Баранов Степан Викентьевич - советский военный летчик-истребитель - Красные соколы: советские асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

Баранов Степан Викентьевич

Баранов С.В.

Родился в 1908 году в деревне Дударево Меховского района Витебской области. В Красной Армии служил с 1930 по 1954 год.

Участник боевых действиях в 1939 году в районе реки Халхин - Гол.

Участник Великой Отечественной войны. По Сентябрь 1942 года служил в 515-м ИАП; с Октября 1942 года - 517-м ИАП. Сражался на Западном, Северо - Западном, Юго - Западном, Центральном, 1-м Белорусском фронтах. Имеет одно ранение.

К Маю 1945 года Полковник С. В. Баранов сбил 5 самолётов противника лично и 1 - в составе группы.

Награждён орденами: Красного Знамени (четырежды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды; медалями "За боевые заслуги", "За оборону Сталинграда", "За освобождение Варшавы", "За взятие Берлина", монгольской медалью "XXX лет Халхин-Гола", "За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина" и 4-мя другими.

Последние годы Полковник в отставке С. В. Баранов жил в городе Владимире.

*     *     *

Берлин !   Сколько раз это слово повторяли солдаты и командиры в боях и на привалах, на рубежах атак и в обороне. Оно не сходило с уст и тех, кто в трудные дни отступления оставлял врагу наши сёла и города. "Мы ещё вернёмся, мы будем в Берлине", "Наш путь к окончательной победе лежит только через Берлин", - говорили защитники Одессы и Севастополя, герои Сталинграда и Ленинграда.

И вот он, Берлин, - звериное логово германского фашизма, место, где созрели коварные планы разбойничьего захвата многих государств мира, откуда началось их осуществление. Его видно издалека. Громадные, подпирающие небо столбы огня и дыма - это и есть Берлин. Мы шли к нему 4 трудных года. И пришли !   На его подступах по обочинам дорог - битая техника, трупы фашистов, таблички с надписями: "До Берлина- 50 км", "До фашистского логова - 30 км"... Спешат пехотинцы, артиллеристы, танкисты. Но первыми там побывали лётчики.

И наш 517-й истребительный авиационный полк, которым я командовал, с которым воевал в районе Харькова, громил врага под Сталинградом, на Курской дуге, в Белоруссии, Польше, тоже не раз совершал налёты на Берлин.

Готовиться к предстоящему штурму Берлина мы начали ещё на его подступах. Знали, что эта операция будет нелёгкой, что враг так просто не отдаст свою столицу. В районе Кюстрина мы обнаружили бывший вражеский аэродром, на котором осталось несколько десятков совершенно исправных FW-190. Использовать их для полётов мы не собирались - ведь наши "Яки" были не хуже. А вот для тренировок в прицеливании их приспособили. Они были хорошими мишенями для наших лётчиков, особенно молодых.

В эти напряжённые дни технический состав и в дождь, и в холод, под открытым небом, с напряжением всех сил ремонтировал подбитые самолёты.

В звеньях, эскадрильях, вспомогательных подразделениях проводились партийные и комсомольские собрания, на которых лётчики, воины наземных служб клялись отдать все силы, - а если надо, то и жизнь, - для разгрома врага в его собственном логове. Меня, как командира полка, радовало то, что люди просто рвались в бои, что они были готовы на любые подвиги. Самое тщательное внимание в этот период уделялось сохранению военной тайны, дезориентации врага. Ведь вокруг нас было очень много оставшихся гражданских немцев, да и важность самой предстоящей операции заставила нас быть особо бдительными. Помнится такой случай. Накануне больших событий наш инженер полка Сухинин отправился к линии фронта за трофейной автомашиной. День проходит, его нет, второй - нет. Прошёл и третий, и четвёртый, а он всё не появляется. И лишь на 10-й день вернулся в полк.

- Где же столько пропадал, да ещё в столь ответственные дни ? - набросился я на него.

- Товарищ Полковник, всё искал ту часть, где должен был получить машину. Кого ни спрошу - молчат. Как в рот воды набрали. Вот и колесил по дорогам. Еле разыскал, - объяснил он мне.

Да, так оно и было в те предстартовые дни. Всё держалось в строжайшей тайне.

Чтобы сбить с толку врага, политработниками высших штабов было заготовлено множество специальных листовок, в которых говорилось, что советские войска готовятся не к наступлению, а к обороне. Эти листовки разбрасывались над самой линией фронта и лётчиками нашего полка.

Забрасывали листовки и к нам. Гитлеровцы утверждали: "От Берлина вы недалеко, но в Берлине не будете. В Берлине тысячи домов, и каждый станет неприступной крепостью. Против вас будет сражаться каждый немец... Мы тоже были у Москвы и в Сталинграде, но не взяли их. Не возьмёте и вы Берлин. Здесь получите такой удар, что и костей не соберёте".

И вот наконец началось то, к чему мы так тщательно готовились, чего с таким нетерпением ждали. Аэродром юго - восточнее Кюстрина. На нём базируется наш полк. Это всего в 60 километрах от Берлина. В первый день Берлинской операции мы совершили массированный налёт на вражеский аэродром, расположенный на подступах к Берлину. Хорошо тогда поработали и бомбардировщики, которых мы прикрывали, и наши истребители. Несколько десятков уничтоженных вражеских самолётов и ни одного потерянного своего - такой итог памятного вылета.

Проведали тот аэродром мы и на следующий день. Почти весь полк поднялся в воздух. Подлетая к цели, на высоте 1500 метров встретили 2 девятки "Фокке - Вульфов". Завязался жестокий воздушный бой. Трёх самолётов не досчитались тогда немцы.

А затем налёты на Берлин. Их было много. Хорошо запомнились все. Но особенно - этот. 27 бомбардировщиков Пе-2, до отказа нагружённых бомбами, кружатся над своим аэродромом, поджидая нас. При подходе истребителей они приняли правильный строй и взяли курс на'Берлин. Наш полк в составе 30 машин - за ними. В прозрачном воздухе плыла целая армада. Внимательно следим за верхней и нижней полусферами. Как и следовало ожидать - противник не заставил долго себя ждать. Несколько Ме-109 устремились прямо на нашу колонну. Бомбардировщикам грозила опасность. Защищая их, один из комэсков разворачивает ведомые самолёты и идёт в лоб вражеским. Со своей группой врезаюсь в гущу "Мессеров". Враг оказался так близко, что я сгоряча рванул ручку управления на себя и молнией проскочил между двумя наседавшими вражескими самолётами. Ведя огонь из пушки, всё же отогнал их. Увлекшись боем, не заметил третьего самолёта, который наседал сзади. И трудно сказать, что было бы, если бы мой ведомый Жаворонков не сразил его. Взаимная выручка в воздушном бою - закон лётчиков.

Когда на подлёте к Берлину попали в зону зенитного огня, вражеские лётчики ослабили натиск. Но и немецкие зенитки не смогли преградить нам путь. Продвигаясь буквально через шквал огня, мы не сошли с курса, достигли цели.

Наконец Берлин. Заход, второй... Где-то внизу вспыхивают огненные шары. Хорошо видно, как рушатся здания, как в небо поднимаются огромные языки пламени.

Когда приземлились на своём аэродроме, среди нас не оказалось лишь замечательного лётчика Авилова. Но вскоре узнали, что он выбросился на парашюте и приземлился на нашей территории.

Потом мы летали на Берлин ещё не раз. Летали эскадрильями, летали и всем полком. Пробиваясь сквозь мощные заслоны зенитного огня, мы стремились уберечь бомбардировщики от вражеских истребителей, довести их невредимыми до цели. А цель одна - Берлин. Сколько раз доводилось вступать в воздушные бои, сколько раз приходилось сбивать вражеские самолёты !   Нередко на борт своих самолётов мы брали листовки, которые разбрасывали над Берлином. В них были призывы к немецким солдатам сдаваться в плен.

Последний вылет в Берлинской операции полк произвёл в конце Апреля. Тогда лётчики совершили налёт на один из вражеских аэродромов. Почти не встречая сопротивления, мы действовали как над полигоном. Из пушёк и пулемётов расстреливали немецкие самолёты до тех пор, пока не израсходовали почти все боеприпасы. Итог был потрясающий: уничтожили на земле и в воздухе около 20 вражеских самолётов.

Никогда не забыть ночь на 2-е Мая. После напряжённого боевого дня лётчики крепко спали. И вдруг ночную тишину нарушила беспорядочная стрельба из автоматов, карабинов, пистолетов. Мы выскочили на улицу, услышали отовсюду доносящиеся ликующие возгласы. Вскоре узнали, что Берлин пал. Лётчики обнимали, целовали друг друга. Мы в Берлине !   Хотелось петь и плясать. Отрадно было сознавать, что в этой замечательной победе был и наш ратный труд.

До самого утра ликовали лётчики. Но вместе с радостью в сердца закрадывалась скорбь по тем боевым товарищам, кто не дожил до этого светлого праздника. Лётчик Кузнецов запел полковую песню, его поддержали другие:

Сядем рядом, что-то мне не спится,
Вчера  в  бою  я  друга  потерял,
Такого   друга,  лётчика   -  героя,
С  которым  много - много  я  летал.

А через неделю ещё более радостное торжество. 9 Мая мы праздновали окончательную Победу над врагом. Не верилось, что кончилась война, что не придётся больше под обстрелом летать в стан врага, вступать в воздушные схватки с "Мессерами", терять своих боевых товарищей. Сколько их, смелых соколов, полегло на трудном пути полка от Харькова до Сталинграда и от Сталинграда до Берлина !   Они и теперь в моей памяти - как живые.

За время войны лётчики нашего полка сбили 127 вражеских самолётов. На своём боевом пути полк 32 раза менял аэродромы. Рядом со мной воевали Герои Советского Союза Т. Тюлькин, А. Химич, И. Романенко. За боевые успехи в Белоруссии полк был удостоен почётного наименования "Калинковичский". Лётчики полка 16 раз отмечались в приказах Верховного Главнокомандующего, а наше боевое знамя украсил орден Суворова 1-й степени.

...Ещё раз мне довелось побывать в районе Берлина. Только теперь не на самолёте, а на автомашине. На 3-й день после капитуляции Германии с группой лётчиков и техников полка мы приехали посмотреть поверженный Берлин. Картина была впечатляющей: тысячи разрушенных и снесённых с лица земли зданий, многие улицы так были загружены вражеской техникой, что невозможно проехать.

Пробираясь по лабиринтам берлинских улиц, мы вдруг увидели на огромной высоте развевающееся по ветру Красное знамя. Застучало сильнее сердце. В эти минуты мы гордились содеянным, тем, что и мы, лётчики, помогли донести до Рейхстага этот стяг Родины.

Навсегда мне запомнились надписи на Рейхстаге. Их было очень много. На русском, украинском, грузинском, таджикском и каких только ещё языках можно было прочесть имена воинов, дошедших до Берлина. Тогда на стене поверженного Рейхстага начертал свою фамилию и я.

(Из материалов сборника - "В пламени сражений".   Ярославль, 1978 год.)
*     *     *

Список всех известных побед Полковника С. В. Баранова:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Изд. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
129.07.1942 г.1  Ju-88ПокровскоеЯк-1, Як-7, Як-9.
218.12.1942 г.1  FW-189  (в группе - 1 / 8)юж. Обливская
305.07.1943 г.2  FW-190Малоархангельск
401.08.1943 г.2  Ме-109Гранкино - Чувардино

      Всего сбитых самолётов - 5 + 1.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz