Карушин Александр Федорович - советский военный летчик-штурмовик Герой Советского Союза - Красные соколы: советские асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Звезда Героя Советского Союза

Карушин Александр Фёдорович

Карушин А.Ф.

Родился 7 Августа 1923 года в Петропавловске Казахской ССР, в семье военнослужащего. С 1929 года жил в Свердловске, где окончил среднюю школу № 67 и местный аэроклуб. С 1941 года на службе в рядах Красной Армии. В том же году успешно окончил Троицкую военную - авиационную школу пилотов.

С Марта 1943 года на фронтах Великой Отечественной войны. Сражался на Воронежском, Харьковском, Орловско - Курском, Киевском, Корсунь - Шевченском, Ясско - Кишиневском направлениях, в Румынии, Югославии, Венгрии. Дважды был ранен.

К Августу 1944 года командир эскадрильи 167-го Гвардейского штурмового авиационного полка  (10-я Гвардейская штурмовая авиационная дивизия, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт)  Гвардии лейтенант А. Ф. Карушин совершил 104 боевых вылета на штурмовку и бомбардировку живой силы и боевой техники противника.

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 Октября 1944 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

Всего совершил 126 боевых вылетов. Уничтожил на земле 27 танков, 112 автомобилей, 73 орудия, 2 локомотива, 19 вагонов, 3 самолёта противника на аэродромах, 2 сбил в групповых воздушных боях.

После войны продолжал службу в ВВС. В 1951 году окончил командный факультет Военно - Воздушной академии. Летал на реактивных боевых машинах. Командовал полком, дивизией. С 1981 года Генерал - майор авиации А. Ф. Карушин - в запасе. Жил в Москве. Умер 7 Января 1994 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  (дважды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени  (дважды), Красной Звезды, "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени; медалями, иностранным орденом.

*     *     *

14 Декабря 1943 года командование фронта приказало в 7:30 утра произвести разведку живой силы противника. Командир полка поручил произвести этот полёт мне. Ведомый был командир звена Гвардии лейтетант В. Юрьев.

Обстановка на фронте к тому времени была следующей: войска 1-го Украинского фронта, форсировав Днепр и овладев Киевом, передовыми частями вышли на рубеж Житомир. Но так как в осеннюю распутицу тылы отставали от передовых частей, то наши передовые части отошли и закрепились на участке Корнов - Родомышль. Противник готовился к решительному наступлению своими танковыми частями с целью овладеть Киевом и отбросить наши части за Днепр.

Погода не благоприятствовала широкому применению авиации с нашей стороны, ибо облачность доходила до высоты 300 метров, иногда сплошные туманы закрывали местность. Наша авиация в основном работала небольшими группами по сосредоточению танков и живой силы противника вблизи линии фронта.

Бомбардировочная авиация противника также не проявляла активных действий, но зато его истребители с утра и до вечера "висели" над своими войсками с целью их прикрытия.

Времени для приготовления к боевому вылету было немного. Я приказал своему технику по авиавооружению заправить бомболюки самолётов "ПТАБ". Изучив маршрут и договорившись с ведомым о действиях в воздухе, я связался по телефону с командиром пары Як-1, которые должны были сопровождать нас в полёте.

Взлетев парой и установив связь по радио, мы направились к линии фронта. Над своей территорией держали высоту 200 - 250 метров, но, подлетая к линии фронта, перешли на бреющий полёт. Перелёт линии фронта произвели над лесным массивом, который тянулся с территории противника на нашу. Истребители прикрытия шли на одной высоте с нами, но на увеличенных дистанциях и интервалах.

При перелёте линии фронта приблизительно в 45 км от неё я заметил в овраге около 10 - 15 танков и бронетранспортёров, о чём тотчас же сообщил открытым текстом по радио на свой аэродром.

Через 5 - 6 минут полёта над территорией противника мой стрелок старшина Пчелин по СПУ доложил, что наши истребители завязали воздушный бой с Ме-109 и FW-190. Я дал команду своему ведомому уменьшить интервал до 50 метров и, не меняя профиля полёта, продолжал полёт с удвоенным вниманием и осмотрительностью.

Над южной окраиной одного населённого пункта нас встретили сильным огнём из МЗА и крупнокалиберных пулемётов. Я обратил внимание, что стреляют из самого пункта и из лесочка, расположенного южнее. В лесочке, который находился в 12 км от шоссе Житомир - Киев, я заметил скопление до 20 - 30 автомашин и танков. Не хотелось упускать такую цель, но заход и атаку делать было поздно - цель пролетали. Я сообщил ведомому и своему стрелку о том, что наблюдал. Мы прошли, как будто не замечая скопления техники противника.

На расстоянии 10 км я развернулся и, взяв курс по южной стороне шоссе, на бреющем полёте пошёл на цель. Маневр приблизительно выглядел так: с бреющего полёта с выскакиванием перед целью на высоту 100 - 150 метров мы с одного захода сбросили с 2-х самолётов всю бомбовую зарядку, обстреляли противника огнём PC и пушек. Стрелки наблюдали огромные взрывы. Оказывается, как мы узнали впоследствии, это был большой заправочный пункт немцев. Немцы встретили и проводили нас интенсивным зенитным огнём; наши самолёты имели повреждения. Нужно было быстро уходить на свою территорию.

Я взял курс до ближайшей точки линии фронта, запросил ведущего пары истребителей прикрытия. Истребители не отвечали. Минут через 6 - 8 подлетели к линии фронта. Я заметил впереди 4 самолёта FW-190, которые атаковали траншеи на нашей территории. Миновать истребителей было невозможно, так как они нас заметили. Облака были высоко, около 300 метров над нами. Я предупредил ведомого и стрелка. Лейтенант Юрьев уменьшил интервал и дистанцию. Уже на своей территории мы подверглись первой атаке пары "Фоккеров", за ней последовала вторая атака следующей пары FW-190. Я приказал ведомому принять боевой порядок "ножницы" на высоте 20 - 30 метров, а сам, в надежде на отсечение, взял курс на Юровку, где небольшой мост Житомирского шоссе прикрывался нашей зенитной артиллерией.

"Фоккеры" произвели 11 атак попарно. Нашим стрелкам удалось сбить одного FW-190, не дав ему прицельным огнем атаковать наши самолёты. Этому во многом помог боевой порядок, выбранный нами, и хорошая техника пилотирования на малой высоте моего ведомого на Ил-2.

Истребителям противника удалось отбить 2 лопасти винта самолёта Лейтенанта В. Юрьева, который и произвёл вынужденную посадку в районе Юровки, на нашей территории. Экипаж остался невредим и к вечеру прибыл на свой аэродром. Мой самолёт также нуждался в серьёзном ремонте.

В итоге нашего вылета мы, несмотря на сильное противодействие со стороны истребителей противника, выполнили поставленную перед нами боевую задачу - доставили важные сведения о скоплении техники противника, уничтожили сами несколько танков на заправочном пункте и наши стрелки сбили один FW-190.

Истребители прикрытия, которые были связаны боем с Ме-109 и FW-190 при перелёте линии фронта, также сбили один из самолётов противника и благополучно произвели посадку на своём аэродроме.

(Из сборника - "Сто сталинских соколов в боях за Родину".   Москва, "ЯУЗА - ЭКСМО", 2005 год.)

Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz