топмачтового бомбометания. Появляясь внезапно, наши самолёты с бреющего полёта громили вражеские корабли. Около 100 судов противника было потоплено и выведено из строя в те героические дни.

Бесстрашием, высоким боевым мастерством прославился штурман А. Ф. Толмачёв в боях с фашистскими захватчиками на Таманском полуострове - "Малой земле", как называли его тогда.

За успешное выполнение заданий командования по уничтожению мотомеханизированных частей врага на подступах к Новороссийску и в предгорьях Кавказа Александру Федоровичу Толмачёву Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 Июля 1943 года было присвоено звание Героя Советского Союза.

Самолёт Ил-4Т.

1943 год. А. Ф. Толмачев назначается главным штурманом Военно - Воздушных Сил Черноморского флота. На опыте, накопленном в боях с немецко - фашистскими захватчиками, он учил лётный состав мастерству бомбового удара не только в учебной, но и в боевой обстановке. В сложных условиях, днём и ночью уничтожались вражеские корабли на базах и в море, его живая сила и техника - на фронте, а авиация - на аэродромах и в воздухе. Вспоминая о тех днях, Александр Фёдорович писал комсомольцам Гвардейской авиационной части:

"Мне хочется, чтобы, читая и слушая рассказы о боевых эпизодах, вы поняли большую душу советского человека, летавшего в бой, не щадя своей жизни, за правое дело нашего народа. Свято храните боевые традиции советской авиации и не забывайте старших товарищей, завоевавших почётное звание Гвардейцев в жестокой войне с фашистской Германией в 1941 - 1945 годах".

В военно - морском училище, воспитанником которого был Герой Советского Союза А. Ф. Толмачёв, бережно хранят материалы, повествующие о ратном нуги отважного лётчика. И среди них - его автобиографию.

"Отец мой, - пишет Александр Фёдорович Толмачёв, - пришёл работать на железную дорогу в 16 лет из голодной в то время Тамбовской губернии. Был проводником вагонов на станции Основа под Харьковом до пенсионного возраста. Старший брат Пётр был секретарем узлового комитета комсомола. В годы Великой Отечественной войны восстанавливал железнодорожные мосты. Брат Николай с малых лет - на транспорте, в войну водил воинские эшелоны. То, что было невозможным для моих старших братьев в дореволюционные годы, для меня стало возможным. В 1922 году я пошёл учиться в семилетнюю школу, которую окончил в 1929 году. Рос и закалялся вместе со сверстниками в годы советских пятилеток. В 1931 году по призыву комсомола поступил в училище".

После Великой Отечественной войны Александр Федорович Толмачёв учился в Военно - Морской академии, служил в Заполярье, а демобилизовавшись, водил судно на Москве-реке. С 1959 года А. Ф. Толмачёв работает инженером - конструктором в авиационной промышленности. Настоящий советский патриот, он и в мирные дни с честью выполнял задания Родины.

(Из материалов сборника - "Подвиги во имя Отчизны".  Харьков, изд. "Прапор", 1974 год.)

Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz