Бастриков Александр Михайлович - советский военный летчик-штурмовик - Красные соколы: советские асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

Бастриков Александр Михайлович

Фото пока не найдено

Александр Бастриков родился в 1917 году. В 1938 году успешно окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков.

С Апреля 1943 года Старший лейтенант А. М. Бастриков сражался в составе 15-го истребительного авиационного полка  (278-я истребительная авиационная дивизия, 3-й истребительный авиационный корпус, 8-я Воздушная армия), командовал эскадрильей.

Менее чем за год участия в битвах Второй Мировой войны он совершил 100 боевых вылетов, провёл 40 воздушных боёв, в которых сбил 24 самолёта противника. [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 22 личные и 1 групповую победы. ]  При штурмовках уничтожил большое количество живой силы и техники, в том числе 2 самолёта на аэродромах.

Воевал на "Яках". Самым ярким днём в его боевой биографии стало 8 Мая 1943 года, когда Бастрикову удалось одержать сразу 6 побед. Среди ведомых этого аса был будущий Герой Советского Союза Леонтий Слизень.

Виртуозный и непобедимый лётчик - истребитель, Капитан А. М. Бастриков погиб 24 Ноября 1943 года от случайного выстрела из пистолета.

Награждён орденом Александра Невского.

*     *     *

Список всех известных побед Капитана А. М. Бастрикова:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Изд. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
120.04.1943 г.1  Ме-109Цемесская бухтаЯк-7, Як-9.
230.04.1943 г.1  Ме-109Нижнебаканская
306.05.1943 г.1  Ме-109Киевское
41  Ме-109  (в группе - 1 / 10)юж. Мингрельская
508.05.1943 г.1  Ju-87Натухаевская
61  Ме-109Доманский - Сергиевский
71  Ме-109Нижнебаканская - Крымская
83  Hs-123Нижнебаканская - Крымская
910.05.1943 г.1  Ме-109юж. Крымская
1014.09.1943 г.1  Не-111зап. Воздвиженка
1124.09.1943 г.1  Ju-88сев. Малая Белозерка
1226.09.1943 г.1  Не-111вост. хут. Вишневский
131  Ju-87Розенталь - Фридрихсфельд
141  Ме-109Юртук - Фридрихсфельд
1527.09.1943 г.1  Не-111Копани
161  Не-111Вишневский - Мунталь
1730.09.1943 г.1  Ju-87Вайнау
1803.10.1943 г.1  Не-111Канадский
191  Ju-87Михайловка
201  FW-190ст. Пришиб
2122.10.1943 г.1  Ju-88Чехоград

      Всего сбитых самолётов - 22 + 1;  боевых вылетов - около 100;   воздушных боёв - около 40.

*     *     *

Александр Михайлович Бастриков был родом из Нижнего Тагила. Его отца, рабочего железнодорожного депо, в 1918 году расстреляли белогвардейцы. Чтобы прокормить 3-х детей, мать днём стирала чужое бельё, а ночью сторожила магазин.

Саша учился хорошо, имел завидную память. В 1930 году вступил в комсомол. Работал слесарем механического цеха завода имени В. В. Куйбышева. Работал хорошо, план выполнял на 170 процентов. Вскоре его портрет появился на заводской Доске почёта. Освоил специальность электросварщика и в этом деле также достиг высоких результатов. Работу совмещал с учёбой в горнометаллургическом техникуме и с учёбой в Нижне-Тагильском аэроклубе. Аэроклуб окончил с оценкой "отлично".

Осенью 1935 года по путёвке горкома комсомола поступил в Оренбургскую лётную школу. После её окончания Младший лейтенант Бастриков прибыл в полк, несший охрану дальневосточных границ, нашей Родины.

Когда началась война, командир звена Бастриков, как впрочем большинство лётчиков, рвался на фронт. И только в 1942 году вместе с полком выехал на фронт в должности заместителя командира авиаэскадрильи.

Высокий, стройный, с изгонутыми чёрными бровями и копной вьющихся волос каштанового цвета, он был душевный и простой человек, правдивый и горячий в спорах, безмерно отважный в бою. К нему тянулась молодёжь и старалась ему подражать.

В течение 2-х дней на Северо - Кавказском фронте звено Александра Бастрикова уничтожило всю итало - фашистскую авиацию, которую Муссолини послал на помощь Гитлеру.

8 Мая Бастрикову была поставлена задача: с 13 до 14 часов четвёркой самолётов Як-7Б прикрывать наши наземные войска в районе станицы Крымской. Бастриков повёл звено вглубь территории противника в 20 километрах от линии фронта. Bскоре радиостанция наведения передала приказ атаковать идущих на малой высоте в 25 километрах юго - западнее Крымской истребители - штурмовики "Капрони".

Наши истребители обнаружили "Капрони" уже в 5 километрах от Крымской, их было 12. Четвёрка "Яков" навязала бой. Он длился не более 6 - 7 минут. За это время было уничтожено в воздухе 11 "Капрони". Звено вернулось на аэродром без потерь. Когда Бастриков доложил командиру полка результаты боя, они показались невероятными. Четвёрка "Яков" уничтожила почти всю группу противника. Исаков сам полетел в район действий, лично убедился в результатах и дал письменное подтверждение на сбитые самолёты.

9 Мая в то же время и в том же районе звено Бастрикова перехватило и уничтожило полностью такую же группу самолётов "Капрони". Так было покончено с итальяно - фашистской авиацией на Северо - Кавказском фронте.

Вечером в полк приехал командующий 4-й Воздушной армией Генерал К. А. Вершинин. Он высказал своё восхищение, благодарил лётчиков за этот подвиг и наградил Бастрикова орденом Александра Невского, остальных лётчиков - орденами Отечественной войны 1-й степени. Командующий приказал командиру полка представить всех 4-х лётчиков ещё и к награждению орденами Красного Знамени.

10 Мая 1943 года с командного пункта дивизии поступил приказ перехватить 40 вражеских бомбардировщиков Ю-87, летевших под прикрытием Ме-109 в направлении станицы Mижнебаканская. Восьмёрку Як-7Б повёл на задание Александр Бастриков. Придя в заданный район, стали внимательно смотреть. Вдруг в наушниках послышался басовитый голос Бастрикова:

- Внимание !   Впереди "Юнкерсы". Атакуем !

Бастриков направил самолёт на ведущего группы. Атака была настолько внезапной для врага, что он не успел предпринять оборонительный маневр. После первой очереди "Юнкерс" загорелся и упал. Завязался ожесточённый бой внизу с "Юнкерсами", выше с "Мессерами". Неплохо поработала наша восьмёрка. Она сбила 11 самолётов противника, 3 из них Бастриков.

Внезапно с высоты 2500 метров самолёт Бастрикова атаковали 2 "Мессера" - охотника. В результате молниеносной атаки невозможно было уклониться от огня противника. Один снаряд пробил защитное стекло, взорвался, и в спину лётчика впились осколки. Второй снаряд попал в мотор. Самолёт загорелся. Через несколько секунд Бастриков выпрыгнул с парашютом и приземлился в расположении наших войск в 400 метрах от упавшего самолёта. Когда остальные самолёты этой группы приземлились на своем аэродроме, то в них трудно было сосчитать количество пробоин. Было также множество повреждений. Удивлялись, как лётчики сумели на них долететь и благополучно приземлиться.

Лётчики видели горящий самолёт Бастрикова и его спуск на парашюте и доложили об этом командованию. На поиски Бастрикова на самолёте У-2 вылетел заместитель командира полка по политчасти Капитан Н. П. Родзевилло. Приземлившись в указанном лётчиками районе, Бастрикова не нашёл. Помог старый солдат, пасший лошадей.

- На моих глазах это было. Вот - воронка на месте упавшего самолёта, а там приземлился лётчик. Я его подобрал и отправил в полковой лазарет, вон на тот хутор.

Хутор находился примерно в 800 метрах от места приземления У-2 между станицами Крымской и Абинской. Подошло ещё несколько солдат. Капитан попросил их взять под охрану самолёт, а сам со старым солдатом пошёл в лазарет.

К этому времени из Сашиной спины медики при помощи магнита извлекли 20 мелких осколков, 4 крупных впоследствии удалили хирургическим путём. Медицинские работники помогли доставить Бастрикова к самолёту, усадили в кабину, обложив подушками.

У-2 взлетел, но через 10 - 15 минут его заметили 2 Ме-109 и пошли на него в атаку. Капитан резким снижением перевёл самолёт на бреющий полёт, прижимаясь к левому берегу реки Кубань, где был небольшой лес. Немцы открыли огонь, но попасть в самолёт не могли. Когда они повторно пошли в атаку, с другой стороны на высоте 1000 метров показались 4 наших истребителей. Испугавшись, "Мессеры" развернулись и ушли на запад.

В это время личный состав полка на аэродроме Новотитаровская с волнением ожидал возвращение У-2. У места посадки уже ждала санитарная машина. Самолёт окружили лётчики, техники, младшие специалисты. Они на руках вынесли Бастрикова и посадили в санитарную машину. В медсанчасти аэродромного обслуживания удалили оставшиеся осколки.

Саша был в полку всеобщим любимцем. Люди всегда старались оказать ему внимание, проявляли заботу.

Вскоре Бастриков снова был в боевом строю. В Мае 1943 года его приняли в ряды КПСС. Одну из рекомендаций дал ему Капитан Н. П. Родзевилло.

С 16 Апреля по 22 Мюня 1943 года нашим 15-м истребительным авиаполком было произведено 700 боевых вылетов с налётом 639 часов, проведено 215 воздушных боёв, сбито 69 самолётов противника. 278-й истребительной авиационной дивизии было присвоено почётное наименование "Сибирская". В связи с этим Новосибирский обком ВКП(б) писал в своём обращении:

"...Мы по особому довольны замечательными подвигами Старшего лейтенанта Бастрикова, сбившего 11 немецких самолётов, Лейтенантов Маковского и Маркина, имеющих на своём боевом счету по 10 сбитых машин и других лётчиков, сочетающих сибирское упорство с высоким мастерством.

Высоко держите присвоенное звание бойцов - сибиряков, совершенствуйте боевую выучку, неустанно укрепляйте боеспособность дивизии, ещё беспощаднее разите подлого врага".

Личный состав 15-го истребительного авиаполка имени Ф. Э. Дзержинского, входивший в состав 278-й Сибирской дивизии свято выполнил наказ сибиряков, беспощадно бил врагов на всех фронтах.

14 Октября 1943 года Саша Бастриков писал жене:

"Тосик, я жив, здоров, продолжаю громить немецкую нечисть в нашем небе. На своём счету имею 22 сбитых немецких пирата. Награждён орденом Александра Невского. Мои товарищи по оружию - Сувиров, Слизень, Лосев, Ситковский, Евдокимов и другие в воздушных боях показывают образцы мужества и героизма".

21 Октября армейская газета поместила заметку: "На атаку вражеского аэродрома". В ней писалось:

"Четыре истребителя, ведомые опытным командиром - капитаном Бастриковым, вылетели вчера на атаку вражеского аэродрома и нанесли большой урон врагу. К району цели истребители вышли внезапно и вскоре увидели до 50 немецких самолётов Хш-129 и Ю-88. Они стояли с интервалами 50 - 100 метров друг от друга. Завидев наши истребители, немецкие зенитки открыли сильный огонь, но лётчики, искусно маневрируя, спустились до высоты бреющего полёта и прочесали пушечно - пулемётным огнём стоянки вражеских самолётов. Возникло 5 очагов пожара. Это горели "Хеншели" и "Юнкерсы".

В фронтовых газетах не раз появлялись статьи о мужестве лётчиков нашего полка. В статье "Пренебрегая опасностью" было написано:

"Бомбы рвались на лётном поле. Две из них упали справа и слева от самолёта капитана Бастрикова. Лётчику - истребителю грозила опасность, но он уверенно рулил на своём самолёте, а через мгновение поднял его в воздух и повёл прямо на того, кто бомбил аэродром. Завязалась ожесточённая битва, в результате которой победил Бастриков, сбив Хе-111. Так всегда Бастриков идёт на врага, увлекая своим примером других.

Недавно истребители под командованием Бастрикова встретились с 3-мя группами немецких бомбардировщиков, которые под прикрытием ФВ-190 намеревались бомбить наши войска. Бастриков вплотную подошёл к Хе-111 и после нескольких очередей сбил его.

Однажды прикрывая наши войска четвёркой на самолётах Як-9Т, Бастриков увидел до 18 самолётов Ю-87. "Лапотники" шли спокойно.

- За мной, на бомбардировщиков врага ! - скомандовал Бастриков и первым бросился на немца. Врезавшись в строй "Юнкерсов", Бастриков с первой атаки сбил ведущего. Бомбардировщики, нарушив строй, сбросили бомбы на свои войска. В этом бою наши лётчики сбили 3-х "Лапотников".

25 Ноября 1943 года Александра Бастрикова не стало. Случайный выстрел из пистолета в неумелых руках нанёс ему смертельную рану. Все попытки спасти его были безрезультатны.

Мы стояли у гроба и смотрели на портрет в чёрной рамке. Не хотелось верить, что его нет больше в живых. И даже никогда не плакавшие не могли сдержать слёзы. Похоронили его на кладбище в Нижних Серогозах.

Короткую, но славную жизнь прожил А. М. Бастриков. Он совершил около 100 боевых вылетов, в 40 воздушных боях сбил 24 самолёта врага, уничтожил на земле 2 самолёта, несколько автомашин и зенитных батарей и более 100 солдат и офицеров. До самого последнего дня войны коммунист и боец Бастриков был для нас примером бесстрашия и высокого лётного мастерства.

Я вспомнил, как несколько месяцев тому назад командарм, находившийся на передовой, наблюдал воздушный бой нашей четвёрки, которую возглавлял А. Бастриков. Ведомым у него был Л. Слизень. Моим ведомым, как всегда, был В. Евдокимов. Против нас был строй Ю-87. Первым атаковал Бастриков и сбил одного. 20 вражеских стрелков сосредоточили огонь по его самолёту и подбили. Ведущий вышел из строя и ушёл на свой аэродром. Командование принял Слизень. И вновь наши "Яковлевы" атаковали превосходящего по численности врага. Строй "Юнкерсов" распался, когда Слизень сбил ещё один самолёт. Вслед за ним с двух молниеносных атак я сбил одного, затем второго "Юнкерса". Без суеты, без спешки, но стремительно сближаясь с врагом, "ястребки" открывали огонь. Тёмные силуэты вражеских бомбардировщиков вспыхивали в небе и падали возле наших позиций: один, другой, третий, четвёртый...

- Сколько самолётов сбили в этом бою ваши летчики ? - спросил потом Бастрикова командарм.

- Четыре "Юнкерса", товарищ Генерал !

- Нет, неверно, Капитан. Я лично следил за боем и видел 6 упавших самолётов.

В горячке боя мы даже не заметили всех сбитых нами бомбардировщиков. Генерал объявил нам благодарность и приказал представить к награде группу Бастрикова.

(Из воспоминаний Героя Советского Союза Александра Николаевича Ситковского.)

Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz