Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Звезда Героя Советского Союза

Иванов Леонид Петрович

ФИО.

Родился 31 Августа 1921 года в селе Старая Таяба, ныне Челно - Вершинского района Самарской области. В 1939 году окончил 9 классов. Работал на шахте в городе Анжеро - Судженск Кемеровской области. Занимался в аэроклубе.

В 1940 году Леонид Иванов был призван в ряды Красной Армии. В 1941 году окончил Энгельсскую военную авиационную школу пилотов. С Июня 1942 года в действующей армии.

К Апрелю 1945 года командир эскадрильи 193-го Гвардейского отдельного разведывательного авиационного полка  (2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт)  Гвардии капитан Л. П. Иванов совершил 305 успешных боевых вылетов. Сфотографировал около 11 000 квадратных километров площади обороны противника, разбросал 2,8 миллиона листовок, произвёл 11 штурмовок вражеских колонн, участвовал в 14 воздушных боях, лично сбил 1 самолёт противника.

27 Июня 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

В 1945 году окончил Высшие офицерские лётно - тактические курсы, а в 1951 году и Военно - Воздушную академию. Летал на реактивных машинах. Служил в должности начальника штаба авиационной дивизии. С 1961 года Гвардии подполковник Л. П. Иванов - в запасе. Жил в Одессе. Скончался в 1970 году.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  (трижды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды   (дважды); медалями.

*     *     *

Выдающийся разведчик 2-й Воздушной армии, совершивший более 300 успешных боевых вылетов на разведку, прикрытие и штурмовку, проведший более 20 воздушных боев, в которых сбил 3 неприятельских самолёта, родился 31 Августа 1921 года в селе Старая Тябла Самарской губернии. После окончания неполной средней шкалы работал на шахте в Анжеро - Судженске Кемеровской области, занимался в аэроклубе. В 1940 году получил направление в Энгельсскую военную авиационную школу пилотов, которую окончил в 1941 году.

С Июня 1942 года на фронтах Великой Отечественной войные. Был пилотом, командиром звена, с 1944 года - командиром эскадрильи 193-го Гвардейского отдельного разведывательного полка.

К концу войны совершил 318 боевых вылетов на Ил-2, "Яках" и Пе-2, сфотографировал более 10 тысяч квадратных километров площади обороны противника, сбросил около 3 миллиона листовок, произвёл 11 штурмовок вражеских колонн.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 Июня 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом мужество и героизм Гвардии капитану Леониду Петровичу Иванову присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"   (№ 7604).

После окончания войны продолжал служить в ВВС. В 1951 году Гвардии майор Л. П. Иванов окончил Военно - Воздушную академию. Летал на реактивных машинах, служил в должности начальника штаба авиационной дивизии, В 1961 году уволен в запас в звании Подполковника, Жил и работал в Одессе. Умер в 1970 году.

*     *     *

Разведка вражеского аэроузла.

Вся сложность и привлекательность работы воздушных разведчиков заключается в свободном полёте. Он должен видеть всё и оставаться невидимым для других. Особенно большое напряжение и внимание требуется при разведке аэродромной сети противника. Аэродромы всегда сильно прикрыты зенитной артиллерией и истребительной авиацией противника, следовательно, всегда возможна встреча с ними.

Вот один из боевых эпизодов при разведке Пенджеювского аэродрома осенью 1944 года.

Линия фронта в этот период проходила по реке Висла. Противник особенно сильно укрепился в районе Сандомирского плацдарма, находящегося на западном берегу Вислы. В 40 - 50 км от линии фронта, в районе станции Пенджеюв, находились 4 аэродрома противника. В течение нескольких дней из-за тумана и дождей я не мог вести воздушную разведку. Но вот наступило улучшение погоды. Облачность доходила до 800 - 2500 метров, местами с разрывами. Иногда шли переходящие дожди. Скрытое появление над аэродромом с большим числом постов ВНОС было невозможно.

Только дерзкий и внезапный налёт мог привести желаемые результаты разведки. Экипаж, получив задание на разведку, приступил к изучению района цели. Для успешного выполнения задания мы решили использовать облачность. Боевой опыт экипажа, имевшего на своём счету свыше 200 вылетов на разведку, давал уверенность, что и этот очередной полёт будет иметь желаемый результат.

Трудно дать лётчику - разведчику рецепт на каждый случай. Всё зависит от боевой обстановки и от того, как экипаж сумеет использовать эту обстановку.

Мы - в воздухе. В разрывах облаков видны проталины снега. Настороженность схватывает меня при входе в облака перед линией фронта. Перейти её нужно так, чтобы не показать противнику своего курса. Вместо станции Пенджеюв держим курс на город Кельцы, расположенный в 40 км севернее Пенджеюва. Высота 2000 метров. Изредка выходим из облаков и снова прячемся в них.

Не доходя до города Кельцы, развернулись на юг и по кругу диаметром 40 - 50 км обошли Пенджеюв и вышли с восточной стороны. По наземным ориентирам - населённым пунктам - взяли курс. Выходим через восточный аэродром на станцию. Пройдя некоторое время в облаках, по сигналу штурмана начал снижаться, увеличивая скорость до 500 - 550 км/час.

Резкий переход от слепого полёта к нормальному, да ещё на повышенной скорости, весьма ощущается лётчиком. Выравнивая самолёт, я мгновенно охватил взглядом лежащую впереди панораму земли.

Расчёт штурмана был сделан верно: впереди аэродром со станцией Пенджеюв. Истребителей в воздухе не видно. Мы над целью. Штурман - Гвардии капитан А. Большаков - включил аэрофотоаппарат. Лежащий под нами аэродром сфотографирован. Едва успели выстрелить зенитки слева и сзади, с аэродрома поднялись истребители, но они уже опоздали. Маленьким отворотом вправо уходим от зенитных разрывов и берём курс на железнодорожную станцию. Ещё несколько минут - и наш самолёт, как бы издеваясь над приближающимися истребителями противника, вошёл в густую облачность.

Но впереди ещё 2 аэродрома. По данным воздушной разведки мы заключили, что эти аэродромы прикрыты сильной зенитной артиллерией, вместе с тем могут появиться в воздухе и истребители, поднятые постами ВНОС.

3 - 4 минуты мы прошли в облаках, затем, уклоняясь вправо, вышли из них, зная, что в этом районе военных объектов нет, следовательно, противодействия быть не может. Преследовавшие истребители не смогли найти нас, так как мы уже были на расстоянии 25 - 30 км от цели.

Уточнив ориентировку, берем курс строго на запад от ст. Пенджеюв. Все внимание воздуху. Подходим левее аэродрома. За 1,5 км убедились, что в воздухе над аэродромом самолётов противника нет. Делаем резкий разворот и на большой скорости выходим на аэродром. Мигает контрольная лампочка аэрофотоаппарата на командном приборе, и счётчик отмечает число снимков. "Влево !" - слышится резкая команда стрелка - радиста старшины Миронова. В слётанном экипаже члены его по договоренности на земле сразу подают команду лётчику, так как раздумывать некогда и лишнее слово может погубить экипаж. Резким разворотом влево мы снова выходим на прежний курс. Справа разрывы снарядов вражеской зенитной артиллерии. Но задание выполнено. Ещё 2 - 3 раза меняем курс с набором высоты и снова попадаем в облака.

Впереди ещё один аэродром, в 20 км юго - западнее Пенджеюва. Заходим на него с запада. Обойдя его с левой стороны, мы можем просмотреть воздух над ним. Идём ниже облаков на 80 - 100 метров на большой скорости. Запас скорости даёт возможность быстро уйти в облака. Перед доворотом на аэродром штурман указал на 2 приближающиеся точки справа и сзади. Быстро оцениваем обстановку. Чтобы приблизиться к нам на расстояние действительного огня, им нужно не больше одной минуты времени. Этого времени штурману было достаточно, чтобы вглядеться в знакомые очертания аэродрома, расположение самолётов и их количество. У старого штурмана - разведчика глаз наметанный, с точностью до 3 - 4 самолётов он всегда определяет количество их на любом аэродроме. Это в дальнейшем подтвердили фотоснимки. Взгляд на аэродром, маленькое движение штурвала на себя - и мы уходим в облака у самого носа противника.

Теперь уже ничто не помешает в этой необъятной толще облаков довести ценные сведения и фотоснимки до своего аэродрома.

(Из сборника - "Сто сталинских соколов в боях за Родину".   Москва, "ЯУЗА - ЭКСМО", 2005 год.)

Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz