Глазов Николай Елизарович - советский военный летчик-истребитель Герой Советского Союза - Красные соколы: советские асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Звезда Героя Советского Союза

Глазов Николай Елизарович

Н.Е.Глазов

Родился в 1919 году в посёлке Шилка, ныне город Читинской области, в семье железнодорожника. Окончил среднюю школу, учился в аэроклубе. С 1938 года Николай Глазов в Красной Армии. В 1940 году окончил Батайскую военную авиационную школу пилотов имени А. К. Серова.

С первых дней Великой Отечественной войны Младший лейтенант Н. Е. Глазов в действующей армии. По Ноябрь 1942 года служил в 11-м ИАП, затем - в 273-м ИАП (31-м Гвардейском ИАП). Воевал под Москвой, защищал Ленинград, участвовал в боях за Сталинград и Крым.

К Марту 1943 года заместитель командира эскадрильи 31-го Гвардейского истребительного авиационного полка  (268-я истребительная авиационная дивизия, 8-я Воздушная армия, Южный фронт)  Гвардии лейтенант Н. Е. Глазов совершил 475 боевых вылетов, в 62 воздушных боях сбил лично 13 и в составе группы 5 самолётов противника.

1 Мая 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

30 Июля 1943 года погиб при таране вражеского самолёта. Похоронен в посёлке Штеровка Краснолучского горсовета Ворошиловградской  (Луганской)  области.

Награждён орденами: Ленина  (дважды), Отечественной войны 1-й степени; медалями. Навечно зачислен в списки личного состава 31-го Гвардейского истребительного авиационного полка. В Шилке его именем названа улица, установлены памятник - барельеф и мемориальная доска на здании школы № 52.

*     *     *

Сестра Николая Глазова, Антонина Елизаровна, вспоминая о брате, рассказывала: "Коля родился в Декабре 1919 года. Наш отец был машинистом паровоза, мама умерла рано... Мне тогда было полтора года, а Коле - четыре. Он был моим другом и нянькой, баловал и строго спрашивал, если я в чём - либо была опрометчива. Мы любили и поддерживали друг друга... Учился он хорошо, был общителен, помогал отстающим, много занимался спортом, запоем читал..."

Николай с детства гордился профессией отца, мечтал, когда вырастет, водить поезда, но в жизни получилось иначе - он попал в авиацию. Окончив в 1940 году Батайскую военную авиационную школу пилотов, Младший лейтенант Глазов служил в истребительном авиационном полку, стоявшем на одном из подмосковных аэродромов. Там его и застала война.

С началом Великой Отечественной войны командир звена 11-го истребительного авиационного полка  (6-й истребительный авиационный корпус, Московская зона ПВО)  Николай Глазов водил лётчиков на прикрытие своих наземных частей, штурмовку войск противника, отражал налёты вражеской авиации. В боях под Москвой он быстро становится одним из опытнейших лётчиков - истребителей. Однажды его звено вступило в бой с 10 Ju-88 и 4 Me-109. За 30 минут боя противник потерял 4 самолёта, из них 2 - на счету Глазова. Наши лётчики вернулись домой без потерь.

В книге "Войска ПВО страны в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов", на странице 136 есть следующее сообщение:

"5 Августа 1942 года лётчик 11-го ИАП Младший лейтенант Н. Глазов со своим ведомым вылетел на перехват самолёта - разведчика Ju-88 на дальних подступах к Ленинграду и после нескольких атак сбил "Юнкерс".

В те дни командир звена 11-го истребительного авиационного полка Николай Глазов вместе со своими лётчиками ежедневно совершал до 5 - 6 боевых вылетов. Защитники столичного неба отражали налёты авиации противника на военные объекты, штурмовали его передовые позиции и колонны танков. С каждым полётом, каждым боем росли мастерство воздушных бойцов, уверенность в грядущей победе.

В один из дней по сигналу боевой тревоги в воздух поднялись 4 Як-1, которые вёл Николай Глазов. Сразу после взлёта он услышал в наушниках шлемофона голос командира полка:

- Посты ВНОС передали: прямо по курсу идёт большая группа бомбардировщиков Ю-88 под прикрытием четвёрки Me-109. Не допустить фашистов к нашим войскам !

- Понял ! - ответил Николай и тут же передал своим лётчикам: - Приготовиться к бою !

В западной части на небосклоне показались маленькие точки. Они росли, увеличиваясь в размерах. Бомбардировщики шли клином. Сверху и чуть позади летели сопровождавшие их Ме-109. Глазов скомандовал:

- Набираем высоту !   Атакуем с ходу !

Его самолёт, совершив энергичный маневр, с левым разворотом устремился на ведущий "Юнкерс". Приближаясь к бомбардировщику, лётчик видел: огненные трассы пронеслись рядом с кабиной его "Яка". В следующее мгновение Глазов поймал врага в перекрестье прицела и нажал на гашетку. "Юнкерс" перевернулся, нырнул вниз и скрылся под плоскостями истребителя.

Истребитель Як-1.

Снова набрав высоту, Николай оглянулся. Ещё 2 Ju-88 неслись к земле, оставляя за собой чёрные шлейфы дыма. "Молодцы, ребята, так держать !" - отметил он про себя и тотчас увидел, что слева его самолёт атакует "Мессер".

Глазов бросил машину в крутой вираж и со скольжением провалился вниз. Вражеские снаряды блеснули чуть выше кабины. Буквально через секунду Николай снова увидел этот "Мессер". Он падал, объятый пламенем, а рядом пикировал сбивший его "Як".

- Спасибо, "семёрка" ! - передал Глазов товарищу и улыбнулся.

Было хорошо видно, как рассыпался строй вражеских машин. Беспорядочно сбрасывая бомбы, они со снижением уходили на запад. Однако истребители противника не вышли из боя. Немцы всей группой снова бросились в атаку. Советские лётчики приняли вызов. Вслед за ведущим воздушные бойцы смело ринулись навстречу врагу. Расстояние между самолётами стремительно сокращалось. Когда оно стало критическим, враги не выдержали и отвернули с курса. Меткой очередью Глазов сбил один из истребителей.

Всего в небе Подмосковья Младший лейтенант Н. Е. Глазов провёл около 40 воздушных боёв, сбил 8 самолётов. За проявленные при этом мужество и героизм ему досрочно присвоили очередное воинское звание - "Лейтенант" и наградили орденом Отечественной войны 1-й степени.

Осенью 1942 года Глазов был назначен заместителем командира эскадрильи 273-го истребительного авиационного полка  (268-я истребительная авиационная дивизия, 8-я Воздушная армия, Юго - Западный фронт), сражавшегося под Сталинградом. Он прибыл в часть в середине Сентября, когда немецкие войска начали штурм города. На узком участке фронта они сосредоточили 6 дивизий, действия которых поддерживали значительные силы авиации. Вражеские бомбардировщики налетали "волнами", обрушивая смертоносный груз на городские кварталы. В этой крайне тяжёлой для защитников Сталинграда обстановке советские лётчики не имели передышки. К тому времени Николай был уже асом, мастером огневых атак, вражеские самолёты сбивал обычно с первой атаки. Много летал на свободную "охоту" и воздушную разведку. Его данные о войсках противника всегда отличались исключительной полнотой и точностью.

Н.Е.Глазов.

Мастерство и мужество проявили в Сталинградском небе лётчики 273-го ИАП. Так, 15 Сентября девятка "Яков", ведомая заместителем командира эскадрильи Лейтенантом Н. Е. Глазовым, встретила на подходе к Сталинграду 18 бомбардировщиков противника типа Ju-88 и 12 истребителей прикрытия Me-109. Разделившись на 2 группы, девятка Глазова двумя парами "Яков" отвлекла на себя вражеских истребителей, а пятёркой атаковала бомбардировщики и в 15-минутном воздушном бою сбила 6"Юнкерсов", не понеся потерь. При этом сам Глазов лично сбил бомбардировщик Ju-88. За этот бой 23 Октября 1942 года он был награждён орденом Ленина.

1 Ноября в паре со своим ведомым прикрывал группу из 8 штурмовиков Ил-2. В завязавшемся воздушном бою сбил 2 истребителя Ме-109. Привёл всю группу без потерь на свой аэродром.

Н.Е.Глазов

В конце Ноября полк стал 31-м Гвардейским и был переведён на Южный фронт. И там, получив большой опыт в боях под Сталинградом, авиаторы смело вступали в воздушные схватки с численно превосходящим противником и выходили из этих боёв победителями. Таких примеров становилось всё больше...

27 Января 1943 года четвёрка Як-1 31-го Гвардейского истребительного полка, прикрывая свои войска, встретила 7 бомбардировщиков Ju-88 и 2 пары истребителей сопровождения Ме-109. Первую атаку наше звено произвело внезапно со стороны солнца, затем парами атаковало бросившиеся врассыпную "Юнкерсы". В этом бою Гвардии капитан А. М. Решетов и Гвардии лейтенант Н. Е. Глазов сбили по одному бомбардировщику, которые упали и сгорели в районе станицы Мечетинская.

Шли упорные бои за освобождение Донбасса. Ежедневно лётчики вели воздушную разведку, вылетали на сопровождение бомбардировщиков и штурмовиков, перехватывали фашистские самолёты, пытавшиеся бомбовыми ударами сорвать железнодорожные перевозки.

В один из весенних дней 1943 года пришлось отражать налёт группы из 30 "Юнкерсов" и 20 истребителей прикрытия на железнодорожный узел Батайск. В завязавшейся круговерти боя в сложное положение попал командир эскадрильи Гвардии старший лейтенант А. Решетов. Его самолёт получил серьёзное повреждение, и лётчик оказался практически беззащитным перед наседавшими с двух сторон Ме-109. Заметив случившееся и не раздумывая ни секунды, на выручку бросился Глазов. Он выскочил не своём "Яке" из-за облака и очутился позади "Мессеров". После метких пулемётных очередей с близкой дистанции обе вражеские машины огненными факелами устремились к земле. Так Николай, рискуя жизнью, спас от неминуемой гибели боевого товарища.

Эту черту характера ещё раньше отметил у него командир полка, когда писал в представлении:

"Товарищ Глазов, скромный, культурный командир, обладает волевыми качествами, способен пожертвовать собой ради победы над врагом. За уничтоженные вражеские самолёты, за отличное ведение воздушной разведки и сопровождение бомбардировщиков без потерь, за проявление героизма и отваги достоин высшей правительственной награды..."

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 Мая 1943 года он был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

Впоследствии он участвовал в боях в районе Азовского моря.

...Войска Южного фронта готовились к прорыву обороны противника на реке Миус. Воздушные бои с каждым днём принимали всё более ожесточённый характер.

Вечером 30 Июля 1943 года командир эскадрильи Гвардии старший лейтенант Н. Е. Глазов возвращался с боевого задания в районе города Красный Луч. С земли по радио передали, что над передним краем появился вражеский корректировщик - разведчик FW-189. Нужно сказать, что самолёт FW-189, являясь при своей высокой маневренности  (обеспеченной малой нагрузкой на крыло)  довольно трудной мишенью, обладал и довольно высокой живучестью - выдерживал большое число попаданий пуль и осколков снарядов.

Корректировщик FW-189

Для советских лётчиков "Рама", даже в 1943 году, оставалась нелёгким, но почётным трофеем. Многие истребители согласятся с мнением Генерала Б. Н. Ерёмина: "Чтобы завалить этот самолёт наверняка, надо было вести огонь по кабине. Но при удивительной маневренности "Рамы" сделать это было не просто..."

Николай прекрасно понимал, что нельзя дать уйти противнику с собранными разведданными, ибо это могло осложнить действия наземных войск. Он развернулся и взял курс в указанный район.

Глазов обнаружил "Раму" над населённым пунктом Штеровка   (Ворошиловградская область)  несколько ниже себя. Лётчик перевёл истребитель на снижение и пошёл в атаку. Дистанция между самолётами быстро сокращалась, и он нажал на гашетки. Однако пушка и пулемёты молчали, видимо, боекомплект был израсходован полностью. Но Николай продолжал сближение, приняв решение таранить врага. В сгустившихся сумерках силуэт фашистского разведчика просматривался очень смутно. Поэтому Глазов не успел уравнять скорости полёта и врезался в его левый фюзеляж. От сильного удара "Рама" развалилась на части. Но и Як-1 загорелся и рухнул на землю...

Воздушный таран Н.Е.Глазова.

Н.Е.Глазов

Всего за 2 года боевых действий Николай Елизарович Глазов произвёл 537 боевых вылетов  (из них более 100 - на разведку), участвуя в 80 воздушных боях сбил 17 вражеских самолётов лично и ещё 7 - в группе с товарищами.   [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 17 личных и 6 групповых побед. ]  Он показал себя бесстрашным и искусным бойцом.

Однополчане тяжело переживали потерю доброго и верного товарища. В боевой летописи части сохранился текст клятвы, которую дали лётчики эскадрильи, когда пал в бою их командир:

"Ты честно и беззаветно служил Родине и народу, ты обессмертил свое имя. За твою гибель, за твою смерть мы будем мстить врагу... А когда он будет разбит, в цветущем украинском городке поставим тебе памятник - памятник героизму, величию, славе и бессмертию. Твоим именем назовём своих сыновей, на твоих подвигах будем воспитывать наших бесстрашных лётчиков, твои дела и твой образ будут для нас знаменем мужества и отваги, славы и геройства. Память о тебе мы пронесём в веках".

С тех пор прошло много лет, но память о Герое Советского Союза Николае Глазове жива. В городе Шилка Читинской области его именем названа одна из улиц. Вв школе № 52, где он учился, установлена мемориальная доска и памятник - барельеф. Имя Героя долгое время носила и пионерская дружина этой школы. В Москве в Центральном музее Вооружённых Сил установлена мемориальная плита.

Приказом Министра обороны от 13 Февраля 1965 года навечно зачислен в списки 1-й эскадрильи 31-го Гвардейского Никопольского истребительного авиационного полка. Часто в комнате боевой славы собираются молодые лётчики. Ветераны рассказывают им о героическом прошлом нашей Родины, славной плеяде её доблестных защитников, представителем которых был их однополчанин Николай Глазов.

*     *     *

Список побед Гвардии старшего лейтенанта Н. Е. Глазова:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Изд. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
124.02.1942 г.1  Ме-109КорбиноЯк-1.
204.08.1942 г.1  Ju-88Гжатск
301.09.1942 г.1  Ме-109юж. Григорьевка
402.09.1942 г.1  Ме-109юго - вост. Сталинград
513.09.1942 г.1  Ме-109Разгуляевка
626.10.1942 г.1  Ме-109сев - зап. Ельшанка
701.11.1942 г.1  Ме-109Средняя Ахтуба
827.01.1943 г.1  Ju-88  (в паре - 1 / 2)Мечетинский
919.03.1943 г.1  Do-217сев - вост. Марфинское
1025.03.1943 г.1  Ме-109юго - зап. Морская
1112.05.1943 г.1  Ме-109р-н Краснополье
1216.05.1943 г.1  Ме-109  (в паре - 1 / 2)р-н Краснополье
1330.07.1943 г.1  FW-189  (сбит тараном)Штеровка

      Всего сбитых самолётов - 17 + 6  [ 11 + 2 ];  боевых вылетов - 537;  воздушных боёв - 80.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz