Кирия Шалва Нестерович - советский военный летчик Герой Советского Союза - Красные соколы: советские асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Звезда Героя Советского Союза

Кирия Шалва Нестерович

Ш.Н.Кирия

Родился 10 Января 1912 года в селе Цаиши, ныне Зугдидского района Республики Грузия, в семье крестьянина. Окончил 6 классов неполной средней школы. Работал в своём селе, затем переехал в Баку. С 1930 года Шалва Кирия в Красной Армии, служил красноармейцем. В 1935 году окончил Оренбургскую военную авиационную школу пилотов и лётчиков - наблюдателей.

С Июля 1941 года Старший лейтенант Ш. Н. Кирия в действующей армии. Летал на бомбардировщиках, выполнил 136 боевых вылетов на СБ.

В 1943 году окончил Курсы усовершенствования офицерского состава.

К лету 1944 года штурман 427-го истребительного авиационного полка   (294-я истребительная авиационная дивизия, 4-й истребительный авиационный корпус, 5-я Воздушная армия, 2-й Украинский фронт)  Майор Ш. Н. Кирия произвёл 189 боевых вылетов на разведку, прикрытие своих войск и сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков. В воздушных боях сбил 22 самолёта противника.

26 Октября 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Всего совершил около 250 боевых вылетов, в воздушных боях уничтожил 31 вражеский самолёт.

После войны продолжал служить в ВВС. С 1949 года командовал авиационным соединением. С 1961 года Генерал - сайор авиации Ш. Н. Кирия - в запасе. Жил и работал в городе Зугдиди. Автор книги воспоминаний - "Небо принадлежит звёздам".

Награждён орденами: Ленина  (дважды), Красного Знамени   (пять), Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды  (трижды); медалями.

*     *     *

Шалва Кирия - выходец из крестьянской семьи - пришёл вначале в ряды наземных войск, потом в кавалерию и впоследствии, переучившись на лётчика, прошёл славный боевой путь. Он вырос в настоящего аса и в огне войны проявил себя как смелый, бесстрашный воздушный воин, волевой и умелый командир. Его боевой путь увенчан многими орденами и медалями.

Окончив Оренбургскую лётную школу ВВС Красной Армии, где учился великий лётчик нашего времени Валерий Павлович Чкалов и другие прославленные авиаторы, Шалва Несторович не оставлял мысли стать лётчиком - истребителем. Но молодой авиатор был направлен в бомбардировочную авиацию, где летал на самолётах ТБ-3 и СБ.

22 Июля 1941 года, в составе бомбардировочного авиационного полка, выполнил на СБ свой первый боевой вылет на Западном фронте. В качестве командира экипажа провёл на бомбардировщике несколько десятков боевых вылетов. 28 Августа 1941 года его СБ был сбит "Мессерами", экипажу удалось спастись...

В Феврале 1942 года он переучился на истребителя в запасном авиаполку под Саратовом. Вернулся к боевой работе в Мае 1943 года, после окончания Курсов усовершенствования офицерского состава.

Ш.Н. Кирия (слева), 1943 год
Ш. Н. Кирия  (слева), 1943 год.

Его дальнейший путь проходил в 294-й истребительной авиационной дивизии. Был командиром эскадрильи, а позднее - штурманом 427-го ИАП   (151-го Гвардейского ИАП)  на Воронежском, Степном, 2-м Украинском фронтах. Освобождал Украину, Молдавию, Румынию, Венгрию, Австрию.

5 Июля 1943 года, в ходе Курской битвы, под Корочей, он провёл бой, принесший ему славу незаурядного воздушного бойца. В тот день группа "Яков" 427-го ИАП приблизилась к райну Крутой Лог - Шебекино, но там уже патрулировало до 20 Ме-109. Наших самолётов было меньше, и, кроме того, 2 наиболее опытных лётчика оторвались от остальных. В один из моментов Капитаны Ш. Н. Кирия и М. И. Зотов обнаружили несколько ниже себя 4 Ме-109. Оба одновременно перешли в атаку, и пара распалась. От огня Зотова немцы уклонились, а Кирия сумел поразить один истребитель.

Оставшийся в одиночестве уроженец Грузии был контратакован, а его Як-1 подбит. Находясь около города Короча на малой высоте, советский лётчик продолжил бой на горящей машине, и с дистанции 20 метров сбил ещё один "Мессер": вероятно, немецкий ас не ожидал подобной агрессивности. Через несколько дней немецкие солдаты обнаружили у ручья машину фельдфебеля X. Людтке   (H. Luedtke)  из III/JG3, а сам он, по имевшимся данным, попал в плен северо - западнее Шебекино. К этому времени лётчик одержал 7 побед.

Более удачливым оказался Кирия, которому энергичными маневрами удалось сбить пламя и посадить Як-1 в поле в расположении своих войск. Только выбравшись из кабины, он обнаружил, что ранен в спину. В госпитале лётчик узнал, что в прошедшем бою ему засчитали сразу 3 победы !..

К Июню 1944 года, когда командир полка Гвардии подполковник А. Д. Якименко подписал его представление к званию Героя, на счету Гвардии майора Ш. Н. Кирия было 189 боевых вылетов, из них 95 - на штурмовку, 57 воздушных боёв, 22 самолёта противника, сбитые лично, и 1 - в группе. В боях дважды был ранен.

Як-9Т из 427-го ИАП

Самолёт Як-9Т из состава 427-го истребительного авиаполка.  Район Ясс, 1944 год.

Вспоминает Герой Советского Союза А. Д. Якименко:

"Плохо, что симптомы физической и моральной усталости трудно заметить со стороны. Да и лётчик, поражённый этой болезнью, тоже не замечает, как она захватила его, точит, расслабляет мышцы и волю. Больше того, храбрясь, стараясь казаться "прежним" - энергичным, волевым лётчиком, - он невольно скрывает свою усталость, расслабленность, пока случай, потрясение не выведут его из этого состояния, не вызовут нервный взрыв.

Недавно умолк мой заместитель, сын солнечной Грузии Шалва Нестерович Кирия. Умолк, замкнулся. Рассеянным стал, апатичным. И это при южном своём темпераменте. Он заменил Черненко в начале этого года, но на фронте давно, чуть ли не с первых дней. Очень хорошо дрался под Белгородом. Помню, в одном из воздушных боёв сбил 3 самолёта противника. Среднего роста, стройный, подтянутый, следящий за собой офицер, он как-то вдруг потускнел, угас...

- Шалва, я дам тебе отдохнуть. Недельку. Идёт ?

Он посмотрел на меня недоверчиво, но поняв, что я не шучу, сразу воспрянул духом.

- Идёт ! - сказал оживлённо. - У меня в тылу есть земляк, могу отдохнуть у него.

Уехал, отдохнул. Вернувшись, стал, как и прежде, весёлым, бодрым, боеспособным.

- Шестёрке Кирия !   Воздух ! - поступила команда.

Пары взлетают одна за другой, собираются, быстро уходят вверх, направляясь к линии фронта. В синей дымке виднеются Яссы, южнее - Васлуй, с запада на фоне земли появляется группа бомбардировщиков.

- Бьём головную девятку справа и сзади, - командует Кирия.

Крутым разворотом вправо, прикрываясь лучами солнца, шестёрка выходит на курс, параллельный курсу немецких бомбардировщиков. Бесстрашный, горячий, но умеющий сдерживать себя в минуту опасности, риска, Шалва глядит на борт самолёта. Его взгляд направлен влево и вниз, туда, где, тесно прижавшись друг к другу, в чётком строю девяток плывет лавина немецких машин.

Шалва энергично качнул самолет с крыла на крыла. Это сигнал для ведомых: рассредоточиться, как и было сказано раньше, на 2 подгруппы - звено и пару, на ударную группу и группу прикрытия. Это на всякий случай: "Мессеров" пока не видно, но они могут прийти неожиданно, в самый горячий момент атаки и могут её сорвать. Вот тогда и придет на помощь звену группа прикрытия - пара.

- Приготовиться ! - скомандовал Шалва. Быстро оглянулся назад - все ли на месте, нет ли сзади вражеских истребителей. Снова смотрит вперёд. Бросил машину в пике. - Атака !

Упругий поток холодного воздуха ударил в левую щеку, засвистел мимо кабины. Снова глянул назад. Ведомый, вторая пара и несколько сзади - третья неслись за его самолётом в длинном, остром, как пика, пеленге. Машины врага приближались. Уже видны кабины, чёрные в белой окантовке кресты на крыльях... Лёгким привычным движением ручки педалей лётчик "вынес" перекрестье прицела в нужную, рассчитанную для поражения точку и, выждав ещё какую-то долю секунды, открыл огонь.

Бой ведут лётчики группы 'Меч'.

Пронесшись над группой бомбардировщиков на скорости, допустимой только в бою, "Яки" легко от них оторвались и, выйдя вперёд метров на тысячу, круто полезли вверх с разворотом в правую сторону, чтобы выйти в атаку спереди слева.

Ещё в развороте Кирия глянул вправо и вниз, туда, где шла армада немецких машин, и его охватила радость и гордость. Два бомбардировщика были сбиты, а три, получив повреждения, теряя скорость, метались на пути идущей сзади девятки. Один развернулся и шёл ей прямо навстречу, распуская хвост чёрного дыма. Не выдержав "лобовую атаку" горящей машины, немцы отпрянули влево, подставив бок атакующим.

Внезапный и точный удар разметал и вторую девятку, привёл в замешательство третью, четвёртую. Кто-то, уходя от огня наших пилотов, бросил машины в пике, кто-то принял это пике за сигнал для атаки наземной цели, и бомбы посыпались вниз на подходе к городу Яссы..."

Весной 1945 года Ш. Н. Кирия одержал свою юбилейную, 30-ю, воздушную победу. Сам он вспоминает об этом так:

"В последние дни на нашем участке появились немецкие истребители - охотники. Позавчера сбили наших 2-х штурмовиков. Погода была неважная: низкая облачность - видимость плохая. Давно истребители противника не появлялись, и штурмовики решили, можно летать самим, без сопровождения истребителей - считали, что с врагом покончено. И вот, за преждевременную беспечность поплатились головой. А вчера сильно подбили нашего пилота Кизима - с трудом добрался до аэродрома, посадку произвёл "на живот". Вечером я собрал всех пилотов побеседовать.

- Как же так ?   Что за такие охотники ?   Почему вы их не видите ?

Поднимается Игорь Василевский:

- Противник очень хитро действует: приходит, когда облачность; летает под самой кромкой облаков, но только почувствует, что мы его заметили, тут же скрывается. Прошёл немного в облаках - выходит. Увидел впереди или сбоку нашего  (чтоб не делать маневр для атаки)  - тут же бьёт и снова прячется.

- Значит, Игорь, - говорю, - летим завтра на охоту за охотниками.

Утро выдалось такое, которое благоприятствует охотникам противника: облачность 10 баллов, видимость средняя. С Игорем Василевским я вообще любил летать на любые боевые задания. Парень не подведёт - пилот высокого класса, при любом маневре в воздухе никогда не оторвётся, выйдет за ведущим всегда и повсюду. Действительно, у него голова вертится, как на шарнире; он видит на 360 градусов - то, что требуется от лётчика - истребителя.

Вот мы в районе предполагаемого появления охотников. Преднамеренно летаем ниже облачности - на высоте 200 метров. Ходим уже около 20 минут. Что-то нет охотников. Только это подумали - вскрик Игоря:

- Сзади !

Тут же огненная трасса прошла слева от меня. Сразу я убавил обороты мотора. Как договорились с Василевским, поднялись под самую кромку облаков. Идём, не меняя курса. Знаю: охотники должны скоро выскочить из облаков. Точно: вышла пара "Мессеров" впереди нас, но далековато. Прибавил обороты - увеличил скорость. Но мерзавцы, не заметив поживы, опять ушли в облака.

Я уже прикинул - подобрал соответствующую скорость, иду прямо. Если мне улыбнётся счастье - они вот-вот должны выскочить. Действительно, не обмануло чутьё: буквально в 20 метрах впереди выползают 2 "Мессера". Ничего не оставалось - нажать на все гашетки, накрыл ведущего; он загорелся и, не долетев до земли, взорвался - это был 30-й сбитый мной самолёт врага. После этого мы больше не встречали охотников противника. Немецким самолётам уже негде было базироваться. Можно было считать, что с авиацией противника покончено".

Свою последнюю победу Кирия одержал 7 Мая 1945 года неподалёку от Вены, сбив после настойчивых попыток посадить четырёхмоторный транспортный самолёт FW-200 "Кондор"...

"7 Мая 1945 года дежурный по штабу прибежал ко мне. Я находился на стоянке самолётов, вместе с лётным составом.

- Товарищ Майор, вас срочно вызывает к телефону командир корпуса товарищ Подгорный.

Я поспешил на КП, взял трубку.

- Слушаю вас, - и доложил, как положено, по уставу.

- Товарищ Кирия, вам лично ответственное за дание. Имейте в виду, упустите - разговор будет серьёзный. Дело в том, что получено сведение о том, что из Италии в направлении Вены полетит самолёт неизвестно какого типа. Известно только, что из четырёхмоторных бомбардировщиков, приспособленный под пассажирский; вооружён спаренным крупнокалиберным пулемётом и турельной установкой. В самолёте повезут очень важных персон, вероятно, гитлеровских головорезов. Задача: попробуйте заставить самолёт совершить посадку на любой из наших аэродромов.

- А если не сядет ?

- Вогнать в землю. Итак, готовность № 2. Кого возьмёте ведомым ?

Я не задумываясь называю Игоря Василевского.

- Ладно, не возражаю - подходящий, - подтвердил комкор.

Почти целый день мы с Игорем находились около самолётов. Пока команды нет. Обед принесли прямо к самолётам. Пообедали, а сигнала всё ещё нет. Так утомительно ждать. Вдруг сигнал с командного пункта: высота 4000 метров, курс 60 градусов.

В конце войны уже появились локаторы - замечательное устройство: всевидящий луч обозревает небо, а на экране видно, как на ладони, и вражеские самолёты и свои - можно вовремя предупредить об опасности, подсказать лётчику правильный ход.

Fokke-Wulf FW-200С-1

Мы в полёте. С КП получаю команду: курс 110 градусов, высота 4000 метров. Смотрю: мой прибор показывает 3500 - увеличиваю обороты, резко набираю высоту. Неожиданно впереди, чуть слева, появилась четырёхмоторная махина, похожая на "Дорнье". Я подошёл к ней с левого борта на уровне кабины лётчика, покачал своего "ястребка" - с крыла на крыло, предлагаю идти на посадку, но лётчик не реагирует, летит прямо, как будто ничего не видит. Тогда я пошёл на вираж прямо перед носом его самолёта - никакой реакции. Передаю на командный пункт, что не подчиняется - не идёт на посадку.

- Попробуйте ещё, - отвечают.

- Игорь, ты заходи слева, а я - справа. Дадим параллельно фонарям самолёта длинную, очередь из пушек.

Ш.Н.Кирия

Очереди дали так близко, что я испугался: как бы не попасть преждевременно. День уже клонился к вечеру, и трассирующая струя была очень впечатлительна. Но ничего не помогает. Противник прибавил скорость. Приближаемся к территории, занятой немцами. Я доложил об этом на командный пункт - ответа не получил. Думаю, молчание - знак согласия. Начальству тоже трудно принимать решение.

- Игорь, пристраивайся справа в плотный строй. Бьём вместе залпом. Очередь была длинной - из всего оружия. С моторов самолёта противника и плоскостей повалил сперва густой дым - самолёт вошёл в пике, потом появилось пламя. Мы сопровождали врага до высоты 500 метров. Вышли боевым разворотом в сторону своей территории, легли на курс к аэродрому. Я оглянулся - увидел огромный поднявшийся с земли столб дыма. Это был мой 31-й, а Игорев - 27-й сбитый фашистский самолёт. Особо весомый..."

Всего за войну Гвардии майор Ш. Н. Кирия произвёл около 250 успешных боевых вылетов на Як-1, Як-7Б, Як-9Т и Як-3. Сбил 28 самолётов противника лично 3 - в группе  [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 27 личных и 2 групповые победы. ]

После войны Шалва Нестерович продолжил службу в ВВС. Командовал полком, дивизией. Ушёл в отставку в 1961 году в звании Генерал - майор авиации. Жил и работал в городе Зугдиди, позднее в Сочи. Написал книгу воспоминаний о войне.

*     *     *
И.Н.Кожедуб и Ш.Н.Кирия.

Прославленные асы: И. Н. Кожедуб и Ш. Н. Кирия. 1945 год.
*     *     *

Список всех известных побед Гвардии майора Ш. Н. Кирия:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Изд. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
105.07.1943 г.1  Ме-109ПлотовецЯк-1, Як-7, Як-9.
21  Ме-109Ивановка-2
31  Ме-109вост. Короча
406.08.1943 г.1  FW-190вост. Крутой Лог
507.08.1943 г.1  FW-190юго - вост. Микояновка
605.09.1943 г.1  Ме-109Валки
704.10.1943 г.1  Ju-87юго - зап. Бородаевка
81  Ме-109Бородаевка
907.10.1943 г.1  Ju-87Бородаевское
1019.10.1943 г.2  Ju-87Лиховка
1121.10.1943 г.2  FW-190  (в группе - 2 / 3)юго - вост. Боголюбовка
1223.10.1943 г.1  Ju-87юж. Заря
1311.12.1943 г.1  Ме-109вост. Батизман
1415.01.1944 г.1  Ju-87сев. - зап. Оситная
151  FW-190зап. Петровка
1626.04.1944 г.1  FW-190юго - зап. окр. Ароняну
171  Ju-87Кирлигул
1831.05.1944 г.1  FW-190юго - вост. Кырпици
1905.06.1944 г.1  FW-190юж. Захорна
201  FW-190выс. 173  (Яссы)
2126.10.1944 г.1  Ме-109сев. - вост. Нойредьхаза
2206.11.1944 г.1  Hs-129сев. Лайошмиже
2306.12.1944 г.1  FW-190Эрчи
2408.12.1944 г.1  FW-190Мантор - Вашор
251  FW-190зап. Кишвеленце
2604.02.1945 г.1  Ме-109зап. Избег
2716.04.1945 г.1  FW-190Клобуки

      Всего сбитых самолётов - 27 + 2;  боевых вылетов - 225;   воздушных боёв - 64.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz